Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 12:54, курсовая работа
А что же такое личность? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо прежде всего, провести разграничение понятий “человек”, “индивид”, “личность”. Понятие “человек” употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (homosapiens) , человечество, которое отличается от всех иных материальных систем только ему присущим способом жизнедеятельности. Благодаря этому способу жизнедеятельности, человек на всех этапах исторического развития, во всех точках земного шара остается тождественным самому себе, сохраняет определенный онтологический статус.
Введение……………………………………………………………………….3
1.Понятие личности. Личность и общество ..................................................4
2. Личность и основные факторы ее развития………………………………6
3. Социализация личности…………..………………………………………..7
3.1. Этапы социализации………………………..………………………..7
3.2. Групповой опыт………………….………………………………….....8
3.3. Уникальный индивидуальный опыт…………………………………11
4. Эволюция жизни – начало исследований проблем жизненного пути личности……………………………………………………………………....12
5. Проблема жизненного пути в работах С.Л. Рубинштейна……………...15
6. Социальные роли………………………………………………………...19
6.1. Процесс обучения социальным ролям…………………………….21
6.2. Предписанные и достигаемые статусы и роли……………………23
Заключение…………………………………………………………………..26
Список литературы………………………………………………………….27
В обществе, где большинство статусов предписываются, индивид не может ожидать улучшения своего положения. Те, у кого низкое вознаграждение или невысокий престиж, не чувствуют своей вины в том, что они имеют низкий статус. Каждый из них считает свою роль и свой статус правильными, а сложившееся положение вещей справедливым. Такой индивид не сопоставляет свое положение с положением
других. Он свободен от чувства ненадежности, амбициозного недовольства или страха потерять свой статус. Это происходит потому, что социализация индивида не связана с ожиданием изменения статуса; он только обучается и принимает предписанные роли. Вместе с тем трудно согласиться с низким статусом в том случае, если наследственные барьеры убираются и открываются возможности для проявления всех своих способностей. Если приобретение статусов происходит на основе соревнования и доступ к соответствующему обучению открыт для каждого, тогда причиной низкого статуса может быть только неспособность и некомпетентность. Однако даже в этом случае посредственность находит возможность для достижения высокого статуса, используя преимущественные права, групповые квоты, льготы и т.п. Достигаемый статус максимально обеспечивает исполнение ролей на базе индивидуальных способностей. Роли, его сопровождающие, как правило, трудны для обучения и часто конфликтны. С существующими ныне достигаемыми статусами, вероятно, связаны как эффективное использование человеческого потенциала, так и величайшая угроза индивидуальному духовному миру личности в случае неудачной ее социализации к достигаемым ролям.
В то время как роль является поведением, ожидаемым от индивида, имеющего определенный статус, ролевое поведение является фактическим
поведением того, кто играет роль. Ролевое поведение отличается от ожидаемого во многих отношениях: в интерпретации роли, в личностных характеристиках, изменяющих шаблоны и образцы поведения, в отношении к данной роли, в возможных конфликтах с другими ролями. Все это приводит к тому, что нет двух индивидов, играющих данную роль совершенно одинаково. Не все солдаты храбры, не все священники святы, не все профессора могут служить образцами в деле обучения. Разнообразие ролевого поведения может быть значительно уменьшено при жестком
структурировании поведения, например в организациях, где прослеживается
определенная предсказуемость действий даже при различном поведении ее членов. В то время как ролевое поведение, как правило, состоит в бессознательном исполнении ролей, в некоторых случаях оно является высокосознательным; при таком поведении лицо постоянно изучает собственные усилия и создает желательный образ собственного “Я” . Американский исследователь И. Гоффман разработал концепцию драматического ролевого представления, заключающуюся в
выделении сознательного усилия к исполнению роли так, чтобы создать желаемое впечатление у других. Поведение регулируется путем согласования не только с ролевыми требованиями, но и с ожиданиями социального окружения. Согласно этой концепции, каждый из нас является актером, имеющим свою аудиторию. Дети в доме, соседи, коллеги по работе, студенты или школьники – все они, как и многие другие, составляют различные аудитории.
Заключение
Подводя итоги изложения темы, следует отметить, что жизненный процесс
личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом
личность формирует свой “Я” -образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было
успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других
смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой “Я” -образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим.
Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при
достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.
Список литературы
1. Андреева Г.М. Социальная психология. 1979.
2. Борисова Л. Г., Солодова Г. С. Социология личности. 1997
3. Вопросы психологии. 1971, № 9
4. Радугин А. А., Радугин К. А. Социология: курс лекций. 1997
5. Социология. Словарь-справочник.1990
6. Социальная психология. Под ред. В.Е. Семенова, Кузьмина Е.С.
1974
7. Социальная психология. Под ред. Предвечного Г.П., Шерковина Ю.Н.
1975.
8. Тощенко Ж. Т. Социология. Общий курс. 1999
9. Фридман Л.И., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. 1991.
10. Фролов С. С. Социология: Учебник для высших учебных заведений. 1998
11. Ядов В. А. Диспозиционная концепция личности // Социальная психология. 1979