Зигмунд Фрейд выделяет следующие уровни сознания: Я, Оно, Сверх-Я

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 15:26, контрольная работа

Описание работы

Целью моей контрольной является изучение уровней сознания Зигмунда Фрейда, и определение понятий, применяемых в феноменологии.[ 6 ]
При изучении данной работы я определила следующие задачи:
1.Рассмотреть биографию Зигмунда Фрейда;
2. Изучить уровни сознания Зигмунда Фрейда
3.Изучить само понятие феноменологии.

Содержание работы

1.Введение ……………………………………………………………
2.Основные вопросы…………………………………………………
2.1 Зигмунд Фрейд выделяет следующие уровни сознания: Я, Оно, Сверх-Я. Каково значение каждого из этих уровней, как они соотносятся в сознании личности ? …………………………………………………………………………
2.2 Дайте определение понятий, применяемых в феноменологии: феномен, интенция, трансцендентальный субъект, жизненный мир. Что означает понятие «герменевтический круг»? …………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………...

Файлы: 1 файл

1111.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

Содержание.

1.Введение ……………………………………………………………

2.Основные вопросы…………………………………………………

2.1  Зигмунд Фрейд выделяет следующие уровни сознания: Я, Оно, Сверх-Я. Каково значение каждого из этих уровней, как  они соотносятся  в сознании личности ?  …………………………………………………………………………

2.2  Дайте определение понятий, применяемых  в феноменологии: феномен, интенция, трансцендентальный  субъект, жизненный мир. Что означает понятие «герменевтический круг»?  …………………………………………………………………………

Заключение…………………………………………………………...

Список использованной литературы……………………………...

Введение.

Философия ХХ века отразила все процессы, связанные с потрясением общества, государства, личности, изменениями в статусе науки.

К этим потрясениям следует отнести и социально-экономические явления, появление массового общества, слом старых отношений и сословных перегородок, внедрение компьютерного производства, революция в естествознании, научно - техническая революция, развитие средств массовой информации, заменяющих старые средства коммуникации, выход на арену "нового среднего класса". Все эти причины оказали глубокое воздействие на мировоззрение и культуру, и не могли не отразиться на философии ХХ века.

Философия XX в. - это множество самых различных направлений философствования, многие из которых пришли из прошлого столетия и продолжают жить и развиваться в соответствии с современными реалиями. Среди всего этого многообразия есть очень влиятельные, мировые школы, есть узкие, частые направления, но все вместе они продолжают мировую историю философии, основывающуюся на традициях, обогащающуюся новациями и никогда не останавливающуюся в своем развитии.

Эти философские школы и направления отражают ряд общих тенденций развития человечества, характерных для ХХ века:

все более пристальное внимание к человеку как главному предмету философии; беспокойство за судьбы человечества, сомнение в правильности выбранного им пути развития, поиски и предложения новых стратегических ориентиров; глобальные проблемы человечества; анализ человечества как единого целого в параллелях с природой, Космосом, Богом, борьба интеграционных и националистически-региональных тенденций развития цивилизации; вечный поиск смысла и основ жизни, выдвижение культурно-духовных оснований как приоритетных для дальнейшего развития человечества и многие другие проблем.

Целью моей контрольной является изучение уровней сознания Зигмунда Фрейда, и определение  понятий, применяемых  в феноменологии.[ 6 ]

При изучении данной работы я определила следующие задачи:

1.Рассмотреть биографию Зигмунда  Фрейда;

2. Изучить уровни сознания  Зигмунда Фрейда

3.Изучить само понятие феноменологии.

4.Дать определения основным  понятиям, применяемым в феноменологии.

Основные вопросы.

2.1 Зигмунд Фрейд выделяет следующие уровни сознания: Я, Оно, Сверх-Я. Каково значение каждого из этих уровней, как  они соотносятся  в сознании личности?

Свою контрольную работу прежде всего я хочу начать, с краткой биографии  Зигмунда Фрейда.

Зигмунд Фрейд (Sigmund Freud) родился 6 мая 1856 года в маленьком австрийском городке Фрайберге, Моравия (на территории современной Чехии). Он был самым старшим из семерых детей в своей семье, хотя у его отца, торговца шерстью, было двое сыновей от предыдущего брака, и он был уже дедушкой к моменту рождения Зигмунда. Когда Фрейду было четыре года, его семья в связи с финансовыми затруднениями перебралась в Вену. Фрейд постоянно жил в Вене, в 1938 году, за год до смерти он эмигрировал в Англию. С самых первых классов Фрейд блестяще учился. Несмотря на ограниченные финансовые возможности, заставлявшие всю семью ютиться в тесной квартирке, у Фрейда была своя собственная комната и даже лампа с масляным фитилем, которой он пользовался во время занятий. Остальные члены семьи довольствовались свечами. Подобно другим молодым людям того времени, он получил классическое образование: изучал греческий и латынь, читал великих классических поэтов, драматургов и философов - Шекспира, Канта, Гегеля, Шопенгауэра и Ницше. Его любовь к чтению была так сильна, что долги в книжной лавке стремительно росли, а это не вызывало сочувствия у его отца, стесненного в средствах [1cтр. 85]. Фрейд великолепно владел немецким языком, и одно время получал призы за свои литературные победы. Он также бегло говорил на французском, английском, испанском и итальянском языках. Фрейд вспоминал, что в детстве он часто мечтал стать генералом или министром.    

 Однако, поскольку он был  евреем, почти любая профессиональная  карьера была для него закрыта, за исключением медицины и  юриспруденции - так сильны были  тогда антисемитские настроения. Фрейд выбрал медицину без особого желания. Он поступил на медицинский факультет Венского университета в 1873 году. Во время учебы он испытал на себе влияние знаменитого психолога Эрнста Брюкке Честолюбие толкало Фрейда к совершению какого-нибудь открытия, которое принесло бы ему известность уже в студенческие годы. Он внес свой вклад в науку благодаря описанию новых свойств нервных клеток у золотых рыбок, а также подтверждению существования яичек у самцов угря.    

 После получения медицинской  степени в 1881 году Фрейд занял должность в Институте анатомии мозга и проводил сравнительные исследования мозга взрослого человека и плода.. 1885 год ознаменовался критическим поворотом в карьере Фрейда. Он получил исследовательскую стипендию, которая дала ему возможность поехать в Париж и в течение четырех месяцев стажироваться у Жана Шарко,За время короткого пребывания в знаменитом госпитале Сальпетриер в Париже Фрейд из невролога стал психопатологом [1 cтр.88].    

 В 1886 году Фрейд женился на  Марте Бернайс, с которой они  прожили вместе более половины века. У них родились три дочери и три сына. В 80е годы Фрейд начал сотрудничать с Иозефом Брейером, одним из наиболее известных венских врачей. Их работа завершилась публикацией книги "Исследования истерии" (1895), в которой они пришли к выводу о том, что причиной появления истерических симптомов являются подавленные воспоминания о травматических событиях. Дату этой знаменательной публикации иногда связывают с основанием психоанализа, однако наиболее творческий период в жизни Фрейда был еще впереди .

Промежуток между 1896 и 1900 годами был для Фрейда периодом одиночества, но одиночества очень продуктивного. В это время он начинает анализировать свои сновидения, а после смерти отца в 1896 году практикует самоанализ в течение получаса перед сном ежедневно. Его наиболее выдающийся труд "Толкование сновидений" (1900) основан на анализе собственных сновидений. Однако слава и признание были еще далеко. В 1902 году было основано общество "Психологические среды" которое посещали только избранный круг интеллектуальных последователей Фрейда. В 1908 году эта организация была переименована в Венское психоаналитическое общество. Многие из коллег Фрейда, бывшие членами этого общества, стали известными психоаналитиками, каждый в своем направлении: Эрнест Джонс, Шандор Ференцп, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Ганс Сакс и Отто Ранк. Позднее Адлер, Юнг и Ранк вышли из рядов последователей Фрейда и возглавили свои конкурирующие между собой научные школы.     

 Период с 1901 по 1905 год стал  особенно творческим. Фрейд опубликовал несколько работ, в том числе "Психопатология обыденной жизни" (1901), "Три эссе о сексуальности" (1905) и "Юмор и его отношение к бессознательному" (1905). В "Трех эссе В 1909 году произошло событие, сдвинувшее психоаналитическое движение с мертвой точки относительной изоляции и проложившее для него путь к международному признанию. Г. Стэнли Холл пригласил Фрейда в Университет Кларка в Уорчестере, штат Массачусетс прочесть цикл лекций .Но были и проблемы. Прежде всего, он потерял практически все свои сбережения в 1919 году в связи с войной. В 1920 году умерла его 26 летняя дочь. Но, возможно, наиболее тяжелым испытанием для него стал страх за судьбу двух сыновей, воевавших на фронте. Отчасти под влиянием атмосферы первой мировой войны и новой волны антисемитизма в возрасте 64 лет Фрейд создал свою теорию об универсальном человеческом инстинкте - стремлении к смерти. Однако, невзирая на свой пессимизм в отношении будущего человечества, он продолжал четко формулировать свои идеи в новых книгах. Наиболее важными из них являются "Лекции по введению в психоанализ" (1920а), "По ту сторону принципа удовольствия" (1920в), "Я и Оно" (1923), "Будущее одной иллюзии" (1927), "Цивилизация и недовольные ею" (1930), "Новые лекции по введению в психоанализ" (1933) и "Очерк психоанализа", опубликованный посмертно в 1940 году. Фрейд был исключительно одаренным писателем, о чем свидетельствует награждение его Премией Гете по литературе в 1930 году.[1cтр.90]     

 Первая мировая война оказала  огромное влияние на жизнь и представления Фрейда. Работа в клинике с госпитализированными солдатами расширила его понимание разнообразия и тонкости психопатологических проявлений. Усиление антисемитизма в 1930х годах также оказало сильное влияние на его взгляды о социальной природе человека. В 1932 году он был постоянной мишенью для нападок гитлеровцев.Только благодаря дипломатическим усилиям влиятельных граждан Вены ему было разрешено покинуть этот город, вскоре после вторжения нацистов в 1938 году.[1 cтр.92]     

 Последние годы жизни Фрейда были тяжелыми. С 1923 года он страдал распространяющейся раковой опухолью глотки и челюсти, (Фрейд выкуривал ежедневно 20 кубинских сигар). Его ожидало еще одно испытание на стойкость: во время гитлеровской оккупации Австрии в 1938 году его дочь Анна была арестована гестапо. Только благодаря случайности ей удалось освободиться и воссоединиться со своей семьей в Англии. Фрейд умер 23 сентября 1939 года в Лондоне, где он оказался как перемещенный еврейский эмигрант. [1 cтр. 92]

 

 

 

 

 

 

 

 

 ПОНЯТИЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО

Самая глубокая и значительная область человеческого разума - это бессознательное. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые настолько угрожают сознанию, что были подавленны и вытеснены в область бессознательного. Неосознаваемый материал во многом определяет наше повседневное функционирование.

Изучение феномена бессознательного уходит в глубокую древность, его признавали в своей практике врачеватели самых ранних цивилизаций. Для Платона признание существования бессознательного послужило основой создания теории познания, построенной на воспроизведении того, что есть в недрах психики человека. Будучи знаком с философскими идеями Платона, Фрейд, несомненно, почерпнул оттуда некоторые представления о бессознательном. Так, вряд ли в поле его зрения не попали те размышления Платона, которые были связаны с проблемой неосознанного знания человека.[2 стр.35]

Проблема бессознательного, облаченная в форму рассмотрения возможности существования неосознанных представлений, находит свое отражение и в философии Канта (1724-1804). Фрейд неоднократно ссылается на Канта в своих работах. Текстологический анализ показывает, что основатель психоанализа был знаком не только с кантовской «Антропологией с прагматической точки зрения», но и с другими произведениями немецкого философа. Во многих случаях Фрейд не только разделяет философские идеи Канта, но и апеллирует к его авторитету, когда речь заходит об обосновании своих психоаналитических концепций. Особенно это касается проблемы бессознательного.

Размышления о проблеме бессознательного заняли важное место во многих философских работах XIX в. в этот период намечается и осуществляется поворот от рационализма эпохи Просвещения и немецкой классической философии к иррационалистическому пониманию бытия человека в мире.[3 стр.426]

На формирование психоаналитического учения Фрейда оказала влияние философия Шопенгауэра и Ницше. Многие идеи этих философов в значительной степени предопределили различные психоаналитические концепции, в том числе и фрейдовские представления о бессознательном. Разумеется, между психоаналитическим учением Фрейда и философией Шопенгауэра и Ницше нет абсолютного тождества. У Шопенгауэра бессознательное изначально онтологично: - «мировая воля» - первопричина всего сущего. Ницше в известной степени разделяет эту точку зрения, но большее внимание акцентирует на рассмотрении бессознательного, как оно функционирует в глубинах человеческого существа. Для Фрейда же бессознательное - это, прежде всего и главным образом нечто психическое, подлежащее осмыслению лишь в связи с человеком. В отличие от других, Фрейд сделал анатомию сознания и бессознательного психического научным фактом. Но объяснил он этот факт на основе лишь «отрицательного» понятия - неосознаваемой психики, понимаемой только путем отрицания за ней атрибута сознания

Известно, что главным регулятором человеческого поведения служит сознание. Фрейд открыл, что за покровом сознания скрыт глубинный, «кипящий» пласт не осознаваемых личностью могущественных стремлений, влечений, желаний. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьезно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления своих пациентов от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми, бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названный психоанализом.[2 стр.36]

Учение о бессознательном является тем фундаментом, на котором основывается вся теория психоанализа. Психоанализ (от греч. psyche-душа и analysis-решение) - часть психотерапии, врачебный метод исследования, развитый З. Фрейдом для диагностики и излечения истерии. Затем он был переработан Фрейдом в психологическую доктрину, направленную на изучение скрытых связей и основ человеческой душевной жизни

Под бессознательным не следует понимать нечто абстрактное или же какую-нибудь гипотезу, созданную для философской системы. Бессознательное - те формы душевной жизни, которые, обладая всеми свойствами психического, в то же время не являются достоянием сознания.[2 стр.37 ]

В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями («субсенсорные» или «субцептивные» реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и другие. К бессознательным явлениям относятся и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации и т. д.

Информация о работе Зигмунд Фрейд выделяет следующие уровни сознания: Я, Оно, Сверх-Я