Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2014 в 15:26, контрольная работа
Целью моей контрольной является изучение уровней сознания Зигмунда Фрейда, и определение понятий, применяемых в феноменологии.[ 6 ]
При изучении данной работы я определила следующие задачи:
1.Рассмотреть биографию Зигмунда Фрейда;
2. Изучить уровни сознания Зигмунда Фрейда
3.Изучить само понятие феноменологии.
1.Введение ……………………………………………………………
2.Основные вопросы…………………………………………………
2.1 Зигмунд Фрейд выделяет следующие уровни сознания: Я, Оно, Сверх-Я. Каково значение каждого из этих уровней, как они соотносятся в сознании личности ? …………………………………………………………………………
2.2 Дайте определение понятий, применяемых в феноменологии: феномен, интенция, трансцендентальный субъект, жизненный мир. Что означает понятие «герменевтический круг»? …………………………………………………………………………
Заключение…………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………...
Понятие интенция.
Для анализа феноменологического
соотношения адекватности и истины и ключевой
роли, которую играет в этом соотношении
принцип очевидности, Гуссерль вводит
во втором томе Логических исследований понятия «интенции»
и «наполнения», точнее говоря, «пустой
интенции» и «созерцательного наполнения».
Очевидность выступает результатом совпадения
подразумеваемого с созерцаемым. Как неоднократно
отмечалось в критической литературе,
корень такого процесса «приведения к
очевидности» заключается в том, что само
созерцание понимается Гуссерлем не в
традиционном смысле как противоположность
мышлению, но как противоположность интенции
[4 стр. 101].
Интенция, как известно,
является фундаментальной характеристикой
сознания и обозначает его свойство «быть
направленным на нечто». Т.е. коррелятом
интенции всегда выступает некая предметность,
которая и подразумевается в акте сознания.
Поэтому всякий акт сознания обозначается
Гуссерлем как интенциональный акт
сознания (или интенциональное переживание).
При этом интенциональность, направленность
сознания на предметное, возможна в различных
модификациях, которые Гуссерль обозначает
как «ноэтический момент» интенционального
акта (это может быть восприятие, образное
представление, воспоминание, оценочное
суждение и т.д.), отличая его от «ноэматического»
момента интенционального акта, связанного
со степенью модификации самой предметности,
интендируемой в акте сознания.Однако
одно лишь подразумевание некой предметности
не дает нам саму эту предметность (предметность
в модусе «как она сама себя дает»), поэтому
Гуссерль именует чистое подразумевание
предмета, который еще не стал предметом непосредственного
опыта, «пустой» или «сигнитивной» [4 стр.110]
интенцией. Эта пустота интенции, в свою
очередь, не означает, что интенция не
содержит вообще никакого предмета, но
лишь то, что предмет, подразумеваемый
в такой интенции, еще не получил своего
созерцательного наполнения, а значит,
не проявил себя как феномен. Иными словами,
предмет пустой интенции определен исключительно
интенционально, в качестве значения,
которому еще не соответствует никакая
созерцаемая данность: «сигнитивная интенция
просто указывает на предмет» [5 стр.189].
Понятие жизненный мир в философии Гуссерля.
Выражение "жизненный мир" встречалось в работах Гуссерля и до 1920 г., однако оно было нагружено иначе. Так, в лекциях 1910-1911 гг. "Основные проблемы феноменологии" выражение "жизненный мир" употреблялось в смысле "простого мира опыта", "естественного понятия мира" в отличие от теоретических построений науки. В 20-х годах это понятие встречается чаще, особенно в лекциях но феноменологической психологии 1925-1928 гг. и во "Введении в феноменологическую философию" (1926-1927). Гуссель называет соответствующий раздел "Жизненный мир как забытый смысловой фундамент естествознания". Он подчёркивает, что "уже Галилей осуществил замещение единственно реального, опытно воспринимаемого и данного в мире опыта - мира нашей повседневной жизни миром идеальных сущностей, который обосновывается математически. Это замещение было воспринято его последователями и физиками последующих столетий" [4 стр.86]. В итоге "не стало предметом размышления" как "то, что дано непосредственно", так и то, "как в свободном фантазировании из непосредственно созерцаемого мира и его форм создаются … эмпирически-созерцательные и отнюдь не точные формы…", а "естествознание и связанная с ним геометрия" изменили "целям, которые заключены в этой жизни и должны быть соотнесены с жизненным миром" [4 стр. 87]. По мнению Гуссерля, "человек, живущий в этом мире, в том числе и человек, исследующий природу, может ставить все практические и теоретические вопросы, только находясь внутри этого мира,может теоретически относиться к нему лишь в бесконечно открытом горизонте непознанного … Мы сталкиваемся с этим миром как миром известных и неизвестных нам реалий". "К миру действительного, опытного созерцания" Гуссерль относит "и форму пространства-времени, и все формы организации тел, среди которых мы сами живём в соответствии с телесным способом существования личности" [4 стр.87]. "Это действительно созерцаемый, опытный и в опыте постигаемый мир, в котором практически разворачивается вся наша жизнь, сохраняется неизменным в своей собственной сущностной структуре, в собственном конкретном каузальном способе бытия независимо от того, постигаем ли мы его непосредственно или с помощью каких-то искусственных средств … "видимые" вещи всегда нечто большее, чем то, что мы в них "действительно и подлинно" видим" [5 стр. 88].
Что означает понятие «герменевтически круг»?
Прежде чем, определить понятие «герменевтического круга» ,необходимо изучить, что представляет собой понятие герменевтика.
Герменевтика (др.-греч. искусство
толкования от др.-греч. толкую)
1) теория и методология истолкования текстов
("искусство понимания"); 2)направление
в философии XX века, выросшее на основе
теории интерпретации литературных текстов.
С точки зрения герменевтики задача философии
заключается в истолковании предельных
значений культуры, поскольку реальность
мы видим сквозь призму культуры, которая
представляет собой совокупность основополагающих
текстов.
Теоретик и (или) практик в области библейской
(богословской), философской или филологической
герменевтики называется гермене?втом.
В широком смысле понятие "герменевтика"
может иметь следующие значения:
1. искусство интерпретации (толкования)
текстов,
2. теория понимания, постижения смысла,
3. искусства постижения чужой индивидуальности,
4. учения о принципах гуманитарных наук.
Термин герменевтика применялся чаще
всего в отношении библейских текстов,
затем — в значении учения о восстановлении
первоначального смысла литературных
памятников, дошедших в искажённом и частичном
виде, непонятных без комментариев, а также
в значении истолкования всякого произведения
(сюда относятся, например, объяснительные
издания авторов). В этом смысле герменевтика
— дисциплина филологической критики.
Герменевтике придаётся большое значение
в литературоведении, поскольку при исследовании
любого памятника литературы необходимо
его максимально объективное толкование.
Надо оговориться, что под текстом в герменевтике
понимают не только рукописные творения
авторов, но и произведения искусства,
исторические события и другие объекты,
которые «поддаются» пониманию. Процесс
понимания рассматривают как движение
по так называемому герменевтическому
кругу. С одной стороны, текст рассматривают
по отношению к эпохе, литературному жанру.
С другой стороны, текст является духовной
жизнью автора, а сама его духовная жизнь
является частью исторической эпохи. Представление
текста с этих двух позиций, переход от
общего к частному и обратно и есть движение
по герменевтическому кругу.[5 cтр. 135]
Герменевтика также является философским
методом анализа текста. Так называется
и философское направление, разрабатывающее
философское применение герменевтики.
Сторонниками и философами, внесшими значительный
вклад в герменевтику, являются Гадамер,
Шлейермахер и Поль Рикёр.
Другим активным идеологом герменевтики
можно назвать философа и историка Вильгельма
Дильтея. Дильтей стремился оспаривать
методику изучения природы путем внешнего
наблюдения; он был активным сторонником
«вчувствования». Таким образом он призывал
реконструировать исторические события
и внешние явления путем самонаблюдения,
понимания событий методом их личностного
«сопереживания», «вживания» в них как
во фрагмент духовного целого, как части
всемирного единения природы и Духа.
Философская герменевтика - направление
в философии, которое исследует теорию
и практику истолкования, интерпретации,
понимания. Свое название герменевтика
получила от имени греческого бога Гермеса,
который был посредником между богами
и людьми - истолковывал волю богов людям
и доносил пожелания людей богам. Главная
идея герменевтики: существовать - значит
быть понятым. Предметом исследования,
как правило, является текст.
К фундаментальным понятиям герменевтики
относятся:
-«герменевтический треугольник»;
-«герменевтический круг».
Первыми герменевтиками были средневековые
теологи - схоласты, которые занимались
«расшифровкой» смысла божественных идей,
заложенных в тексте Библии. К числу философов
- герменевтиков можно отнести Ф. Шлейермахера,
Г. Гадамера, П. Рикера.
Согласно Шлейермахеру при толковании
текста возможны два метода - грамматический
и психологический. С помощью первого
выявляется «дух языка», с помощью второго
- «дух автора». Герменевтика (толкование
текста) имеет смысл при родственности
душ автора и читателя. Если автор слишком
далек от читателя, текст никогда не будет
понят до конца при всех усилиях герменевтики,
однако при полном сходстве автора и читателя
в тексте не остается скрытого смысла
и он не будет нуждаться в толковании.[5 cтр.
137]
Понимание осуществляется двумя путями
(их совокупностью):
-дивинации - искусственного «вживания»
в душу автора текста;
-сравнения - сопоставления фактов, других
данных.
Дивинация должна чередоваться со сравнением
и наоборот. Когда читатель окончательно
поймет и логику языка, и душу автора, текст
будет полностью понят.[5 cтр.138]
Заключение.
Целью моей контрольной работы являлось: изучение философии ХХ века, изучение уровней сознания Зигмунда Фрейда, и определение понятий, применяемых в феноменологии. Были определены основные задачи такие как: изучение биографии Зигмунда Фрейда, уровней его сознания, определение понятия феноменологии. Так же, необходимо было дать определения основным понятиям, применяемым в феноменологии
В заключении можно сделать вывод: философия отражает духовное развитие общества на каждом этапе развития этого общества. На первом месте всегда стоят проблемы общества. В философии ХХ го века на первом плане стоят две тесно связанные проблемы: проблема сущности и смысла человеческого бытия и проблема смысла и закономерности истории . Так же проблема сознания изначально привлекала самое пристальное внимание философов .Философия ХХ века ставит в центр своего внимания как основной вопрос отношение материи и сознания, а тем самым и проблему сознания
Исходя из этого, в заключении
можно сказать, что философский анализ
сущности сознания исключительно важен
для правильного понимания места и роли
человека в мире.
Итак, сознание выступает как ключевое,
исходное философское понятие для анализа всех
форм проявления духовной и душевной жизни
человека в их единстве и целостности,
а также способов контроля и регуляции
его взаимоотношений с действительностью,
управление этими взаимоотношениями.
На основании вышесказанного можно сделать
вывод, что взаимоотношения между психоанализом
и философией весьма устойчивы и многогранны.
Философские идеи мыслителей прошлого
оказали существенное влияние на становление
и формирование психоаналитического учения
Фрейда о человеке и культуре.
Так же представления Фрейда о психической
реальности и бытии человека в мире играют
огромную роль и оказывают влияние
на общественное сознание в странах как
Запада, так и России, чем другие философские
течения.
Список использованной литературы.
1 Джонс Эрнест. Жизнь и творения Зигмунда Фрейда, Москва, 1997.- C.85-97
2 Зигмунд Фрейд, психоанализ и русская мысль, сост. В.М. Лейбин, Москва, «Республика», 1994. – С.35-38
3 . Фрейд. Психология бессознательного: сборник произведений, Москва «Просвещение», 1989. – С. 426-430
4.Гайдаенко П.П. Научная рациональность и философский разум в интерпретации Эдмунда Гуссерля. Вопросы философии. 1992. №7. С.86-110.
5. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. - Новочеркасск: Агенство САГУНА, 1994.-С.50-189.
6.http://www.psiholog-khv.ru
Информация о работе Зигмунд Фрейд выделяет следующие уровни сознания: Я, Оно, Сверх-Я