Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 13:14, контрольная работа
Описание работы
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения , существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило , неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3 1.Психология в дошкольном возрасте………………………………….4 2. Развитие психических процессов в дошкольном возрасте……….5 2.1. Развитие восприятия в дошкольном возрасте…………………..6 2.2. Развитие мышления в дошкольном возрасте……………………..8 2.3. Развитие памяти в дошкольном возрасте………………………..9 2.4. Развитие речи в дошкольном возрасте…………………………11 3.Подготовка к обучению в школе………………………………….13 4. Значение игры в развитии психики дошкольника……………….16 4.1. Игровые методы…………………………………………………..16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...19 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
2. Развитие психических
процессов в дошкольном возрасте……….5
2.1. Развитие восприятия
в дошкольном возрасте…………………..6
2.2. Развитие мышления
в дошкольном возрасте……………………..8
2.3. Развитие памяти
в дошкольном возрасте………………………..9
2.4. Развитие речи в дошкольном
возрасте…………………………11
3.Подготовка к
обучению в школе………………………………….13
4. Значение игры в развитии
психики дошкольника……………….16
4.1. Игровые методы…………………………………………………..16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ…………………...20
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………..21
Введение
«От пятилетнего
ребенка до меня – один шаг, а от новорожденного
до пятилетнего – страшное расстояние».
Л.Н.Толстой
Дошкольный возраст - особо
ответственный период в воспитании, так
как является возрастом первоначального
становления личности ребенка. В это время
в общении ребенка со сверстниками возникают
довольно сложные взаимоотношения , существенным
образом влияющие на развитие его личности.
В дошкольном возрасте мир ребенка
уже, как правило , неразрывно связан с
другими детьми. И чем старше становится
ребенок, тем большее значение для него
приобретают контакты со сверстниками.
Итак, дошкольное детство - чрезвычайно
важный период развития человека. Его
существование обусловлено общественно-историческим
эволюционно-биологическим развитием
общества и конкретного индивидуума, что
определяет задачи и возможности развития
ребенка данного возраста. Дошкольное
детство обладает самостоятельной ценностью
вне зависимости от предстоящего ребенку
школьного обучения.
Дошкольный период детства
сензитивен для формирования у ребенка
основ коллективистских качеств, а также
гуманного отношения к другим людям. Если
основы этих качеств не будут сформированы
в дошкольном возрасте, то вся личность
ребенка может стать ущербной, и впоследствии
восполнить этот пробел будет чрезвычайно
трудно.
Дошкольный возраст - это этап
психического развития детей, охватывающий
период от 3 до 6-7 лет, характерен тем, что
ведущей деятельностью является игра,
весьма важен для формирования личности
ребенка. Выделяют три периода:
1)младший дошкольный возраст
- от 3 до 4 лет;
2)средний дошкольный возраст
- от 4 до 5 лет;
3)старший дошкольный возраст
- от 5 до 7 лет.
В период дошкольного возраста
ребенок открывает для себя не без помощи
взрослого мир человеческих взаимоотношений,
разных видов деятельности.
1. Психология в
дошкольном возрасте. Существенную роль в формировании
личности ребенка играет потребность
в общении со сверстниками, в кругу которых
он находится с первых лет жизни. Между
детьми могут возникать самые разные формы
взаимоотношений. Поэтому очень важно,
чтобы малыш с самого начала пребывания
в дошкольном учреждении приобретал положительный
опыт сотрудничества, взаимопонимания.
На третьем году жизни взаимоотношения
между детьми возникают в основном на
основе их действий с предметами, игрушками.
Эти действия приобретают совместный,
взаимозависимый характер. К старшему
дошкольному возрасту в совместной деятельности
дети уже осваивают следующие формы сотрудничества:
чередуют и согласовывают действия; контролируют
действия партнера, исправляют его ошибки;
помогают партнеру, выполняют часть его
работы; принимают замечания партнера,
исправляют свои ошибки. В процессе совместной
деятельности ребята приобретают опыт
руководства другими детьми, опыт подчинения.
У дошкольников нет еще осознанной борьбы
за руководство. В дошкольном возрасте
продолжают развиваться способы общения.
Генетически наиболее ранней формой общения
является подражание. А.В. Запорожец отмечает,
что произвольное подражание малыша —
один из путей овладения общественным
опытом.
На протяжении дошкольного
возраста у ребенка меняется характер
подражания. Если в младшем дошкольном
возрасте он подражает отдельным формам
поведения взрослых и сверстников, то
в среднем дошкольном возрасте ребенок
уже не слепо подражает, а сознательно
усваивает образцы норм поведения. Деятельность
дошкольника разнообразна: игра, рисование,
конструирование, элементы труда и учения,
в чем и проявляется активность ребенка.
В дошкольном возрасте под влиянием
обучения и воспитания происходит интенсивное
развитие всех познавательных психических
процессов. Это относится к сенсорному
развитию.
Сенсорное развитие — это совершенствование
ощущений, восприятий, наглядных представлений.
У детей снижаются пороги ощущений. Наиболее
доступными для дошкольника сенсорными
эталонами являются геометрические формы
(квадрат, треугольник, круг) и цвета спектра.
Сенсорные эталоны формируются в деятельности.
Лепка, рисование, конструирование больше
всего способствуют ускорению сенсорного
развития.
Дошкольный возраст — начальный
этап формирования личности. (Приложение 1)
В дошкольном возрасте дети
начинают руководствоваться в своем поведении
нравственными нормами. Знакомство с нравственными
нормами и понимание их ценности у ребенка
формируется в общении со взрослыми, которые
дают оценку противоположных действий
(говорить правду — хорошо, обманывать
— плохо) и предъявляют требования (надо
говорить правду). Примерно с 4 лет малыши
уже знают, что следует говорить правду,
а обманывать плохо. Но знания, имеющиеся
практически у всех детей этого возраста,
не обеспечивают сами по себе соблюдения
нравственных норм..
Усвоение ребенком норм и правил,
умение соотнести свои поступки с этими
нормами постепенно приводят к формированию
первых задатков произвольного поведения,
т.е. такого поведения, для которого характерны
устойчивость, соответствие внешних поступков
внутренней позиции.
Д.Б.Эльконин подчеркивает,
что на протяжении дошкольного возраста
ребенок проходит огромный путь развития
— от отделения себя от взрослого (“Я
сам”) до открытия своей внутренней жизни,
самосознания. При этом решающее значение
имеет характер мотивов, побуждающих личность
к удовлетворению потребностей в общении,
деятельности, в определенной форме поведения.
2. Развитие психических
процессов
В дошкольный период происходит
развитие многих человеческих способностей,
усвоение знаний и умений. Под влиянием
воспитания и обучения происходит интенсивное
развитие у детей всех познавательных
процессов, таких, как: восприятие, мышление,
память, внимание, воображение, речь и
др. Чем раньше ребенка начинают воспитывать
и обучать, тем быстрее и эффективнее осуществляется
его психическое развитие. От рождения
до «взрослости» ребенок проходит огромный
путь развития, превращаясь из совершенно
беспомощного существа в многогранную
и неповторимую человеческую личность.
Проблема психического развития детей,
становления человеческой личности является
одной из самых сложных проблем психологии и
одной из центральных. Если опыт детей
преддошкольного возраста ещё очень ограничен,
то у ребёнка-дошкольника запас временных
связей значительно возрастает. Под педагогическим
воздействием окружающих они становятся
богаче и разнообразнее по содержанию.
Вместе с тем возрастает влияние
прежнего опыта на последующее поведение
ребёнка, а также на образование новых
временных связей. Действия дошкольника
приобретают более осмысленный характер,
чем у преддошкольника.
2.1. Развитие восприятия
в дошкольном возрасте
Чтобы правильно ориентироваться
в окружающем мире, важно воспринимать
не только каждый отдельный предмет (стол,
цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс
каких-то предметов в целом (игровую комнату,
картину, звучащую мелодию). Объединить
отдельные свойства предметов и создать
целостный образ помогает восприятие
- процесс отражения человеком предметов
и явлений окружающего мира при их непосредственном
воздействии на органы чувств. Восприятие
даже какого-нибудь простого предмета
очень сложный процесс, который включает
работу сенсорных (чувствительных), двигательных
и речевых механизмов.
Ребенок не рождается с готовым
умением воспринимать окружающий мир,
а учится этому. В младшем дошкольном возрасте
образы воспринимаемых предметов отличаются
большой смутностью и нечеткостью. Так,
дети трех-четырех лет не узнают на утреннике
переодетую в костюм лисицы воспитательницу,
хотя ее лицо и открыто. Несмотря на то,
что ребенок с самого рождения может видеть,
улавливать звуки, его необходимо систематически
учить рассматривать, слушать и понимать
то, что он воспринимает. Механизм восприятия
готов, но пользоваться им ребенок еще
только учится.
На протяжении детства ребенок
все более точно начинает оценивать цвет
и форму окружающих объектов, их вес, величину,
температуру, свойства поверхности и др.
Он учится воспринимать музыку, повторяя
ее ритм, мелодический рисунок. Учится
ориентироваться в пространстве и времени,
в последовательности событий. Играя,
рисуя, конструируя, выкладывая мозаику,
делая аппликации, ребенок незаметно для
себя усваивает сенсорные эталоны - представления
об основных разновидностях свойств и
отношений, которые возникли в ходе исторического
развития человечества и используются
людьми в качестве образцов, мерок.
К пяти годам ребенок легко
ориентируется в гамме основных цветов
спектра, называет базовые геометрические
фигуры. В старшем дошкольном возрасте
идет совершенствование и усложнение
представлений о цвете и форме. Так, ребенок
узнает об изменяемости каждого цвета
по насыщенности (более светлый, более
темный), о том, что цвета разделяются на
теплые и холодные, знакомится с мягкими,
пастельными, и резкими, контрастными,
сочетаниями цветов.
В дошкольном детстве совершенствуется
восприятие пространства. Если в три-четыре
года для ребенка точкой отсчета является
свое тело, то к шести-семи годам дети научаются
ориентироваться в пространстве независимо
от собственной позиции, умеют менять
точки отсчета.
Гораздо сложнее ребенку дается
восприятие времени. Время текуче, оно
не имеет наглядной формы, любые действия
происходят не со временем, а во времени.
Ребенок может запомнить условные обозначения
и меры времени (минута, час, завтра, позавчера
и т. п.), но не всегда умеет употреблять
их верно, так как эти обозначения имеют
условный и относительный характер.
Старшие дошкольники активно
входят в мир художественного творчества.
Восприятие художественных произведений
- это единство познания и переживания.
Ребенок учится не просто фиксировать
то, что представлено в художественном
произведении, но и воспринимать чувства,
которые хотел передать его автор.
В дошкольном возрасте развивается
восприятие сказки. По мнению выдающегося
психоаналитика, детского психолога и
психиатра Бруно Бетельхейма, сказка,
как почти каждый вид искусства, становится
своего рода психотерапией для ребенка.
В мир сказок ребенка вводят взрослые.
Они могут способствовать тому, чтобы
сказка действительно становилась волшебницей,
которая может преобразить ребенка и его
жизнь. Д. Б. Эльконин подчеркивал, что
классическая сказка максимально соответствует
действенному характеру восприятия ребенком
художественного произведения, так как
в ней намечается трасса тех действий,
которые должен осуществить ребенок, и
ребенок идет по этой трассе. Сказки, где
этой трассы нет, ребенок перестает понимать.
Особенности восприятия ребенком
окружающих людей проявляются и в его
оценочных суждениях. Наиболее яркую оценку
дети дают тем взрослым, к которым испытывают
привязанность. Например, в оценочных
суждениях детей о взрослых выделяются
указания на их внешний вид ("Она всегда
нарядная, красивая, светлая"), проявленное
к ним отношение ("Она меня кружит, обнимает"),
информированность, умения взрослого
("Когда что-нибудь не понимаю, она мне
все говорит и другим тоже"), нравственные
качества ("Она ласковая, веселая").
Восприятие детьми друг друга зависит
от того, насколько популярен или же отвержен
ребенок в детском сообществе. В специальных
исследованиях выявлено, что чем выше
положение старшего дошкольника в группе,
тем выше его оценивают сверстники, и наоборот.
Оценивая детей, к которым проявлялась
симпатия, дети шести лет называют в подавляющем
большинстве лишь положительные качества
сверстников: "красивый", "хорошо
рисует", "умеет читать", "интересно
рассказывает сказки" и т. п. О тех сверстниках,
к которым нет симпатии, дети отзываются
негативно: "бьет", "плохо играет",
"жадный" и т. п.
Если оценочные суждения об
окружающих людях младшего дошкольника,
как правило, недифференцированны, неустойчивы,
изменчивы, то к шести-семи годам они становятся
более полными, развернутыми, адекватными.
По мере взросления дети все чаще воспринимают
не столько внешние, сколько внутренние
личностные качества других людей.