Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2015 в 13:14, контрольная работа
Описание работы
Дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании, так как является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения , существенным образом влияющие на развитие его личности. В дошкольном возрасте мир ребенка уже, как правило , неразрывно связан с другими детьми. И чем старше становится ребенок, тем большее значение для него приобретают контакты со сверстниками.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………3 1.Психология в дошкольном возрасте………………………………….4 2. Развитие психических процессов в дошкольном возрасте……….5 2.1. Развитие восприятия в дошкольном возрасте…………………..6 2.2. Развитие мышления в дошкольном возрасте……………………..8 2.3. Развитие памяти в дошкольном возрасте………………………..9 2.4. Развитие речи в дошкольном возрасте…………………………11 3.Подготовка к обучению в школе………………………………….13 4. Значение игры в развитии психики дошкольника……………….16 4.1. Игровые методы…………………………………………………..16 ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………...19 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………
Вполне достаточно, если в итоге
дошкольного обучения ребенок познакомится
с теми областями, которые служат предметом
изучения разных наук, начнет их выделять,
отличать растения от животных, природное
от созданного руками человека, вредное
от полезного.
Особое место в психологической
готовности к школе занимает овладение
некоторыми специальными знаниями и навыками,
традиционно относящими собственно школьным,
- грамотой, счетом, решением арифметических
задач.
Начальная школа рассчитана
на детей, не получивших не какой специальной
подготовке, и начинает обучать их грамоте
и математике с самого начала. Поэтому
нельзя считать соответствующие знания
и навыки обязательной составной частью
готовности ребенка к школьному обучению.
Вместе с тем значительная часть детей,
поступающих в первый класс, умеет читать,
а счетом в той или иной мере владеют почти
все дети. Овладение грамотой и элементами
математике в дошкольном возрасте может
влиять на успешность школьного обучения,
поможет ребенку учиться в школе и усвоения
понятия числа и некоторых первоначальных
математических понятий.
Что же касается навыков чтения,
счета, решения задач, то их полезность
зависит от того, на какой основе они построены,
насколько правильно сформированы.
О готовности к усвоению школьной
программы свидетельствуют не сами знания
и навыки, а уровень развития познавательных
интересов и познавательной деятельности
ребенка.
Познавательные интересы складываются
постепенно, в течение длительного времени
и не могут возникнуть сразу при поступлении
в школу, если в дошкольном возрасте их
воспитанию не уделяли достаточного внимания.
Наибольшие трудности в начальной школе
испытывают не те дети, которые имеют к
концу дошкольного возраста недостаточный
объем знаний и навыков, а те, которые проявляют
интеллектуальную пассивность, у которых
отсутствуют желание и привычка думать,
решать задачи, прямо не связанные с какой
- либо интересующей ребенка игровой или
житейской ситуацией.
Формированию устойчивых познавательных
интересов способствуют условия систематического
дошкольного обучения. Уровень развития
познавательной деятельности, который
может быть, достигнут детьми к концу дошкольного
возраста и который достаточен для успешного
обучения в начальной школе, включает
в себя, кроме произвольного управления
этой деятельностью, о чем говорилось
раньше, и определенные качества восприятия
и мышления ребенка.
Обобщение развивается в процессе
познания ребенком свойств различных
предметов. Поэтому очень важно предоставить
малышу возможность исследовать окружающий
его мир. Детям нравится возится с песком,
водой, глиной, камешками и т. д. Им интересно
готовить вместе с мамой или бабушкой
тесто, а потом испечь пирог. Их интересует
как пахнет, что съедобно, а что нет, что
будет если что-нибудь посадить и т. д.
Для развития обобщения с детьми
необходимо играть в развивающие игры.
По ходу таких игр ребенок усваивает различные
понятия и учится классифицировать предметы.
При этом существенно расширяется его
кругозор и представление о мире.
Психическая готовность к школе
включает качества личности ребенка, помогающие
ему войти в коллектив класса, найти свое
место в нем. Это общественные мотивы поведения,
те усвоенные ребенком правила поведения
по отношению к другим людям и то умение
устанавливать и поддерживать взаимоотношения
со сверстниками, которые формируются
в совместной деятельности дошкольников.
Если ребенок хочет учится,
старательно выполняет все требования
учителя, умеет работать по образцу и по
правилу, обладает хорошей обучаемостью,
то в школе у такого первоклассника не
должно быть особых проблем.
4.Значение игры
в развитии психики дошкольника.
1) В игре ребенок учится
полноценному общению со сверстниками.
2) Учиться подчинять свои
импульсивные желания правилам
игры. Появляется соподчинение мотивов
- "хочу" начинает подчиняться
"нельзя" или "надо".
3) В игре интенсивно
развиваются все психические
процессы, формируются первые нравственные
чувства (что плохо, а что хорошо).
4) Формируются новые мотивы
и потребности (соревновательные, игровые
мотивы, потребность в самостоятельности).
5) В игре зарождаются
новые виды продуктивной деятельности
(рисование, лепка, аппликация).
4.1. Игровые методы
Игровых методы обучения нацелены
на то, чтобы научить детей осознавать
мотивы своего учения, своего поведения
в игре и в жизни, т.е. формировать цели
и программы собственной самостоятельной
деятельности и предвидеть ее ближайшие
результаты.
Дети повторяют в играх то, к
чему относятся с полным вниманием, что
им доступно наблюдать и что доступно
их пониманию. Уже потому игра, по мнению
многих ученых, есть вид развивающей, социальной
деятельности, форма освоения социального
опыта, одна из сложных способностей человека.
Отечественные психологи и
педагоги процесс развития понимали как
усвоение общечеловеческого опыта, общечеловеческих
ценностей. Об этом писал Л.С. Выготский:
«Не существует исходной независимости
индивида от общества, как нет и последующей
социализации».
Игра является деятельностью,
в которой стабильное отражают именно
правила и условности игры - в них заложены
устойчивые традиции и нормы, а повторяемость
правил игры создает тренинговую основу
развития ребенка.
Из раскрытия понятия игры педагогами,
психологами различных научных школ можно
выделить ряд общих положений:
Игра выступает самостоятельным
видом развивающей деятельности детей
разных возрастов.
Игра детей есть самая свободная
форма их деятельности, в которой осознается,
изучается окружающий мир, открывается
широкий простор для личного творчества,
активности самопознания, самовыражения.
Игра есть практика развития.
Дети играют, потому что развиваются, и
развиваются потому, что играют.
Игра - главная сфера общения
детей; в ней решаются проблемы межличностных
отношений, приобретается опыт взаимоотношений
людей.
Многие исследователи пишут,
что закономерности формирования умственных
действий на материале дошкольного обучения
обнаруживается в игровой деятельности
детей. В ней своеобразными путями осуществляется
формирование психических процессов:
сенсорных процессов, абстракции и обобщения
произвольного запоминания и т.д. Игровое
обучение не может быть единственным в
образовательной работе с детьми. Оно
не формирует способности учиться, но,
безусловно, развивает познавательную
активность дошкольников.
Все игры познавательные. «Дидактические
игры» - этот термин правомерен по отношению
к играм, целенаправленно включаемых в
раздел дидактики.
Существует несколько групп
игр, развивающих интеллект, познавательную
активность ребенка.
I группа - предметные игры,
как манипуляции с игрушками
и предметами. Через игрушки - предметы
- дети познают форму, цвет, объем, материал,
мир животных, мир людей и т.п.
II группа - игры творческие,
сюжетно-ролевые, в которых сюжет
- форма интеллектуальной деятельности.
III группа игр, которая
используется как средство развития
познавательной активности детей
- это игры с готовыми правилами,
обычно и называемые дидактическими.
Как правило, они требуют от
дошкольника умения расшифровывать,
распутывать, разгадывать, а главное
- знать предмет.
IV группа игр - строительные,
трудовые, технические, конструкторские.
Эти игры отражают профессиональную деятельность
взрослых.
V группа игр, интеллектуальных
игр - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие
на психическую сферу. Основанные
на соревновании, они путем сравнения
показывают играющим дошкольникам
уровень их подготовленности, тренированности,
подсказывают пути самосовершенствования,
а значит, побуждают их познавательную
активность.
Результативность дидактических
игр зависит, во-первых, от систематического
их использования, во-вторых, от целенаправленности
программы игр в сочетании с обычными
дидактическими упражнениями. Например,
в решении проблемы развития познавательной
активности необходимо считать основной
задачей развитие самостоятельного мышления
ученика. Значит, необходимы группы игр
и упражнения, формирующие умение выделять
основные, характерные признаки предметов,
сравнивать, составлять их, групп игр на
обобщение предметов по определенным
признакам, умение отличать реальные явления
от нереальных, воспитывающие умение владеть
собой и т.д.
Заключение
Ранний возраст - это период
быстрого формирования всех свойственных
человеку психофизиологических процессов.
Своевременно начатое и правильно осуществляемое
воспитание детей раннего возраста является
важным условием их полноценного развития.
Высокие темпы развития детей
дошкольного возраста, в том числе и умственного,
требуют дифференциации обучения в различных
возрастных группах. С момента рождения
к завершению дошкольного возраста ребенок
успевает проделать гигантскую работу:
научается обращаться с различными окружающими
его вещами, ходить, устанавливать эмоциональный
контакт с близкими, понимать родную речь,
обретает первоначальные навыки общения.
Ребенок развивает представления
о себе самом и разных сферах окружающей
действительности: природе, продуктах
человеческой культуры, человеческих
отношениях. Также ребенок осваивает способы
получения этих знаний. У ребенка формируется
умение слушать взрослого, отвечать на
вопросы и задавать их, самостоятельно
экспериментировать с действительностью.
Уровень овладения подобными способами
наряду с освоенной ребенком информацией
характеризует содержательную стороны
его умственного развития.
Эти изменения в детском сознании
приводят к тому, что к концу дошкольного
возраста ребенок становится готовым
к принятию новой для него социальной
роли школьника, усвоению новой (учебной)
деятельности и системы обобщенных знаний,
составляющих основы наук. Иными словами,
у него формируется психологическая готовность
к систематическому обучению в школе.
Следует подчеркнуть, что эти
важные для дальнейшего развития изменения
психики ребенка не происходят сами по
себе, а являются результатом целенаправленного
педагогического воздействия.
Подготовка ребенка к школьному
периоду развития - одна из важнейших задач
дошкольного обучения и воспитания, где
главным условием полноценного развития
ребенка является целенаправленное и
осознанное руководство со стороны взрослых
- педагогов и родителей, а это возможно
лишь тогда, когда работа с ребенком построена
на ясном понимании закономерностей психического
развития и специфики последующих возрастных
этапов, знании того, какие возрастные
новообразования являются основой дальнейшего
развития ребенка.
Список использованной
литературы
1)Асеев В. Г. Возрастная
психология: Учебное пособие.—Иркутск/
1989..
2)Баскакова И.Л. «Внимание дошкольника.
Методы его изучения и развития: Методические
рекомендации» «Институт общегуманитарных
исследований» Москва /2002 г.
3)интернет-источник http://zhurnal-razvitie.ru/
4)Эльконин Д.Б. Психология игры.
М.:Педагогика /2008.
5)Эльконин Д.Б. Детская психология.
3-е издание М: Академия: Классическая учебная
книга
6)Мухина В.С.Психология детства
и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогическихфакультетов
вузов. -- М.: Институт практической психологии/
1998
7)Обухова Л.Ф.Детская психология:
теории, факты, проблемы. -- М.: Тривола /1995