Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 10:08, контрольная работа
Цели:
Дать целостное, систематизированное, представление об ощущениях
Задачи:
Раскрыть понятие ощущение
Рассмотреть развитие философских воззрений на природу ощущений.
Проанализировать рефлекторную природу ощущений,
Классифицировать ощущения
Раскрыть общие свойства ощущений (качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация), пороги ощущений.
Конкретизировать понятие чувствительность, явление адаптации0 взаимодействие ощущений (сенсибилизация, синестезия), совершенствование ощущений в процессе упражнений.
Тема занятия: Значение ощущений в жизни человека
Актуальность: Важнейшим источником информации о внешнем мире и собственном теле для человека являются его ощущения. О богатстве окружающего мира, о звуках и красках, запахах и температуре, величине и о многом другом мы узнаем именно благодаря анализаторам. С помощью их человеческий организм получает в виде ощущений разнообразную информацию о состоянии внешней и внутренней среды.
Многие проблемы, с
которыми столкнулись
Актуальность темы
исследования ощущений
Цели:
Дать целостное, систематизированное, представление об ощущениях
Задачи:
Форма организации: классическая лекция
Форма взаимодействия: учитель-ученик
Время: 1.5 часа, вводную часть – 5 минут; основную часть – 60 минут; заключение- 15 минут.
Категория учащихся: студенты образовательных учреждений
Наглядность: раздаточный материал
План лекции:
Ход занятия:
Вступительное слово лектора. Основным источником наших знаний о внешнем мире и о собственном теле являются ощущения. Известно, что если человек лишен постоянного притока информации о явлениях внешнего мира, то он впадает в сонное состояние. Такие случаи имеют место, когда человек лишается зрения, слуха, обоняния и когда сознательные ощущения его ограничиваются каким-либо патологическим процессом. Близкий к этому результат достигается, когда человека на некоторое время помещают в свето- и звуконепроницаемую камеру, изолирующую его от внешних воздействий. Такое состояние сначала вызывает сон, а затем становится труднопереносимым для испытуемых.
Многочисленные наблюдения показали, что нарушение притока информации в раннем детстве, связанное с глухотой и слепотой, вызывает резкие задержке психического развития. Если детей, рожденных слепо-глухими или лишенными слуха и зрения в раннем возрасте, не обучать специальным приемам, компенсирующим эти дефекты за счет осязания, их психическое развитие станет невозможным и они не будут самостоятельно развиваться.
Запишем литературу, которую будем использовать:
1. Годфруа Ж. Что такое психология. - М.: Мир, 1992.
2. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1994.
3. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций для первой ступени
педагогического образования. - М.: Владос, 1995
(Раздать раздаточный
материал и приступить к
Представления о природе ощущений имеют длительную историю. С позиций философии субъективного идеализма, психические процессы являются первичным свойством человеческого духа, способность разумного мышления не зависи тот притока информации. Философы-идеалисты отвергали положение о том, что ощущения связывают человека с внешним миром, и доказывали обратное положение, что ощущения являются непреодолимой стеной между ним и внешним миром.
Это положение было выдвинуто философами-идеалистами (Д.Беркли, Д.Юм,Э.Мах). На его основе психологи Мюллер и Г.Гельмгольц сформулировали теорию
«специфической энергии органов чувств». Согласно этой теории, каждый из органов чувств (глаз, ухо, кожа, язык) не отражает воздействия внешнего мира, а лишь получает от внешних воздействий толчки, возбуждающие их собственные процессы. Так, достаточно нажать на глаз, воздействовать на него электрическим током, чтобы подучить ощущение света; достаточно механического или электрического раздражения уха, чтобы возникло ощущение звука. Из этих положений делался вывод, что органы чувств не отражают внешних воздействий, а лишь возбуждаются от них. Поэтому человек воспринимает не объективные воздействия внешнего мира, а лишь свои собственные субъективные состояния, отражающие деятельность его органов чувств. Легко видеть, что эта теория приводила к утверждению: человек не может воспринимать объективный мир и единственной реальностью являются субъективные процессы, отражающие субъективное восприятие мира.
Эти выводы были положены в основу теории солипсизма, сводившейся к тому, что человек может познать только самого себя и не имеет никаких доказательств о существовании кроме него самого чего-то иного. Теория субъективного идеализма противоположна материалистическим представлениям о возможности объективного отражения внешнего мира. В процессе эволюции сформировались особые воспринимающие органы (органы чувств или рецепторы), объективно отражающие различные виды материи (или энергии). Тот факт, что при воздействии на глаз или ухо неадекватных этим органам раздражителей возникает «специфическое» (зрительное или слуховое) ощущение, говорит лишь о высокой специализированности этих воспринимающих приборов и неспособности отражать те воздействия, на приеме которых они не специализированы.
Явления внешнего мира и состояния организма, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями. Процесс воздействия раздражителей на органы чувств называется раздражением. Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель и, как всякое психическое явление, имеет рефлекторный характер.
Ощущения обеспечиваются деятельностью специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Каждый анализатор состоит из трех частей:
1) периферического отдела, называемого рецептором (рецептор — это
воспринимающая часть анализатора, его основная функция — трансформация
внешней энергии в нервный процесс);
2) афферентные или
проводящие возбуждение в нервные центры;
3) собственно нервные
центры (центральный отдел
Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора как целого. Физиологические исследования показывают, что ощущение не является пассивным процессом. В результате ощущения возникают двигательные реакции, иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно-гальванический рефлекс), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т.д.). Двигательные реакции обеспечиваются за счет эфферентных нейронов, несущих нервный импульс к исполнительным органам. Таким образом, ощущения носят активный характер. В указании на активный характер всех этих процессов и состоит рефлекторная теория ощущений.
Издавна принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Эта классификация ощущений по основным модальностям является правильной, хотя и не исчерпывающей .А.Р.Лурия считает, что классификация ощущений может быть проведена по крайней мере по двум основным принципам — систематическому (по принципу модальности) и генетическому (по принципу сложности ощущений).
Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности:
1) протопатическую (более примитивную, менее дифференцированную и локализованную), к которой относятся органические чувства (голод, жажда и пр.);
2) эпикритическую (более тонко дифференцирующую), к которой относят основные органы чувств человека.
Эпикритическая
Систематическая классификация ощущений включает три основных типа:
1) интероцептивные — объединяют сигналы, доходящие до нас из внутренней среды организма;
2) проприоцептивные — обеспечивают информацию о положении тела в пространстве, о состоянии опорно-двигательного аппарата, обеспечивают регуляцию наших движений;
3) экстероцептивные — обеспечивают получение сигналов из внешнего мира.
Рассмотрим основные типы ощущений по отдельности.
Интероцептивные ощущения, сигнализирующие о состоянии внутренних процессов организма, доводят до мозга раздражения от стенок желудка и кишечника, сердца и кровеносной системы и других внутренних органов. Это наиболее древняя и наиболее элементарная группа ощущений. Интероцептивные ощущения относятся к числу наименее осознаваемых и наиболее диффузных формощущений и всегда сохраняют свою близость к эмоциональным состояниям.
Проприоцептивные ощущения обеспечивают сигналы о положении тела в пространстве. Рецепторы проприоцептивной чувствительности находятся в мышцах и суставах (сухожилиях, связках) и имеют формы особых нервных телец (тельца Паччини). Возбуждение возникает в этих рецепторах при растяжении мышц и изменении положения суставов. К проприоцептивным ощущениям относится и специфический вид чувствительности, называемый ощущением равновесия, или статическим ощущением. Их периферические рецепторы расположены в полукружных каналах внутреннего уха. Третьей и самой большой группой ощущений являются экстероцептивные ощущения. Они доводят до человека информацию из внешнего мира и являются основной группой ощущений, связывающей человека с внешней средой. Экстероцептивные ощущения принято разделять на две подгруппы: контактные и дистантные ощущения.
Контактные ощущения вызываются воздействием, непосредственно приложенным к поверхности соответствующего рецептора. Примерами контактного ощущения являются вкус и осязание. Дистантные ощущения вызываются раздражителями, действующими на органы чувств на некотором расстоянии. К таким ощущениям относятся обоняние, слух и зрение.