Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2013 в 10:08, контрольная работа
Цели:
Дать целостное, систематизированное, представление об ощущениях
Задачи:
Раскрыть понятие ощущение
Рассмотреть развитие философских воззрений на природу ощущений.
Проанализировать рефлекторную природу ощущений,
Классифицировать ощущения
Раскрыть общие свойства ощущений (качество, интенсивность, продолжительность, пространственная локализация), пороги ощущений.
Конкретизировать понятие чувствительность, явление адаптации0 взаимодействие ощущений (сенсибилизация, синестезия), совершенствование ощущений в процессе упражнений.
Общие свойства ощущений
К общим свойствам ощущений относятся: качество, интенсивность, продолжительность и пространственная локализация.
Качество — это основная особенность данного ощущения, отличающая его от других видов ощущений (зрительное ощущение качественно отличается от слухового и т.д.).
Интенсивность ощущения является его количественной характеристикой и определяется силой действующего раздражителя и функциональным состоянием рецептора.
Продолжительность ощущения есть его временная характеристика. Она определяется длительностью действия раздражителя и его интенсивностью. При воздействии раздражителя на орган чувств ощущение возникает не сразу, а спустя некоторое время — так называемый латентный (скрытый) период ощущения. Латентный период различных видов ощущений неодинаков: например, для тактильных ощущений он составляет 130 мс, для болевых — 370, а для вкусовых —всего 50 мс. Аналогичным образом, ощущение не исчезает одновременно с прекращением действия раздражителя. Эта инерция ощущений проявляется в так называемом последействии. Например, зрительное ощущение сохраняется в виде последовательного образа. Различают положительные и отрицательные последовательные образы. Положительный последовательный образ по светлоте и цветности соответствует первоначальному раздражению. Если в полной темноте на некоторое время зажечь яркую лампу, а потом погасить ее, то после этого некоторое время на темном фоне мы видим яркий свет лампы. Наличие положительных последовательных образов объясняет, почему мы не замечаем перерывов между следующими один за другим кадрами кинофильма: они заполнены следами действовавших до этого кадров — последовательными образами от них.
Последовательный образ характеризуется временной динамикой — так, положительный образ постепенно заменяется отрицательным. Отрицательный последовательный образ имеет негативное проявление, при цветных источниках света последовательный образ переходит в дополнительный цвет. Возникновение отрицательных последовательных образов объясняется уменьшением чувствительности данного участка сетчатки к определенному цвету. И, наконец, для ощущений характерна пространственная локализация раздражителя, т.е. ощущения позволяют локализовать раздражители в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель.
До сих пор шла речь о качественном различии видов ощущений. Однако не менее важное значение имеет количественный анализ интенсивности ощущений. Не всякое раздражение вызывает ощущение. Чтобы ощущение возникло, раздражитель должен достичь определенной величины. Минимальная величина раздражителя, при которой впервые возникает ощущение, называется нижним абсолютным порогом ощущения. Раздражители, которые не достигают ее, лежат под порогом ощущения. Так, мы не ощущаем отдельных пылинок и мелких частиц, опускающихся на нашу кожу. Световые раздражители ниже определенной границы яркости не вызывают зрительных ощущений.
Величина нижнего абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств. Чем слабее раздражители, вызывающие ощущения(т.е., чем меньше величина абсолютного порога), тем выше абсолютная чувствительность органов чувств. Различные анализаторы обладают разной чувствительностью. Порог одной обонятельной клетки человека для некоторых пахучих веществ не превышает 8 молекул. Чтобы вызвать вкусовое ощущение, требуется по крайней мере в 25000 раз больше молекул, чем для возникновения обонятельного ощущения. У человека очень высока чувствительность зрительного и слухового анализаторов.
Абсолютная чувствительность анализатора ограничивается не только нижним, но и верхним порогом ощущения. Верхним абсолютным порогом ощущения называется максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение. Дальнейшее увеличение силы раздражителей, действующих на наши рецепторы, вызывает болевое ощущение(сверх громкий звук, слепящая яркость). Величина абсолютных порогов, как нижнего, так и верхнего, изменяется в зависимости от разных условий: возраста человека, функционального состояния рецептора, силы и длительности действия раздражения и т.д.
От абсолютной чувствительности надо отличать относительную, или разностную, чувствительность, т.е. чувствительность к изменению раздражителя, открытую немецким ученым М.Вебером. Разностная чувствительность —величина относительная, а не абсолютная. Это значит, что чем больше величина первоначального раздражителя, тем больше должна быть и прибавка к ней для того, чтобы возникло изменение ощущения. Например, изменения в освещенности комнаты мы замечаем в зависимости от исходного уровня освещенности. Если исходная освещенность составляет 100 лк (люксов), то прибавка освещенности, которую мы впервые заметим, должна составлять не менее 1 лк. Если же освещенность составляет 1000 лк,, то прибавка должна составлять не менее 10 лк. То же самое относится и к слуховым, и к двигательным, и к другим ощущениям.
Минимальное различие между двумя раздражителями, вызывающее едва заметное различие ощущений, называется порогом различения, или разностным порогом. Порог различения характеризуется относительной величиной, постоянной для данного анализатора. Для зрительного анализатора это соотношение составляет приблизительно 1/100 от интенсивности первоначального раздражителя, для слухового — 1/10, для тактильного — 1/30.Основываясь на экспериментальных данных Вебера, другой немецкий ученый— Г.Фехнер выразил зависимость интенсивности ощущений от силы раздражителя формулой S = К lg j + С, (где S — интенсивность ощущения; J — сила раздражителя; К и С— константы). Согласно этому положению, которое носит название основного психофизического закона, интенсивность ощущения пропорциональна логарифму силы раздражителя. Иначе говоря, при возрастании силы раздражителя в геометрической прогрессии интенсивность ощущения увеличивается в арифметической прогрессии (закон Вебера— Фехнера). Разностная чувствительность также находится в обратной зависимости к величине порога различения: чем порог различения меньше, тем больше разностная чувствительность.
Явление адаптации
Как абсолютная, так и относительная чувствительность наших органов чувств может меняться в очень больших пределах. Например, в темноте наше зрение обостряется, а при сильном освещении его чувствительность снижается. Это можно наблюдать, когда из темной комнаты переходишь на свет — глаза человека начинают испытывать резь, требуется некоторое время, чтобы глаза приспособились к яркому освещению. В противоположном случае, когда человек перешел из ярко освещенного помещения в темную комнату, он тоже сначала ничего не видит (временно «слепнет»,) и необходимо 20-30 мин, чтобы он стал достаточно хорошо ориентироваться в темноте. Как показали исследования, чувствительность глаза при переходе из яркой освещенности в темноту обостряется в 200 000 раз.
Описанные изменения чувствительности носят название адаптации органов чувств к окружающим условиям. Адаптация – изменение абсолютной и относительной чувствительности органов чувств под влиянием внешних воздействий. Явления адаптации характерны и для слуховой сферы, и для обоняния, осязания, вкуса. Изменение чувствительности, происходящее по тип у адаптации, не происходит сразу, оно имеет свои временные характеристики. Эти временные характеристики различны для разных органов чувств. Так, для того, чтобы зрение в темной комнате приобрело нужную чувствительность, должно пройти около 30 мин. Адаптация слуховых органов идет гораздо быстрее. Слух человека адаптируется к окружающему фону уже через 15 с. Так же быстро происходит изменение чувствительности в осязании (слабое прикосновение к коже
перестает восприниматься уже через несколько секунд). Хорошо известны явления тепловой адаптации (привыкание к изменению температуры). Однако эти явления выражены отчетливо лишь в среднем диапазоне, и привыкание к сильному холоду или сильной жаре так же, как и к болевым раздражениям, почти не имеет места. Известны и явления адаптации к запахам. Выделяют три разновидности явления адаптации:
1. Адаптация как полное исчезновение ощущения при продолжительном действии раздражителя.
2. Адаптация как притупление ощущения под влиянием действия сильного раздражителя. (Эти два вида адаптации относятся к негативной адаптации, так как в результате ее снижается чувствительность анализаторов.)
3. Адаптацией также называют повышение чувствительности под влиянием действия слабого раздражителя. Этот вид адаптации определяется как позитивная адаптация. В зрительном анализаторе темновая адаптация глаза, когда увеличивается его чувствительность под влиянием темноты, — это позитивная адаптация. Аналогичной формой слуховой адаптации является адаптация к тишине.
Физиологический механизм явления адаптации состоит в изменениях в функционировании рецепторов. Так, например, известно, что под влиянием света разлагается зрительный пурпур, находящийся в палочках сетчатки глаза. В темноте же, напротив, зрительный пурпур восстанавливается, что приводит к повышению чувствительности.
Явление адаптации объясняется также процессами, протекающими в центральных отделах анализаторов. При длительном раздражении кора головного мозга отвечает внутренним охранительным торможением, снижающим чувствительность
Взаимодействие ощущений
Интенсивность ощущений зависит не только от силы раздражителя и уровня адаптации рецептора, но и от раздражений, воздействующих в данный момент на другие органы чувств. Так, например, звуковое раздражение (свист) может обострить работу зрительного ощущения, повысив его чувствительность к световым раздражителям. Таким же образом влияют и некоторые запахи, повышая или понижая световую и слуховую чувствительность. Изменение чувствительности анализатора под влиянием раздражения других органов чувств называется взаимодействием ощущений.
Все наши анализаторные системы способны влиять друг на друга. При этом взаимодействие ощущений, как и адаптация, проявляется в двух противоположных процессах — повышении и понижении чувствительности. Общая закономерность состоит в том, что слабые раздражители повышают, а сильные понижают чувствительность анализаторов при их взаимодействии. Повышение чувствительности в результате взаимодействия анализаторов называется сенсибилизацией. А.Р.Лурия выделяет два типа сенсибилизации: первый носит длительный, постоянный характер и зависит преимущественно от устойчивых изменений, происходящих в организме; второй — временный характер и зависит от экстренных воздействий на состояние субъекта — физиологических и психологических. Возраст субъекта отчетливо связан с изменением чувствительности. Исследования показали, что острота чувствительности органов чувств нарастает с возрастом, достигая максимума к 20—30 годам с тем, чтобы в дальнейшем постепенно снижаться.
Взаимодействие ощущений проявляется еще в явлении, называемом синестезией — возникновении под влиянием раздражения одного анализатора ощущения, характерного для других анализаторов. В психологии хорошо известны факты «окрашенного слуха», который встречается у многих людей, и особенно у многих музыкантов (например, у Скрябина). Так, широко известно, что высокие звуки мы расцениваем как «светлые», а низкие как «темные». Характерно, что явление синестезии распространено далеко не одинаково у всех людей. Например, известный мнемонист Ш. — человек с исключительной выраженностью синестезии, был подробно изучен А.Р.Лурия. Этот человек воспринимал все голоса окрашенными и нередко говорил, что голос обращающегося к нему человека, например, «желтый и рассыпчатый», «соленый» или «хрустящий». Звуки вызывали у него зрительные ощущения различных оттенков (от ярко-желтого до фиолетового). Цвета же, наоборот, ощущались им как «звонкие» или «глухие». Подобные явления в более стертых формах встречаются довольно часто в виде непосредственной тенденции «окрашивать» числа, дни недели, названия месяцев в разные цвета.
Повышение чувствительности (сенсибилизации) возможно достичь и в результате упражнений, т.е. путем условно рефлекторного повышения чувствительности. Например, если испытуемому сначала включают метроном, его звук не оказывает существенного влияния на изменение световой чувствительности; однако, если несколько раз подряд сочетать этот звук со светом, направляемым в глаза, через некоторое время один только звук метронома вызовет снижение чувствительности. Характерно, что подобные изменения чувствительности наблюдаются и тогда, когда в качестве условного раздражителя применяют какое-либо слово.
Зная закономерности изменения чувствительности органов чувств, можно, подбирая побочные раздражители, повышать чувствительность органов чувств. Известный пример повышения чувствительности в результате упражнений — развивитие звуковысотного слуха у детей, занимающихся музыкой. Сенсибилизация органов чувств путем упражнений может стать необходима по двум причинам: во-первых, необходимость компенсации сенсорных дефектов(слепота, глухота); во-вторых, специфические требования некоторых профессий. Так, утрата зрения или слуха в определенной степени компенсируется развитием других видов чувствительности. Слепота вызывает повышение тактильной чувствительности, и люди могут читать книги со специальной азбукой Бройля с помощью пальцев. Известны случаи, когда слепые занимались скульптурой, что свидетельствует о высокоразвитом осязании. Глухота вызывает развитие вибрационных ощущений. У некоторых людей, лишенных слуха, настолько сильно развивается вибрационная чувствительность, что они даже могут слышать музыку - для этого они кладут руку на инструмент. Слепоглухонемые держа руку у горла говорящего собеседника, могут таким образом узнать его по голосу и понять, о чем он говорит.
Явления сенсибилизации органов чувств наблюдаются у лиц определенных профессий. Красильщики могут различать до 50—60 оттенков черного цвета. Известна способность музыкантов улавливать различия в тонах, не воспринимаемых обычным слушателем или чувствительность вкусового анализатора у дегустаторов.
Все эти факты показывают, что острота абсолютной и разностной чувствительности может существенно изменяться и что участие человека в разных формах сознательной деятельности может изменить остроту этой чувствительности.
Выводы по лекции:
Ощущения обеспечиваются деятельностью специальных нервных аппаратов, называемых анализаторами. Издавна принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений: обоняние, вкус, осязание, зрение и слух. Генетическая классификация позволяет выделить два вида чувствительности: протопатическую, эпикритическую.