Значение психологической подготовки в управленческой деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 19:09, реферат

Описание работы

Хороший руководитель обязан обладать не только набором качеств сугубо интеллектуального характера, но и уметь находиться в психологической гармонии с людьми, на которых распространяется его влияние, которые находятся под его компетентным руководством. Ведь управленческая деятельность – это прежде всего деятельность, основанная на контакте с людьми, на общении с ними, поэтому чрезвычайно важно учитывать их индивидуальные особенности, уметь найти подход к каждому и при этом обладать внутренними силами, психическим здоровьем. А для этого необходима определённая психологическая подготовка, без которой не может обойтись руководитель-профессионал.

Содержание работы

Введение 3
1. Управленческая деятельность в обществе: социально-психологический аспект 4
2. Психологические особенности управленческой деятельности
6
3. Значение психологической подготовки в управленческой деятельности 8
4. Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к организатору 10
5. Психологический портрет успешного руководителя 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Файлы: 1 файл

Реферат. Психология..doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

 

                             

Кафедра «Прикладная психология»

 

 

 

 

Реферат

по дисциплине «Психология»

 

на тему:

«Значение психологической подготовки в управленческой деятельности»

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студентка группы

                                             

 

 

 

 

Научный руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2013

Содержание

Введение 3

1. Управленческая деятельность в обществе: социально-психологический аспект 4

2. Психологические особенности управленческой деятельности

6

3. Значение психологической подготовки в управленческой деятельности 8

4. Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к организатору 10

5. Психологический портрет успешного руководителя 12

Заключение 14

Список использованной литературы 15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

С развитием рыночных отношений, в том числе и в России, в нашу жизнь вошла профессия «менеджер», что по сути является той же самой профессией руководителя, осуществляющего управленческую деятельность.

Управленческая деятельность стала неотъемлемой и наиболее важной частью функционирования современных социальных организаций. Управление как особая разновидность профессионального труда, постепенно выделяясь в самостоятельный тип, выработало собственные уникальные характеристики и свойства, которым должен соответствовать работник, занимающий должность в этой сфере деятельности. Поскольку индивидуальная деятельность руководителя в организационной системе занимает центральное место, то её изучение является важной задачей. Особенно необходимо учитывать трудности психологического изучения этой деятельности.

Знания о закономерностях управления, о психологических особенностях поведения человека в организациях рассматриваются сегодня как неотъемлемый компонент общей культуры личности специалиста любого профиля. Условием его эффективной деятельности, а в конечном итоге – и жизненного успеха является знание организационных, управленческих закономерностей, психологическая подготовка.

Хороший руководитель обязан обладать не только набором качеств сугубо интеллектуального характера, но и уметь находиться в психологической гармонии с людьми, на которых распространяется его влияние, которые находятся под его компетентным руководством. Ведь управленческая деятельность – это прежде всего деятельность, основанная на контакте с людьми, на общении с ними, поэтому чрезвычайно важно учитывать их индивидуальные особенности, уметь найти подход к каждому и при этом обладать внутренними силами, психическим здоровьем. А для этого необходима определённая психологическая подготовка, без которой не может обойтись руководитель-профессионал.

В связи с моим обучением управленческой деятельности в экономической сфере огромную важность и актуальность для меня  приобретает проблема психологической подготовки в управленческой деятельности. Перед собой я поставила цель – определить, в чем состоит значение психологической подготовки в управленческой деятельности, рассмотрев главным образом её особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Управленческая деятельность в обществе: социально-психологический аспект

 

По своему содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций (планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и др.). Система этих функций присуща любой управленческой деятельности, независимо от ее конкретного вида, хотя степень их выраженности может быть различной. Целью управленческой деятельности является обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы. 

Основное социально-экономическое назначение управленческой деятельности, будь то менеджмент или предпринимательство – революционирование и реформирование производства. Она играет важную роль в раскрытии экономического потенциала общества, в создании новых социальных связей и структур.

По мнению Фридриха фон Хайека – экономиста, лауреата Нобелевской премии, предпринимательство – это скорее характеристика поведения человека, а не особая форма социально-экономической деятельности. Цель такого поведения – поиски и исследование новых экономических возможностей. Предпринимательство неразрывно связано со свободой человека, исключает его подчинение воле других людей, одновременно оно сообразовано с законами гражданского общества. Предприниматель выполняет функцию «толкателя» общественно-экономического прогресса. Позиция Ф. Хайека в значительной степени акцентирует внимание на психологических характеристиках предпринимательства, которые обеспечивают его социально-экономическое значение. Важным аспектом, на котором останавливается автор, является взаимосвязь свободных форм предпринимательства с существующими в обществе этическими нормами и правовыми регламентами.

Управленческую деятельность отличает высокая степень персонификации. В ней, как ни в какой другой деятельности, проявляется глубокая связь целей, средств и результатов с личностью человека, который ею занимается. Как никакая другая деятельность, она зависит от активности и инициативы человека, от его собственных решений, человек лично несет материальную и моральную ответственность.

Управленческой деятельности присущи «энергоёмкость» и высокая степень психофизиологической напряжённости. Менеджеры, администраторы, предприниматели, как начинающие, так и преуспевающие, работают постоянно, длительность рабочей недели может быть 60-80 часов, а нередко и больше. Бизнес захватывает целиком, поглощая не только время, но и все физические и душевные силы, подчиняя многие жизненные интересы карьере, деловому и финансовому успеху. Помимо этого, управленческая активность, особенно на начальных этапах становления дела, реализуется на фоне двух тенденций. С одной стороны, острый дефицит многих составляющих успеха, прежде всего материальных ресурсов и, конечно, времени на принятие завершённых, продуманных решений. С другой – избыток мотивации успеха. И если учитывать, что менеджер, директор предприятия или бизнесмен должен принимать решения достаточно оперативно, то в целом можно говорить об экстремальности условий управленческой деятельности. Основополагающий экстремальный признак – постоянный риск; под угрозой часто оказываются не только собственность и экономическое благополучие человека, но и сама его жизнь.

Управленческая деятельность не ограничивается только обеспечением наиболее эффективного взаимодействия персонала своего предприятия. Через формирование рынка специалист участвует в управлении большими массами людей. Именно поэтому высока степень ответственности и «цена» управленческих ошибок.

Существуют разные точки зрения относительно психологических качеств, обеспечивающих успешность предпринимательской деятельности. М. Вебер отмечает, что «ресурс предприимчивости» представляет собой не единый алгоритм, а своеобразный навык - реакцию на жесткую, неожиданную ситуацию в системе с неопределенным результатом. Исходя из этого, он выделяет следующие «идеальные» типы предпринимателей, выражающиеся в особенностях отношений управления и подчинения, которые существуют между людьми: организующий мир бюрократ (конфуцианство); упорядочивающий мир работяга - предприниматель (индуизм); наемный управляющий - самурай (буддизм); руководитель - воин, покоряющий неблагоприятную и даже враждебную среду (ислам); творец - ремесленник, способный не только к оперативному ситуационному диагнозу, но и к позитивному действию (христианство).

И. Шумпетер считает, что предприниматель - это человек, отличающийся, во-первых, особым взглядом на вещи, волей, способностью выделять определенные моменты действительности и видеть их в реальном свете; во-вторых, способностью идти вперед в одиночку, не пугаясь связанных с этим неопределенности и возможности сопротивления, в-третьих, воздействием на других людей, определяемым словами «иметь вес, обладать авторитетом, уметь заставлять повиноваться».

С точки зрения психологии, управленческая деятельность основывается на таких личностных качествах, как предприимчивость и способность организовывать деятельность и руководить людьми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Психологические особенности управленческой деятельности

 

Под управленческой деятельность в психологическом плане понимается соединение индивидуальной и коллективной деятельности, поэтому она характеризуется не прямой, а опосредованной связью с конечными результатами функционирования организации.

Специфичность управленческой деятельности заключается в том, что ее предметом являются субъекты — люди. Руководитель контактирует одновременно со многими субъектами, между которыми существуют конкретные социально-психологические отношения. Они также входят в предмет деятельности руководителя.

Специфична управленческая деятельность и по своему процессу. Суть его — «деятельность по организации деятельностей».

По содержанию управленческая деятельность — это реализация многосторонних функций управления (планирования, прогнозирования, мотивирования, моделирования и др.)

Цель управленческой деятельности состоит в обеспечении максимально эффективного функционирования организационной системы.

В управленческой деятельности также выделяют черты, обусловленные организационным статусом руководителя. Обозначаются они понятием «особенность поста руководителя» и состоят в следующем:

  • руководитель — единственный человек в организации, имеющий двойную принадлежность;
  • на руководителя возложена обязанность контролировать функционирование всей организации в целом, а не нести ответственность за работу только какой-либо одной её части;
  • руководитель оказывает значительно большее влияние на организацию в целом, чем любой из ее членов.

Важный признак психического здоровья личности заключён в способности контролировать собственную жизнь. Один из типичных внутренних конфликтов деятелей управленческой сферы как раз связан с осознанием контроля жизни. С одной стороны, условия успешного бизнеса требуют контроля того, что происходит в организации, с другой – объём меняющихся факторов так велик, что не поддаётся строгому рациональному учету и регулированию. Осознание важности и одновременно невозможности должного контроля деловых и жизненных ситуаций превращается в мощный источник психологического напряжения.

В настоящее время существует тенденция руководителя-управленца брать на себя всю полноту власти, контроля и ответственности за дело. Вынужденное по тем или иным причинам снижение этого контроля (болезнь, командировка, отдых и т.п.) порождает тревогу и беспокойство.

Специфические социальные и экономические условия становления рыночных отношений формирует у человека, занимающегося управленческой деятельностью, следующие психологические особенности:

  • рационалистичность – стремление всё просчитать, предусмотреть, учесть; переоценка роли своего интеллекта, знаний, технологии;
  • недоверчивость – восприятие мира как ненадёжного, часто прямо враждебного, гиперконтроль и подозрительность в отношении сотрудников и партнеров по бизнесу;
  • автономизация – прямое следствие недоверия, т.е. закрытость, замкнутость, резкое ограничение неформальных, дружеских связей и свободы пространственного передвижения;
  • агрессивность – склонность к решению проблем силовыми методами без поиска компромиссов; подверженность гневным вспышкам во взаимоотношениях с персоналом;
  • авторитарность – преобладание авторитарного стиля руководства, распространяющегося и на другие жизненные отношения;
  • амбициозность, некритичность – коммерческий успех порождает завышенную оценку, чувство собственной незаменимости, болезненное восприятие любых попыток критики в свой адрес.

 

Клинический исход, например неврастенические проявления, такого образа жизни очевиден. Описанные особенности создают условия для возникновения хронических стрессовых состояний, повышения напряжённости и тревоги, нарушения сна. На приёме у врача такие пациенты жалуются на «задёрганность», чувство постоянной усталости, головную боль.

За годы работы в бизнесе у менеджеров, руководителей коммерческих структур фиксируется значительное увеличение веса тела, что связывается с малоподвижным образом жизни. Констатируется также наличие так называемых мышечных зажимов в плечевом поясе и шее, остеохондроз шейного отдела позвоночника, что интерпретируется как следствие психосоматизации напряжения, вызванного гиперответственностью и накоплением груза неразрешённых проблем.

Руководитель, который знает основные компоненты психологической структуры своей деятельности, имеет следующие преимущества:

    • видит то основное, что предстоит сделать для решения любой задачи;
    • в любое время может увидеть, в какой стадии находится решение данной проблемы;
    • может своевременно вносить коррективы в решение любой управленческой задачи;
    • получает желаемый результат наиболее рациональным и эффективным путем.

Совокупность особенностей управленческой деятельности образует определённый комплекс психологических особенностей, отличающих её от других видов профессиональной деятельности. Проявляется он с разной степенью выраженности. Эти различия определяет иерархический статус руководителя — чем он выше, тем более выражены все отмеченные признаки и наоборот.

3. Значение психологической подготовки в управленческой деятельности

 

Руководитель высокого класса - это квалифицированный специалист в своей деятельности, добивающийся высоких результатов в работе.

Управленческая деятельность многогранна и осуществляется по многим направлениям. В ней задействованы и люди (с их волей и интеллектом), и знания, и информация, и технические средства. Все это вместе образует комплексное социально-психологическое явление, поэтому необходимо рассматривать социально-психологическую компетентности как важнейшую общую черту управленческой деятельности.

Акцент на психологические аспекты управленческой деятельности позволяет подойти к пониманию этой деятельности как сложного механизма психологического взаимодействия между людьми.

Работа руководителя – это, прежде всего работа в коллективе, которая является одним из самых сложных видов деятельности. Уже один только этот факт порождает необходимость психологической подготовки менеджера. Руководитель должен знать, как вести себя с людьми, корректировать своё поведение в зависимости от их состояния, уметь выявить их сильные стороны и отметить их недостатки с целью наиболее эффективного распределения кадров. Его обязанность – создать сплоченную команду, в которой каждый её член занимает своё место, в которой сведены к минимуму возможные появления конфликтных ситуаций, который способен слаженно и эффективно управлять людьми.  
         Все эти многообразные функции менеджера невозможно осуществить, не обладая достаточными знаниями в области психологии и опытом их применения в практической деятельности. Для достижения возможности высокоэффективного управления нужна определенного рода психологическая подготовка. Важнейшим требованием к менеджеру любого уровня является умение управлять людьми. Чтобы быть хорошим менеджером, надо быть ещё и психологом. Быть психологом – значит знать, понимать людей и отвечать им взаимностью. 

Информация о работе Значение психологической подготовки в управленческой деятельности