Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 19:09, реферат
Хороший руководитель обязан обладать не только набором качеств сугубо интеллектуального характера, но и уметь находиться в психологической гармонии с людьми, на которых распространяется его влияние, которые находятся под его компетентным руководством. Ведь управленческая деятельность – это прежде всего деятельность, основанная на контакте с людьми, на общении с ними, поэтому чрезвычайно важно учитывать их индивидуальные особенности, уметь найти подход к каждому и при этом обладать внутренними силами, психическим здоровьем. А для этого необходима определённая психологическая подготовка, без которой не может обойтись руководитель-профессионал.
Введение 3
1. Управленческая деятельность в обществе: социально-психологический аспект 4
2. Психологические особенности управленческой деятельности
6
3. Значение психологической подготовки в управленческой деятельности 8
4. Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к организатору 10
5. Психологический портрет успешного руководителя 12
Заключение 14
Список использованной литературы 15
Психологическая подготовка – процесс формирования, закрепления и активизации готовности личности, коллектива к определенному виду деятельности или выполнению задачи. Психологическая подготовка к выполнению конкретной задачи — это воздействие на личность, группу с целью настройки на ее выполнение и создание субъективных условий для эффективного использования и проявления знаний, навыков, умений, способностей и других качеств в процессе предстоящей деятельности. Психологическая подготовка должна отражать психологическую структуру предстоящей деятельности.
Технология психологической подготовки включает основы теории и практики таких направлений изучения и освоения психической жизни человека, как психоанализ, отреагирование, косвенное внушение, поведенческая психотерапия, буддийская культура психической деятельности, медитация, и опирается на практический опыт работы в этой области А. Эверетта, В. Эрхарда, Д. Хенли, К. Роджерса, специалистов видеотренинга и педтехнологий. А философские основания для такой работы можно найти в трудах Канта, Фихте, Шопенгауэра, Бергсона и др.
Деятельность менеджера связана с постоянным напряженным умственным трудом, и, если не заботиться о своем психологическом состоянии, это может негативно сказаться на здоровье и творческих возможностях.
Психологическая подготовка руководителя к работе рассматривает развитие особого управленческого мышления, самосовершенствование, умение управлять своими чувствами и эмоциями. Но руководитель должен уметь управлять не только своими чувствами, он должен научиться управлять психологическим состоянием своих подчинённых.
Для напряженной работы руководителя особенно важна тренированность нервной системы. Эмоциональное напряжение воспринимается тем легче, чем большим опытом, навыками выхода из трудных ситуаций обладает человек. Когда напряжение становится слишком сильным, возникают торможение или суетливость. Один стресс может накладываться на другой, поэтому частые стрессовые нагрузки особенно опасны. Неопытный человек всегда гораздо острее испытывает напряжение, чем человек, уже имевший дело с подобными ситуациями и преодолевший их. Необходимо тренировать нервную систему, закаливать организм в борьбе с трудностями. К индивидуальным мерам профилактики, ослабления и предотвращения негативного воздействия стресса относятся прежде всего умение расслабляться (релаксация) и модификация поведения.
Результатом психологической подготовки является развитие более глобального мироощущения, что проявляется как возможность эффективного руководства, в том числе в экстремальных условиях. Происходит становление управленческих качеств, подкрепление их, а отсюда следует эффективное руководство.
Для руководителей, прошедших психологическую подготовку, разрешение любой проблемы перестает быть чем-то сложным, не происходит никакого диссонанса в работе.
Участие в психологической подготовке позволяет руководителю не только успешно проходить через непонимание к пониманию в решении проблем, через конфликт к уравновешенному сотрудничеству, но и в целом изменить способ существования своей организации и, тем самым, получить свои наилучшие результаты в работе.
4. Психологические требования, предъявляемые к руководителю как к организатору
Выделяют три категории управленческого персонала: высшую, среднюю и низшую. Высший управленческий персонал – это президенты и директора компаний, вице-президенты, управляющие группами и региональными подразделениями компаний, директора заводов и т.д. Их основные задачи заключаются в разработке общей политики и стратегии, прогнозировании и долгосрочном планировании деятельности компаний. Среднее звено – начальники отделов, управляющие и заместители управляющих небольшими филиалами и др. В их функции входит оперативное планирование и организация научных исследований, производство и сбыт продукции, налаживание информационных систем, способов учёта и контроля, проведение в жизнь кадровой политики компании, реализация идей, разрабатываемых в высшем эшелоне руководства.
Руководители первых двух уровней должны обладать не только профессиональной компетентностью, но и широтой взглядов, глобальным подходом к проблемам, долгосрочным предвидением. Они должны уметь четко формулировать цели и установки, быстро вникать в суть деловой проблемы и документов, анализировать причины и последствия событий. Им необходимы: быстрая переключаемость с одного вида деятельности на другой, способность преодолевать препятствия на пути к достижению целей, умение находить выходы из самых сложных ситуаций, принимать верные решения и брать ответственность на себя, уметь работать с людьми – общаться, убеждать в правильности своих решений, быть терпимыми.
Низшее звено составляют мастера производства, начальники секций, клерки и другие работники, которым часто отводится роль «буфера» между рабочими и администрацией. Их главной задачей считается стимулирование работников, обеспечение условий их производительного и качественного труда. От них требуется умение работать с людьми, умение осуществлять руководство малыми группами, решать разного рода социальные проблемы и разрешать конфликты. При обучении этих специалистов особое внимание уделяется искусству строить человеческие отношения, умению общаться.
Таким образом, функции, качества и способности управленца определяются содержанием деятельности и той ступенью, которую он занимает в иерархии руководителей.
Однако можно выделить ряд качеств, наиболее важных для успешного осуществления профессиональной управленческой деятельности. В первую очередь это достаточно высокий интеллект. Он обеспечивает умение воспринимать и анализировать разнообразную информацию, систематизировать и обобщать ее, быстро схватывать смысл документов, распоряжений, четко формулировать цели деятельности, прогнозировать развитие ситуации, оценивать последствия своих решений, организовывать деятельность других людей, строить логическую систему доказательств при необходимости убедить подчинённых в своей правоте. При этом важной чертой мышления руководителя является возможность продуцировать новые идеи, уметь видеть элементы новизны и творчества в деятельности других людей, что ближе всего к понятию креативности.
Одно из первейших требований к качествам руководителя составляет его умение создавать коллектив. Он должен легко устанавливать контакты с подчинёнными, ответственно относиться к данным людям обещаниям, устанавливать «обратную связь» с подчинёнными, прилагать большие усилия для создания атмосферы доверия и открытости, налаживать групповую работу. Формирование коллектива связано с решением проблемы психологической совместимости. Это требует от руководителя знаний психологических особенностей работников и умений их учитывать при формировании отдельных звеньев коллектива.
Не менее важны системность, аналитичность мышления, а также его гибкость и пластичность, позволяющие отказываться от привычных стереотипов поведения при изменениях ситуации, а также готовность к обучению, освоению новых знаний, приемов и способов работы.
Необходима также такая способность, как самоуправление. На уровне самоуправления человек не просто прогнозирует результаты своих действий, но и начинает организовывать их. Способность управлять собой, своими импульсивными побуждениями, сиюминутными желаниями – одно из важнейших личностных свойств, определяющих взаимоотношения с окружающей реальностью. Механизм самоуправления находит выражение в том, что руководитель выступает как субъект управления, который в первую очередь планирует, организует и анализирует собственную деятельность. Развитое самоуправление позволяет ему эффективно выполнять свои функции – организовывать деятельность коллег и подчинённых.
К личностным особенностям могут быть отнесены: доминантность (умение влиять на других людей, «воодушевлять подчиненных»); уверенность в себе; настойчивость и умение убеждать; сдержанность; умение не терять самообладания в экстремальной ситуации; способность не преувеличивать трудности и препятствия на пути к достижению целей, а искать способы их преодоления; деловая направленность; стремление брать ответственность на себя; активность; готовность к разумному риску.
Среди динамических особенностей психических процессов наиболее важными являются способность к длительной напряженной работе (высокая работоспособность), скорость мышления, умение быстро включаться в новую деятельность и переходить от одного ее вида к другому, эмоциональная уравновешенность, избегание импульсивных реакций.
5.Психологический портрет успешного руководителя
Управленческая деятельность является одной из интереснейших и сложнейших профессиональных сфер. Для того, чтобы эта деятельность была успешной, эффективной, а её объект – фирма, компания или производство – процветающими, руководитель должен быть незаурядной личностью, обладающей уникальными психологическими качествами.
На мой взгляд, психологический портрет успешного руководителя строится на таких психологических чертах личности, как коммуникабельность (руководителю приходится много общаться с людьми, а как известно, в переговорах важную роль играет умение поставить себя, заинтересовать, проявить максимальную харизму, расположить к себе собеседника-партнера, убедить в чем-либо; вступая в нужный, положительный контакт с людьми – уже получаешь одну треть успеха в бизнесе); компетентность (без высокого уровня квалификации руководитель не способен справиться со своей работой успешно); развитая интуиция (руководитель не должен выпускать из виду все возможные варианты развития событий в деловой среде, умение предвидеть риски, «чувствовать» ход развития дел – важное качество в быстро меняющейся действительности); креативность (творческий подход к делу, смекалка и смелость помогают достигать поставленной цели с наименьшими потерями, находить выход из трудной ситуации); умение управлять людьми, координировать их деятельность наилучшим образом для продуктивной работы; умение преодолевать организационные изменения (важное качество в конкурентной борьбе); самоконтроль (без способности управлять самим собой, самодисциплины, волевых усилий невозможно воздействовать на подчиненных); стрессоустойчивость (необходимость сдерживать негативные эмоции, не поддаваться неврозам, способность к эмоциональной разрядке – ведь успешный руководитель часто вовлекается в конфликтные ситуации, переживает деловые кризисы, и только обладая здоровым психическим здоровьем он может справиться со всеми проблемами); энергичность, деловая активность (руководитель должен многое успеть, схватывать всё на лету, воспринимать новые идеи и новаторские решения, обладать способностью заражать людей уверенностью и собственным оптимизмом); порядочность (мощная поддержка сотрудников – ключ к эффективному руководству, быть хорошим руководителем – это, прежде всего, быть в хороших отношениях с подчиненными); ответственность (руководитель обязан отвечать за все принятые решения, принимать решения в сложных ситуациях не только за себя, но и за своих подчиненных); уверенность в своих силах (адекватно, позитивно оценивая себя, успешный управленец достигает значимых целей, вызывает доверие и уважение среди коллег и партнеров).
Конечно, все люди обладают врожденными индивидуальными различиями в задатках. Потому у некоторых имеются преимущества в овладении определенной деятельностью. Потому можно задать себе вопрос: а есть ли разница между руководителем крупной организации и маленькой компании?
По моему мнению, отличия есть, но не существенные, и определяются они преимущественно врожденными индивидуальными особенностями и мотивами деятельности человека. Руководитель маленькой компании при желании способен развить в себе многие из психологических способностей для успешной управленческой деятельности. Руководитель же крупной фирмы, например, может и без особенных приемов саморазвития обладать необходимыми профессиональными качествами, что называется «прирожденный руководитель».
Для успешной управленческой деятельности необходимо сочетание как врожденных качеств, так и приобретенных, опыта. А также всё зависит от целей деятельности руководителя, от его стремлений.
Заключение
Психология в последнее время приобретает всё большее значение в практической деятельности, в том числе и в производстве. Всё больше психологов принимают на работу на крупные предприятия, всё больше исследований и экспериментов проводится в области психологии в связи с экономическим процессом. Но особое значение психологические знания имеют в управленческом процессе.
Ежедневно руководитель организации сталкивается с таким объёмом проблем, дел и задач, что неудивительно наличие элементов дезорганизации. Однако внешнее упорядочивание становится нормальной организованной системой лишь тогда, когда оно основывается на слаженности внутренней. Овладение собственной деятельностью есть овладение каждым ее психологически значимым компонентом.
Обладая психологической подготовкой, талантливый руководитель может эффективно осуществлять свои функции, управлять работой организации. Психологическая подготовка поможет менеджеру в общении с подчинёнными, он сможет лучше понять их потребности и мотивацию к деятельности. Он сможет избежать конфликтных ситуаций как внутри коллектива, между исполнителями, так и между исполнителями и подчинёнными. Умелое применение психологических знаний в сочетании с другими благоприятными условиями развития производства приведут к максимизации эффективности работы предприятия и увеличению прибыли. Психологическая подготовка также необходима менеджеру в целях совершенствования самого себя, своих личностных качеств, психического состояния. В конце концов, менеджер может использовать свою психологическую подготовку в контакте с руководителями более высокого уровня для того, чтобы добиться необходимых результатов.
Информация о работе Значение психологической подготовки в управленческой деятельности