Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:43, курс лекций
Предмет научного познания представляет собой некоторую совокупность сторон, свойств и отношений действительности, исследуемых с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах
Иначе говоря, предмет науки создается её задачами и методами. Предмет зоопсихологии - психика животных -представляет собой результат некоторой предварительной обработки: некоторого предварительного расчленения и структурирования действительности. В зависимости от принципов (методов) структурирования, принятых в данное время, и определяется предмет науки. Предмет познания развивается вместе с развитием познавательной деятельности. Предмет зоопсихологии, как и предметы других наук, с течением времени претерпевал изменения.
Курс лекций по дисциплине
«Зоопсихология и сравнительная психология»
Курс лекций по дисциплине
«Зоопсихологии и сравнительной
психологии»
Тема 1. Введение
в зоопсихологию и
Предмет, методы и задачи зоопсихологии
Предмет научного познания представляет собой некоторую совокупность сторон, свойств и отношений действительности, исследуемых с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах
Иначе говоря, предмет науки создается её задачами и методами. Предмет зоопсихологии - психика животных -представляет собой результат некоторой предварительной обработки: некоторого предварительного расчленения и структурирования действительности. В зависимости от принципов (методов) структурирования, принятых в данное время, и определяется предмет науки. Предмет познания развивается вместе с развитием познавательной деятельности. Предмет зоопсихологии, как и предметы других наук, с течением времени претерпевал изменения.
Для формулировки предмета современной зоопсихологии следует определиться в самых основных понятиях. Понятия сообщают только существенные и постоянные признаки явлений или предметов, отсекая второстепенные (с точки зрения смысла передаваемого сообщения) признаки. Набор понятий и способы их употребления (как возможный вариант структурирования действительности) частично определяют язык, которым оперирует наука в данный момент.
Зоопсихология изучает психику животных. Мы будем придерживаться концепции двойной детерминации психики, которая в нашей стране развивалась Сергеем Леонидовичем Рубинштейном.
По Рубинштейну, психика детерминируется (определяется) двояко: с одной стороны, психическое определяется органическим субстратом (мозгом у человека, нервной системой различных типов у животных), т.е. внутренним фактором, с другой стороны, она определяется отражаемым, т.е. внешним фактором. Существует двойная зависимость психического (у животных): от органа отражения и от предметного мира.
Психика человека
1) Основной принцип - эволюционный.
Более совершенные в
(Следует помнить, что таксоны
современных животных
2) В рамках близких таксонов фактором, определяющим уровень психического отражения, выступает образ жизни животного;
3) Существует единство и
4) Развитие психики связано с развитием нервной системы и органов чувств - вынесенных элементов нервной системы, снабженных дополнительными морфологическими структурами. Параллельно с развитием нервной системы развитие психики связано с развитием защитных оболочек и механизмов, функция которых направлена на защиту от действия стимулов внешней Среды. “ В ходе развития и строение нервной системы животных, и ее психофизические функции выступают и как предпосылка, и как результат изменяющегося в ходе развития образа жизни”. (Рубинштейн, Основы общей психологии).
5) Появление новых структур или функций, второстепенных в более низких таксонах, становится определяющим признаком в более высоких таксонах. Скачок нового качества отражения определяется внутри предшествующей стадии. Новые структуры могут быть не обязательно связаны со строением нервной системы. Так, одной из предпосылок возникновения нервной системы явилось образование эпителия как способа защиты от воздействия внешнего мира.
(Пример: истерия у наиболее “умных” млекопитающих, возникающая в случае неспособности решить сложную задачу.)
6) Для живого организма
защита от стимула
Это правило распространяется и на человека. Избыток стимулов ,
действующий на первобытных приводит к необходимости их “изживания” - физиологический принцип “воронки” Шеррингтона.
Шеррингтон говорит об “изживании” полученных извне импульсов, количество которых заведомо превышает количество двигательных реакций, которые организм способен произвести в ответ на действие внешней Среды. Основная задача живого организма - защититься от избыточного количества внешних стимулов. Организмы решают эту проблему установлением структуры защиты . Низкоорганизованные создают морфологические структуры для защиты, высокоорганизованные - психологические.
(Вальтер Бенджамин
(психолог-структуралист) в
Человеческое сознание, кроме остальных функций, выполняет функцию защиты от избытка внешних стимулов посредством упрощения (структурирования) реальности, создания моделей реальности. В этом смысле предшественником сознания в животном мире является “образ искомого”, понятие, введенное датским этологом Юкскюллем, а так же избирательная реактивность и избирательное внимание в смысле непроизвольного (животного) внимания. Сужение потока стимулов, приходящих из внешней Среды, их отбор у животных проходит по типу “важный-неважный с точки зрения основной инстинктивной потребности”, а у человека -1) в силу культурной (языковой) традиции, 2) с точки зрения “важный- неважный в отношении доминирующего смысла”, который может отличаться от биологической , социальной или экзистенциальной потребности, если она не очень сильно в данный момент фрустрирована, 3) отбор стимулов происходит в связи с апперцепцией.
Итак, защита от избытка воздействия внешней Среды заключается в построении оболочки. Каждая последующая стадия развития использует достижения предыдущих стадий и добавляет что-то новое. У низших животных оболочками от избыточных воздействий выступают материальные оболочки. У более организованных животных функцию оболочки выполняет избирательное внимание и построение “образа искомого”. У человека защитной оболочкой можно считать структурирование материальной реальности посредством сознания и построение “образа Я”, поддерживающего иллюзию соответствия “Я” идеям - структурирование идеальной реальности.
7) Психика
животных и их поведение
Тема 2. История исследования мышления у животных
Понятие “психическая деятельность
животных” ввел в зоопсихологию
Алексей Николаевич Леонтьев. Практически,
введение этого понятия еще раз
подчеркнуло высказанное С.Л.
Современная зоопсихология определяет поведение животных как совокупность внешней, преимущественно двигательной активности животных, которая направлена на установление связей организма со средой его обитания.
Психическое отражение у животных осуществляется в ходе воздействия животного на окружающий мир через поведение. Отражаются при этом не только сами компоненты окружающей Среды, но и собственное поведение животного, а так же произведенные животным изменения в среде. Внешняя активность и ее отражение составляют неразрывное единство. Психика животных неотделима от их поведения. Психика и поведение могут лишь условно расчленяться для научного анализа. И.М. Сеченов сказал: “Психика зарождается и умирает с движением, поведением”.
Наиболее адекватное отражение действительности животное получает, отражая собственное поведение. Больше того, само поведение животного как процесс взаимодействия с окружающим миром является условием формирования психики. Психическое отражение - это процесс, происходящий, становящийся, а не застывший, свершившийся факт. (Хотя можно дать характеристику тем или иным психическим процессам, свойствам, состояниям в мгновенный срез времени).
Для того, чтобы получить более или менее целостное представление о психических функциях, процессах, состояниях, мотивациях, способностях животных, необходимо проанализировать двигательную активность животных, направленную на приспособление к конкретным условиям внешней Среды. Грамотный анализ поведения животных возможен только при знании экологии. Другого способа изучения психики животных не существует.
При изучении психологии человека некоторые данные поставляет интроспекция (при том, что некоторые психологи, напр. Лакан, отрицают ценность интроспекции). Животные не могут рассказать нам о своем внутреннем мире. Тем не менее возможно создать представление о нем, внимательно наблюдая за животными. Курт Эрнестович Фабри пишет в связи с этим: “Недоступный прямому наблюдению внутренний мир животного можно раскрыть через доступную восприятию исследователя двигательную активность животного и анализ этой активности”. Это положение исторически в психологической науке то совершенно отрицалось, например, в психологии сознания, то возводилось в абсолют, например, в бихевиоризме. Бихевиоризм вообще заменил понятие “психика” понятием “поведение”. Поведение бихевиористы считали единственной научной реальностью и истинным предметом психологии, в то время как современные зоопсихологи считают, что изучение поведения - это метод, с помощью которого можно отвечать на вопрос о закономерностях функционирования собственно психического, например, о закономерностях построения образа мира животными.
В настоящее время должен быть сделан
переход от традиционного рассмотрения
изолированных психических
Тема 3 Стадии развития психики
Выделение стадий развития психики по К.Э. Фабри. Преобладание инстинктивных форм поведения. По мере развития деятельности происходит развитие образа и осуществляется переход на новую стадию. Деятельность животных отражает отношение между предметами. Появление игровой деятельности. Медленно формируется прижизненные навыки. Отражение отношений между предметами. Деятельность отражает причинно следственную связь, орудийная. Быстро формируются навыки. Появляется подготовка к действию. Способность переноса опыта в другие условия.
Тема №4 Интеллект и структура деятельности антропоидов
Предпосылкой и основой развития интеллекта животных является манипулирование. Происходит всестороннее ознакомление с новыми предметами или новыми свойствами уже известных животному объектов., формируются обобщенные знания о предметных компонентах окружающей среды. Развитие научных взглядов на интеллект животных: антропоморфические теории, бихевиоризм, дарвинизм.
Тема №5 Когнитивное развитие животных в онтогенезе
Развитие поведения – результат взаимодействия генотипа и среды. Пренатальный, ранний постнатальный и ювенильный период онтогенеза; их характеристика. Двигательная активность эмбрионов. Поведение и развитие зрело – и незрелорождающихся влияние раннего опыта на последующее поведение. Пренатальное воздействие. Обогащенная среда.
Депривация импритинг. Игра. Основные концепции игры животных. Игра и обобщение. Игра как приобретение «запасного опыта». Индивидуальные и совместные игры. Врожденное и приобретаемое, генетическое и средовое, биологическое и социальное в поведении.
Тема 6. Коммуникативные системы животных и биологические предпосылки речи человека.
Выделяют следующие отличия коммуникативной деятельности людей от таковой у животных:
1. Языковое общение
людей не всегда биологически
релевантно, то есть часто бывают
ситуации, когда общение людей
незначимо в биологическом