Зоопсихология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:43, курс лекций

Описание работы

Предмет научного познания представляет собой некоторую совокупность сторон, свойств и отношений действительности, исследуемых с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах
Иначе говоря, предмет науки создается её задачами и методами. Предмет зоопсихологии - психика животных -представляет собой результат некоторой предварительной обработки: некоторого предварительного расчленения и структурирования действительности. В зависимости от принципов (методов) структурирования, принятых в данное время, и определяется предмет науки. Предмет познания развивается вместе с развитием познавательной деятельности. Предмет зоопсихологии, как и предметы других наук, с течением времени претерпевал изменения.

Файлы: 1 файл

Курс лекций.doc

— 74.50 Кб (Скачать файл)

2. Языковое общение  людей тесно связано с познавательными процессами. У животных ориентировочные ( познавательные) процессы отделены от тех механизмов и органов, с помощью которых передаются знаки-сообщения в коммуникациях животных. Коммуникативные процессы у животных не участвуют в построении моделей действительности. У человека уже восприятие, одна из первых ступеней чувственного познания, опосредованно языком. Образы человека – это словообразы. Преимущественно на основе языка у человека функционируют память, воображение, внимание, мышление. При инстинктивном общении животные отражают окружающий мир очень ограниченно, они только реагируют на релизеры – знаковые стимулы. Инстинкты – это врожденные реакции на стереотипные  ситуации.

3. Языковое общение  людей характеризуется как исключительным  богатством содержания, так и богатством форм. Человек может говорить о чем угодно, животные же в своих сообщениях ограничены исключительно оперативной информацией (животные говорят только о том, что происходит «здесь» и «сейчас»). Вневременная и долговременная информация у животных усваивается генетически. 

4. Язык человека имеет  многоуровневое строение, он иерархичен: из фонем складываются части  слова ( морфемы), из морфем –  слова, из слов – предсложения. Это делает речь людей членораздельной.  У животных при непосредственном общении особей нет знаков разного уровня, то есть простых и сложных, составленных из простых. Например, в языках обезьяньих стад используется около 30 звуковых сигналов, соответсвующих 30 стандартным ситуациям (значениям), при этом все знаки являются не разложимыми на значимые компоненты. В коммуникациях животных отдельное сообщение – это одновременно и слово, и предложение, то есть сообщение нечленораздельно.

Лингвист К. Бюлер произвел функциональную классификацию знаков.             

 В коммуникациях человека, по- Бюлеру, может быть сделан акцент на  один из трех компонентов:

А) на отправителя знака; такое сообщение называется симптом. Симптомы выражает внутреннюю сущность посылающего. Симптом не может быть отделен от «знаконосителя». Например, повышенная температура больного – симптом для врача. Симптом проявляется независимо от знаконосителя.

Б) на адресата (получателя знака); сообщение – сигнал. Сигнал отделен от знаконосителя, он однозначен. Например, гневное выражение лица – сигнал для собеседника.

В) на сам предмет сообщения; сообщение – «настоящий» знак, такой знак всегда есть член знаковой системы с договоренным синтаксисом).            

 В коммуникациях  животных эмитируются (испускаются)  лишь симптомы и сигналы ( в  терминологии К.Бюлера), для «знаков» необходим общественный договор или совместная деятельность по достижению общих целей, отличных от биологических целей, чего у животных не наблюдается. Напр., красная окраска брюшка рыбы колюшки в брачный период – симптом для самки как готовность к размножению и симптом для посторонних самцов как готовность защищать свою территорию. У животных симптом четко адресован. У животных способы подачи и трактовки сигналов наследуются генетически. Животные легко могут научиться распознавать симптомы и сигналы человеческих сообщений, клички и дрессировочные знаки, усвоенные животными – это знаки по типу сигналов, так как они всегда требуют однозначного толкования, и не допускают переносного смысла. «Символическое», «настоящее знаковое» общение, в этом смысле, требует обязательно общественного договора. Человеческий язык – общественный продукт.

Человеческие системы  общения можно разделить на языки  слабой и сильной степени. В человеческом языке как системе общения  бывают знаки:

А) служащие только для  общения, их значение исключительно информационное и коммуникативное ( например, естественный язык, нотная грамота, язык химических формул, азбука Морзе и т.д.);

Б) знаки, которые помимо знаковой имеют и не знаковую природу:

1) мимика как проявление  эмоций;

2) языки утилитарные - одежда, мода на те или иные вещи обихода, этикет, правила проведения ритуалов – празднование Нового Года, сдача вступительных экзаменов и т.д.

Если в языке используются знаки, которые могут использоваться для иных функций, чем означивание (означивание -вызывание представлений о чем- либо в пределах кода или общего смысла)– например, торжественная одежда кроме сообщения об исключительности момента несет ещё функцию защиты от холода, -   такие языки называются «языками слабой степени» . Они характеризуются след. свойствами:

1) как и языки «сильной  степени», такие языки требуют  договоренного синтаксиса и семантики:  не каждый пользователь способен  прочитать заключенное в них  сообщение, для этого нужно  быть погруженным в ту же  культурную традицию, что и испускатель знака;

2) их знаки обладают  и практическим значением, кроме  значения вызывать представление  у получателя знака, сходное  с представлениями, имеющимися  у испускателя знака;

3) отсутствуют твердые  правила употребления знаков  языков слабой степени;

4) значения знаков  языков слабой степени, кроме  возникающих по предварительной  договоренности. Могут возникать  из аналогии означаемого и  означающего. Иначе, кроме символических  знаков (договоренных, немотивированных), в качестве знаков языков слабой степени могут употребляться иконические знаки ( знаки-признаки), в которых означаемое имеет сходство с означающим;

5) степень мотивации  сообщения  (например., градация по типу важное-неважное сообщение) соотносится с экспрессией (степенью выраженности) знаков. «Кричащие» знаки свидетельствуют о важности сообщения. Например, употребление в одежде редких, дорогих компонентов свидетельствует об исключительности события, ради которого данная одежда надевается.

Языки слабой степени  филогенетически древнее, чем естественный язык человека и имеют много общего с языками животных. Например, у животных степень мотивации тоже соотносится с уровнем экспрессии знака по типу иконических знаков: крики, издаваемые самцами-разведчиками у шимпанзе тем интенсивнее, чем больше плодов они обнаружили на дереве.        

 Иконические знаки,  которые человек использует в  своем естественном языке, сходны  с употреблением знаков в языках  слабой степени. Особое значение  в иконических знаках и знаках  языков слабой степени уделяется внешней форме знака, которая, в отличие от настоящего знака-символа (слова), является мотивированной. Например, иконические глаголы куковать, хрюкать, бибикать  мотивированы происхождением от звукоподражаетльных слов.

Лингвист Ч.Хоккет, для  того, чтобы сравнить язык человека с коммуникативным поведение животных, выделил 7 основных свойств языка человека.

1) Двойственность. Человеческий  язык обладает и формой, и содержанием.  Форма – фонологическая, звуковая оргшанизация естественного языка, содержание – его смысловая организация, частично обеспечивающаяся грамматикой. Внимание к форме сообщения называется поэтической функцией языка. Красивое сообщение – это, как правило, экономное по форме сообщение. Форма токого сообщения несет сама частично содержание. Таковы поэтические тексты, реализующие, как правило, несколько смыслов: сообщение об объекте, ритм, музыкальность, отсылку к прошлому опыту (коннотативный смысл) или отсылку к прошлому звучанию – рифму и т.д.

2) Продуктивность. Живое  существо способно создавать и понимать бесконечное число сообщений, составленное из конечного числа имеющих смысл единиц. Владеющий языком может сказать нечто, что он никогда не говорил и не слышал ранее, и при этом он будет понят.

3) Произвольность. Человек  способен шифровать, кодировть свои сообщения как ему угодно; если есть предварительная договоренность, код будет понят. Смысл тоже может быть метафоричным. Например, говоря о «падении неприступного града Иерусалимского», словами Библии, можно донести сообщение о разрешении какой-то ранее недоступной проблемы и т.д. Если между  единицей языка и её смыслом нет явного и очевидного сходства, то значение произвольно, возникает из общего смысла.  Если смысловая единица языка является чистым изображением заключенного в ней смысла, то такая единица называется иконической.

4)Взаимозаменяемость. Этот  термин означает, что любой организм, способный посылать сообщения,  должен быть способен и принимать  их, т.е. отправитель и получатель  сообщения могут поменяться ролями.

5)Специализация. Коммуникативное сообщение специализировано, если ответное поведение не связано непосредственно с физическими следствиями полученного сообщения. Общение специализировано в том случае, когда животное лишь сообщает что-то, но не действует непосредственно. Языковое значение обеспечивает частичную предсказуемость явления, физическое воздействие обеспечивает стопроцентную предсказуемость явления.

6)Перемещаемость. Сообщение  является перемещаемым в той  степени, в которой предмет  сообщения и его результат  удалены во времени и пространстве от источника сообщения.

7)Культурная преемственность.  Язык достается человеку как  часть культурного наследия, хотя  лишь генетическая предрасположенность  делает возможной такую форму  обучения.

Тема  №7 Сопоставление  психики и поведения человека и животных.

 

Панпсихизм. Биопсихизм. Нейропсихизм. Антропопсихизм. Периодизация эволюционного  развития психики (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри) уровни психического развития: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект. Общая характеристика разных уровней развития психики. Когнитивное развитие. Уровни когнитивного развития. Высшие психические функции (культурно-историческая концепция Л.С. Выготского). Психика и сознание. Ранние этапы онтогенеза психики и поведение животных. Предметная деятельность ископаемых обезьян. Трудовая деятельность человека. Эволюция общественного образа жизни приматов. Отличие сообществ животных от общества  людей. Культурное наследие. Обучение. Концептуальное мышление. Речь. Сознание. Мораль. Интеллект антропоидов и человека: сходство и различия. Особенности структуры субъективного мира человека. Проекция индивидуального опыта на структуры мозга у животных и человека. Сравнительная анатомия мозга животных разных видов. Типы нервных систем. Структурные особенности мозга человека. Закономерности в эволюции интегративной деятельности мозга. Проекция.

 

Тема  №8 Психогенетика  человека и генетика поведения животных.

  

Врожденное и  индивидуально  приобретенное в поведении животных. Генетически детерминированные  «фиксированные комплексы действия»  как единица инстинктивного поведения. Примеры ФКД в репродуктивном , родительском, агрессивном пищевом поведении млекопитающих и птиц. Зрительные, слуховые, обонятельные, и др. ключевые стимулы. Примеры. Сравнительная характеристика ФКД и изучение эволюции поведения. Индивидуальные особенности в проявлении любых признаков, связанных с функцией ЦНС, складываются из двух главных компонентов: особенностей генотипа индивида и тех влияний, которые оказывают на него внешние условия  на всех этапах онтогенеза.

 

Тема  №9 Прикладная зоопсихология

 

Необходимость знаний о поведении  и психики животных для сохранения фауны и разработки методов рационального  природопользования. Роль этологии и  зоопсихологии в разработке методов  реинтродукции в природе выращенных в неволе представителей видов, находятся на грани исчезновения

Роль знаний о поведении и  психики животных, для формирования экологически грамотного мировоззрения  у молодежи.


Информация о работе Зоопсихология