Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 19:43, курс лекций
Предмет научного познания представляет собой некоторую совокупность сторон, свойств и отношений действительности, исследуемых с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах
Иначе говоря, предмет науки создается её задачами и методами. Предмет зоопсихологии - психика животных -представляет собой результат некоторой предварительной обработки: некоторого предварительного расчленения и структурирования действительности. В зависимости от принципов (методов) структурирования, принятых в данное время, и определяется предмет науки. Предмет познания развивается вместе с развитием познавательной деятельности. Предмет зоопсихологии, как и предметы других наук, с течением времени претерпевал изменения.
2. Языковое общение
людей тесно связано с познават
3. Языковое общение
людей характеризуется как
4. Язык человека имеет
многоуровневое строение, он иерархичен:
из фонем складываются части
слова ( морфемы), из морфем –
слова, из слов – предсложения.
Это делает речь людей
Лингвист К. Бюлер произвел функциональную классификацию знаков.
В коммуникациях человека, по- Бюлеру, может быть сделан акцент на один из трех компонентов:
А) на отправителя знака; такое сообщение называется симптом. Симптомы выражает внутреннюю сущность посылающего. Симптом не может быть отделен от «знаконосителя». Например, повышенная температура больного – симптом для врача. Симптом проявляется независимо от знаконосителя.
Б) на адресата (получателя знака); сообщение – сигнал. Сигнал отделен от знаконосителя, он однозначен. Например, гневное выражение лица – сигнал для собеседника.
В) на сам предмет сообщения; сообщение – «настоящий» знак, такой знак всегда есть член знаковой системы с договоренным синтаксисом).
В коммуникациях
животных эмитируются (
Человеческие системы общения можно разделить на языки слабой и сильной степени. В человеческом языке как системе общения бывают знаки:
А) служащие только для общения, их значение исключительно информационное и коммуникативное ( например, естественный язык, нотная грамота, язык химических формул, азбука Морзе и т.д.);
Б) знаки, которые помимо знаковой имеют и не знаковую природу:
1) мимика как проявление эмоций;
2) языки утилитарные - одежда, мода на те или иные вещи обихода, этикет, правила проведения ритуалов – празднование Нового Года, сдача вступительных экзаменов и т.д.
Если в языке используются знаки, которые могут использоваться для иных функций, чем означивание (означивание -вызывание представлений о чем- либо в пределах кода или общего смысла)– например, торжественная одежда кроме сообщения об исключительности момента несет ещё функцию защиты от холода, - такие языки называются «языками слабой степени» . Они характеризуются след. свойствами:
1) как и языки «сильной
степени», такие языки требуют
договоренного синтаксиса и
2) их знаки обладают
и практическим значением,
3) отсутствуют твердые правила употребления знаков языков слабой степени;
4) значения знаков
языков слабой степени, кроме
возникающих по
5) степень мотивации сообщения (например., градация по типу важное-неважное сообщение) соотносится с экспрессией (степенью выраженности) знаков. «Кричащие» знаки свидетельствуют о важности сообщения. Например, употребление в одежде редких, дорогих компонентов свидетельствует об исключительности события, ради которого данная одежда надевается.
Языки слабой степени филогенетически древнее, чем естественный язык человека и имеют много общего с языками животных. Например, у животных степень мотивации тоже соотносится с уровнем экспрессии знака по типу иконических знаков: крики, издаваемые самцами-разведчиками у шимпанзе тем интенсивнее, чем больше плодов они обнаружили на дереве.
Иконические знаки,
которые человек использует в
своем естественном языке,
Лингвист Ч.Хоккет, для того, чтобы сравнить язык человека с коммуникативным поведение животных, выделил 7 основных свойств языка человека.
1) Двойственность. Человеческий язык обладает и формой, и содержанием. Форма – фонологическая, звуковая оргшанизация естественного языка, содержание – его смысловая организация, частично обеспечивающаяся грамматикой. Внимание к форме сообщения называется поэтической функцией языка. Красивое сообщение – это, как правило, экономное по форме сообщение. Форма токого сообщения несет сама частично содержание. Таковы поэтические тексты, реализующие, как правило, несколько смыслов: сообщение об объекте, ритм, музыкальность, отсылку к прошлому опыту (коннотативный смысл) или отсылку к прошлому звучанию – рифму и т.д.
2) Продуктивность. Живое существо способно создавать и понимать бесконечное число сообщений, составленное из конечного числа имеющих смысл единиц. Владеющий языком может сказать нечто, что он никогда не говорил и не слышал ранее, и при этом он будет понят.
3) Произвольность. Человек способен шифровать, кодировть свои сообщения как ему угодно; если есть предварительная договоренность, код будет понят. Смысл тоже может быть метафоричным. Например, говоря о «падении неприступного града Иерусалимского», словами Библии, можно донести сообщение о разрешении какой-то ранее недоступной проблемы и т.д. Если между единицей языка и её смыслом нет явного и очевидного сходства, то значение произвольно, возникает из общего смысла. Если смысловая единица языка является чистым изображением заключенного в ней смысла, то такая единица называется иконической.
4)Взаимозаменяемость. Этот
термин означает, что любой организм,
способный посылать сообщения,
должен быть способен и
5)Специализация. Коммуникативн
6)Перемещаемость. Сообщение является перемещаемым в той степени, в которой предмет сообщения и его результат удалены во времени и пространстве от источника сообщения.
7)Культурная преемственность.
Язык достается человеку как
часть культурного наследия, хотя
лишь генетическая
Тема №7 Сопоставление психики и поведения человека и животных.
Панпсихизм. Биопсихизм. Нейропсихизм. Антропопсихизм. Периодизация эволюционного развития психики (А.Н. Леонтьев, К.Э. Фабри) уровни психического развития: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, интеллект. Общая характеристика разных уровней развития психики. Когнитивное развитие. Уровни когнитивного развития. Высшие психические функции (культурно-историческая концепция Л.С. Выготского). Психика и сознание. Ранние этапы онтогенеза психики и поведение животных. Предметная деятельность ископаемых обезьян. Трудовая деятельность человека. Эволюция общественного образа жизни приматов. Отличие сообществ животных от общества людей. Культурное наследие. Обучение. Концептуальное мышление. Речь. Сознание. Мораль. Интеллект антропоидов и человека: сходство и различия. Особенности структуры субъективного мира человека. Проекция индивидуального опыта на структуры мозга у животных и человека. Сравнительная анатомия мозга животных разных видов. Типы нервных систем. Структурные особенности мозга человека. Закономерности в эволюции интегративной деятельности мозга. Проекция.
Тема №8 Психогенетика человека и генетика поведения животных.
Врожденное и индивидуально
приобретенное в поведении
Тема №9 Прикладная зоопсихология
Необходимость знаний о поведении и психики животных для сохранения фауны и разработки методов рационального природопользования. Роль этологии и зоопсихологии в разработке методов реинтродукции в природе выращенных в неволе представителей видов, находятся на грани исчезновения
Роль знаний о поведении и психики животных, для формирования экологически грамотного мировоззрения у молодежи.