Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 14:49, реферат
С 1987 по 1992 год было наиболее благоприятное время для получения экологической информации и ее обобщения. До этого всякая информация о «плохом» была строго засекречена или трансформировалась до неузнаваемости (государственный принцип: меньше знаешь - крепче спишь). Так, после катастрофического землетрясения в Ашхабаде в 1948 году, которое разрушило весь город, никто даже и не слышал об этом. Все остальные Госдоклады либо несли неполную информацию, либо искажали ее до неузнаваемости. Именно обратившись к докладу 1991 года можно сравнить по временным промежуткам, на сколько вырос уровень загрязнения окружающей среды, вскрыть скрывавшиеся очаги загрязнения.
Вводная часть.
Ядовитый смог.
Кислотные дожди.
Сжигатели мусора: токсичные металлы, диоксины.
5. Автомобиль: благо цивилизации или её бич?
5.1. Выбросы автотранспорта и мероприятия по борьбе с ними.
5.2. Перевод автомобилей на дизельные двигатели
5.3. Газ вместо бензина
5.4. Электромобиль.
5.5. Автоматизированные системы управления городским транспортом.
6. Климатические последствия.
7. Заключение.
8. Используемая литература
Это означает, что химическая промышленность должна быть модифицирована для того, чтобы изменить или исключить те процессы, которые приводят к образованию диоксинов и диоксиноподобных веществ.
Мусоросжигательные заводы – основной поставщик таких веществ в атмосферу. «Сжигатель есть машина, которая производит токсичные вещества, загрязняющую среду, из сравнительно безопасных материалов».(Jeff Bailey. Wall Street Journal, 11.08.93). Сжигатели фантастически дороги по сравнению с другими способами переработки мусора, и финансовые прогнозы для развития этого сектора крайне неблагоприятны. В дымах МСЗ опасных металлов в некоторых случаях в тысячи раз больше, чем в обычном воздухе. Токсичные металлы выбрасываются в виде солей или оксидов, то есть в устойчивом виде, и могут лежать неопределенное число лет, накапливаясь постепенно и с пылью попадая в организм человека. Опасность токсичных металлов именно в том, что они могут накапливаться. Естественно, что почти все железо (99%) уходит в шлак, но уже медь частично летит с пылью, и именно она ответственна за образование диоксинов в зонах охлаждения газов. Кадмий летит с пылью, и удержать его на фильтрах трудно – 12% улетает в трубу. Но ртуть почти целиком (72%) следует за кадмием. Тяжелые металлы оседают вокруг МСЗ по розе ветров и образуют характерное пятно загрязнений, а уж потом начинаются миграционные процессы, и токсичные металлы, особенно ртуть, расходятся во все стороны, попадая к нам на стол. Мигрируя по пищевым цепям, ртуть накапливается в морских и речных организмах. Болезнь Минимата, которая поразила жителей на берегу залива в Японии, была вызвана сбросом ртутьсодержащих отходов промышленным концерном, производившим ПВХ – пластмассы. После того как погибли 200 человек, производство остановили, бухту г.Минимата осушили, а ил, содержащий ртуть, был удален. Так, в Массачусетсе мусоросжигающий завод выбрасывает 19 тонн ртути в год, в Эвергладесе высокие уровни ртути в рыбе были прямо связаны с выбросами МСЗ.
И, наконец, самыми опасными из продуктов неполного сгорания являются диоксины. Диоксинами пропитана вся среда вокруг МСЗ. Та часть диоксинов, которая попадает в трубу, почти целиком связана с пылью. Это естественно, так как диоксины очень хорошо адсорбируются на любых материалах. Японские ученные исследовали волосы рабочих МСЗ и контрольной группы людей. Оказалось, что токсичность волос рабочих МСЗ в 3,7 раза выше контроля. Аналогичный результат был получен и при анализе крови: содержание диоксинов в крови был у них на 30% выше, чем у контрольной группы. Опасно ли это? Неподалеку от МСЗ была выявлена зона с высоким показателями смертности от рака. Изучение загрязнения диоксинами окрестностей завода показало, что в зоне до 1,1 км к югу от завода из 57 умерших в течение 1985-1995 годов 24 умерли от рака (42%), а в зоне от 1,1 до 2,0 км из 167 умерших только 34 умерли от рака (20%). Тяжелые частицы, несущие диоксины, выпадают как раз в зоне, прилегающей к трубе МСЗ, однако более мелкие частицы разносят диоксины по всей стране. Так, летучая зола мурманского МСЗ содержит 2 нг/г, что на порядок выше, чем для западных заводов. Содержание диоксинов в грудном молоке мурманских матерей во многом связано с работой этого завода. Вывод:
А) мусоросжигательные заводы действительно опасны;
Б) мусоросжигательные заводы все-таки собираются строить;
В) высшее начальство все это прекрасно знает.
Типичные ошибки авторов проектов мусоросжигательных заводов:
1.Не рассматриваются
2.Неверно рассчитывается
3.Отсутствует рассмотрение
4.Не учитываются отдельные
5.Учет чрезвычайной стойкости диоксинов.
6.Диоксины не исчезают из
окружающей среды
5. Автомобиль: благо цивилизации или её бич?
Выбросы автотранспорта и мероприятия по борьбе с ними.
Автомобиль—не роскошь, а средство передвижения. Это известно всем. Но то, что машина из блага цивилизации может превратиться в ее бич, человечество стало понимать сравнительно недавно. Чем больше машин выходит на улицы, тем труднее горожанам мирно сосуществовать с их стальным гудящим и чадящим потоком. В выхлопах двигателей внутреннего сгорания содержатся окись углерода, окислы азота, углеводороды, альдегиды, сажа, бенз(а)пирен. Достаточно сказать, что ученые уже обнаружили в этих газах около 200 компонентов. Окись углерода, например, попадая в кровь, так действует на красные кровяные шарики — эритроциты, что они теряют способность транспортировать кислород. В результате наступает кислородное голодание организма, что прежде всего сказывается на центральной нервной системе. Когда мы вдыхаем окислы азота, они в дыхательных путях соединяются с водой и образуют азотную и азотистую кислоты. В результате возникает не только раздражение слизистых оболочек, но и весьма тяжелые заболевания. Считается, что окислы азота в 10 раз опаснее для организма, чем окись углерода. Типичным представителем канцерогенных веществ, т. е. веществ, способствующих возникновению раковых опухолей, является бенз(а)пирен.
Именно в развитии автотранспорта и, стало быть, во все большем засорении городского воздуха автомобильными газами многие ученые видят главную причину увеличения смертности от рака легких. Частота этого заболевания в городе намного выше, чем в сельской местности.
К факторам, оказывающим неблагоприятное влияние на организм человека, относятся также соединения свинца, содержащиеся в выхлопных газах автотранспорта. В атмосферном воздухе свинец содержится почти исключительно в виде неорганических соединений. Количество свинца в крови человека возрастает пропорционально с увеличением его содержания в воздухе. Последнее ведет к снижению активности ферментов, участвующих в насыщении крови кислородом, и, следовательно, к нарушению обменных процессов в организме.
К концу двадцатого столетия парк грузовых и легковых автомобилей увеличился до 700—800 млн. единиц. Противоречия, из которых «соткан» автомобиль, пожалуй, ни в чем не выявляются так резко, как в деле защиты природы. С одной стороны, он облегчил человеку жизнь, с другой — отравляет ее в самом прямом смысле слова. Специалисты установили, что один легковой автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 т кислорода, выбрасывая с отработанными газами примерно 800 кг окиси углерода, около 40 кг окислов азота и почти 200 кг различных углеводородов. Если помножить эти цифры на 800 млн. ед. мирового парка автомобилей, можно представить себе степень угрозы, таящейся в чрезмерной автомобилизации.
Увеличение количества взвешенной в воздухе и осевшей на поверхности пыли объясняется также повышенным износом асфальтового покрытия автомобильных дорог вследствие применения ошипованных шин.
В ряде городов образуется фотохимический туман (смог). Для его возникновения необходим солнечный свет, вызывающий сложные фотохимические превращения в смеси углеводородов и окислов азота автомобильных выбросов. В ходе фотохимических реакций образуются новые вещества, значительно превышающие по своей токсичности исходные атмосферные загрязнения.
При фотохимическом тумане появляется неприятный запах, резко ухудшается видимость, у людей воспаляются глаза, слизистые оболочки носа и горла, отмечаются симптомы удушья, обострение легочных и различных других хронических заболеваний. Фотохимический туман отрицательно действует на нервную систему, вызывает обострение бронхиальной астмы. Повреждает он и растения. Через некоторое время после начала повреждения нижняя поверхность листьев приобретает серебристый или бронзовый оттенок, а верхняя становится пятнистой с белым налетом. Затем наступает быстрое увядание. Фотохимический туман вызывает коррозию металлов, растрескивание красок, резиновых и синтетических изделий, портит одежду, нарушает работу транспорта.
Основной причиной фотохимического тумана являются отработанные газы автомобилей. На каждом километре пути легковой автомобиль выделяет около 10 г окиси азота. В Лос-Анджелесе, где имеется более 4 млн. автомобилей, в воздух поступает до 4т этого газа. Кроме того, здесь часты температурные инверсии — до 260 дней в году. Инверсионный слой располагается на небольшой высоте, а интенсивность солнечной радиации достаточно велика, поэтому явно выраженный фотохимический туман наблюдается в Лос-Анджелесе более 60 дней в году. Отсюда и пошла печальная слава этого города как родины фотохимического тумана — явления, искусственно созданного человеком.
Фотохимический туман возникает в загрязненном воздухе в результате фотохимических реакций, протекающих под действием солнечного излучения. В ясные дни солнечная радиация вызывает расщепление молекул двуокиси азота с образованием окиси азота и атомарного кислорода. Атомарный кислород с молекулярным кислородом дает озон. Казалось бы, озон в присутствии окиси азота, окисляя последнюю, должен снова превратиться в молекулярный кислород, а окись азота — в двуокись. Но этого не происходит. Почему? Окись азота вступает в реакцию с содержащимися в отработанных газах олефинами, которые расщепляются и образуют осколки молекул. Так образуется избыток озона.
В результате
продолжающегося явления
К веществам, участвующим в фотохимических реакциях, относятся альдегиды, раздражающие глаза и вызывающие боль в горле уже при сравнительно малой концентрации. При большей концентрации альдегиды парализуют движение тонких ресничек в дыхательных путях, снижая тем самым способность организма к защите. Пероксиацетилнитраты также раздражают глаза. Однако эти вещества влияют на функции легких и органов кровообращения начиная с такой малой концентрации, когда человек еще не замечает, что ему щиплет глаза.
В процессе образования оксидантов возникают так называемые свободные радикалы, отличающиеся высокой реакционной способностью. В этой своеобразной атмосферной химической лаборатории происходит образование сложной смеси органических перекисей, которые и являются действующим фактором тумана. В настоящее время во многих крупных городах ряда зарубежных стран — Нью-Йорке,' Чикаго, Бостоне, Дейтройте, Токио, Милане образуется фотохимический туман.
В городах России число автомобилей растет гак быстро, что при достаточной инсоляции в атмосфере наших городов могут иметь место такие же процессы, как и в городах США.
Причины «дымления» автомобилей различны — неисправность двигателя, неотлаженность системы питания или зажигания. Если все автомобильные двигатели будут правильно отрегулированы, то выброс вредных веществ в атмосферу уменьшится в 3—5 раз. Нарушение технологической дисциплины, нежелание лишний час покопаться в двигателе приводят к тому, что автомобиль неделями, а то и месяцами развозит по улицам ядовитый чад. Плохо накачанные шины не только быстрее изнашиваются, но и увеличивают сопротивление движению, а значит, больше сжигается горючего.
Неумелое поведение водителя за рулем (неправильный выбор скоростей движения, резкие разгоны и торможения, превышение установленной скорости), а также самостоятельная регулировка (например, увеличение частоты вращения на холостом ходу) и нарушение инструкций по эксплуатации автомобиля нередко приводят к увеличению загрязнения окружающей среды, снижая эффективность усилий целых конструкторских коллективов. Поэтому разъяснительная работа среди водителей автомобилей в этом направлении очень важна.
Оценка автомобилей по токсичности отработавших газов. Низкий уровень технического обслуживания и контроля за состоянием автотранспортных средств приводит к расстройству узлов и систем автомобиля. В результате выбросы вредных веществ у таких автомобилей возрастают, намного превышая установленную для данного типа автомобилей норму. Все это приводит к тому, что эффективность мероприятий, осуществляемых автомобильной промышленностью по обеспечению требований стандартов, снижается, а нередко вообще сводится на нет. В этих условиях более актуальной становится задача не только и не столько совершенствования конструкции автомобиля с точки зрения ограничения токсичности, сколько повышения уровня технического обслуживания и совершенствования систем и методов контроля за техническим состоянием.
Многие транспортные предприятия имеют свое диагностическое оборудование, применение которого позволяет быстро оценить техническое состояние автомобилей и не выпускать на линию неисправные машины.
В нашей стране существуют стандарты на нормы и методы определения вредных веществ в отработанных газах автомобилей и двигателей.
Президиум Верхрвного Совета СССР утвердил в августе 1982 г. Указ «Об административной ответственности за нарушение законодательства об охране атхмосферного воздуха», предусматривающий ответственность должностных лиц и отдельных граждан за выпуск и эксплуатацию автомобилей и автотранспортных средств, у которых содержание загрязняющих веществ в выбросах, а также уровень шума, производимого ими при работе, превышают установленные нормативы. Между тем еще не все водители и индивидуальные владельцы автомобилей знают, что соблюдение норм допустимого выброса окиси углерода в отработанных газах автомобилей с бензиновыми двигателями, как и норм дымности дизельных автомобилей не только снижает загрязненность атмосферного воздуха, но и ощутимо экономит топливо.
В России разрабатываются катализаторы, которые снижают уровень СО в отработанных газах на 80%, СП — на 70%, a NOx — на 50%. В целом токсичность выброса уменьшается в 10 раз. Процесс окисления СО и СИ по существу беспламенный и протекает при прохождении отработанных газов через слой носителя (например, керамических гранул) катализатора.