Антропоуентризм и экоцентризм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:38, контрольная работа

Описание работы

Установить правильные взаимоотношения с природными процессами, обеспечивающими устойчивое поддержание жизни на нашей планете, можно лишь на основе знания законов формирования и поддержания активного функционирования биологических систем, обеспечивающих глобальный круговорот веществ.
Развитие технологии, расхищение природных богатств, уничтожение животных, загрязнение окружающей среды привело к истощению природных ресурсов и поставило человечество перед глобальным экологическим кризисом. Cтало очевидно, что необходимы новые мировоззренческие ориентиры, которые бы не противопоставляли человека природе.

Содержание работы

1.Введение…………………………………………………………………………3
2. Закон экологического образования и воспитания. Антропоцентризм и экоцентризм………………………………………………………………......…4-5
3. Законы экологии Коммонера………………………………………………..…6
4.Формирование и развитие человека и биосферы………………………….7-13
5.Заключение..........................................................................................................14
6.Список источников и литературы……………………………………………15

Файлы: 1 файл

экология.docx

— 37.51 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (филиал)

Кафедра математики и естественных наук

Направление «Экономика»

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине «ОСНОВЫ  ЭКОЛОГИИ»

На тему:

«АНТРОПОУЕНТРИЗМ  И ЭКОЦЕНТРИЗМ»

                                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВЫПОЛНИЛ:

Студент 1-го курса

Направления

«Экономика»

Хартенюк Анна

 

ПРОВЕРИЛ:

Серидовских Б.А

 

 

 

 

 

 

НИЖНЕВАРТОВСК

2012

План

1.Введение…………………………………………………………………………3

2. Закон экологического образования и воспитания. Антропоцентризм и              экоцентризм………………………………………………………………......…4-5

3. Законы экологии Коммонера………………………………………………..…6

4.Формирование и развитие человека и биосферы………………………….7-13

5.Заключение..........................................................................................................14

6.Список источников и литературы……………………………………………15

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

    Установить правильные взаимоотношения с природными процессами, обеспечивающими устойчивое поддержание жизни на нашей планете, можно лишь на основе знания законов формирования и поддержания активного функционирования биологических систем, обеспечивающих глобальный круговорот веществ.

    Развитие технологии, расхищение природных богатств, уничтожение животных, загрязнение  окружающей среды привело к  истощению природных ресурсов  и поставило человечество перед  глобальным экологическим кризисом. Cтало очевидно, что необходимы новые мировоззренческие ориентиры, которые бы не противопоставляли человека природе.

         Исходным моментом экологического  образования является индивидуальность, проявляемая в особом отношении  к природе и духовности. Духовное  содержание не функционирует  самостоятельно, а накладывается  на природное и преломляется через него. Однако ценность индивидуального, субъективного зависит от того, насколько оно наполнено объективным содержанием.

   

   

 

 

 

 

 

 

 

 

Закон экологического образования и воспитания. Антропоцентризм  и экоцентризм.

     Установить  правильные взаимоотношения с  природными процессами, обеспечивающими  устойчивое поддержание жизни  на нашей планете, можно лишь  на основе знания законов формирования  и поддержания активного функционирования  биологических систем, обеспечивающих  глобальный круговорот веществ.

  • экологическое образование человека - важнейшая составная часть мировой культуры, непрерывного процесса познания и преобразования окружающей действительности;
  • экологизация содержания образования и, следовательно, формирования мировоззрения человека, сохранения и созидания культурных ценностей - стратегическая линия развития всей современной системы образования и воспитания молодого поколения; признание и утверждение экологической направленности образования как государственной и региональной политики и стратегии в развитии образования на всех его этапах, начиная с семейного и дошкольного и заканчивая экологической сертификацией работающих специалистов;
  • программа устойчивого развития общества - это прежде всего программа устойчивого, опережающего образования, в том числе и его экологического аспекта.

     Исходным моментом экологического образования является индивидуальность, проявляемая в особом отношении к природе и духовности. Духовное содержание не функционирует самостоятельно, а накладывается на природное и преломляется через него. Однако ценность индивидуального, субъективного зависит от того, насколько оно наполнено объективным содержанием

    Антропоцентризм и экоцентризм являются терминами, характеризующими мировоззрение человека, т. е. его взгляды на окружающий мир и на его место в этом мире

     Антропоцентризм - мировоззрение, в котором человек рассматривается как центр и высшая цель мироздания.

     Экоцентризм подразумевает постановку интересов природы в центр относительно интересов человека.

    С позиций антропоцентризма экология воспринимается в большей степени как наука, "обслуживающая" человека в зависимости от изменения его экономического или социального статуса, чем естественнонаучная дисциплина.

    Это мировоззрение передает крылатое выражение: "Все для человека"

Развитие технологии, расхищение природных богатств, уничтожение  животных, загрязнение окружающей среды  привело к истощению природных  ресурсов и поставило человечество перед глобальным экологическим  кризисом. Cтало очевидно, что необходимы новые мировоззренческие ориентиры, которые бы не противопоставляли человека природе.

   Поэтому появился экоцентризм.

   Для сторонников экоцентризма идея дикой природы заключается в защите дикой природы ради нее самой. Они видят дикую природу священной, имеющей внутреннюю ценность, обладающую моральными правами. Поэтому поддерживают создание охраняемых природных территорий, где дикой природе должна предоставляться полная свобода, без какого-либо научного, рекреационного или религиозного освоения. [1]

 

 

 

 

Законы экологии Коммонера

- сформулированы в начале 70-х годов XX в. американским ученым Б. Коммонером.

     Первый закон. Все связано со всем. Это закон об экосистемах и биосфере, обращающий внимание на всеобщую связь процессов и явлений в природе. Он призван предостеречь человека от необдуманного воздействия на отдельные части экосистем, что может привести к непредвиденным последствиям. (например, осушение болот приводит к обмелению рек). 
  Второй закон. Все должно куда-то деваться. Это закон о хозяйственной деятельности человека, отходы от которых неизбежны, и потому необходимо думать как об уменьшении их количества, так и о последующем их использовании. 
 Третий закон. Природа "знает" лучше. Это закон разумного, сознательного природопользования. Нельзя забывать, что человек - тоже биологический вид, что он - часть природы, а не ее властелин. Это означает, что нельзя пытаться покорить природу, а нужно сотрудничать с ней. Пока мы не имеем полной информации о механизмах и функциях природы, а без точного знания последствий преобразования природы недопустимы никакие ее "улучшения". 
  Четвертый закон. Ничто не дается даром. Это закон рационального природопользования. "...Глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно и которая не может являться объектом всеобщего улучшения". Платить нужно энергией за дополнительную очистку отходов, удобрением - за повышение урожая, санаториями и лекарствами - за ухудшение здоровья человека и т д. [2]

 

 

Формирование  и развитие человека и биосферы                       

     Общественно-экологическое сознание существовало всегда, на всех этапах исторического развития человечества, объективно отражая существующие на данный момент представления о взаимоотношениях человека и природы. Именно сложившийся тип экологического сознания, как считают ученые-психологи, определял поведение людей при их взаимодействии с миром природы.

      Объективные  реалии свидетельствуют о том,  что в настоящее время практически  во всех сферах экономической  и культурной деятельности человека  в его сознании прочно утвердилось  представление о «человеческой  исключительности» и освобожденнности его от подчинения экологическим закономерностям. Поведение людей по отношению к окружающей среде, основанное на парадигме «человеческой исключительности», по мнению многих исследователей, и есть одна из главных причин экологического кризиса на нашей планете.

      «Проблема  состоит не столько в нашем  воздействии на окружающую среду,  — подчеркивает А. Гор (1993), — сколько в наших взаимоотношениях  с нею... действительное решение  будет найдено в переосмысливании  и, в конечном счете, — «исцелении»  взаимоотношений между цивилизацией  и Землей... ключевые изменения  будут связаны с выработкой  нового мышления относительно  этих взаимоотношений».

      Широко распространенный тип экологического сознания, базирующийся на представлениях о «человеческой исключительности», получил название антропоцентрического. Основные особенности антропоцентризма следующие (Дерябо, Левин, 1996):

      1. Высшую ценность представляет человек. Лишь он самоценен, все остальное в природе ценно лишь постольку, поскольку оно может быть полезно человеку. Природа объявляется собственностью человечества.

     2. Иерархическая картина мира. На вершине пирамиды стоит человек, несколько ниже — вещи, созданные человеком и для человека, еще ниже располагаются различные объекты природы.

   3. Целью взаимодействия с природой является удовлетворение тех или иных прагматических потребностей, т. е. получение определенного «полезного продукта». Сущность его выражается словом «использование».

     4. Характер взаимодействия с природой определяется своего рода «прагматическим императивом»: правильно и разрешено то, что полезно человеку и человечеству.

     5. Этические нормы и правила действуют только в мир? людей и не распространяются на взаимодействие с миром природы.

   6. Дальнейшее развитие природы мыслится как процесс который должен быть подчинен процессу развития человека. Было бы ошибочным полагать, что история развития общественного экологического сознания — это история безраздельного господства антропоцентризма, когда человек противопоставляет себя природе и взаимоотношения с ней строит только на основе абсолютного прагматизма.

       Действительно,  в начальную эпоху бурного  роста промышленности широкое  распространение в научных кругах  имели теории, которые объективно  способствовали намечавшемуся разрыву  человека с природой, неправильно  истолковывали ход эволюционного  развития биосферы. Среди этих  представлений можно отметить  настойчивые призывы сделаться  властелинами природы, главенствовать  над ней, различные теории незыблемости  и предопределенности гармонии  общества и природы, по существу  отрицавшие реальность угрозы  экологического кризиса. В разное  время эти и близкие к ним  взгляды высказывали Б. Спиноза,  Р. Декарт, Г. Гегель, Ф. Ницше  и другие ученые.

     Вместе с  тем существовали и принципиально  иные представления, согласно  которым человек и природа  едины и неотделимы друг от  друга, а следовательно, противопоставлять их друг другу в корне неверно и бессмысленно. Крупные шаги в этом направлении были сделаны на рубеже XIX и XX вв. Так, значительным вкладом в развитие взглядов на взаимодействие человека и природы явились положения, высказанные К. Марксом и Ф. Энгельсом в трудах «Капитал», «Диалектика природы» и др.

С позиции диалектического  материализма в этих работах подчеркивалось, что человек не в состоянии  отменить или изменить законы природы  — они объективны и действуют  помимо его воли. Человек не может  господствовать над природой, он принадлежит  ей и находится внутри нее. Господство человека над природой есть не что  иное, как деятельность, основанная на использовании ее законов. К. Маркс  писал: «Человеческие проекты, не считающиеся  с великими законами природы, приносят только несчастье».

      Американские  исследователи К. Пауэлл и Д.  Фернау были первыми, кто разработал учение о необходимости консервации природных ресурсов для будущих поколений и о справедливом их распределении. Прагматический сиюминутный подход к природопользованию они заменили лозунгом: «Максимум природных благ дли большего числа людей на более длительный период».

     Необходимость новых моральных принципов взаимодействия человека и природы, основанных на признании цивилизации восстанавливающей, а не эксплуатирующей, была обоснована во второй половине XlX в. русскими учеными А. Л. Чижовым, Н. Ф. Федоровым, В. С. Соловьевым, Н. Г. Умно-вым, И. В. Киреевским и др. Главная идея их религиозно-философских воззрений — Человек и все, что его окружает, — это частицы единого, Космоса — отсюда это течение получило название русского космизма.

     Промежуточным  этапом на пути формирования  нового экологического сознания  следует считать и такие известные  философские течения, как «универсальная  этика» (А. Швейцер, М. Ганди и др.) и биоцентризм. В их основе — «благоговение перед жизнью», равенство в своей самоценности всех живых существ, признание совершенства и духовности Природы, отказ от прагматического подхода в отношении к ней, и др. Мерилом развития современной цивилизации должно стать сохранение жизни. Жизнь —- это абсолютная ценность, все, что мешает жизни, выступает как антиценность.

Выдающийся мыслитель-гуманист А. Швейцер (1875—1965) отмечал: «Благодаря власти, которую мы приобрели над силами природы, мы освобождаемся от нее и ставим ее себе на службу. Но одновременно мы отрываемся от природы...» и далее: «только этика благоговения перед жизнью совершенна во всех отношениях». По мнению А. Швейцера, недостатком всех существующих этических систем является полное исключение из них любых существ, отличных от человека.

Информация о работе Антропоуентризм и экоцентризм