Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 10:32, реферат
Человек, рассмотренный как система, являющаяся элементом более широкой природной системы, не теряет при этом своего особого положения. Напротив, системный анализ подтверждает и обосновывает это особое положение человека, преодолевая при этом противоречия религиозных, философских и научных представлений.
Если наши представления рассматривать как систему, то наиболее общие, устоявшиеся представления о действительности, в том числе философские, являются консервативной частью, а более активной, изменчивой являются представления, которые более тесно связаны с деятельностью развивающегося мышления по осмыслению и познанию постоянно меняющейся действительности.
Человек, рассмотренный
как система, являющаяся элементом
более широкой природной
Если наши представления рассматривать
как систему, то наиболее общие, устоявшиеся
представления о
Представления естественных наук, также
как и философские
Системная интерпретация на основе закономерностей общей теории систем [5] этих общеизвестных и общепринятых фактов приводит к следующей картине, которая позволяет несколько по-новому взглянуть на человека и его взаимодействие с природой.
Любой вид живой природы, популяция растительного или животного мира является системой взаимодействия единичного и множественного, где единичное – носитель активности и изменчивости, а множественное – тождественности и преемственности. Но любая из этих систем функционирует как элемент единой системы биогеоценоза, колебания которой предъявляют постоянно меняющиеся требования к уровню качества вида: меняется климат, состав атмосферы, меняется состав растительного и животного мира, меняется взаимодействие между популяциями и т.д. Соответствие этому требованию – условие выживания в дикой природе. Взаимодействие системы биогеоценоза и составляющих его элементов в полном соответствии с закономерностями общей теории систем осуществляется как отношения жёсткой необходимости, которая диктуется системой в отношении собственных элементов. Каждый вид находится в постоянном напряжении, используя свой внутренний потенциал, заложенный во взаимодействии изменчивости и наследственности, стремясь приспособиться к требованиям биогеоценоза. В дикой природе соотношение требований биогеоценоза и взаимодействия элементов системы вида – это иерархия внешнего над внутренним. На таком уровне когда-то жили и предки человека.
Достигнутый человеком в процессе эволюции особый уровень взаимодействия с природой с системной точки зрения может быть интерпретирован только как превышение человеком уровня требований системы биогеоценоза. Его внутренний потенциал, заложенный во взаимодействии единичного и множественного, изменчивости и тождественности, оказался выше, чем требовалось просто для выживания. Превзойдя уровень, предъявляемый биогеоценозом, как условие выживания, человек стал развиваться, опираясь, прежде всего, на внутренние источники развития, на взаимодействие автономии и ассоциации, личности и общества. Проявлением выхода человека за рамки, определяемые биогеоценозом, является формирование новой системы: «человек и природа».
Данный факт выхода за рамки требований биогеоценоза и формирования новой системы является лишь системной интерпретацией широко известных научных фактов, фиксирующих как единство человека и природы, так и особый уровень, достигнутый в ходе эволюции человека.
Тот факт, что человек превзошёл
уровень требований, предъявляемых
биогеоценозом как условие
Процесс осознания человеком единства человека и природы происходит только после преодоления этих противоречий в реальной жизнедеятельности. Это вполне закономерно, так как человек находится внутри этой системы, как один из её элементов, и сам процесс преодоления противоречий неразрывно связан с развитием самого человека, с достижением им состояния свободы от этих противоречий и с развитием абстрактного мышления, позволяющего подняться над ними.
Преодоление противоречий между человеком и природой позволяет охватить их в единстве и увидеть, что представления об этих противоположностях составляют собой систему, в которой все возможные варианты взаимодействия были реализованы и составляют собой систему ступеней развития. В этой системе активным элементом является человек, поэтому именно от его уровня развития зависит состояние всей системы. Взаимодействие человека и природы допускает четыре возможных варианта, которые являются последовательными этапами развития системы «человек – природа»:
1. Отсутствие взаимодействия, как
отсутствие человека в
2. Зависимость человека от
3. Зависимость природы от человека.
4. Единство человека и природы.
Первый этап – отсутствия взаимодействия – это этап полного слияния человека с природой, т.е. период, когда определяющее значение для существования человека имела адаптация к требованиям биогеоценоза. Развитие человека было полностью подчинено необходимости выживания в условиях естественного отбора. Собственно человека в современном понимании вообще не было, а его предки ничем не выделялись среди других видов приматов.
Наличие данного этапа опирается на положение о том, что человек не является чем-то исключительным, а является продуктом эволюции природы, об этом писал ещё Ч.Дарвин, и в настоящее время в биологии накоплено огромное количество фактов, подтверждающих это положение, ставшее общепринятым. К примеру, Зорина З.А. пишет, что «даже такие функции как мышление и речь, имеют биологические корни, они формировались в процессе эволюции постепенно, и их зачатки в той или иной степени имеются у многих групп современных животных, а у человекообразных обезьян достигают уровня 3-летних детей» [6]. Но определение природного тождества не означает отсутствия качественной разницы между животными и человеком, напротив, с точки зрения системного подхода, оно предполагает его. В этом качественное отличие системного рассмотрения от подходов, сформировавшихся в противостоянии эволюционизма и креационизма, суть которых состояла в том, что эволюционизм указывал на биологическое тождество животных и человека, а креационизм на качественное различие, а точнее – на пропасть между ними.
Несмотря на тождественность биологической природы качественное отличие между человеком и животными, конечно, есть, и опора на общую теорию систем позволяет определить если не резкую грань, то тот критерий, относительно которого можно судить о приобретении человеком качественного отличия. Этот критерий – выход человека за рамки требований системы биогеоценоза, элементом которого являлся предок человека, как и любая другая популяция животных. Этот уровень качества, характерный для животных и антропоидов, не выделившихся из животного мира, уже неоднократно отмечался биологами. К примеру, А.Н.Северцов пишет: «Важным и весьма прочно установленным результатом эволюционного учения в его современной форме является положение, что эволюция животных есть эволюция приспособительная, т.е. что она состоит в развитии признаков, соответствующих той среде, в которой живут данные животные» [7]. Отмеченный А.Н.Северцовым приспособительный характер эволюции животных и есть главная характерная черта данного этапа развития предков человека, которая обозначает рамки, определяемые требованием системы биогеоценоза. Введенное Ч.Дарвиным понятие борьбы за выживание является выражением адаптации любого вида живой природы к требованиям системы биогеоценоза. Каждый вид живой природы и человек, в том числе, имеет внутренние источники развития, отличие между ними в соотношении внутренних источников развития и внешнего уровня требований биогеоценоза. Приспособительный характер эволюции означает наличие иерархии внешнего - требований биогеоценоза, над внутренними источниками развития, система биогеоценоза диктует условия, и каждый вид старается к ним приспособиться. В.Красилов пишет об этом состоянии: «Подобно другим биологическим видам, человек на первых этапах своей эволюции взаимодействовал со средой обитания по принципу управления с обратной связью» [8].
Приобретение человеком уровня качества, который выделил его из природы, связано с переходом от приспособительного характера развития к приспосабливающему, от адаптации к требованиям окружающей среды к активному приспособлению её для собственных нужд, к преодолению иерархии внешнего над внутренним. Этот процесс охватывает по своей длительности весь период с момента появления первых гоминид до появления современного биологического типа Homo sapiens. Как этапы этого процесса изменения уровня взаимодействия с окружающей средой можно считать: выход первобытного человека за пределы той экологической ниши, которую ему первоначально определила природа, постоянно расширяющееся освоение и совершенствование орудий труда, одомашнивание животных, освоение скотоводства и земледелия и связанное с этим полное заселение планеты.
Внутренние источники развития человека оказались выше, чем определялось давлением окружающей среды. Человек не только выдержал борьбу за выживание, но стал развиваться дальше. Качество неразрывно связано с уровнем отношений. В рамках биогеоценоза отношение – требование биогеоценоза, определяло уровень качества человека, но возросшее выше уровня требований биогеоценоза качество человека выделило его из природы и стало определяющим в отношениях с ней.
Антропоид существовал лишь в качестве элемента системы биогеоценоза, лишь выйдя из жёсткой зависимости от системы биогеоценоза, решив вопрос о выживании, человек стал иметь самостоятельное значение в качестве субъекта взаимодействия с природой. Выход человека за рамки системы биогеоценоза означал формирование и становление новой системы: «человек и природа».
Второй этап – этап,
когда человек превзошёл
На этом этапе явно проявляется самостоятельная
роль сознания как системы представлений,
которая определяет реакции и поведение
человека. Сознание на первом этапе выполняло
лишь роль более гибкого приспособления
к окружающей среде, к требованиям биогеоценоза,
с такой ролью сознания вполне согласуется
определение психики, предложенное А.Н.Северцовым,
который считал, что она «обеспечивает
более гибкое приспособление организмов
к среде, позволяя реагировать на её изменения
оперативным изменением поведения вместо
медленного изменения морфологических
структур» [11]. Однако с выделением человека
из природы сознание стало приобретать
всё большую самостоятельность. Этот процесс
является закономерным продолжением развития
сознания в природе. Это хорошо показано
в работе А.П.Назаретяна «Системная трактовка
природы и генезиса психического отражения»
[12]. В этой работе А.П.Назаретян делает
следующий вывод: «прослеживается обоюдная
зависимость между сложностью материальной
организации субъектов, разнообразием
их среды и сложностью опосредующих их
отношения моделей мира, причём самостоятельная
роль последних в детерминации поведения
неуклонно возрастает пропорционально
положению носителя в эволюционной иерархии»
[12, c.347]. Самостоятельность сознания у
человека, который начинает поступать
не только в соответствии с требованиями
окружающей среды, но и независимо от них,
а иногда - вопреки этим требованиям, означает
создание новой системы в каждом индивидууме:
«сознания и телесной организации». Возникновение
этой системы закономерно связано с возникновением
системы в обществе: «системы представлений
и общественной практики», которая включает
в себя уровень взаимодействия с природой.
Формирование этих систем тесно взаимосвязано
с формированием системы «человек и природа»,
эти процессы взаимообусловлены. Изменение
качества индивидуума приводит к изменению
его отношений в системе вида, запуская
механизм естественного отбора, преобразуя
качество индивидуума в качество вида,
что в свою очередь меняет уровень взаимодействия
вида с природой. В этом механизме возникновение
системы «сознания и телесной природы»,
системы «представлений и общественной
практики», «человека и природы» теснейшим
образом взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Информация о работе Человек и природа – системный анализ взаимодействия