Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 10:32, реферат
Человек, рассмотренный как система, являющаяся элементом более широкой природной системы, не теряет при этом своего особого положения. Напротив, системный анализ подтверждает и обосновывает это особое положение человека, преодолевая при этом противоречия религиозных, философских и научных представлений.
Если наши представления рассматривать как систему, то наиболее общие, устоявшиеся представления о действительности, в том числе философские, являются консервативной частью, а более активной, изменчивой являются представления, которые более тесно связаны с деятельностью развивающегося мышления по осмыслению и познанию постоянно меняющейся действительности.
Система представлений отражает уровень взаимодействия с природой, как зависимость от внешних сил и отражает уровень развития мышления. В сопоставлении мифологии и христианства проявляется и влияние системы представлений на развитие человека. Фатализм мифологических представлений, соответствующий зависимости от природы создает равновесие, даёт утешение: «вечное круговращение хаоса и космоса было в античности не только понятно и убедительно, но также успокоительно и утешительно» [13]. Представления христианства, в основе которых лежит иерархия добра и зла, требует духовного совершенствования, соотносит человека с Богом «как с целью» (Ф.Аквинский), т.е. создаёт неравновесность системы, стимулирующей к развитию.
Третий этап – господство человека над природой. Осознание человеком себя в качестве субъекта познания, творческой, активной преобразующей силы, а природы - в качестве объекта его деятельности. Это осознание происходит после того, как человек реально достиг данного уровня взаимоотношений с природой. А уровень отношений свидетельствует о новом уровне качества. Качество и отношения в соответствии с общей теорией систем – взаимосвязанные и взаимозависимые противоположности. Иерархия взаимодействия с природой становится обратной, доминирующее значение имеют внутренние источники развития над внешними. Система представлений становится ещё более независимой от требований внешней среды, более того она становится демонстративно независимой. Это выразилось в представлениях антропоцентризма, который ставит человека, как субъекта сознания над неразумной природой и даже в центр вселенной. Изменившееся отношение человека и природы в середине XVII века выразил Г.Галилей, который писал, что «все возникновения, изменения и т.д., какие только происходят на Земле, посредственно или непосредственно направлены для пользы, удобства и блага человека; для удобства людей родятся лошади, для пищи лошадям Земля производит траву, а тучи её орошают; для удобства и пищи людям родятся хлеба, плоды, звери, птицы, рыбы; словом, если мы всё прилежно исследуем и рассмотрим, то найдём, что цель, к которой всё направлено, это – нужда, польза, удобство и наслаждение людей» [14]. Это уже другое качество человека и другой уровень взаимодействия с природой.
Закономерность этих
представлений в том, что они
обусловлены предыдущим этапом –
зависимости от природных сил. Длительная
борьба человека с зависимостью от
природы закономерно
Вполне закономерно
на этом этапе противопоставления человека
и природы фрагментарное
Однако дальнейшее развитие
процесса познания обнаруживает природу
в самом человеке, а в природе
- ступени развития сознания, это
приводит к осознанию взаимозависимости
человека и природы, обуславливает
необходимость следующего, четвёртого
этапа – единства человека и природы, который
мы переживаем в настоящее время. В массовом
сознании идея единства человека и природы
уже глубоко укоренилась и находит отражение
в общественной практике, в формировании
и совершенствовании экологического законодательства.
Но преодоление противопоставления человека
и природы станет окончательным и системным,
когда будет преодолен дуализм ранее сложившейся
системы представлений, когда представления
о единстве человека и природы будут опираться
на единую картину мира как систему.
Это уже не то единство, которое было на
первом этапе полного слияния с природой,
это единство становится системным, внешним
и внутренним, осознанным единством. Сознание
единства с природой – новое качество
человека, с которым связан новый формирующийся
в настоящее время уровень отношений с
природой. Этому уровню отношений с природой
соответствует формирующееся в настоящее
время системное мышление, преодолевающее
противоречия, сознающее взаимозависимость,
взаимоопределяемость и единство противоположностей,
в том числе, человека и природы.
Уникальность положения
человека в природе в том, что
он одновременно является и элементом
природы и субъектом
Выявленное с помощью системного анализа место человека отчасти совпадает с подходом к его пониманию, который демонстрирует биофилософия. Например, Е.Н.Шульга пишет: «Человек, со всеми присущими ему биогенетическими, психическими и культурно-познавательными особенностями уже не может изучаться только как некий застывший результат многовекового эволюционного процесса, как вершина, определяющая всю её направленность. Новейшая позиция состоит в том, чтобы рассматривать человека как следствие процесса коэволюции» [16]. Совпадение концепции коэволюции с системным подходом в отказе от представлений о линейности эволюции, в соответствии с которыми человек и представлялся «вершиной», даже, выделившись из природы, человек лишь формирует новую систему, в которой является активным и изменчивым элементом.
Важнейшим выводом проведённого системного анализа развития человека как вида является иерархия внутреннего над внешним, которая сложилась в исторический период развития человека. Она означает, что уровень развития общества в определяющей степени зависит не от внешних сил (естественного отбора, Бога или объективного хода истории), а от внутреннего состояния системы человека как вида. В системе «человек и природа», сформировавшейся после того, как человек преодолел уровень требований биогеоценоза, человек является наиболее изменчивым и активным элементом, определяя не только собственный уровень развития, но и состояние всей системы.
Развитие – это иерархическая система ступеней качества, каждый уровень которого связан с изменением уровня отношений, как внутреннее с внешним. Изменение уровня отношений человека с природой, возникновение самой системы «человек и природа» и её развитие является результатом эволюции человека, как активного элемента этой системы, свидетельствует о достижении человеком нового уровня качества. Этот уровень качества связан с изменением соотношения элементов в системе «человек» и в системе «человек как вид», с приобретением сознанием большей самостоятельности от среды и большего значения в детерминации поведения человека. Поведение человека в большей степени определяется его сознанием, его представлениями, а не давлением окружающей среды, в этом заключается развитие человеком принципа автономии, который приводит к возникновению человеческой индивидуальности. Индивидуальность человека непосредственно связана с формированием системы «сознание – телесная организация», в которой сознание выступает как самостоятельный элемент, детерминирующий поведение человека.
Развитие индивидуума влечёт за собой совершенствование отношений в системе вида, первоначальное сплочение под давлением окружающей среды первобытного стада антропоидов с развитием отношений также приобретает новое качество, знания и опыт становятся общим достоянием, их количественное накопление неминуемо влечёт за собой качественные изменения сознания индивидуумов, что влечёт за собой дальнейшее развитие отношений – принципа ассоциации, который привёл к формированию человеческого общества. Формирование общества непосредственно связано с формированием общей господствующей системы представлений, отражающей накопленный опыт и знания, с формированием системы: господствующая система представлений – общественная практика.
Внутренней движущей силой развития человека как вида является взаимодействие единичного и множественного, в этом взаимодействии единичный индивидуум является носителем преобразования, которое подвергается отбору во взаимодействии с множественным – с первобытным коллективом, затем – с обществом. Требования биогеоценоза, которые в отношении первобытного человека играли доминирующую роль, определяющую направления развития, в процессе преодоления зависимости от природы всё более замещаются созданной человеком системой представлений. Иерархия внешних для человека требований биогеоценоза над его внутренней системой сменилась обратной иерархией. Господство необходимости в виде угрозы голодной смерти отступило, и перед человеком встала проблема выбора, как проявление более высокого уровня свободы.
Но иерархические отношения внутреннего и внешнего сменяются диалектическим единством с преодолением дуалистических представлений о противопоставлении человека и природы. В этом случае иерархия внутреннего над внешним, как всё увеличивающийся разрыв между требованиями биогеоценоза и возможностями человека, остаётся, но она стабилизируется системой представлений, сознанием единства человека и природы и, следовательно, необходимости её сохранения и бережного к ней отношения. В этой системе представлений человек выстраивает обратную иерархию, в которой он готов даже ограничить собственные эгоистические интересы ради сохранения природы.
Человек является наиболее активным и изменчивым элементом системы «человек и природа», и его уровень развития определяет состояние всей системы. Осознание этой зависимости определяет и ответственность человека перед природой.
Информация о работе Человек и природа – системный анализ взаимодействия