Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:34, курсовая работа

Описание работы

Цель работы определить влияние дидактических игр на процесс экологического воспитания детей дошкольного возраста.
В соответствии с целью были определены следующие задачи исследования:
1. Раскрыть понятие и определить задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста.
2. Проанализировать дидактические игры детей дошкольного возраста, используемые в процессе решения воспитательных и образовательных задач в дошкольном учреждении.
3. Охарактеризовать виды дидактических игр детей в природе и определить их значение на экологическое воспитание.
4.Изучить особенности руководства дидактическими играми в процессе экологического воспитания в разных возрастных группах детского сада.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
РАЗДЕЛ 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
1.1 Сущность и задачи экологического воспитания детей дошкольного возраста
1.2 Влияние на всестороннее развитие ребёнка игры, особенности и виды дидактических игр в процессе экологического воспитания детей дошкольного возраста
1.3 Анализ действующих Государственных программ «Крымский веночек», «Малятко», «Дитина» и Государственного стандарта «Базовый компонент дошкольного образования в Украине» по разделу «Природа», «Игра»
Выводы к 1 разделу
РАЗДЕЛ 2 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ
2.1 Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой с детьми дошкольного возраста
2.2 Руководство дидактическими играми по экологическому воспитанию в процессе ознакомления с природой в разных возрастных группах
Выводы ко 2 разделу
ВЫВОДЫ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

дидактические игры как средство эк.воспит.2.docx

— 56.01 Кб (Скачать файл)

2. сообщение дошкольникам  элементарных знаний о природе  и формирование на этой основе  у них ряда конкретных и  обобщенных представлений о явлениях  живой и неживой природы. 

Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и  на занятиях. В реализации задач  экологического воспитания большое  значение имеет природное окружение  в детском саду. Это уголки природы  во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и  возделанный участок, дающие возможность  постоянного непосредственного  общения с природой; организация  систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду

На рубеже двух тысячелетий  природа все громче заявляет о  своих правах.

Современное человечество просто не может пренебрегать теми многочисленными  взаимосвязями, которые существуют между человеком и средой его  обитания. Задача экологического образования - научить человека жить и действовать  в окружающей природной среде  в полном соответствии с его этическим  и научным представлениями об этой среде. Во избежание усугубления  сложившихся экологических проблем  во всех

образовательных учреждениях в последнее время активно ведется работа по экологическому воспитанию. Особая роль в этом звене отводится дошкольным учреждениям. Именно период дошкольного детства является наиболее благоприятным для формирования первооснов экологической культуры, мышления, сознания, то есть экологического воспитания в целом.

Приобщая ребенка к  миру природы, взрослый сознательно  развивает различные стороны  его личности, пробуждает интерес  и желание познавать природное  окружение (сфера интеллекта), вызывает у ребёнка сочувствие к «тяжелой»  самостоятельной жизни животных, желание им помочь, показывает уникальность жизни в любой, даже самой причудливой  форме, необходимость ее сохранять, уважительно и бережно с ней  обходится (сфера нравственности). Ребенку можно и нужно показывать различные проявления красоты в мире природы: цветущие растения, кустарники и деревья в осеннем уборе, контрасты светотени, пейзажи в разное время года и многое-многое другое. При этом взрослый должен помнить, что в природе красиво абсолютно все, что живет в полноценных (неиспорченных, не отравленных, неограниченных) условиях - это сфера эстетических чувств, эстетического восприятия ребенка.

Воспитание у детей  любви и бережного отношения  к природе, способности воспринимать её красоту - важнейшие задачи детского сада.( Николаева С.)[61]

1.2 Влияние на всестороннее  развитие ребёнка игры, особенности  и виды дидактических игр в  процессе экологического воспитания  детей дошкольного возраста

Игра является видом непродуктивной деятельности, мотив которой заключается  не в ее результатах, а в самом  процессе.

Детская игра - это деятельность, направленная на ориентировку в предметном мире и социальной действительности, где ребенок отображает впечатления  от познания этих явлений (Н.Бойченко, В.Воронова, Г. Григоренко О.Щербакова) [15].

В игре формируются все  стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в психике, которые готовят переход к  новой более высокой стадии развития (С.Рубинштейн) [65]. Одновременно игра имеет  огромный потенциал для развития творческих способностей детей. По разным психологическим, педагогическим и  социальным причинам дети в последнее  время подменяют игровые, наполненные  смыслом взаимоотношения простым  манипулированием игрушками, не предполагающее развитие творческих способностей. Поэтому, основная задача педагога состоит в  том, чтобы помочь детям наполнить  игровую деятельность интересным содержанием, побуждать к развитию творческих способностей (Козлова С., Куликова Т.) [41].

Во время игры развивается  речь, чувства, восприятие, обогащается  эмоциональная сфера, и закладываются  первые творческие способности ребёнка. Непосредственно через игру ребенок  овладевает всей системой человеческих взаимоотношений. Игра является одним  из интереснейших видов человеческой деятельности, ведущим видом деятельности дошкольников, средством его всестороннего  развития, важным методом воспитания, реальной социальной практикой дошкольника (Нескучаева Л. Пискунова И.) [61].

В игре ребенок познаёт  окружающий мир, развиваются его  мышление, чувства, воля, формируются  взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самопознания, и что самое важное развиваются  творческие способности детей. В  игре наиболее важны формирующиеся  в ней представления детей  о мире взрослых и складывающиеся под влиянием её умственные способности. В игре развиваются необходимые  каждому ребёнку умственные способности, уровень развития которых, безусловно, сказывается в процессе школьного  обучения. Но одних способностей может  оказаться недостаточно. Учение отличается от игры, прежде всего своей обязательностью, необходимостью направлять умственные усилия на решение строго определённых учебных задач. Оно требует от ребёнка большой сосредоточенности  и последовательности в рассуждениях, определённой дисциплины мысли, умения контролировать свои действия.

Существует множество  теорий игровой деятельности. В частности, обзор основных из них дан С. Рубинштейном [65].

Известностью пользуется теория К. Гросса. Гросс усматривает  сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьезной  деятельности; в игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности. В  этом, по Гроссу, основное значение детской  игры; у взрослых к этому присоединяется игра как дополнение к жизненной  действительности и как отдых. Основное достоинство этой теории, которое  завоевало ей особую популярность, заключается в том, что она  связывает игру с развитием и  ищет смысл ее в той роли, которую  она в развитии выполняет. Основным недостатком этой теории является то, что она указывает лишь «смысл»  игры, а не источник, не вскрывает  причин, вызывающих игру, мотивов, побуждающих  играть (Педагогіка) [65].

В теории игры, сформулированной С. Спенсером, который в свою очередь  развил мысль Ф. Шиллера, усматривает  источник игры в избытке сил: избыточные силы, неизрасходованные в жизни, в труде, находят себе выход в  игре. Но наличие запаса неизрасходованных  сил не может объяснить направления, в котором они расходуются, того, почему они выливаются именно в игру, а не в какую-нибудь другую деятельность; к тому, же играет и утомленный человек, переходя к игре как к отдыху.

Игра, по Плеханову, является порождением труда, возникая как  бы из подражания трудовым процессам (Поваляева  М.) [66].

В литературе попытки дать свою теорию игры сделали Д.Н. Узнадзе  и Л.С. Выгодский [16]. Выгодский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что ребенок, играя, создает себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.

Д.Н. Узнадзе видит в  игре результат тенденции уже  созревших и не получивших еще  применения в реальной жизни функций  действования. Снова, как в теории игры от избытка сил, игра выступает как плюс, а не как минус. Она представляется как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни [17].

Д.Б. Эльконин раскрыл содержание детской игры - это взрослый человек, его деятельность и взаимоотношения с другими людьми. Основная единица детской игры - роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок. В содержании своей игры дети воспроизводят отношения взрослых в трудовой и общественной жизни, воспроизводят их с разной глубиной постижения и порой проникают в подлинный общественный смысл человеческого труда. Сюжеты игр

обусловлены конкретными  социальными условиями жизни  детей [67]

Но игра является жизненно необходимым компонентом деятельности для любого человека. Известно, что  ребенок, не наигравшийся, «не доигравший»  в детстве, в дальнейшей взрослой жизни остается инфантильным - для  него взрослая серьезная жизнь является как бы продолжением детских игр. Он легкомыслен, безответственен как  к своей судьбе, так и к судьбам  его окружающих людей. Любую ситуацию в жизни можно, как и в игре, «переиграть», начать заново (Артёмова Л.) [5].

Особенность игры являются свои правила. Они диктуют, что будет  иметь силу внутри отграниченного игрой  временного мирка. Правила игры обязательны  и не подлежат сомнению. Стоит нарушить правила, и все здание игры рушится. Игра перестает существовать. Играющий, который не подчиняется правилам или обходит их, есть нарушитель игры. Играть надо честно, порядочно. Нарушитель игры совершенно не похож на того, кто  плутует, лукавит в игре. Не признавая  правил игры, он обнажает тем самым  относительность и хрупкость  этого игрового мирка, в котором  он на время замкнулся вместе с  другими партнерами. Исключительность и обособленность игры проявляется  самым характерным образом в  таинственности, которой игра любит  себя окружать. Уже маленькие дети повышают заманчивость своих игр, делая  из них «секрет» - «это игра для нас, а не для других». Что делают эти  другие за пределами нашей игры, нас временно не интересует. Внутри сферы игры законы и обычаи мира повседневности силы не имеют. Мы существуем и делаем «по-другому». Тайна игры наиболее наглядно выражается в переодевании. Здесь достигает законченности  «необычность» игры. Переодеваясь или  надевая маску, человек «играет» другое существо. Он и есть это «другое  существо»! Детский испуг, бурный восторг, священный ритуал и мистическое  претворение неразлучно сопутствуют  всему, что есть маска и переодевание (Гайдаренко Е.) [20].

Одной из особенностей игровой  деятельности является наличие явления  «заигрывания», когда ребенок или  взрослый человек не могут вырваться  из «плена» игры. Явление, свойственное, очевидно, только игровой деятельности. За исключением, возможно, высочайшей увлеченности творческой научной или  художественной деятельностью. Так, в  начале игры можно оборвать игровую  деятельность ребенка, ребенок легко  выходит из игровой ситуации. Но если игра продолжается достаточно долго, «вывести» ребенка из состояния  игры бывает подчас весьма трудно: ребенок  так «заигрался», что стал терять ощущение реальности. Его невозможно отвлечь от игры, уложить спать  и т.д.; он нервничает, капризничает, он перевозбужден. Азарт - это такая  степь увлеченности, при которой  пренебрегают выбором средств, разумностью, и, в конце концов, сознанием в  целом (Усова А.)[83].

В ходе онтогенеза, на разных этапах развития детям свойственны  разные игры - в закономерном соответствии с общим характером данного этапа. Участвуя в развитии ребенка, игра сама развивается. В младенческом возрасте первостепенное значение для развития ребенка имеет общение с ним  взрослого. Расширение жизненного опыта  приводит к развитию воображения, фантазии, что сказывается и на изменении  характера игры: дети все чаще заменяют реальные предметы и ситуации мнимыми (Васильева М., Барсукова Л.) [62]. В старшем дошкольном возрасте дети стремятся к преодолению реальных трудностей, к выявлению в процессе игры собственной смелости, силы, настойчивости. Игра создает эти возможности в такой мере, в какой не может создать обычная жизнь ребенка игра становится формой деятельности, в которой ребенок осуществляет свое стремление к определенным образцам человеческой личности.

Виды дидактических игр.

В педагогике существует несколько  видов дидактических игр. Бондаренко А. [9] указывает, что все дидактические  игры можно разделить на три основных вида:

- игры с предметами (игрушками,  природным материалом);

- настольные печатные  игры;

- словесные игры.

В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы (предметы обихода, орудия труда), объекты природы (овощи, фрукты, шишки, листья, семена). Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умение называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические  игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических  играх дети выполняют определенные роли, например, продавца, покупателя в  игре «Магазин».

Игры-инсценировки помогают уточнить представление о различных  бытовых ситуациях, явлениях природы, объектах живой и неживой природы («Устроим кукле комнату»), о литературных произведениях («Путешествие в страну природоведческих сказок и сказок о  животных »), о нормах поведения в  природе («Что такое хорошо и что  такое плохо»).

Для развития координации  мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера.

Детям 5-7 лет предназначены  игры с бирюльками, кеглями, бильбоке, настольным бильярдом. Особенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обучению. Развитие координации  движений предплечья, кисти и особенно пальцев рук, четкий зрительный контроль за этими движениями - важные предпосылки для подготовки ребенка к овладению письмом. В таких играх воспитывается сообразительность, умение ориентироваться в пространстве, настойчивость и терпение.

Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные  цветы, камешки, ракушки) позволяют  закрепить знания детей об окружающей их природной среде, формируют мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация). Воспитатель организует такие игры во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой: деревьями, кустарниками, цветами, листьями, семенами (Черница М.) [87].

В дидактических играх  широко используются разнообразные  игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого они сделаны. В играх  совершенствуются знания о материале, из которого сделаны игрушки, об их характерных свойствах и признаках.

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять  представление детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать  мыслительные процессы. Настольно-печатные игры разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино, лабиринты, разрезные  картинки, кубики, пазлы.

Среди дидактических игр  для дошкольников преобладают игры, в основе которых лежит парность картинок, подбираемых по сходству. Сначала детям предлагают игры, в  которых требуется подобрать  из множества картинок пары совершенно одинаковых (две варежки, два румяных  яблока). Далее задача усложняется: картинки надо объединить по смыслу (найти  две машины одна - легковая, другая - грузовая). Наконец, старшим дошкольникам целесообразно предлагать отыскивать пары среди предметов, отличающихся друг от друга пространственным расположением, формой, особенностями окраски.

В подборе картинок по общему признаку (классификация) требуется  некоторое обобщение, установление связи между предметами. Например, в игре «Что растет в саду?» дети подбирают картинки с соответствующими изображениями растений, соотносят  с местом их произрастания, объединяют по этому признаку картинки. Также  ещё проводятся игры на запоминание  состава, количества и расположения картинок. (Проводятся так же, как  и с предметами) Например, в игре «Отгадай, какую картинку спрятали?»  дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них  перевернули вниз рисунком. Эта игра направлена на развитие памяти. Игровыми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление  у детей знаний о количественном и порядковом счете, о пространственном расположении картинок на столе (слева, справ, вверху, внизу, сбоку, впереди), умение рассказать связно о тех изменениях, которые произошли с картинками, о их содержании (Латий Е.)[67]

Информация о работе Дидактические игры как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста