Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста о росте и развитии живых организмов и их связи со средой о

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2014 в 05:23, контрольная работа

Описание работы

Дошкольное детство - период первоначального познания природы во всех ее проявлениях. Окружающая природа (неживая, животный и растительный мир) воздействует на эмоциональную и интеллектуальную сферы ребенка не только своеобразием и красотой явлений. Важной стороной в познавательном отношении является изменчивость природных объектов, закономерная смена явлений.
Относительное постоянство и сопутствующая ему в той или иной степени изменяемость предметов окружающего мира - это типичное состояние условий, в которых развивается ребенок со дня своего рождения.

Файлы: 1 файл

Экология.docx

— 104.57 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Заключение.

На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребенок получает эмоциональное впечатление о природе, накапливает представления о разных формах жизни. Таким образом, уже в этот период формируются первоосновы экологического мышления, сознания, экологической культуры. Но только при одном условии - если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают и помогают маленькому человеку понять прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.

Чтобы понимать природу, устанавливать причинно-следственные связи, состояние природы ребенку необходимо создать необходимые условия, которые помогут ему наблюдать, исследовать изменения происходящие с объектами природы.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бидюкова Г.Ф. – Благосклонов К.Н. Программы для внешкольных учреждений. М. Просвещение 1995г.
  2. Горькова Л. Г., Кочергина А. В. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы).- М.: ВАКО, 2005.- 240с.
  3. Доронова Т.Н., Рыжова Н.А. Детский сад: будни и праздники.- М.:ЛИНКА-ПРЕСС,2006.-320с.
  4. Дыбина О.В., Рахманова Н.П.Щетинина В.В. Неизведанное рядом.-М.:ТЦ Сфера,2010.-192с.
  5. Николаева С.Н. Программа экологического воспитания дошкольников М. Новая школа 1993г.
  6. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь 1992г.

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тема : Комнатные растения

Продолжать учить сравнивать растения, устанавливать причинно-следственные связи в процессе ухода за растениями; закрепить умение сравнивать листья растений по длине, ширине; познакомить с новой величиной площадью; учить сравнивать листья по площади листовой пластинки, развивать логическое мышление, коммуникативные способности.

Материал и оборудование:

Комнатные растения (аспидистра, бегония, кактус, плющ, бальзамин); графические модели, отражающие свойства комнатных растений и ухода за ними, оборудование для ухода за комнатными растениями (тазики, лейки без распылителей и с распылителями, ведро с водой, клеенки), минеральные удобрения для подкормки растений; спичечный коробок, тряпочки или губки, кисточки для стряхивания пыли с растений.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1-я часть. Сравнение листьев  комнатных растений

ВОСПИТАТЕЛЬ. Как называются эти комнатные растения?

ДЕТИ. Бальзамин, аспидистра, бегония.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Сравните листья этих растений по величине, по размеру.

ДЕТИ. У аспидистры листья большие. У бальзамина маленькие, мелкие. У бегонии листья меньше, чем у аспидистры, но больше, чем у бальзамина. Они средней величины.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Сравните листья по цвету.

ДЕТИ. У аспидистры листья темно-зеленые, у бальзамина зеленые, а у бегонии -- зеленовато-розовые.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А чем еще отличаются листовые пластинки этих растений? Потрогайте их осторожно. Определите другие качества листьев.

Дети сравнивают листья по толщине, плотности, качеству поверхности.

ДЕТИ. У аспидистры листья на ощупь гладкие, как у бальзамина. У бегонии листья шершавые, покрыты волосками. В верхней части стебля у бегонии листья маленькие, теплые, мягкие, их очень приятно трогать.

ВОСПИТАТЕЛЬ. С какого растения пыль лучше удалять влажной тряпочкой (губкой) и почему?

ДЕТИ. У аспидистры листья гладкие, плотные, их можно мыть влажной тряпочкой (губкой).

ВОСПИТАТЕЛЬ. Какое из растений надо обливать, чтобы удалить пыль?

ДЕТИ. Можно аспидистру облить: у нее листья гладкие. У бальзамина листья тоже обливают: их много, они маленькие, нежные, гладкие. Вся грязь с листьев скатится вместе с водой.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Как будем удалять пыль с листьев бегонии?

ДЕТИ. Вытирать, потому что они крупные.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Правильно ли это? Вспомните, чем у нее покрыты листья?

ДЕТИ. Листья покрыты волосками. Протирая тряпочкой, мы, не желая того, пригладим волоски и под ними останется пыль.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Как же быть? Чем можно удалить пыль с листьев этого растения? Чем мама чистит пальто?

ДЕТИ. Мама чистит его щеткой.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А когда она чистит пальто: когда грязь сухая или влажная?

ДЕТИ. Мама чистит пальто сухой щеткой, когда грязь высохнет.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Как же надо удалять пыль с листьев бегонии?

ДЕТИ. Щеткой или кисточкой.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Да, пыль с листьев бегонии надо удалять сухой кисточкой с широким ворсом.

2-я часть. Работа с графическими  моделями листа

Педагог предлагает выбрать графические модели, обозначающие качества листовой пластинки и способы удаления пыли (рис. 1).

Рисунок 1. Графические модели

ВОСПИТАТЕЛЬ. Сколько признаков, качеств листовой пластинки нужно знать, чтобы правильно выбрать предметы для ухода за ними?

ДЕТИ. Надо знать два признака: толщину листьев и особенность поверхности.

Дети отбирают карточки-модели, объясняют, что изображено на них.

ВОСПИТАТЕЛЬ. У нас в группе растет плющ. Какие его листья на ощупь? Как их нужно мыть?

ДЕТИ. У него гладкие, плотные листья. Их можно мыть влажной тряпочкой.

ВОСПИТАТЕЛЬ. В каком случае листья лучше протереть, а в каком случае облить?

ДЕТИ. Если растение маленькое, листьев мало и они плотные, то его лучше протереть. Если листьев много, лучше облить, быстрее получится.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Найдите карточку, которая рассказывает о количестве листьев.

Дети подбирают нужную картонку и объясняют свой выбор.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А зачем нужно мыть листья у растений?

ДЕТИ. Чтобы они были красивыми.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А еще зачем?

ДЕТИ. Чтобы растению легче дышалось.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А что еще нужно для жизни растений?

ДЕТИ. Свет, тепло, вода, воздух, почва, питание...

ВОСПИТАТЕЛЬ. А какое из этих растений мы чаще поливаем? Почему?

ДЕТИ. Бальзамин любит воду. Его надо часто поливать.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Вы правы. У него тонкие листья, тонкая кожица на них, и вода с них быстро испаряется, поэтому и поливать его надо чаще. А какое из этих растений надо реже поливать?

ДЕТИ. Если у растения плотные листья, его надо реже поливать. У аспидистры плотные листья, ее надо реже поливать.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А какие листья у бегонии на ощупь?

ДЕТИ. У бегонии листья не такие плотные, как у аспидистры, но они плотнее, чем у бальзамина. Значит, ее надо поливать не так часто, как бальзамин, но чаще, чем аспидистру.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Да, бегонию надо поливать довольно часто, хотя ее листья покрыты волосками, что защищает их от быстрого испарения. А теперь поставьте рядом с растениями карточки-модели, на которых изображены лейки с разным уровнем воды, т. е. обозначьте частоту поливки.

Дети подбирают графические модели и расставляют их у растений.

ВОСПИТАТЕЛЬ. А как узнать, какому из растений надо больше налить воды в лейку, а какому меньше и почему? Что еще должны мы учесть, кроме качества листьев?

ДЕТИ. Надо учитывать величину растения и величину горшка. Большому кому земли воды надо больше.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Сравните растения, горшки и определите, какому же растению надо больше воды, какому меньше, и объясните почему?

Дети сравнивают размеры растений, величину горшков.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Так о чем же нам могут рассказать листья?

ДЕТИ. Листья растений нам подсказывают, как правильно удалять с них пыль, как часто надо их поливать.

ВОСПИТАТЕЛЬ. Итак, от площади листовой пластинки, качества ее поверхности и толщины зависят скорость испарения влаги, а значит, частота полива.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИДОЖЕНИЕ 2

Анкетирование для родителей.

Цель: выяснить отношение родителей к проблеме экологического воспитания.

 

Результат: ответы родителей помогли выявить увлечения взрослых и детей, обозначали проблемы, требующие педагогической помощи, и легли в основу работы.

 

Анкета I

Ф.И.О.

Использование художественной литературы в семье «Книга в семье»

  1. Какие книги для чтения есть у Вас дома? Перечислите их.
  2. Есть ли среди них книги о природе? Назовите их.
  3. Как вы отбираете книги для чтения детям, чем руководствуетесь при покупке литературы детям? Смотрю содержание; учитываю возраст; по иллюстрациям, если нет дома такой книги (нужное подчеркнуть)
  4. Как вы читаете книги? (по просьбе ребенка; по своей инициативе)
  5. Обсуждаете ли вы  содержание прочитанного с ребенком? Цель обсуждения: 1. Предлагаю просто пересказать.2 спрашиваю что нового узнал из книги? 3. Обсуждаю поступки героев, их поведение (нужное подчеркнуть)
  6. Как Вы считаете, оказывает ли влияние книга на поведение и отношение детей к природе?
  7. Имеется ли у Вас дома литература для взрослых о природе? Используете ли вы  ее при общении с ребенком? Как часто? При каких ситуациях? (не знаю как ответить на вопрос ребенка, хочу рассказать что –то новое; не использую – ребенок не интересуется…) (нужное подчеркнуть)

 

Анкета II

Ф.И.О.

Вопросы

  1. Что такое экология?
  2. Есть ли у вас комнатные растения и какие? Если нет, то почему?
  3. Если в семье собака, кошки или  другие животные.
  4. Посадили ли вы дерево?
  5. Мастерили ли Вы ребенку книги о природе?
  6. Читаете ли Вы ребенку книги о природе?
  7. Смотрит ли Ваш ребенок диафильмы, телепередачи о природе?
  8. Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу?                                                              
  9. Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком?
  10. Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т. Д.?
  11. Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе?
  12. Рассказываете ли Вы  ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, птиц, насекомых?
  13. Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?
  14. Как вы думаете, получает ваш ребенок знание о природе в детском саду?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Родительское собрание

Тема: «Воспитание любви к природе»

(круглый стол)

 

Воспитатель д/с «Алгасовский»  с. Алгасово: Е.С. Морозова

 

Уважаемы родители!

Наше родительское собрание пройдет в нетрадиционной форме, в форме круглого стола. Здесь важно ваше активное участие.

   В наше время  проблемы экологического воспитания  вышли на первый план, и им  уделяют все больше внимания. Почему эти проблемы стали  актуальными? Причина – в деятельности  человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической  точки зрения, расточительная, ведущая  к нарушению экологического равновесия.

  Каждый из тех, кто  принес и приносит вред природе, когда – то был ребенком. Вот  почему важно с раннего возраста  воспитывать у детей чувство  непримиримости к фактом безответственного поведения людей, например к незатушенному костру, оставленному мусору. Им целесообразно противопоставить правильные  практические действия:  уборку мусора, расчистку родников  и т.д.

 Особое внимание надо  уделить искоренению в некоторых  детях стремление мучить животных, убивать их.

  Именно поэтому мы  выбрали тему «Воспитание доброты  к природе». Чтобы выявить отношение  детей к домашним питомцам, мы  провели с детьми индивидуальные  беседы, в которых детям предлагалось  ответить на ряд поставленных  вопросов:

  1. Есть ли у вас дома кто-нибудь из животных, птиц? Если нет, почему?
  2. Кого бы вы хотели?
  3. Зачем они нужны дома?
  4. Как ты к ним относишься? Относился бы?
  5. Как заботишься? Заботился бы?
  6. Как жалеешь, если с ней что-то случится?
  7. Ты их любишь? Обижаешь? Как?
  8. Чтобы ты сделал, если бы мама (папа) не захотела, чтобы в доме жила…. например кошка?

                  

Вопросы к родителям, чьи дети проявляют жестокость по отношению к животным.

  1. Имеются ли дома птицы, рыбы, растения?
  2. Как относится к ним ребенок в доме, на улице?
  3. Проявляет ли сочувствие, сострадание?
  4. Как Вы сами относитесь к животным?
  5. Какие виды совместной деятельности в общении с природой практикуются в Вашем доме? (книги, прогулки, ТСО, труд, уход)

Информация о работе Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста о росте и развитии живых организмов и их связи со средой о