Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 20:59, контрольная работа
Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста? Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие "экология": что за ним стоит, какая наука имеется в виду.
1. Современные взгляды на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста.
2. Содержание работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений.
3. Методика формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений.
4. Мероприятия по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений.
5.Список литературы.
Новокузнецкий педагогический колледж № 2
Отделение заочного обучения
Контрольная работа
по предмету «методика экологического
воспитания»
«Формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений »
Студентка 2 курса группы 5-12
Думановская И.В.
г. Мыски, Строителей 19
Преподователь
Маринич Н.В.
2013
План:
1. Современные взгляды
на формирование экологических
представлений у детей
2. Содержание работы по
формированию экологических
3. Методика формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений.
4. Мероприятия по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений.
5.Список литературы.
1. Современные
взгляды на формирование
Главная задача современной технологии экологического образования детей дошкольного возраста — формирование осознанно-правильного отношения к тем объектам природы, которые рядом с ними. В предметное окружение ребенка-дошкольника входят различные объекты природы, поэтому его ознакомление с растениями, животными, явлениями неживой природы неизбежно - это естественный процесс познания окружающего мира и приобретения социального опыта. Этот процесс, проходящий под целенаправленным руководством взрослых, может иметь различную научную основу. В настоящее время происходит смена позиций в естествознании: биологическая основа, которая господствовала до сих пор в мировоззрении людей, вытесняется новым - экологическим -взглядом на мир природы, мир предметов, созданных людьми, и на самого человека. Экологическое мировоззрение становится основополагающим во всех сферах жизнедеятельности людей; оно в значительной степени начинает определять политику государства, развитие производства, медицины, культуры.
Экологическое мировоззрение - это продукт образования; его становление происходит постепенно в течение многих лет жизни и учения человека. Начало же этого процесса падает на период дошкольного детства, когда закладываются первые основы миропонимания и практического взаимодействия с предметно-природной средой.
Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста? Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие "экология": что за ним стоит, какая наука имеется в виду.
Ведущий отечественный эколог Н.Ф. Реймерс выделяет пять существенно между собой различающихся позиций в определении "экологии". Для определения научной основы экологического воспитания значимым является первое (корневое) определение экологии как биологической науки, изучающей взаимоотношения организмов со средой обитания и между собой.
Биоэкология имеет три раздела, в которых рассматриваются взаимосвязи:
1) отдельно взятого организма со средой обитания (аутэкология);
2) популяций разных видов
растений и животных с
3) сообществ живых организмов
со средой совместного их
Учитывая специфику дошкольного возраста детей, особенности их психического и личностного развития, разделы биологической экологии в разной степени могут служить научной основой для построения адекватной экологической методики воспитания дошкольников. Критериями отбора понятий и экологического фактического материала являются два момента: их наглядная представленность и возможность включения в практическую деятельность. В дошкольном детстве преобладают наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления, которые могут обеспечить понимание и усвоение лишь специально отобранных и адаптированных к возрасту сведений о природе.
Проблема экологического воспитания детей дошкольного возраста возникла, в первую очередь, в связи с внимательным исследованием современными учёными взаимодействия человеческого общества и природы. Вопрос о характере отношений человека и природы сегодня напрямую связывается с сохранением жизни на Земле. Острота этой проблемы обусловлена реальной экологической опасностью, вызванной деятельностью человека в природе, ростом промышленного производства, использованием природных ресурсов без учёта биологических и экологических закономерностей.
2. Содержание работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений.
Экологическая среда в детском саду – это, прежде всего конкретные, отдельно взятые растения и животные, которые постоянно живут в учреждении и находятся под опекой взрослых и детей; при этом очень важно, чтобы воспитатели и другие сотрудники детского сада знали экологические особенности каждого объекта природы - его потребности в тех или иных факторах внешней среды, условия, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.
В дошкольном учреждении могут быть любые животные и растения, если они отвечают следующим требованиям:
безопасны для жизни
и здоровья детей и взрослых
(недопустимы ядовитые и
неприхотливы с точки, зрения содержания и ухода (в детском саду главное внимание уделяется ребенку, растения и животные - это "предметная" среда их жизни, которая помогает воспитывать).
Одно из проявлений экологического воспитания – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. Каждый человек, независимо от возраста, должен бережно относиться к природе. В связи с этим перед педагогом, знакомящим дошкольников с природой, ставятся следующие задачи:
воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость, умение видеть и понимать красоту природы, формировать эстетические чувства;
воспитывать интерес к родной природе, желание больше узнать о природе своего края, о природном разнообразии родной страны;
формировать бережное отношение к природе, пробуждать желание трудится в природе, стремиться к её созиданию.
Знакомя детей с природой, педагог должен не только сообщать им конкретные знания, но и вызвать в душе каждого ребёнка эмоциональный отклик, пробуждать эстетические чувства.
Само слово экология образовано от греческих «экое»- дом и «логос» - наука.
То есть, экология в широком смысле – это наука о доме, в котором мы живём. Более в узком смысле экологией называют науку «об отношении растительных и живых организмах и образуемых ими сообществ между собой и окружающей средой».
Каждый объект природы, яркий или скромный, большой или маленький, по-своему привлекателен, и, описывая его, ребёнок учится определять своё отношение к природе, передавая его в рассказах, рисунках и т.д.
Встречи с природой возбуждают фантазию ребёнка, способствуют развитию речевого, изобразительного, игрового творчества.
В дошкольном детстве закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встаёт задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования.
Формируя, у детей экологические представления в процессе ознакомления с миром растений педагог сам должен понимать, что такое: растения, живой организм, среда обитания, адаптация к среде обитания. Кроме того, знакомя детей с миром растений, педагогу необходимо подбирать материал с учётом их возрастных особенностей. Необходимо давать знания в интересной и занимательной форме.
Растения – это живые организмы, обладающие комплексом признаков, позволяющих отличать их от представителей других царств (грибов, животных), и связанных с особенностями питания:
Растения потребляют в качестве питания – воду, воздух, источник энергии – солнечный свет.
Способность к неограниченному росту в течение всей жизни, благодаря которому происходит постоянное увеличение поверхности тела и увеличение площади питания.
Неподвижный образ жизни, обуславливающий
необходимость расселения в
Способ питания – поглощение из окружающей среды растворов и газовых смесей.
Особенности строения клеток: прочная оболочка; пластиды, связывающие между собой живые клетки.
Формируя у детей экологические знания, необходимо раскрыть значение растений в природе:
1. Растения – первое звено в цепи. Благодаря фотосинтезу они представляют собой энергетическую и пищевую базу для всех остальных организмов.
2. Участие в круговороте кислорода, воды, углекислого газа, минеральных и органических веществ.
3. Влияние на климат.
4. Взаимосвязанная с другими организмами эволюция.
5. Санитарная роль, как поглотителей загрязняющих веществ.
Сфера применения растений человеком очень велика. В зависимости от цели их использования их можно разбить на несколько основных групп:
1. Пищевые и кормовые растения.
2. Лекарственные растения.
3. Технические: прядильные, красящие.
4. Дающие древесину.
5. Декоративные.
Многие растения человек изымает из природы, другие выращивает в специализированных хозяйствах, третьи нашли место на участках садоводов – любителей.
Растения – это живые организмы, они растут, размножаются, питаются, их развитие зависит от среды обитания, в которой они находятся. Знакомя детей с растениями необходимо формировать у детей представления о том, что растения могут жить в различных климатических зонах, в разной среде обитания, к которой они могут приспосабливаться.
Наука об условиях существования живых организмов во взаимодействии их между собой и физической средой обитания называется экологией. Отдельные элементы среды, действующие на растения (воздух, свет, тепло, вода), называются экологическими факторами.
Среда – совокупность экологических факторов, которые влияют на распространение живых организмов. Растения и животные, находясь в тесной связи и взаимозависимости между собой и условиями неживой природы, создают определённые сообщества (биоценозы, экологические системы), которые в быту мы называем лесом, лугом, степью, водоёмом и др. Состав этих сообществ обусловлен сходством требований входящих в них видов растений и животных к физическим условиям мест обитания. Такая взаимозависимость возникает на основе пищевых связей использования получаемой энергии, необходимой для жизненных процессов.
Приспособление растений к условиям среды проявляется в сезонных явлениях природы, в строении органов у растений, а также в различных способах питания, в различных потребностей растений в свете, влаге, воздухе, температуре.
Таким образом, педагог, давая детям понятия о растениях, должен подбирать материал, раскрывая сущность понятий: растение – живой организм, среда обитания, приспособляемость к среде.
3. Методика формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений.
Классическая педагогика выделяет два понятия — «методы обучения» и «методы воспитания».
Ведущие отечественные педагоги (И.Я.Лернер, Н.М.Скаткин Ю. К. Бабанский и др.) рассматривают методы обучения как систему последовательных взаимосвязанных действий учителя и ученика, в результате которых последний усваивает заданное содержание образования. При этом любые методы обучения характеризуются тремя признаками: целью обучения, способом усвоения содержания, взаимодействием участников процесса.
Например, в отечественной педагогике, обсуждается несколько типов классификации методов обучения:
по источникам знаний ( словесные, наглядные, практические);
по дидактическим целям (методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, применения, закрепления и проверки);
по форме передачи знаний (пассивные, активные и проблемные);
по сочетанию методов преподавания и познания и др.
Метод — это система последовательных способов взаимосвязанной деятельности обучающих и учащихся, направленная на достижение поставленных учебно-воспитательных задач. Метод включает- как способ деятельности (конкретный вид деятельности) обучающего, направленный на организацию и руководство деятельность обучающегося, так и способ, вид деятельности обучающегося, стимулированной деятельностью взрослого».
Основным методом воспитания является непосредственное взаимодействие между педагогом и воспитанником.
Традиционными методами дошкольного экологического воспитания считаются наблюдение, беседа, игра, моделирование. Охарактеризуем кратко названные методы.
Сущность наблюдения заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия - зрительное, слуховое, тактильное и др. Правильная организация наблюдений обеспечивает формирование и развитие у детей отчетливых представлений о животных и растениях. Например, эффективно организовать сезонные наблюдения дошкольников. Зимой, например, система наблюдений с детьми в природе должна быть направлена на выявление возможности природных объектов поддерживать жизненные процессы при неблагоприятных условиях внешней среды и сохранять жизнедеятельность организма при помощи разнообразных приспособлений. Весна благоприятна для наблюдений, связанных с выявлением условий, необходимых для жизнедеятельности живых организмов и наблюдением за изменениями организмов в связи с изменением условий жизни. Летние наблюдения направлены на выявление изменений, связанных с развитием живых организмов и необходимых для данного процесса условий, а также на обнаружение многообразия живых организмов и экосистем в природе. Сезонные изменения, происходящие весной и осенью в природе, дают прекрасную возможность проследить зависимость жизни живой природы от условий внешней среды, морфолого-функциональную приспособленность живых организмов к сезонным изменениям среды. Систематические наблюдения за животными – обитателями луга позволяют уточнить, как они приспособлены к данной среде (особенности их внешнего вида и поведения обусловлены определенными жизненными условиями) , и понять взаимосвязь растений и животных, зависимость появления или исчезновения животных от наличия соответствующей цепочки питания (например, рост цветущих растений вызывает появление насекомых, питающихся их нектаром и пыльцой).