Формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 20:59, контрольная работа

Описание работы

Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста? Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие "экология": что за ним стоит, какая наука имеется в виду.

Содержание работы

1. Современные взгляды на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста.
2. Содержание работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений.
3. Методика формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений.
4. Мероприятия по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений.
5.Список литературы.

Файлы: 1 файл

Контрольная ЭКОЛОГИЯ.docx

— 36.39 Кб (Скачать файл)

Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, "живое" общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

 Опосредованное познание  природы (через книги, слайды, картины, беседы и т.д.) имеет второстепенное  значение: его задача - расширить  и дополнить те впечатления, которые  ребенок получает от непосредственного  контакта с объектами природы. Отсюда становится ясной та  роль, которая в экологическом  воспитании отводится созданию зоны природы. Рядом с ребенком должны быть сами объекты природы , находящиеся в нормальных (с экологической точки зрения) условиях, т.е. условиях, полностью соответствующих потребностям и эволюционно сложившейся приспособленности живых организмов, что наглядно демонстрируется особенностями их строения и функционирования.

Решающее значение имеет знание воспитателем и другими сотрудниками детского сада экологических особенностей каждого объекта природы — его потребностей в тех или иных факторах внешней среды, условий, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.

Растения и животные выступают тут как средство воспитания и предметная среда его жизни, поэтому уход за растениями и животными не должен отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания т.к. главное внимание уделяется ребенку.

   Четкое соблюдение  подхода к оборудованию зоны  природы в детских садах позволит  детям увидеть:

неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;

морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;

появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;

специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов;

многообразие живых организмов и разные способы их взаимодействия со средой.

Растения и животных, имеющихся в помещении детского сада, можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая тем самым экологические пространства для проведения разнообразной педагогической работы. Экологическое пространство — это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение. Наиболее традиционными экологическими пространствами как формами организации зеленой зоны в детском саду являются групповые уголки природы.

Главная особенность и преимущество уголка природы — непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Мероприятия по формированию  экологических представлений у  детей дошкольного возраста в  процессе ознакомления с миром  растений.

Конспект занятия по ознакомлению с миром растений.

Тема: Комнатные растения нашей группы

Задачи:  познакомить с комнатными растениями группы, со способами ухода за ними. Учить внимательно рассматривать одно растение, различать его части (листья, цветы) и называть их. Развивать связную речь, внимание, воспитывать бережное отношение к растениям.

Материал: комнатные растения (фикус, герань, фиалка), лейки, опрыскиватель, тряпочки.

Ход:

Орг. момент

-К нам в гости пришла  кукла Катя. Давайте покажем ей, что есть у нас в группе.

Рассматривание окружающих предметов.

     Воспитатель  предлагает детям и кукле Кате  пройти по группе и рассмотреть  окружающие предметы. После этого  воспитатель подводит детей и  куклу к подоконнику с комнатными  цветами.

Беседа:

     - А здесь  стоят горшочки с комнатными  растениями. Посмотрите, у каждого  растения есть листья и все  они разные.

     У фикуса  они большие, у герани маленькие. У некоторых есть цветы. Посмотрите, какие они красивые. Цветы у  комнатных растений тоже разные: большие и маленькие, красные, белые, желтые.

     Вот посмотрите  фиалка – у неё маленькие  цветы, у герани большие. Вот какие  они все красивые.

     - Что бы  наши растения росли хорошо, цвели  и не болели, мы должны за  ними ухаживать. А как?

     - Мы поливаем  цветы, а что нам для этого  нужно? (указывает на лейку и  поливает цветок, дети называют  предмет)

   Физкультминутка «А в лесу растет черника». Картотека.

  - Что бы на листьях  не было пыли, мы протираем  их тряпочкой очень аккуратно (демонстрирует).

     Затем воспитатель  предлагает детям полить цветы  из маленьких леек, протереть  листья фикуса всем вместе.

Рефлексия: С какими цветами вы сегодня познакомились? Как нужно ухаживать за ними?

Интеграция: Физическая культура- Физминутка

Коммуникация - Вопрос – ответ

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.

Тема: «Царство растений».

Цель: Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный мир – мир растений;  ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные (по взаимоотношению с человеком).

Ход занятия.

Орг.Момент.

Ребята, закройте глаза и представьте:

Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок.

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно.

Мы хотим жить в мире с природой,

И будем с друзьями защищать все живое.

Беседа:

- Кто еще (кроме людей  и животных) живет на нашей  планете?

-  Растения – это  целое царство – государство.

-Какие растения вы  знаете? Какие растения живут  вместе с нами в группе? (ответы детей)

1 слайд .(деревья,полевые цветы,дикие рвстения)

- Нравятся вам эти растения? Эти растения сами выросли  на лугах, на полях, в лесу. Человек  не принимал и не принимает  участие в жизни этих растений (не сажает, не ухаживает за  ними). Такие растения называются  дикорастущими.

2 слайд.(капуста,лук,огурцы)

-Вспомните, где вы встречались  с этими растениями? (выращиваем  на огороде, в саду, на клумбах, содержим в нашей группе и  дома).

- Эти растения выросли  и могут жить только при  участии человека. Такие растения  называются культурными.

- Подумайте и скажите, как человек принимает участие  в жизни этих растений?

3 слайд.

- Мы собираем семена, выращиваем  из них рассаду, ухаживаем за  рассадой. И даже когда появляются  цветы и плоды, продолжаем ухаживать  за растениями (поливаем, подкармливаем).

Культурные растения требуют внимания и заботы человека. Дикорастущие растения живут по своим законам, без участия человека. Но, конечно, и те, и другие растения прекрасны и удивительны.

Физминутка

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок,

Здравствуй, утро,

Здравствуй, день,

Нам здороваться не лень!

     Сейчас я буду загадывать вам загадки о растениях, вы постарайтесь отгадать их и назвать, к культурным или дикорастущим они относятся.

 

1. На проталинке в лесу

Первым встретил я весну.

Я мороза не боюсь,

 

Первым из земли прорвусь. (Подснежник)

 

 

2.На зеленом шнурочке

Белые звоночки.

Знают даже малыши

То лесные …(ландыши).

 

3. Есть один такой цветок,

не вплетешь его в венок,

На него подуй слегка:

Был цветок – и нет цветка. (Одуванчик)

 

4.Разбежались по лужайке

Беззаботной легкой стайкой.

Словно девочки – подростки

Белоствольные …(березки).

 

5.Сто одежек и все  без застежек. (Капуста).

6.Зимой и летом одним  цветом. (Елка)Пальчиковая гимнастика.

Игровое упражнение.

- Давайте поиграем. Сначала  мы будем называть конкретные  культурные растения, передавая  мяч друг другу, потом дикорастущие.

Воспитатель:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если вместе я и ты,

Если все сорвут цветы,

То останутся пусты

Все деревья и кусты

И не будет красоты!

 Ребята надо любить и охранять природу нашего края. А что значит – охранять?

Рефлексия: С какими растениями вы сегодня познакомились? Как нужно ухаживать за ними?

Интеграция: Физическая культура- Физминутка

Коммуникация - Вопрос – ответ

 

Литература

1.      Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова “Мир природы и ребёнок”. Санкт-Петербург. Акцидент.1998год.

2.      С. Николаева “Теория и методика экологического образования”. Пособие для высших педагогических учебных заведений. Москва. 2002 год.

3.Николаева С. Н. Юный эколог: программа и условия ее реализации  в детском саду. - М : Мозаика-Синтез, 1999

4.Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического  воспитания дошкольников // Дошкольное  воспитание. - 2003. - N 5.

5.Зебзеева В. О формах  и методах экологического образования  дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004.- N 7.

6.Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»., Москва, «Просвещение», 1978г.

 


Информация о работе Формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений