Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2014 в 20:59, контрольная работа
Экологическое воспитание дошкольников - это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии. Какие же понятия являются значимыми при построении методики экологического воспитания детей дошкольного возраста? Первое понятие, которое необходимо определить, это понятие "экология": что за ним стоит, какая наука имеется в виду.
1. Современные взгляды на формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста.
2. Содержание работы по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений.
3. Методика формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений.
4. Мероприятия по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений.
5.Список литературы.
Специфической чертой методики экологического воспитания дошкольников являются непосредственный контакт ребенка с объектами природы, "живое" общение с природой и животными, наблюдение и практическая деятельность по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.
Опосредованное познание
природы (через книги, слайды, картины,
беседы и т.д.) имеет второстепенное
значение: его задача - расширить
и дополнить те впечатления, которые
ребенок получает от
Решающее значение имеет знание воспитателем и другими сотрудниками детского сада экологических особенностей каждого объекта природы — его потребностей в тех или иных факторах внешней среды, условий, при которых он хорошо себя чувствует и развивается.
Растения и животные выступают тут как средство воспитания и предметная среда его жизни, поэтому уход за растениями и животными не должен отнимать у воспитателя много времени, сил и внимания т.к. главное внимание уделяется ребенку.
Четкое соблюдение
подхода к оборудованию зоны
природы в детских садах
неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой;
морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания;
появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы;
специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов;
многообразие живых организмов и разные способы их взаимодействия со средой.
Растения и животных, имеющихся в помещении детского сада, можно по-разному расположить и сгруппировать, создавая тем самым экологические пространства для проведения разнообразной педагогической работы. Экологическое пространство — это небольшая территория или отдельное помещение, занятое объектами природы и имеющее определенное функциональное назначение. Наиболее традиционными экологическими пространствами как формами организации зеленой зоны в детском саду являются групповые уголки природы.
Главная особенность и преимущество уголка природы — непосредственная близость его обитателей к детям. Это позволяет воспитателю на протяжении всего учебного года использовать его для проведения различных эколого-педагогических мероприятий и организации разной деятельности с дошкольниками.
4. Мероприятия по формированию экологических представлений у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с миром растений.
Конспект занятия по ознакомлению с миром растений.
Тема: Комнатные растения нашей группы
Задачи: познакомить с комнатными растениями группы, со способами ухода за ними. Учить внимательно рассматривать одно растение, различать его части (листья, цветы) и называть их. Развивать связную речь, внимание, воспитывать бережное отношение к растениям.
Материал: комнатные растения (фикус, герань, фиалка), лейки, опрыскиватель, тряпочки.
Ход:
Орг. момент
-К нам в гости пришла кукла Катя. Давайте покажем ей, что есть у нас в группе.
Рассматривание окружающих предметов.
Воспитатель
предлагает детям и кукле Кате
пройти по группе и
Беседа:
- А здесь стоят горшочки с комнатными растениями. Посмотрите, у каждого растения есть листья и все они разные.
У фикуса
они большие, у герани маленькие.
У некоторых есть цветы. Посмотрите,
какие они красивые. Цветы у
комнатных растений тоже
Вот посмотрите фиалка – у неё маленькие цветы, у герани большие. Вот какие они все красивые.
- Что бы наши растения росли хорошо, цвели и не болели, мы должны за ними ухаживать. А как?
- Мы поливаем цветы, а что нам для этого нужно? (указывает на лейку и поливает цветок, дети называют предмет)
Физкультминутка «А в лесу растет черника». Картотека.
- Что бы на листьях не было пыли, мы протираем их тряпочкой очень аккуратно (демонстрирует).
Затем воспитатель предлагает детям полить цветы из маленьких леек, протереть листья фикуса всем вместе.
Рефлексия: С какими цветами вы сегодня познакомились? Как нужно ухаживать за ними?
Интеграция: Физическая культура- Физминутка
Коммуникация - Вопрос – ответ
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром.
Тема: «Царство растений».
Цель: Подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительный мир – мир растений; ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные (по взаимоотношению с человеком).
Ход занятия.
Орг.Момент.
Ребята, закройте глаза и представьте:
Ярко светит солнце,
Дует легкий ветерок.
Мы вдыхаем его чистый
Свежий воздух.
Нам хорошо и приятно.
Мы хотим жить в мире с природой,
И будем с друзьями защищать все живое.
Беседа:
- Кто еще (кроме людей и животных) живет на нашей планете?
- Растения – это целое царство – государство.
-Какие растения вы знаете? Какие растения живут вместе с нами в группе? (ответы детей)
1 слайд .(деревья,полевые цветы,дикие рвстения)
- Нравятся вам эти растения? Эти растения сами выросли на лугах, на полях, в лесу. Человек не принимал и не принимает участие в жизни этих растений (не сажает, не ухаживает за ними). Такие растения называются дикорастущими.
2 слайд.(капуста,лук,огурцы)
-Вспомните, где вы встречались с этими растениями? (выращиваем на огороде, в саду, на клумбах, содержим в нашей группе и дома).
- Эти растения выросли и могут жить только при участии человека. Такие растения называются культурными.
- Подумайте и скажите, как человек принимает участие в жизни этих растений?
3 слайд.
- Мы собираем семена, выращиваем из них рассаду, ухаживаем за рассадой. И даже когда появляются цветы и плоды, продолжаем ухаживать за растениями (поливаем, подкармливаем).
Культурные растения требуют внимания и заботы человека. Дикорастущие растения живут по своим законам, без участия человека. Но, конечно, и те, и другие растения прекрасны и удивительны.
Физминутка
Здравствуй, солнце золотое,
Здравствуй, небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок,
Здравствуй, маленький дубок,
Здравствуй, утро,
Здравствуй, день,
Нам здороваться не лень!
Сейчас я буду загадывать вам загадки о растениях, вы постарайтесь отгадать их и назвать, к культурным или дикорастущим они относятся.
1. На проталинке в лесу
Первым встретил я весну.
Я мороза не боюсь,
Первым из земли прорвусь. (Подснежник)
2.На зеленом шнурочке
Белые звоночки.
Знают даже малыши
То лесные …(ландыши).
3. Есть один такой цветок,
не вплетешь его в венок,
На него подуй слегка:
Был цветок – и нет цветка. (Одуванчик)
4.Разбежались по лужайке
Беззаботной легкой стайкой.
Словно девочки – подростки
Белоствольные …(березки).
5.Сто одежек и все без застежек. (Капуста).
6.Зимой и летом одним цветом. (Елка)Пальчиковая гимнастика.
Игровое упражнение.
- Давайте поиграем. Сначала мы будем называть конкретные культурные растения, передавая мяч друг другу, потом дикорастущие.
Воспитатель:
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если вместе я и ты,
Если все сорвут цветы,
То останутся пусты
Все деревья и кусты
И не будет красоты!
Ребята надо любить и охранять природу нашего края. А что значит – охранять?
Рефлексия: С какими растениями вы сегодня познакомились? Как нужно ухаживать за ними?
Интеграция: Физическая культура- Физминутка
Коммуникация - Вопрос – ответ
Литература
1. Л. М. Маневцова, П. Г. Саморукова “Мир природы и ребёнок”. Санкт-Петербург. Акцидент.1998год.
2. С. Николаева “Теория и методика экологического образования”. Пособие для высших педагогических учебных заведений. Москва. 2002 год.
3.Николаева С. Н. Юный эколог:
программа и условия ее
4.Рыжова Н. "Наш дом - природа". Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2003. - N 5.
5.Зебзеева В. О формах
и методах экологического
6.Виноградова Н. Ф. «Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой»., Москва, «Просвещение», 1978г.