Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 11:51, статья
Цель экологического воспитания дошкольников — формирование на¬чал экологической культуры.
Формирование начал экологической культуры — это становление, осоз¬нание правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, сохраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе богатств материальные или духовные ценности.
ФОРМЫ И МЕТОДЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО
ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Экологические проблемы — это не
только результат загрязнения
Цель экологического воспитания дошкольников — формирование начал экологической культуры.
Формирование начал экологической культуры — это становление, осознание правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, сохраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе богатств материальные или духовные ценности.
«Отношение» — конечный результат экологического воспитания дошкольников.
Передача экологических знаний
— это начальный этап в процедуре
выработки правильного
Преобладание познавательного аспекта в отношении — это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе.
Об эстетической направленности отношения можно говорить, если внимание ребёнка сосредоточено на внешних (сенсорных) качествах природных явлений и объектов.
При ярко выраженной гуманистической направленности отношения имеют место сочувствие, обеспокоенность, действенная готовность к оказанию помощи.
Методы и формы экологического воспитания дошкольников
Создание экологической среды в дошкольном учреждении — это непрерывный процесс, который включает в себя организацию «экологических пространств», их совершенствование и коррекцию, ежедневное поддержание условий, необходимых для жизни всех живых существ. Такая постоянная совместная деятельность является методом экологического воспитания: она приучает детей систематически думать и заботиться о «братьях меньших». Но методом эта деятельность становится лишь в том случае, если она выполняется совместно взрослыми и детьми. Взрослый своим поведением создает образец взаимодействия с природой, неравнодушного отношения к ней, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.
Игра — это еще один очень важный метод экологического воспитания.
В жизни детей дошкольного
Основу классификации детских игр заложил Я. Ф. Лесгафт. Он раскрыл воспитательное значение игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных.
Творческие игры различаются по содержанию (отражение быта, событий), по организации и количеству участников (индивидуальные, групповые); по виду (игры-драматизации — разыгрывание сказок, рассказов; строительные).
Игры с правилами имеют готовое содержание и заранее установленную последовательность действий. К таким играм можно отнести, например, «Гуси-лебеди», «У медведя во бору», «Краски» и т.д. Отличие между этими видами игр заключается в следующем: в творческой игре активность детей направлена на выполнение замысла, развитие сюжета, в играх с правилами главное — решение задачи, выполнение правил.
Игрушка — обязательный спутник детских игр. А.С. Макаренко делил игрушки на три типа: готовые, полуготовые, игрушки — материал.
Готовые игрушки (куклы, животные) используются на занятиях кружка «Мир вокруг нас». При изучении различных тем применяются персонажи: Незнайка, Буратино, Медвежонок и др., т.е. персонажи произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, диафильмов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. Сказочные персонажи «выходят» за пределы сюжета своего произведения, действуют в новых обучающих ситуациях, но обязательно продолжают характерную им них линию поведения. Например, Чипполино много знает об овощах и фруктах, так как живет во фруктово-огородной стране. Он сообщает новые сведения о плодах, дает советы по их выращиванию, уходу за огородными растениями. Карлсон, большой хвастунишка, баловник и любитель поесть, он может сообщить много интересного о воздухе в округе, изменениях в погоде и сезонах года. Незнайка часто попадает впросак, делает неверные предположения, дает неправильные советы. Этот персонаж очень часто используется на занятиях.
Полуготовые игрушки — кубики, мозаики, конструкторы применяются для моделирования объектов. Например, при изучении темы «Растения», мы используем разрезной картонный макет: корень, стебель, лист, цветок, плод. Дети составляют из отдельных деталей целое растение, объясняют назначение частей. Контролируют друг друга, замечая ошибки соседа.
Особо ценной можно считать игрушку — материал (глина, песок, картон, бумага, природный материал), которая дает простор детской фантазии. Например, наблюдая осенние изменения в природе, в частности — листопад, дети собрали коллекцию листьев, наклеили их на лист бумаги и получили коллективную работу-панно. Изучая тему «Песок», педагог с детьми на прогулке играли в песок и еще раз закрепили его свойства — сыпучесть, водопроницаемость и т.д.
Возможность использования игрушек-
Игры-иллюстрации мы используем чтобы показать свойства веществ. Например, при изучении темы «Воздух». Показать детям воздух наглядно можно используя мыльные пузыри. Для этого требуются трубочки для коктейля и мыльный раствор. Дети пускают пузыри, наблюдая свойства — летучие, легкие, наполнены воздухом, который выдыхаем. Играем: у кого самый большой мыльный пузырь? Чей ярче? Свойства воды, песка, глины тоже можно показать в процессе игровой деятельности.
В конце почти каждого занятия, для закрепления изученного материала, используем игру «Правильно — неправильно». Когда педагог дает правильное утверждение — дети должны хлопнуть в ладоши, неправильное — не хлопают. Например, при изучении темы «Летающие семена»: одуванчик — хлопок, клен — хлопок, желудь — тишина. Дети учатся концентрировать внимание. Ошибки сразу становятся видны. Вариантом такой игры является игра с мячом. Вместо хлопка ребенок должен поймать или отбросить брошенный ему мяч. В данном случае для каждого ребенка произносится конкретное утверждение. Дети развивают ловкость, скорость реакции.
Для детей дошкольного возраста хорошим способом закрепления материала является инсценирование. Для этого бывает достаточно приготовить шапочки-ободки наиболее часто встречающихся персонажей (Заяц, Белка, Медведь, Волк, Лиса и т.д.). Дети с удовольствием разыгрывают прочитанные сюжеты. Например, изучая поведение животных весной, мы читали сказку В.Бианки «Заяц, Медведь, Косач и Весна». Сначала дети обсуждают услышанное, выясняют значение незнакомых слов (Косач — это тетерев), отмечают особенности поведения этих животных весной. Потом мы распределяем роли и проигрываем сказку, не заучивая дословно текст, а говоря «своими словами». Важно обратить внимание на то, что активность обычно проявляют одни и те же дети с артистическими способностями, поэтому нужно давать роли разным ребятам.
Дошкольники с удовольствием играют в различные настольно-печатные игры — «Зоологическое лото», «Ботаническое лото», «Кто где живет?» и т.д.
Игровой момент в занятия вносит широкое использование загадок. Загадки можно использовать на занятиях, экскурсиях, в играх. Сама форма загадки привлекает внимание детей и делает учение интересным, ненавязчивым. Загадка - это не только игра, но и упражнение в умении доказывать. По содержанию и структуре загадки таковы, что позволяют развивать логическое мышление детей. Формировать у них навыки восприятия и использования речи-доказательства и речи-описания. Загадка является как средством воспитания, так и средством обучения и развития.
Подвижные игры помогают развивать у детей ловкость, быстроту, силу. На прогулках, в конце экскурсии можно поиграть с детьми в подвижные игры, используя основы экологических знаний. Народные игры можно усложнить, например, «У медведя во бору», дети должны собрать разбросанные по площадке карточки с изображением съедобных грибов и ягод, ядовитые надо оставлять, успевая при этом убегать от «медведя». Дети любят играть в «Лесные пятнашки», когда нельзя «посалить» пару игроков, успевших взяться за руки вокруг определенного древа — береза, клен, липа и т.д.
«Без промаха» — собираем до 5 еловых шишек и бросаем в цель-мишень, кто попал 5 из 5, становится победителем. «Следопыты» — педагог просит детей найти на определенном участке «несообразности», подготовленные им заранее: на березе — желудь, под яблоней — шишка, на каштане — гроздь рябины и др. Кто быстрее и внимательнее, тот и победил. Играя в подвижные игры, дети получают вместе со знаниями заряд бодрости и здоровья.
Интересно провести в детском саду длительную сюжетно-ролевую игру «Экологическая почта». На протяжении игры каждый ребенок выполняет и обязанности почтальона, становится и получателем и отправителем корреспонденции, а главное — автором писем, причем не только от себя как ребенка, но и от первого лица тех или иных представителей животного и растительного мира. Приведу примерное содержание работы «Экологической почты» на каждый месяц учебного года.
Сентябрь. Старт игры. Распределение ролей. Введение символики. Предложение адресов.
Октябрь. Открытое рисованное письмо «Какой я хотел бы видеть Землю». Созданию письма предшествуют знакомство с заповедниками, рассказы о вымерших в результате антропогенного воздействия животных и растениях, просмотр видеофильмов и чтение книг экологического содержания. Созданные письма-рисунки оформляются в виде большой выставки в фойе сада, чтобы с ними могли познакомиться родители.
Ноябрь. Открытое письмо «От имени природы». Каждый ребенок выбирает конкретного представителя животного или растительного мира, от имени которого будет создано письмо к Человеку. Созданные письма «От имени природы» дети пишут вместе с родителями, бабушками и дедушками, иллюстрируют их рисунками, аппликациями и т.д. Из этих писем желательно сделать рукописную книгу.
Декабрь. Новогодняя почта. Целью новогодней корреспонденции является сохранение елей.
Январь. Обращение к Человеку от имени птиц с призывом о помощи — подкормке. Наибольший эффект этого письма будет достигнут, если его написание будет сопровождаться созданием кормушек, их рекламой и ярмарками-раздачами кормушек всем желающим подкормить птиц.
Февраль. Письма в Красную книгу. Дети знакомится с животными и растениями, занесенными в Красную книгу своей области. Читают книги, рассматривают картинки, рисуют иллюстрации. По итогам делается выставка рисунков детей.
Март. Неожиданным для детей является получение ими писем от различных представителей природы. Берёзка пишет о том, что боится весны из-за любителей сока. Птицы просят ребят заботиться о безопасности птенцов. Соответственно, ответами ребят будут не только слова, но и рисунки, изображающие правила поведения в природе, программ действий в конкретных ситуациях.
Апрель. Ко Дню Земли (22 апреля) экологическая почта «завалена» праздничной корреспонденцией. Все поздравляют Землю. Все — это дети, взрослые, родители, животные и растения. Послания самые разные — письма, рисунки, телеграммы, музыкальные поздравления. Это озвучивается на празднике, посвященном Дню Земли.
Май. Поскольку в этом месяце повышается активность дачников, туристов и других категорий любителей пребывания на природе, корреспонденция, отправляемая с экологической почты, обращена к ним. Это листовки-призывы, плакаты, призывающие бережно относиться к окружающему миру. Дети могут распространять их в своем дворе, опустить в соседние почтовые ящики.
В итоге, дети, играя, получают новую информацию, переживают ее, доносят до других людей.
При использовании игр следует помнить несколько правил:
1. Прежде чем провести игру, надо четко выработать правила и критерии оценок.
2. Оформить игру соответственно тематике, подобрать иллюстрации, дидактический материал.
3. Добровольность — основа всего.
Информация о работе Формы и методы экологического воспитания дошкольников