Формы и методы экологического воспитания дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2013 в 11:51, статья

Описание работы

Цель экологического воспитания дошкольников — формирование на¬чал экологической культуры.
Формирование начал экологической культуры — это становление, осоз¬нание правильного отношения непосредственно к самой природе во всем ее многообразии, к людям, сохраняющим и созидающим ее, а также к людям, создающим на основе богатств материальные или духовные ценности.

Файлы: 1 файл

Игра как метод экологического воспитания.doc

— 82.00 Кб (Скачать файл)

4. Не затягивать игру во времени.

5. Помнить, что игра — благоприятная почва для решения воспитательных задач: от активизации отдельной личности до решения проблем целого коллектива.

6. Игра должна помогать реализации  целей и задач экологического  воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

7. После игры надо дать детям возможность обменяться мнениями, поделиться впечатлениями.

Среди разнообразных методов экологического воспитания дошкольников важное место  следует отвести наблюдению. Его  сущность заключается в чувственном познании природных объектов, в познании их через различные формы восприятия — зрительное, слуховое, тактильное, вкусовое, обонятельное.

Большие возможности для наблюдений предоставляет сезонная жизнь растений. Различное состояние деревьев и  кустарников, появление и исчезновение травянистой растительности в тёплое и холодное время года позволяют детям в процессе наблюдений сформировать представления о зависимости жизни растений от внешних условий.

Требования к проведению наблюдений:

1. Педагогическое требование к  пространственной организации наблюдения заключается в том, чтобы любой объект природы был максимально доступен для восприятия. Ребенок должен сам видеть объект и все, что с ним происходит, слышать звуки, исходящие от него, иметь возможность почувствовать запах, подержать его в руках, если это возможно.

2. Второе требование связано  с временным параметром наблюдения: рассматривание, восприятие любых  объектов и явлений природы  должны быть непродолжительными. 3-10 минут — оптимальное время  для интенсивной умственной деятельности детей, для сосредоточения внимания и самостоятельного получения и усвоения информации. Дети должны начать и завершить наблюдение в положительном эмоциональном состоянии, без утомления.

3. Третье требование связано  со структурой наблюдений. Каждое из них имеет начало, основную часть и конец. Начало наблюдения решает достаточно трудную задачу — собрать детей и сконцентрировать их внимание. Во второй, основной части, педагог задает вопросы, выслушивает ответы. Завершение наблюдения должно быть эмоциональным, чтобы дети после него находились в хорошем настроении. Тогда в следующий раз они сами захотят наблюдать, без каких-либо специальных приемов.

Экскурсия — еще одна очень интересная форма проведения экологических  занятий. В процессе экскурсии решаются разные задачи: оздоровительные, познавательные, нравственные и эстетические. Экскурсия — это комплексное мероприятие, ее заранее планируют, обдумывают, готовят. Во время экскурсии на умственное развитие детей оказывают влияние различные мероприятия познавательного характера: наблюдения за явлениями природы, пояснения взрослых, словесные игры, отгадывание загадок.

На нравственное развитие детей  большое влияние оказывает практическая природоохранная деятельность: развешивание кормушек, домиков для птиц, ограждение муравейников и т.д. Хорошо организовать уборку и очистку от мусора небольшого участка территории, где проходит экскурсия. Это мероприятие имеет большое воспитательное значение, но оно должно быть правильно организовано: собирать мусор нужно в перчатках, складывать его в специальные мешки, которые потом относят в контейнеры.

Оздоровительное, воспитательное и  развивающее значение имеют лишь те экскурсии, которые правильно  подготовлены и организованы. Экскурсия  должна иметь цель и решать поставленные задачи. Очень важно, чтобы дети сделали выводы по окончании экскурсии и закрепили полученные знания, впечатления, эмоции в рисунках, поделках, творческих работах.

Экологические занятия, как одна из традиционных форм организации экологического обучения и воспитания детей, имеют важную функцию — они позволяют накопить представления о природе и качественно их преобразовать — расширить, углубить, систематизировать. Занятия имеют четкую структуру:

Название отражает тему и область  природоведческих знаний.

Программное содержание — это конкретно  сформулированные воспитательно-образовательные  и развивающие задачи.

Материал занятия и форма  его организации позволяют продумать  заранее где его провести, как преобразовать пространство, как подготовить атрибутику, оборудование и т.д.

Ход занятия — последовательное описание всех его частей, разных видов деятельности, диалогов, вопросов, физкультминуток и т.д.

Можно выделить несколько типов  занятий:

Первично-ознакомительный тип. Чаще всего эти занятия посвящаются  ознакомлению детей с видами животных, растений, которых нет в ближайшем окружении, которые нельзя наблюдать в реальности. Главным компонентом таких занятий становится наглядность — демонстрационные пособия, литература, иллюстрации, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления.

Обучение на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу, то есть первостепенное значение приобретает  словесный метод экологического воспитания.

Обобщающий тип занятий позволяет  интенсивно развивать интеллект детей — умение сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, заключения. Развивает речь и абстрактное мышление дошкольников.

Комплексные занятия — это занятия, которые в рамках одной темы решают разные задачи и строятся на различных видах деятельности. Например, в конце осени обычно подводится итог, формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей. Первая часть решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников: уточняются и обобщаются представления детей об осени, выделяются характерные особенности этого сезона. Активно используется календарь природы.

Вторая часть занятия предполагает иной род деятельности. К занятию  организуется небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций картин знаменитых художников, художественные фотографии. Можно включить музыку, иллюстрирующую данный сезон. На выставке педагог побуждает детей всматриваться и замечать красоту осенней природы, отраженной в произведениях искусства, дети делятся впечатлениями.

Третья часть занятия — художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию (рисование, аппликация, поделка из природного материала, составление букета из осенних листьев и т. д.)

Еще одним видом итогового занятия  по теме может стать «литературное путешествие». Целями и задачами литературного путешествия является знакомство детей с художественными произведениями; привитие любви к чтению; воспитанием нравственных качеств, развитие речи.

Подготовка занятия, как правило, начинается с оформления тематической выставки книг. Детские рисунки, которые они рисовали, изучая данную тему, обязательно выставляются на специальном стенде. Если это занятие по блоку «Воздух», то в оформлении кабинета присутствует нарисованный воздушный шар, как средство передвижения. После изучения воды проводим морское путешествие: из голубых лент выкладываем «волны», по которым плывут многочисленные бумажные кораблики, которые были сделаны детьми ранее.

В «литературное путешествие» на тему «Животные» мы отправляемся на машине-джипе, как на сафари. В течение нескольких предыдущих недель мы говорили о животных, знакомились с их внешним видом, особенностями поведения, читали о них стихи, сказки, басни, рассказы. Это позволяет детям ярко и образно представлять тему занятия. Для разминки дети разгадывают загадки, ребусы о животных. Потом знакомятся с книгами на выставке. Вспоминаем, что мы уже читали, о чем эти книги, какие в них главные герои. На выставке есть несколько новых произведений. Хорошо, если они ярко иллюстрированы.

Очередная остановка в нашем  путешествии, например, книга рассказов  Льва Толстого. Рассказ «Лев и Собачка» всегда находит живой и искренний отклик у детей. Они очень внимательно слушают рассказ. История дружбы двух животных вызывает неподдельный эмоциональный всплеск. Дети начинают делиться впечатлениями, предлагать свои варианты событий. Они искренне сочувствуют и сопереживают героям рассказа. Задача педагога — направлять разговор в нужное русло, задавать наводящие вопросы, подводить детей к главной мысли произведения. Важно следить, чтобы возможность высказаться была у всех детей.

За одно занятие, как правило, мы успеваем познакомиться с 2 литературными произведениями. Таким образом, «литературные путешествия» помогают расширять кругозор детей, стимулируют читательский интерес, способствуют развитию речи.

Акции — это социально значимые мероприятия, которые проводятся в дошкольном учреждении его сотрудниками и детьми, желательно участие родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, событиям, имеющим общественное значение. Например, «Зеленая елочка — живая иголочка» — акция против бессмысленной массовой вырубки елей перед Новым годом:

• цикл наблюдений за елью;

• создание плакатов в защиту живой  ели;

• традиционный новогодний утренник, проведенный вокруг искусственной елки, чем демонстрируется бережное отношение к живым деревьям;

• праздник-досуг вокруг живой ели на участке с фольклорными элементами, песнями, хороводами, катанием на санках и т.д.

• осмотр выброшенных елок в середине января, их подсчет: цель этого заключительного этапа — вызвать сочувствие ребят к засохшим елочкам, сформировать понимание того, что даже праздник не стоит жизни замечательного дерева.

Еще одна форма проведения экологической  работы в детском саду — это  экологические праздники и досуги.

Экологические праздники могут  быть посвящены временам года, урожаю, птицам и т.д. Одним из наиболее значимых является праздник, посвященный Дню Земли. Интересны праздники, посвященные писателям и поэтам, произведения которых хорошо знают: С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, и т.д.

С детьми дошкольного возраста можно  проводить несложные опыты с различными объектами живой и неживой природы. Специально организованные опытнические ситуации, в отличие от простых наблюдений, позволяют более отчетливо увидеть отдельные свойства, стороны, особенности растений, животных, их жизнедеятельность. Опыты побуждают детей сравнивать, сопоставлять, развивают наблюдательность, восприятие, мышление. Интересные опыты можно проводить с водой, воздухом, песком и глиной, при выращивании зелени, например, репчатого лука.

Для проведении опытов не всегда требуется специально оборудованная лаборатории. Многие опыты можно проводить на прогулке. Вот так мы определяем чистоту воздуха: подготовить три одинаковых картонных квадратика 15x15 см, с одной стороны густо намазать их вазелином. И во время прогулки разложить на территории детского сада: первый — недалеко от проезжей части, второй — возле прогулочной зоны, третий — в глубине территории, в зеленой зоне. Оставить картонки на 2-3 дня и потом сравнить, на какой из них осело больше пыли. Дети делают вывод о том, что воздух не везде одинаково чистый.

Сегодня выходит много  литературы, где приведены интересные опыты для детей.

Методические требования, предъявляемые к проведению элементарных опытов:

1. Педагог должен просто  и четко формулировать стоящую  перед детьми задачу (например, тепло ли травке под снегом?)

2. С целью большей  наглядности следует брать два  объекта: один — опытный, другой  — контрольный (например, одни  посевы овса поливать, другие — нет).

3. Обязательное руководство  опытом: вопросы, побуждающие ребенка рассуждать, объяснять, сравнивать.

4. Один и тот же  опыт проводить дважды, чтобы  дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз.

5. При проведении опыта  предусмотреть все возможное, чтобы не нанести вреда живым объектом.

Метод моделирования занимает значительное место в системе  экологического воспитания. Работа с  календарем природы, схемами, таблицами  и т.д. занимает значительное место  на занятиях. Например, с детьми можно  сделать самодельный глобус из папье-маше на мяче или воздушном шаре. Такой глобус можно использовать в течение всего учебного года, практически моделируя первые географические познания, флажками обозначают полюса, нанося изображения животных, значком SOS обозначая экологически неблагополучные территории на Земле.

Мнемотехника — это  система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование  мнемотехники для дошкольников сегодня  становится все более актуальным.

Особое место в работе с детьми занимает использование  мнемотаблиц. Мнемотаблица— это  схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

• развитие основных психических  процессов — памяти, внимания, образного  мышления;

• перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных  символов в образы;

• развитие речи детей;

• развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.


Информация о работе Формы и методы экологического воспитания дошкольников