Игра как метод экологического образования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2012 в 21:37, контрольная работа

Описание работы

Особую роль в экологическом образовании и воспитании занимает период дошкольного детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется его отношение к окружающему миру. Первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

Содержание работы

1. Введение.
2. Игра – ведущий вид деятельности дошкольников.
3. Виды игры в экологическом воспитании дошкольников.
4. Заключение.
5. Список литературы.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 31.24 Кб (Скачать файл)

                                                ГОУ СПО

             «Сокольский педагогический колледж»

 
 
 

                              Контрольная работа по предмету:

                               Методика экологического образования                         

            Тема: «Игра как метод экологического образования» 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                         Специальность 050704

                                                                             «Дошкольное образование»  

                                                                             Выполнила:                                                                                                                                                                                                             

                                                                            студентка 4 курса, группы «Г»                                                                                                                                 

                                                                             заочного отделения

                                                                             Кускова Татьяна Александровна

                                                                             Проверил: 

               
 

                                              Сокол

                                                2011

   Содержание:

  1. Введение.
  2. Игра – ведущий вид деятельности дошкольников.
  3. Виды игры в экологическом воспитании дошкольников.
  4. Заключение.
  5. Список литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                              Введение

     Особую  роль в экологическом образовании  и воспитании занимает период дошкольного  детства, когда закладываются основы мировоззрения человека, формируется  его отношение к окружающему  миру. Первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности. Ребенок в эти годы овладевает своим телом и основными движениями, у него развиваются сенсорные ощущения, на их основе формируется восприятие. Быстро накапливается жизненный опыт, расширяется круг представлений, ребенок во многих отношениях становится управляемым. Этому способствует развитие произвольных процессов: сосредоточенного внимания, воли, социальных эмоций. В это время происходит становление самосознания: ребенок выделяет себя из предметного мира, начинает понимать свое место в кругу близких и знакомых людей, ориентироваться в окружающем предметно-природном мире, вычленять его ценности.

     Само  по себе наличие экологических представлений  не гарантирует экологически целесообразного  поведения личности. Для этого  необходимо еще и соответствующее  отношение к природе. Уже в процессе освоения экологических представлений у детей происходит формирование эмоционального отношения к растительному и животному миру.

     Важным  показателем экологической воспитанности  старших дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам.

     Очень важно, чтобы к моменту поступления  в школу ребенок был зрелым не только в физическом и социальном отношении, но и достиг определенного  уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Ребенок должен владеть  мыслительными операциями, уметь  обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь  планировать свою деятельность и  осуществлять самоконтроль. На этой основе должна формироваться экологическая  культура личности, направленная на гармонизацию отношений человека с природой

     Игра  – ведущий вид  деятельности дошкольников 

     Виды  деятельности, которыми занимается ребёнок, разнообразны: он с увлечением рисует, лепит, конструирует, танцует, учится выразительно читать стихи, петь, считать, ухаживать  за растениями и животными, мастерит с отцом, помогает маме, с удовольствием  занимается гимнастикой, плавает, играет. И каждый из этих видов вносит свой вклад в его развитие. Особенно важное значение имеет, при этом ведущая, главенствующая на каждом этапе деятельность. В ведущей деятельности возникают и дифференцируются другие виды деятельности, в ней формируются или перестраиваются психические процессы, от неё главным образом зависят наблюдаемые основные изменения личности ребёнка.

     Каждому возрасту присуща своя ведущая деятельность, которая позволяет фиксировать  особенности психического развития детей на том или ином возрастном этапе. Согласно теоретическим позициям психологов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, Б.О. Смирнова, Д.Б. Эльконин), в дошкольном возрасте ведущим видом деятельности является игра. Именно в игре складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание. Через игру ребенок познает окружающий мир, овладевает духовными ценностями, усваивает предшествующий социальный опыт. В игре ребенок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности я отношения с людьми.

     Реализация  исходной структуры в воспитательной работе с дошкольниками предполагает анализ тех игровых задач, которым  можно подчинить некоторые учебные  задачи, а также игровой мотивации, оправдывающей постановку и решение  подобных задач. При этом следует  иметь в виду, что особенности, как игровой задачи, так и игровой  мотивации зависят от уровня развития игры и меняются с изменением последнего.

     В процессе игры зарождаются и развиваются  новые виды деятельности дошкольника. Именно в игре впервые появляются элементы обучения. Игра создает «зону  ближайшего развития ребенка».

     При включении в игру учебной задачи ребенок должен, во-первых, принять  эту дополнительную (и в известном  смысле постороннюю для основной деятельности) задачу, выполнение которой  требует от него определенных усилий. Во-вторых, игровое действие отсрочивается, поскольку обусловлено достижением  учебного результата. Эти два момента  ставят вопрос о мотивации учебно-игровой  деятельности, соответствующей первому  уровню развития игры.

     Выполнение  игровых действий детьми не нуждается  в специальной мотивации. Дети охотно совершают их по первому предложению  взрослого, так как удовольствие, получаемое от этих действий, является для них достаточным побудителем.

     Игра  как метод экологического воспитания - это игра, специально организованная воспитателем и включенная в процесс  познания природы и взаимодействия с ней. Такую форму обучающей  игры воспитателя с детьми, имеющую  определенную дидактическую цель, т.е. игровую обучающую ситуацию, характеризует  следующее:

     имеет короткий и несложный сюжет, построенный  на основе жизненных событий или  сказочно-литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам 

     Виды  игры в экологическом  воспитании дошкольников 

     Согласно  классификации С.Л. Новоселовой, все  игры, в зависимости от того, по чьей инициативе они возникают (ребенка  или взрослого), объединяются в три  группы:

     1) игры, возникающие по инициативе  ребенка (или группы детей), - самостоятельные  игры (театрализованные, игры-экспериментирования, режиссерские, сюжетно-образные, сюжетно-ролевые);

     2) игры, возникающие по инициативе  взрослого и старших детей, - организованные  игры (дидактические, подвижные,  досуговые);

     3) игры, идущие от исторически сложившихся  традиций народа, - народные игры.

     Важное  развивающее значение для дошкольников имеют игры с правилами - подвижные, сюжетно-подвижные, дидактические (настольно-печатные, словесные и др.). Центральное  звено таких игр - правила - является главным.

       Организация игр с правилами  предполагает участие в них  взрослого - особенно важна его  роль на первых этапах, когда  вводится новая игра и дети  должны понять ее содержание  и правила, а затем усвоить  их, чтобы легко применять на  практике. В игре взрослый выполняет  две роли: равноправного с детьми  участника и организатора. Взрослый  является носителем игровых умений, поэтому беспрекословное и постоянное выполнение им правил - это главное условие организации и проведения таких игр.

     фактором  развивающего воздействия на детей. В экологическом воспитании игры с правилами дают возможность представить различные явления природы, полученные во время наблюдений, чтения литературы. Большую роль могут сыграть такие игры в развитии различных умственных навыков дошкольников: умений анализировать, сравнивать, классифицировать, подводить под категорию.

     Среди всего многообразия игр с правилами  для дошкольников особое место принадлежит  дидактическим играм. Уже само название - дидактические - говорит о том, что  цель этих игр - умственное развитие детей. Следовательно, они рассматриваются  как средство умственного воспитания детей.

     По  характеру используемого материала дидактические игры условно делятся на игры с предметами, настольно-печатные игры и словесные игры.

     Предметные  игры - это игры с народной дидактической  игрушкой, различными природными материалами (листьями, семенами). Эти игры способствуют развитию сенсорики ребенка, формированию представлений о различных сенсорных  качествах (цвет, величина и т. д.). Настольно-печатные игры направлены на уточнение представлений  об окружающем, систематизацию знаний, развитие памяти, мыслительных процессов. К настольно-печатным играм относятся  лото, домино, разрезные картинки, складные кубики и т.д. Словесные игры развивают  внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. [6; 20]

     Дидактические игры экологического содержания расширяют  представления детей о взаимодействии человека и природы, деятельности людей  в природе, взаимосвязях, существующих в природе, способствуют воспитанию эмоционально-ценностного отношения  к природе, выработке навыков  культуры поведения в окружающей природной среде.

     Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных блока:

     Дидактические игры экологического характера включает два относительно самостоятельных  блока:

  • игры для развития эстетического восприятия природы (развитие чувства прекрасного в природе, эмоционального отношения к ней);
  • игры для формирования нравственно-оценочного опыта поведения дошкольников в природе. Для лучшего развития эстетического, эмоционального восприятия природы игры желательно проводить в естественной природной среде.

          Игры, направленные на развитие положительного отношения к природе, как и игры для обогащения экологических представлений, целесообразно использовать вариативно в зависимости от уровня экологической воспитанности детей.

     Игры  можно проводить с использованием природного и иллюстративного материала. Эти игры содействуют формированию конкретных представлений о предметах, приобретению более точных знаний об их признаках и свойствах. Их целесообразно проводить с детьми, имеющими низкий уровень экологических представлений.

Информация о работе Игра как метод экологического образования