Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 17:15, курсовая работа
Целью данной работы является составить аналитический обзор по теме математические методы в экологии и рассмотреть и исследовать мнения отечественных и зарубежных ученых о внедрении математических методов в экологию и способах их реализации. Была предпринята попытка решить следующие задачи:
осветить основные понятия экологии, выявить ее объект, предмет, методы и задачи с разных точек зрения;
рассмотреть историю внедрения математических методов в экологию, обобщить статистические методы и математические модели у разных ученых;
рассмотреть наиболее интересные статистические и математические исследования и модели, проведенные в экологии и полученные результаты.
Введение…………………………………………………………………………...7
Глава 1. Экология как наука…………………….………………………………..9
Понятие экологии……………………………………………………9
Объект экологии…………....…………………………….………...11
Предмет экологии…………………………………………………..12
Задачи экологии………………………………………………….…13
Методы экологии…………………………………………………...15
Глава 2. Математические методы и модели в экологии……………………....18
История внедрения математических методов и моделей в
экологию……………………………………………………............18
Статистические методы……………………………………………19
Моделирование экологических систем и процессов………….…22
Сущность моделирования, направления экологического моделирования………………………………………………22
Классификация моделей…………………………………….25
Дифференциальные уравнения в экологических
исследованиях……………………………………………………...26
Глава 3. Конкретные математические исследования в экологии.……..……..29
Исследования, основанные на статистических методах……………………………………………………………...29
Модели, основанные на дифференциальных уравнениях….…....34
Прочие модели……………………………………………………..37
Заключение………………………………….……………………………………38
Список используемой литературы и документации…………………………..39
Список сокращений……………………………………………………………...43
Указатель авторов………………………………………………………………..44
Указатель таблиц………………………………………………………………...46
Указатель иллюстраций…………………………………………………………47
Приложение 1. Charles Hall. Ecology…………………………….…………..48
Как отмечает Т. А. Акимова, «к методам популяционной динамики относится построение кривых выживаемости, а также графиков динамики численности» (2, с. 35). Как считает В. Н. Киселёв, «выживаемость – это абсолютное число особей, сохранившееся в популяции за определенный промежуток времени» (18, с. 47). По определению В. С. Пушкаря и И. С. Майорова, «выживаемость – это способность организмов сохраняться в условиях воздействия неблагоприятных факторов» (32, с. 105).
«Характер смертности описывается таблицами и
Общепринято, (см. Википедия), «ряд Фибоначчи — элементы числовой последовательности 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89,…, в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел» (8). Ю. Г. Пузаченко считает, что «ряд Фибоначчи - это простейшая математическая прогрессия, в которой каждый последующий член получается сложением двух предыдущих» (31, с. 74).
«Первая дошедшая до нас математическая модель динамики популяций приводится в книге "Трактат о счете" "Liber abaci", датированной 1202 годом, написанной крупнейшим итальянским ученым Леонардо Фибоначчи» (цит. по 10). Суть модели – это ряд чисел, описывающий количество пар кроликов, которые рождаются каждый месяц, если кролики начинают размножаться со второго месяца и каждый месяц дают потомство в виде пары кроликов. Ряд представляет последовательность чисел:
1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, 233, 377, …
Два первых числа
соответствуют первому и
2.3. Моделирование экологических систем и процессов.
2.3.1. Сущность моделирования, направления экологического моделирования
Моделирование, по мнению В. К. Шитикова, «это один из важнейших методов научного познания, с помощью которого создается условный образ объекта исследования». Сущность его заключается в том, что «взаимосвязь исследуемых явлений и факторов передается в форме конкретных математических уравнений» (45, с. 140). Общепринято математическое моделирование определяется просто, как процесс построения и изучения математических моделей (8). В учебном пособии Е. Н. Пасхина дано конкретное понятие экологического моделирования. Автор определяет его, как «имитацию экологических явлений с помощью лабораторных, логических или натуральных моделей» (29, с. 22).
В. К. Шитиков с соавторами сформулировал принцип математического моделирования: «модель должна иметь конкретные цели» (45, с. 169).
Этот принцип А. С. Сеннов применяет к экологии, и условно делит такие цели на три основных группы: компактное описание наблюдений, анализ наблюдений и прогнозирование (48).
А. А. Горелов отмечает, что для изучения процессов, происходящих в экологических системах, используется как математическое, так и имитационное моделирование (12, с. 188). Имитационное моделирование в данной работе не рассматривается.
По мнению автора учебного пособия по экологическому моделированию для ВУЗов Ю. Г. Пузаченко, в экологическом моделировании, можно выделить два основных направления:
Авторы учебного пособия по математическому моделированию в экологии в экологическом моделировании также выделяют «классическую» и социальную экологию (13, с. 107).
Из определения М. В. Андреева следует, что «классическая экология изучает взаимодействие биологических систем с окружающей средой», в то время как В. С. Пушкарь и И. С. Майоров, дополняют, что «классическая экология изучает и отношения организмов между собой и окружающей средой» (3, с. 4, 32, с. 26).
По мнению автора учебника для ВУЗов Н. М. Черновой, в классической экологии рассматриваются взаимодействия нескольких типов:
Некоторые цели создания математических моделей в классической экологии формулирует М. Ф. Романов в книге о математических методах и моделях в экологии:
1. Модели помогают
выделить суть или объединить
и выразить с помощью
2. Модели выступают
в качестве «общего языка», с
помощью которого может быть
описано каждое уникальное
3. Модель может служить образцом «идеального объекта» или идеализированного поведения (36, с 201-205).
Социальная экология, по определению Реймерса, это «научная дисциплина, рассматривающая взаимоотношения в системе «общество-природа», изучающая взаимодействие и взаимосвязи человеческого общества с природной средой» (цит. по 5, с. 201). По мнению Сеннова, «социальная экология рассматривает взаимосвязи и взаимозависимости в системе «общество – окружающая среда» (48).
Как описывается в книге Ю. Г. Пузаченко, моделирование, связанное с состоянием окружающей среды, распадается на ряд направлений:
Н. М. Чернова рассматривает в качестве моделей социальной экологии
еще и глобальные модели, в которых Земля рассматривается как единая экосистема. Наиболее известные модели такого рода — «ядерная зима» (катастрофические последствия ядерной войны), глобальное потепление (парниковый эффект вследствие промышленной деятельности человечества) и т.д. (43 с. 61).
2.3.2. Классификация моделей
М. Страшкраба и А. Гнаук
в книге «Пресноводные
Дескриптивная модель позволяет получить информацию о взаимосвязях между наиболее важными переменными экосистемы. Реализуется такой тип модели методами статистического моделирования. Разделяют статические методы, не учитывающие время в качестве переменной и динамические методы, которые учитывают временную переменную (см. гл. 2. п. 2.2) (40, с. 142-143).
В отечественной литературе, например в учебном пособии Ризниченко и Рубина подобные модели получили название описательных (35, с. 18).
Модели поведения, по мнению М. Страшкрабы и А. Гнаука, «описывают системы во время переходного периода от одного состояния к другому» (40, с. 159).
Классификация математических
моделей биологических
1) описательные модели;
2) качественные модели
(выясняющие динамический
3) имитационные модели (35, с. 22).
В. В. Налимов делит математические модели в экологии на два класса – теоретические (априорные) и описательные (апостериорные). (24, с. 97). В. К. Шитиков с соавторами утверждает, что можно перечислить и другие основания для классификации моделей, классифицировать математические модели можно по:
Общепринято считать (см. Википедия), что дифференциальное уравнение — уравнение, связывающее значение некоторой неизвестной функции в некоторой точке и значение ее производных различных порядков в той же точке (8).
Дифференциальные уравнения, по мнению Н. С. Абросова и Б. Г. Коврова, «позволяют описывать динамику численности каждой популяции, входящей в изучаемую систему» (1, с. 74.). По мнению М. Ф. Романова, «дифференциальные или разностные уравнения позволяют описывать динамику процессов в режиме реального времени» (36, с. 221).
На методе дифференциальных уравнений основана Модель Мальтуса: «скорость роста пропорциональна текущему размеру популяции». Модель была введена английским ученым Мальтусом. Модель довольно проста и обладает рядом недостатков. В частности, численность популяции никак не ограничивается сверху, например, количеством ресурсов, необходимых для роста популяции (8).
Модель Мальтуса, по мнению Г. Ю Ризниченко, это «модель зависимости численности населения и производства продуктов питания». (34, с. 31). По Мальтусу, как считает А. А. Горелов, «численность населения возрастает в геометрической прогрессии, а производство пищевых ресурсов, необходимых для пропитания – в арифметической прогрессии» (12, с. 167). По мнению Ю. Плотинского, способами «торможения» роста численности населения являются: войны, эпидемии, безбрачие, поздние браки и т.д. (30, с. 289). Модель Мальтуса еще называют «моделью экспоненциального роста» (10).
Эта модель подробно описывается в лекциях по математическим моделям в биологии:
(1)
где α - параметр, определяемый разностью между рождаемостью и смертностью. Решением этого уравнения является экспоненциальная функция x(t) = x0eαt. Если рождаемость превосходит смертность (α > 0), размер популяции неограниченно и очень быстро возрастает. Понятно, что в действительности этого не может происходить из-за ограниченности ресурсов. (34, с. 31).
Уточнением модели Мальтуса, как указано в книге Н. С. Абросова и Б. Г. Коврова, «может служить логистическая модель, которая описывается дифференциальным уравнением Ферхюльста:
где xs — «равновесный» размер популяции, при котором рождаемость в точности компенсируется смертностью». (1, с. 89-90).
В книге Г. Ю. Ризниченко и А. Б. Рубина указывается, что уравнение Ферхюльста также называют «логистическим» уравнением (35, с. 91). Почему Ферхюльст назвал уравнение логистическим, остается неизвестным. (8).
Почти такая же формула уравнения Ферхюльста выводится в книге Е. В. Евдокимова «Динамика популяций в задачах и решениях»:
где r– мальтузианский параметр, K – ресурсный параметр. (16, с. 7).
Н. М. Чернова указывает, что модель «хищник-жертва», также называемая моделью Лотки-Вольтерры (см. гл. 2, п. 2.1) также основана на дифференциальных уравнениях. Её сущность описана в книге М. Ф. Романова:
«Допустим, что
на некоторой территории обитают
два вида животных: кролики (
(4)
Эта система
имеет равновесное состояние, когда число кроликов и лис постоянно
Глава 3. Конкретные математические исследования в экологии
3.1. Исследования, основанные на статистических методах
Статистические методы широко применяются в экологических исследованиях (см. гл. 2, п. 2.2).
Например, метод составления статистических таблиц наглядно показан в книге Э. Мэгаррана в виде аналитической таблицы:
Таблица 1. Видовая структура сообществ птиц в сыром жестколистном лесу Австралии.
Вид |
Обилие (количество экземпляров на участке) |
Какаду |
103 |
Розелла |
115 |
Зимородок-хохотун |
13 |
Лирохвост |
2 |
Полосатый рамфомикрон |
67 |
Бурый рамфомикрон |
36 |
Белобровый крапивник |
51 |
Пламенный меланодриас |
8 |
Южный желтый меланодриас |
6 |
Серая веерохвостая мухоловка |
61 |
Золотой свистун |
10 |
Коллурицинкла |
21 |
Австралийская трещотка |
7 |
Белогорлая пищуха |
65 |
Краснобровая пищуха |
4 |
Желтолицый медосос |
49 |
Белоухий медосос |
92 |
Белобрюхий медосос |
37 |
Тропидоринх |
16 |
Вьюрок |
6 |
Курравонг |
23 |
Ворон |
9 |
Рыжая веерохвостая мухоловка |
2 |
Мухоловка |
6 |
Рыжий свистун |
5 |
Фалькункул |
4 |
Парадалот |
1 |
Белоглазка |
3 |
Лунный медосос |
1 |
Аканторинх |
9 |
Сорока |
2 |
Информация о работе Использование математических методов в экологических исследованиях