Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2012 в 13:18, реферат
Современная энергетика, как зарубежных стран, так и нашей страны, основана преимущественно на потреблении углеводородных энергоресурсов. Электростанции сжигают природный газ, мазут и уголь. Двигатели автомобилей, самолетов и других, массово применяемых машин, используют также топливо на основе не возобновляемых углеводородных природных ресурсов. В общем балансе потребляемой энергии только атомная и гидроэнергия составляют крупную долю — где-то около одной четверти в нашей стране.
1. Введение 2
2. Топливные элементы 5
3. Типы топливных элементов 8
4. Гидродвигатель внутреннего сгорания 11
5. Свойства водорода 16
6. Производство водорода для ГДВС 18
7. Примеры использования водорода в качестве источника энергии 20
8. Перспективы развития водородной энергетики 22
9. Заключение 26
10. Список использованной литературы 27
Научный исследовательский университет
(Московский энергетический институт)
Институт
проблем энергетической эффективности.
«Использование водорода для получения электроэнергии»
Реферат
по энергосбережению в теплоэнергетике
и теплотехнологиях.
Москва 2011 г.
Оглавление.
1. Введение 2
2. Топливные элементы 5
3. Типы топливных элементов 8
4. Гидродвигатель внутреннего сгорания 11
5. Свойства водорода 16
6. Производство водорода для ГДВС 18
7. Примеры использования водорода в качестве источника энергии 20
8. Перспективы развития водородной энергетики 22
9. Заключение 26
10. Список использованной
литературы 27
1.
Введение.
Современная энергетика, как зарубежных стран, так и нашей страны, основана преимущественно на потреблении углеводородных энергоресурсов. Электростанции сжигают природный газ, мазут и уголь. Двигатели автомобилей, самолетов и других, массово применяемых машин, используют также топливо на основе не возобновляемых углеводородных природных ресурсов. В общем балансе потребляемой энергии только атомная и гидроэнергия составляют крупную долю — где-то около одной четверти в нашей стране. Доля солнечной, геотермальной энергии, энергии ветра, морских волн увеличивается значительными темпами, но продолжает составлять очень небольшую величину. Рассчитывать на существенные прорывы в этой области пока не приходится, хотя в целом ряде стран наметился большой прогресс. Так, Франция около 80% электроэнергии получает на АЭС, Исландия и Дания значительную долю электричества вырабатывают с помощью ветра и т. д. 1
Дальнейшее
интенсивное развитие современной
энергетики и транспорта ведет человечество
к крупномасштабному
Стремительное сокращение запасов ископаемого топлива принуждает развитые страны принимать серьезные усилия по поиску альтернативных возобновляемых экологически чистых источников энергии.
Но в последние годы наметился инновационный поворот к использованию более эффективного энергоресурса — водорода.
Современные авиационные, ракетные и автомобильные двигатели, топливные элементы все чаще начинают возвращаться к частичному или полному использованию водорода. Водород обладает целым набором качеств, делающих сегодня его употребление выгодным: он имеет большую энергоэффективность и химическую активность, в результате его сгорания образуется вода, не обладающая токсичностью и не наносящая ущерба окружающей среде. Правда, есть и недостатки; главные из них — дороговизна производства и пожароопасность.
Водородная энергетика сформировалась как одно из направлений развития научно-технического прогресса более 30 лет назад. Работы по водородной энергетике во многих странах относятся к приоритетным направлениям социально-экономического развития и находят все большую поддержку со стороны, как государства, так и частного бизнеса. Ведется активный поиск путей перевода большинства энергоемких отраслей промышленности, включая транспорт, на водородное топливо и электрохимические генераторы на основе использования топливных элементов (ТЭ).
Водородные топливные элементы считаются будущим мировой энергетики благодаря своей эффективности и экологической безопасности.
Использование водорода в качестве основного энергоносителя приведет к созданию принципиально новой водородной экономики, станет научно-техническим прорывом, сравнимым по своим социально-экономическим последствиям с тем революционным воздействием на развитие цивилизации, которое оказали электричество, двигатель внутреннего сгорания, химия и нефтехимия, информатика и связь.
Около 1000 фирм, компаний, концернов, университетских лабораторий, государственных и научно-технических объединений Запада уже много лет усиленно работают в различных направлениях водородной энергетики.
Учитывая
существенный рост цен на энергоресурсы
и серьезные экологические
В работы по топливным элементам и энергетическим установкам на их базе ежегодно инвестируется свыше 500 млн. долл. США.
Наиболее
динамично развиваются эти
С
прогрессом в области разработки
энергоустановок на основе топливных
элементов связывается надежда на решение
проблемы обеспечения человечества возобновляемыми
экологически чистыми энергоресурсами,
а также возможность изменения и совершенствования
системы энергоснабжения (электро- и теплоснабжения)
различных объектов - от сотовых телефонов,
компьютеров и автомобилей до жилых домов,
крупных промышленных предприятий и в
целом городов.
Рис.
2 Ступени преобразования химической
энергии традиционным и электрохимическими
способами.
Топливные элементы – электрохимический источник тока, в котором осуществляется прямое превращение энергии топлива и окислителя, непрерывно подводимых к электродам, непосредственно в электрическую энергию, без необходимости сначала преобразовывать её в тепло или механическую работу вращения турбин. Так как преобразование тепла в работу у этих установок отсутствует, их энергетический КПД значительно выше, чем у традиционных энергоустановок и может составлять до 90%. Кроме того, топливом здесь служит водород, а значит, основной выхлоп таких систем – просто водяной пар.
Ясно, что за топливными элементами – будущее. Водород будет питать двигатели автомобилей, небольшие топливные батареи будут обеспечивать теплом и светом частные домохозяйства, они же будут встроены в портативную электронику.
Химические
реакции в ТЭ идут на специальных
пористых электродах (аноде и катоде),
активированных палладием (или другими
металлами платиновой группы), где химическая
энергия, запасенная в водороде и кислороде,
эффективно преобразуется в электрическую
энергию. Водород окисляется на аноде,
а кислород (или воздух) восстанавливается
на катоде.
Рис. 3 Ход химической реакции в топливном элементе.
Катализатор на аноде ускоряет окисление водородных молекул в водородные ионы (Н+) и электроны. Водородные ионы (протоны) через мембрану мигрируют к катоду, где катализатор катода вызывает образование воды из комбинации протонов, электронов и кислорода. Поток электронов через внешний кругооборот производит электрический ток, который используется различными потребителями.
Напряжение, возникающее на отдельном ТЭ, не превышает 1,1 вольта. Для получения необходимой величины напряжения ТЭ соединяются последовательно в батареи, а для получения необходимой мощности батареи ТЭ соединяются параллельно. Такие батареи ТЭ вместе с элементами газораспределения и терморегулирования монтируются в единый конструктивный блок, называемый электрохимическим генератором (ЭХГ).
Однако
если бы всё было так просто, топливные
элементы уже давно превратились
бы в основной источник энергии, сменив
статус «перспективной разработки»
на место в разнообразных
Проблема в том, что для их эффективной работы нужны катализаторы.
Сейчас огромное количество институтов и частных компаний бьются над увеличением эффективности топливных элементов и снижением их себестоимости. В инновационных решениях нуждаются также и разделяющие электроды твердые электролиты (мембраны), и материалы электродов, которые должны обладать большой коррозионной стойкостью.
В
качестве катализаторов в топливных
элементах чаще всего применяют
платину и её сплавы с не менее
драгоценным палладием. Этот материал
позволяет значительно
Техасские специалисты во главе с Питером Страссером предлагают использовать сплав платины с кобальтом и медью.
Новый катализатор представляет собой частицы сплава, содержание металла в которых изменяется от поверхности к ядру: поверхность частиц обогащена платиной, а ядро состоит преимущественно из меди и кобальта. Первые испытания этого катализатора показали эффективность, превышающую аналогичный показатель современных катализаторов для топливных элементов в 4–5 раз.
Вдобавок нанокатализатор оказался существенно дешевле.
Для производства катализатора нанесенные на графитовый электрод частицы сплава помещаются в раствор кислоты и подвергаются циклическому воздействию переменного напряжения. Менее благородные металлы, в особенности медь, растворяются с поверхности, оставляя её обогащенной платиной. Ядро же имеет тот же состав, что и исходный сплав.
Более того, образовавшиеся в результате электрохимического травления меди и кобальта пустоты на поверхности частиц приводят не только к обогащению поверхности платиной, но и к значительному увеличению площади поверхности катализатора. Тем не менее, увеличение эффективности катализатора в 4–5 раз по сравнению с чистой платиновой чернью, по мнению Страссера, не может быть объяснено исключительно увеличением площади поверхности.
Компьютерные
расчеты показали, что расстояние
между атомами платины в
Существуют различные типы ТЭ. Их обычно классифицируют по используемому топливу, рабочему давлению и температуре, а также по характеру применения.
Наибольшее распространение получила классификация топливных элементов по типу электролита как среды для внутреннего переноса ионов (протонов). Электролит между электродами определяет операционную температуру и от этой температуры зависит тип катализатора.
Выбор топлива и окислителя, подаваемых в ТЭ, определяется, в первую очередь, их электрохимической активностью (то есть скоростью реакции на электродах), стоимостью, возможностью легкого подвода топлива и окислителя в ТЭ и отвода продуктов реакции из ТЭ.
Водород считается основным источником топлива для ТЭ, однако процесс преобразования топлива позволяет извлекать водород и из других его видов, включая метанол, природный газ, нефть и др.
В
отличии от аккумулятора и батареек,
ТЭ не истощается и не требует перезарядки;
он работает, пока подается топливо.
Информация о работе Использование водорода для получения электроэнергии