История развития экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:59, реферат

Описание работы

Если двадцать-тридцать лет назад экологические проблемы обсуждали только специалисты, то сейчас о катастрофическом состоянии нашей планеты знают даже дети. Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, частые аварии – это проблемы, которые качаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшее людей в последнем столетии - вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.

Содержание работы

Вступление
Предмет экологии
История развития
1)Первый этап
2)Второй этап
3)Третий этап
IV. Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

1.История развития экологии.docx

— 35.96 Кб (Скачать файл)

История развития экологии

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

    1. Вступление
    2. Предмет экологии
    3. История развития

                       1)Первый этап

                       2)Второй этап

    3)Третий этап

IV.       Заключение

    1. Список используемой литературы

 

 

 

I.Вступление

 

На всех стадиях своего развития человек  был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось  высокоиндустриальное общество, опасное  вмешательство человека в природу  резко усилилось, расширился объём  этого вмешательства, оно стало  многообразнее и сейчас грозит стать  глобальной опасностью для человечества.

Если  двадцать-тридцать лет назад экологические  проблемы обсуждали только специалисты, то сейчас о катастрофическом состоянии  нашей планеты знают даже дети. Экологические проблемы являются всеобщими  проблемами населения Земли. Утончение  озоновой оболочки, глобальные изменения  климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения  планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, частые аварии – это проблемы, которые качаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшее людей в последнем  столетии - вот итог отсутствия правильного  взаимодействия человека с природой.

Экологическая проблемы и катастрофы человечества непосредственно связаны с процессом  образования населения – его  недостаточность или полное отсутствие породили потребительское отношение  к природе. Обретение экологической культуры, экологического сознания, мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации. Таким образом, экологический кризис - это и кризис в головах, а не только порождение научно-технического прогресса. Его истоки уходят вглубь веков, к тем временам, когда человек противопоставлял себя природе. 

 

 

II.Предмет экологии.

 

ЭКОЛОГИЯ (от греч. oikos — дом, жилище, местопребывание и... логия), наука, изучающая взаимосвязи организмов с окружающей средой, т. е. совокупностью внешних факторов, влияющих на их рост, развитие, размножение и выживаемость. До некоторой степени условно факторы эти можно разделить на «абиотические», или физико-химические (температура, влажность, длина светового дня, содержание минеральных солей в почве и др.), и «биотические», обусловленные наличием или отсутствием других живых организмов (в том числе, являющихся объектами питания, хищниками или конкурентами).

В центре внимания экологии — то, что непосредственно  связывает организм с окружающей средой, позволяя жить в тех или  иных условиях. Экологов интересует, например, что потребляет организм и что  выделяет, как быстро он растет, в  каком возрасте приступает к размножению, сколько потомков производит на свет, и какова вероятность у этих потомков дожить до определенного возраста. Объектами экологии чаще всего являются не отдельно взятые организмы, а популяции, биоценозы, а также экосистемы. Примерами  экосистем могут быть озеро, море, лесной массив, небольшая лужа или даже гниющий ствол дерева. Как самую большую экосистему можно рассматривать и всю биосферу.

В современном  обществе под влиянием средств массовой информации, экология часто трактуется как сугубо прикладное знание о состоянии  среды обитания человека, и даже — как само это состояние. Хотя проблемы качества среды для человека, безусловно, имеют очень важное практическое значение, а решение их невозможно без знания экологии, круг задач этой науки гораздо более широкий. В своих работах специалисты-экологи стараются понять, как устроена биосфера, какова роль организмов в круговороте различных химических элементов и процессах трансформации энергии, как разные организмы взаимосвязаны между собой и со средой своего обитания, что определяет распределение организмов в пространстве и изменение их численности во времени. Поскольку объекты экологии — это, как правило, совокупности организмов или даже комплексы, включающие наряду с организмами неживые объекты, ее определяют иногда как науку о над организменных уровнях организации жизни (популяциях, сообществах, экосистемах и биосфере), или как науку о живом облике биосферы.

 

 

III.История развития

1)Первый этап

 

Зарождение  и становление экологии как науки  ( до 60-х гг. ХIХ в. ). На этом этапе накапливались данные о взаимосвязи живых организмов со средой их обитания, делались первые научные обобщения.

Первоначально человек больше воздействовал на фауну. В интересной статье М. И. Будыко показано, что в степях Евразии мамонта истребили палеолитические охотники на крупных травоядных. Эскимосы расправились со стеллеровой коровой в Беринговом море; полинезийцы прикончили птицу моа в Новой Зеландии; арабы и персы путем постоянных охот вывели львов в Передней Азии; американские колонисты всего за пол века (1830-1880) перебили всех бизонов и голубей, а австралийские - несколько видов сумчатых. Перенеся свои действия на флору, человек произвел еще большие деформации природы. Оседлое скотоводство, при котором большое количество скота скапливается на относительно небольшом пространстве, велет к обеднению фитоценоза. Особенно радикально действуют козы. Они весьма помогли древним римлянам и эллинам уничтожить в Средиземноморье лес из жестколистного дуба и сосны, который заменился вечнозеленым кустарником- маквисом.

Цивилизация возникла тогда, когда человек научился использовать огонь и орудия труда, позволившие ему изменять среду  обитания. Более чем за 600 поколений  до нас появилось земледелие, которое  решило будущее человечества. «Этим  рычагом, -писал В. И. Вернадский (1925), - человек овладел всем живым веществом на планете. ...Человек глубоко отличается от других организмов по своему действию на окружающую среду. Это различие, которое было велико с самого начала, стало огромным с течением времени».

Переход к земледелию и затем к скотоводству явился кардинальным рубежом в истории  человечества. Обеспечение продуктами питания способствовало росту народонаселения: к 2500 г. до н. э. население Земли достигло 100 млн. человек. По теории Н. И. Вавилова, древнейшие цивилизации зародились именно в центрах происхождения культурных растений.

С развитием  цивилизации развивались экологические  познания и экологические проблемы. Уже к началу новой эры многие древние цивилизации погибали из-за неумелого хозяйствования. Так, например, Вавилонское царство погибло вследствие непродуманного строительства ирригационных систем и интенсивного использования воды изрек Тигр и Евфрат в целях орошения. По словам Л. Н. Гумилева (1990), очередная «победа над природой» погубила великий город: к началу новой эры от него остались одни руины.

То же самое наблюдалось в Египте, Шумере, Ассирии и других странах. Иероглифы  на пирамиде Хеопса уже тогда предупреждали: «Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного  мира».

Уже в  античные времена люди понимали проблемы, которые тeпepь называют экологическими. Гиппократ (460 - 377 гг. до н. э.) творил о влиянии факторов среды на здоровье людей.

Платон (427 - 347 гг. до н. э.) писал: «Вода не исчезала, как теперь, скатываясь в море по оголенной земле, а то, что сохранилось, если сравнивать это с тем, что существовало раньше, похоже на истощенное тело больного человека; все плодородные, мягкие земли растратились и исчезли, оставив лишь остов суши».

Великий Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.) - автор более 300 сочинений: «Метафизика», «История животных», «Физика», «О небе»» и др. - по праву считается основателем многих естественных дисциплин, в том числе систематики животных. Он описал свыше 500 видов животных и рассказал об их поведении: о зимней спячке рыб, перелетах птиц, паразитизме кукушки, способе самозащиты каракатицы и т. п.

Для античного  периода характерно описательное направление  в науке, основанное на эмпирических знаниях о природе. В это же время человек был выделен  из природы и поставлен в центр  мироздания. Обожествление природы  сменилось антропоцентризмом - человек  стал мерой всех вещей.

В средние  века науки о природе развивались  медленно в силу религиозного догматизма и схоластики. Научные достижения античного мира отделены от новой  истории тысячелетием библейских догм, сковывавших развитие естествознания.

Следует упомянуть, однако, о легендарном  враче Авиценне (980 - 1037), родившемся и жившем в Средней Азии. Его  воззрения формировались под  влиянием Платона, Аристотеля, Гиппократа и других античных классиков. Мировую  известность имеет его книга  «Канон врачебной науки», в которой  есть разделы о влиянии на организм человека окружающего воздуха, места  жительства и времен года.

Другим  видным ученым этого времени был  немецкий химик и врач Т. Парацельс (1493 - 1541), идеи которого о дозированном влиянии природных факторов были развиты в XIX веке в работах Ю. Либиха и В. Шелфорда.

Но большая  часть знаний, накопленных, в основном, греками, была утрачена в связи с  разрушением знаменитой Александрийской  библиотеки Ю. Цезарем в 48 г. до н. э. Окончательно ее сожгли арабы в 642 г. н. э.

В XVIII веке ботанические и зоологические наблюдения были обобщены в работе «Система природы» шведского естествоиспытателя Карла  Линнея (1707 - 1778), который разработал основы научной систематики животных и растений. Хотя он и сформулировал  гипотезу постоянства видов: «их столько, сколько было сотворено Творцом», но тем не менее признавал образование разновидностей под влиянием условий жизни.

Среди многих ученых выделяется французский натуралист Жорж Луи де Бюффон. Он издал огромный труд в 44 томах «Естественная история», из которой взошли ростки эволюционной теории о происхождении организмов». Бюффон пишет: «Перед нами встает вопрос об изменении видов, вопрос о преобразованиях, происходящих с незапамятных времен, и, по-видимому, имевших место в каждом семействе».

В Германии поборником естественного происхождения  организмов, их родства и постепенного развития был Иммануил Кант (1724 - 1804).

В России путь эволюционной идее прокладывал  М. В. Ломоносов (1711 - 1765). Он писал, что  лик Земли многократно менялся, на месте морей появлялась суша, и наоборот; земные пласты постепенно поднимались и изгибались, образуя  горные складки, изменялся климат, изменялись флора и фауна: «слоны и южных  земель травы на севере важивались».

Жан Батист Ламарк (1744 -1 829) - один из самых крупных  представителей науки того времени. В книге «Философия зоологии»  он впервые широко поставил вопрос о влиянии среды на организмы, но не сумел объяснить причин их «пригнанности» к среде обитания. Ж. Б. Ламарк так сформулировал выводы своих изысканий: «Спустя множество следующих друг за другом поколений, индивиды, относившиеся по происхождению к одному виду, в конце оказываются превращенными в новый вид, отличный от первоначального».

Одним из первых естествоиспытателей, понявших необходимость синтеза наук при  изучении природы, ее живых и неживых  элементов, был великий немецкий ученый Александр Гумбольдт. Говоря о целостном изучении природы  в обобщенном теоретическом труде  «Космос», он писал: «Мое внимание будет  устремлено на взаимодействие сил, влияние  неодушевленной природы на растительный и животный мир, их гармонию».

Одновременно  с Александром Гумбольдтом на существующее в природе единство среды и организмов и их эволюционное развитие указывал знаменитый российский зоолог Карл Рулье (1814 - 1858). Он утверждал, что природа вечна; все ее явления взаимосвязаны и составляют единое целое. В природе все образуется путем медленных непрестанных изменений.

Они были предвестниками эволюционной идеи и  целостного восприятия природных комплексов, состоящих из живых и неживых  компонентов. Большой вклад в  развитие экологических представлений  в этот период внесли российские естествоиспытатели А. Т. Болотов (1738 - 1833), И. И. Лепехин (1740 - 1802), П. С. Паллас (1741 - 1811).

 

 

2)Второй этап

 

Оформление  экологии в самостоятельную отрасль  знаний (60-е гг. XIX в.- 50-е гг. XX в.).

Начало  этапа ознаменовалось выходом работ  русских ученых К. Ф. Рулье (1814-1858), Н. А. Севецова (1827-1885), В. В. Докучаева (1846-1903), впервые обосновавших ряд принципов и понятий экологии, которые не утратили своего значения и до настоящего времени. Не случайно поэтому американский эколог Ю. Одум (1975) считает Докучаева одним из основоположников экологии. В конце 70-х гг. XIX в. Немецкий гидробиолог К. Мёбиус (1877) вводит важнейшее понятие о биоценозе как о закономерном сочетании организмов в определенных условиях среды.

Неоценимый  вклад в развитие основ экологии внес Ч. Дарвин (1809-1882). Ключевое положение  в учении Дарвина занимает теория естественного отбора в результате борьбы за существование. Обычно производится гораздо больше живых организмов, чем может выжить, поэтому ведется  борьба за существование либо между  особями одного или различных  видов, либо физическими условиями  жизни. Дарвин писал, что каждый организм зависит не только от условий местообитания, но и от всех других окружающих его  существ. В результате естественного  отбора сохраняются те организмы, в  которых произошли изменения, дающие преимущества для существования  в данных условиях.

Такой ход  рассуждения дал основание современнику и последователю Дарвина немецкому  ученому Эрнсту Геккелю заявить  о целесообразности выделения новой  науки о взаимоотношениях живых  организмов и их сообществ друг с другом и с окружающей средой.

Взгляды Ч. Дарвина на борьбу за существование  не только как на борьбу организмов друг с другом, но и с окружающей неживой средой послужили тем  научным фундаментом, на котором  Э. Геккель в 1866 г. возвел здание новой  науки. В России страстным поборником и популяризатором эволюционной теории Ч. Дарвина и последователем Э. Геккеля был К. А. Тимирязев. В 1939 г. в работе «Чарльз Дарвин и его  учение» ал: «С установлением понятия  приспособления явилась новая область  науки, получившая придуманное Геккелем название экология».

Информация о работе История развития экологии