История развития экологии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 21:59, реферат

Описание работы

Если двадцать-тридцать лет назад экологические проблемы обсуждали только специалисты, то сейчас о катастрофическом состоянии нашей планеты знают даже дети. Экологические проблемы являются всеобщими проблемами населения Земли. Утончение озоновой оболочки, глобальные изменения климата, истощение природного слоя почвы, природных ресурсов, уменьшение запасов питьевой воды и одновременно интенсивный рост народонаселения планеты, сопровождающийся наращиванием производственных мощностей, частые аварии – это проблемы, которые качаются каждого государства. В совокупности они создают непрерывно ухудшающуюся среду обитания самого человека. Многообразие болезней, постигшее людей в последнем столетии - вот итог отсутствия правильного взаимодействия человека с природой.

Содержание работы

Вступление
Предмет экологии
История развития
1)Первый этап
2)Второй этап
3)Третий этап
IV. Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

1.История развития экологии.docx

— 35.96 Кб (Скачать файл)

Геккель определял экологию как «общую науку  об отношениях организмов к окружающей среде». Современные определения  экологии, отличаясь в деталях  у разных авторов, сводятся к представлению  о «биологической науке, изучающей  организацию и функционирование надорганизменных систем различных уровней: популяций, биоценозов (сообществ), биогеоценозов (экосистем) и биосферы».

Экологический подход к изучению природы, как следует  из всего вышесказанного, был свойственен  человеку с древнейших времен, но слова  «экология» не было. Заслуга Геккеля  в том, что он первый предложил  название новой науки и определил  предмет ее исследования. И хотя экология как самостоятельная отрасль  биологических наук была выделена еще  в конце XIX столетия, содержание ее все  время расширяется, продолжая формироваться и по сей день.

Важным  шагом на пути становления экологии следует считать введение в 1877 г. немецким гидробиологом К. Мебиусом понятия биоценоза. Биоценоз- закономерное сочетание разных организмов, обитающих в определенном биотопе. Биотоп- совокупность условий среды, в которых обитает биоценоз (Ф. Даль, 1903).

В 1895 г. датский  ученый Е. Варминг (1841-1924) ввел термин «экология» в ботанику для обозначения самостоятельной научной дисциплины - экологии растений.

Значительный  вклад внесли в развитие экологии русские ученые А Н. Бекетов (1825 - 1902), Н. А. Северцев (1827 - 1885) и др.

В самом  конце XIX века с призывом развернуть междисциплинарные комплексные  исследования природных систем выступил выдающийся русский ученый-почвовед В. В. Докучаев (1846 -1903). Именно закономерная связь между «силами», «телами» и «явлениями», между «мертвой» и «живой» природой, растительными, животными и минеральными царствами, с одной стороны, и человеком, его бытом и духовным миром - с другой, и составляет сущность познания «естества», - считал он. Практическое осуществление этих идей связано с именем Г. Ф. Морозова (1867 - 1920) - создателя учения о лесе. Он подчеркивал, что лес и его территория должны сливаться для нас в единое целое, в географический индивидуум. В 1925 г. эти идеи реализовались немецким гидробиологом А. Тинеманом, который рассматривал озера как целостную систему, где биоценоз и биотоп образуют органическое единство.

В начале XX века оформились экологические школы  ботаников, зоологов, гидробиологов, в  каждой из которых развивались определенные стороны экологической науки: экология животных, экология растений, экология микроорганизмов, экология насекомых, экология озера, экология леса и т. п.

В 1910 г. на III Ботаническом конгрессе в Брюсселе экология растений разделилась на экологию особей – аутэкологию и экологию сообществ- синэкологию. Это деление распространилось затем и на общую экологию. В основе аутэкологии лежат исследования взаимосвязей конкретных организмов и среды. Синэкология пришла на смену аутэкологии после того, как в начале века появились представления о популяциях. Она изучает взаимодействия совокупности популяций с внешней средой.

В 1935 году Артур Трансли, британский эколог, придумал термин экосистема- интерактивные системы, установленные между биоценозом (группа живых существ), и их биотопов, окружающей средой, в которой они живут. Таким образом, Экология стала наукой экосистем.

В начале 40-х годов В.Н. Сукачев (1880-1967) обосновал  концепцию биогеоценоза, имевшую  большое значение для развития теоретической  базы экологии. (Н) В этом учении нашли  отражение идеи о единстве организмов с физическим окружением, о закономерностях, которые лежат в основе таких связей, об обмене веществами и энергией между ними.

Изучение  общепланетарных процессов развернулось после выхода в свет в 1926 г. книги В. И. Вернадского «Биосфера», где рассмотрены свойства «живого вещества» и его функции в формировании как современного лика Земли, так и всех сред жизни на планете (водной, почвенной и воздушной). Предшественником и единомышленником В. И. Вернадского был I). В. Докучаев (1846—1903), создавший учение о почве как о естественно -историческом теле.

В. И. Вернадский (1863—1945) обосновал роль живого вещества как наиболее мощного геохимического и энергетического факторов —  ведущей силы планетарного развития. В его работах ясно прослеживается значение для космоса жизни на планете Земля, а также значение космических связей для биосферы. Впоследствии эта космическая линия  в экологии была развита в трудах А. Л. Чижевского, основателя современной  пауки гелиобиологии.

В. И. Вернадский проследил эволюцию биосферы и пришел к выводу, что деятельность современного человека, преобразующего поверхность  Земли, по своим масштабам стала  соизмерима с геологическими процессами на планете. В результате стало ясно, что использование природных  ресурсов планеты происходит без  учета закономерностей и механизмов функционирования биосферы. Тем не менее завершающим этапом эволюции биосферы он считал появление ноосферы — сферы разума.

Важным  этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал её переход в стадию ноосферы. Работам Вернадского был  свойствен исторический оптимизм: в  необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса.

Владимир  Иванович Вернадский- признанный классик естествознания. Он основал новые отрасли знаний: биогеохимию и радиологию, был одним из создателей генетической минералогии, геохимии. Никто из ученых XX века не имел соизмеримых достижений. Венцом его научного творчества стало учение о биосфере, области жизни на планете. Оно явилось синтезом идей и фактов, относящихся к десяткам наук!

По мнению Вернадского, в прошлом не придавали  значения двум важным факторам, которые  характеризуют живые тела и продукты их жизнедеятельности:

1)   Открытию Пастера о преобладании оптически активных соединений, связанных с диссимметричностью пространственной структуры молекул, как отличительной особенностью живых тел;

2)   Явно недооценивался вклад живых организмов в энергетику биосферы и их влияние на неживые тела. Ведь в состав биосферы входит не только живое вещество, но и разнообразные неживые тела, которые Вернадский называет косными (атмосфера, горные породы, минералы и т.д.), а также биокосные тела, образованные из разнородных живых и косных тел (почвы, поверхностные воды и т.п.) Хотя живое вещество по объему и весу составляет незначительную часть биосферы, но оно играет основную роль в геологических процессах, связанных с изменением облика нашей планеты.

Этот  период, по сравнению с предыдущим, был более прогрессивным. Благодаря ему в экологии зародилось научное направление - популяционная экология, приоритетной проблемой которой являются биотические взаимодействия в биоценозе. Недостаток этого направления в том, что даже при изучении сообщества суть явлений сводится к функционированию отдельных популяций, т. е. к разложению биоценоза на составляющие элементы.

Во второй половине XX в связи с прогрессирующим  загрязнением окружающей среды и  резким усилением воздействия человека на природу экология приобретает  особое значение.

 

 

3)Третий этап

 

(50-е гг. XX в. – до настоящего времени) Превращение экологии в комплексную науку, включающую в себя науки об охране природной и окружающей человека среды. Из строгой науки экология превращается в «значительный цикл знания, вобрав в себя разделы географии, геологии, химии, физики, социологии, теории культуры, экономики..» (Реймерс, 1994).

Середина XX века была отмечена расширением комплексных  исследований экосистем (В. И. Жадин, Г. Г. Винберг, Р. Линде-ман, Г. Одум и Ю. Одум, Р. Маргалеф и многие другие). В 1956 г. под редакцией В. И. Жадина издается в 4-томный труд «Жизнь пресных вод»; в 1961 г. выходит монография В. И. Жадина и С. В. Герда «Реки, озера и водохранилища СССР». В этих работах описываются особенности водных экосистем. В 1964 г. коллективом авторов под руководством В. Н. Сукачева была опубликована книга «Основы лесной биоценологии». В ней сделана попытка путем синтеза информации раскрыть количественные закономерности функционирования и эволюции такой сложной динамической системы, как лесной биогеоценоз.

Однако  эффективная реализация методологии  системного подхода к изучению экосистем  стала возможной лишь в начале 70-х годов XX столетия, когда в распоряжение экологов поступили мощные ЭВМ и  были разработаны методы моделирования  динамических систем, которые в совокупности с экспериментами и наблюдениями получили название системного анализа. Развитие целостного взгляда на экосистемы привело к возрождению на новой  экологической основе учения о биосфере В. И. Вернадского, который в своих  идеях опередил современную ему  науку. Биосфера предстала как глобальная экосистема, стабильность и функционирование которой определяются фундаментальными экологическими законами баланса вещества и энергии.

Во второй половине XX века начал осуществляться переход к пониманию необходимости  сохранения естественной природы и  стабильной окружающей среды. Осознание  важности этой проблемы произошло прежде всего в тех странах, которые являлись крупными потребителями энергии и других природных ресурсов, а поэтому были основными загрязнителями окружающей среды. Своего рода точной отсчета в существовании природоохранной деятельности, основанной на новом мышлении, следует считать резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и ЮНЕСКО, принятые в декабре 1968 года. Из идеи были интегрированы в решения Стокгольмской конференции 1972г. («Декларация принципов»). На конференции ООН в Рио-де-Жанейро (1992г.) была принята «Декларация по окружающей среде и развитию», содержащая согласованные со 179 правительствами документы, определявшие права и обязанности стран в деле обеспечения развития цивилизации и благосостояния людей.

В последние  годы под давлением ухудшающейся экологической обстановки во многих странах мира, а также благодаря  деятельности международной общественности («Декларация Рио», «Повестка дня на XXI век и др.) вопросам формирования нового мышления придается всё большая экологическая направленность на всех уровнях обучения, а также и воспитания людей. Это актуально для жизни каждого человека от самого рождения и до ухода его из жизни. Меняются лишь акценты. В дошкольном возрасте превалирует воспитательный процесс, в школьном- образовательный, а во взрослом- сознательный.

В высшей школе роль и значение экологического образования существенно возрастает, так как выпускники вузов в  своей профессионально деятельности участвуют либо в экологическом  воспитании и образовании новых  поколений, либо в развитии новых  технологий, процессов в сфере  производства и услуг. Позитивные изменения  в структуре экономики обеспечат  устойчивое развитие общества и создадут для населения Земли лучшие условия  жизни при рациональном использовании  ресурсов без нанесения ущерба окружающей среде, сохраняя ее будущим поколениям.

Устойчивое  развитие экосистем Земли вызывает:

1)   Необходимость широкой пропаганды новых этических принципов потребления, отвечающих разумной жизни человечества «по средствам»

2)   Необходимость сохранения окружающей среды при одновременном развитии человеческого общества.

Деятельность  людей в этих направлениях связана  с формированием нового мировоззрения, сущность которого может быть определена созидательным отношением человека к природе: человек- не покоритель, а защитник природы. Этот тезис должен стать жизненным принципом каждого жителя Земли. Осознанное его использование предполагает глубокое понимание результатов воздействия антропогенной деятельности на окружающую среду. Понимание взаимодействия человека и природы, анализ последствий его деятельности и путей их либерализации, планирование стратегии, основанной на заботе о природе и человечестве, постигается через системы экологического обучения и воспитания образа жизни.

В принятом 10 января 2002 г. Федеральном законе России «Об охране окружающей среды» усилены  многие положения предыдущего закона (1991г.), связанные с управлением  в области охраны окружающей среды, правами и обязанностями граждан, общественных и иных некоммерческих объединений, с требованиями в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности , а также с правами особо охраняемых территорий, экологической экспертизы, мониторинга и контроля. Эти и другие положения Закона призваны обеспечивать право граждан на благоприятную окружающую среду.

 

 

IV.Заключение.

 

За последние 20 лет экология сделала большой  скачок и стала одной из наиболее значимых наук, в центре изучения которой находятся экосистемы. Живые организмы вместе с окружающей их средой образуют сложную кибернетическую систему. Ее сложность обусловлена не только большим разнообразием входящих в систему элементов, но и их разнородностью, многообразием возникающих между ними связей. Задачи оптимального управления природной средой, стоящие перед человечеством, требуют рассмотрения в качестве составляющих сложной системы не только элементы живой и неживой природы, но и воздействующие на них сооружения, механизмы, машины, созданные человеком. В нашем столетии стало общепризнанным то, что экологические принципы и теории относятся не только к редким растениям и животным в их естественных условиях обитания, но применимы и к человеку. Эту отрасль экологии, изучающую экологические принципы, необходимые для устойчивого развития человеческого сообщества, часто называют наукой об окружающей среде.

К сожалению, использование природных богатств на протяжении всей истории осуществлялось человеком при полном незнании законов  экологии, что привело к тяжелым  и часто непоправимым последствиям, в частности, к истощению природных  ресурсов и колоссальному загрязнению  среды обитания. Прежде, чем человеку удастся найти решение ряда жизненно важных проблем предстоящего тысячелетия (таких, как удовлетворение потребностей в воде и пище возрастающего населения  планеты), необходимо срочно предпринять  хотя бы паллиативные меры, позволяющие  обеспечить жизнь человеку завтрашнего  дня. Но чтобы действовать, надо знать, как. Экология и оказывается тем  биологическим и мировоззренческим  фундаментом, на который может опереться  человек в принятии превентивных мер, направленных на сохранение окружающей природы.

V.Список используемой литературы.

 

1) Алексеев, Экология

2) Философия  и методология науки: В. И.  Вернадский. Учение о биосфере./П.  С. Карако. — Мн.:Экоперспектива.

3) Вернадский

Информация о работе История развития экологии