История возникновения и развития эргономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 11:31, реферат

Описание работы

С чего же берет начало «эргономика»? Когда она стала появляться в сознании людей? Почему данная дисциплина получила именно такое название? Кто занимался её изучением в России, и какие основные направления она предполагала в самом начале своего формирования? Что можно сказать про эргономику сейчас?

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Основные сведения о термине «эргономика»……………………….…...4
2. Предпосылки возникновения и развития эргономики………………..….7
3. История развития эргономики в СССР и России…………………….…10
3.1 Психотехника…………………………………………………………..11
3.2 ВНИИТЭ………………………………………………………………..12
3.3 МЭА…………………………………………………………...………..15
4. Эргономические исследования и разработки на современном этапе
развития экономики в России ……………………………………....……..16
Заключение……………………………………………………………..….…18
Список литературы…………………………………………………………..19

Файлы: 1 файл

referat_ergonomika.docx

— 43.77 Кб (Скачать файл)

~ ~

 

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сибирский государственный индустриальный университет »

 

Кафедра корпоративной экономики и управления персоналом

 

 

 

Реферат

по дисциплине: Эргономика труда

на тему: История возникновения и развития эргономики

 

 

                                                                     

 

                                                                        Реферат студентки группы ЭУП-142

                                                                        Батищевой. А.С.

                                                         

                                                                   Научный руководитель:

                                                                  старший преподаватель,

                                                                  Баскакова Т.В.

                                                          

                                                                  Резюме преподавателя:

                                                                  Дата:

                                                                   Подпись:

 

 

 

Новокузнецк 2014

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………….3

1. Основные сведения о термине «эргономика»……………………….…...4

2. Предпосылки возникновения и развития эргономики………………..….7

3. История развития эргономики в СССР и России…………………….…10

   3.1 Психотехника…………………………………………………………..11

   3.2 ВНИИТЭ………………………………………………………………..12

   3.3 МЭА…………………………………………………………...………..15

4. Эргономические исследования и разработки на современном этапе

развития экономики в России ……………………………………....……..16

Заключение……………………………………………………………..….…18

Список литературы…………………………………………………………..19

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Не все студенты, поступающие в вузы, и начинающие своё обучение с уверенностью могут сказать, что такое «эргономика»? Что означает этот термин? Некоторые даже понятия не имеют, что есть данное определение и что уже несколько десятилетий, начиная с прошлого века, эргономика развивается и продолжает оказывать влияние на нашу жизнь. Мы сами не замечаем, как она повсюду окружает нас и делает нашу жизнь легче, интереснее и лучше.

С чего же берет начало «эргономика»? Когда она стала появляться в сознании людей? Почему данная дисциплина получила именно такое название? Кто занимался её изучением в России, и какие основные направления она предполагала в самом начале своего формирования? Что можно сказать про эргономику сейчас?

Ответы на все эти вопросы, я постараюсь найти при написании данного реферата.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Основные сведения о термине «Эргономика»

Для того чтобы обеспечить оптимальные условия работы, наибольшие удобства обращения с машиной или прибором, были привлечены ученые - математики, биологи, врачи. Они стали заниматься исследованиями трудовой деятельности человека, его нераскрытыми психофизическими ресурсами и возможностями.

Уже несколько десятилетий назад, в пятидесятые годы, стали вырисовываться контуры новой науки эргономики, основным содержанием которой стало изучение функциональных возможностей человека, создание орудий труда и рабочей среды, наиболее соответствующих им. Стали появляться книги и статьи по этим вопросам. Кроме исследований общетеоретического порядка, проектировщики стали располагать конкретными методическими указаниями.

Эргономика (от греч. érgon - работа и nómos - закон) - научная дисциплина, комплексно изучающая человека (группу людей) в конкретных условиях его (их) деятельности в современном производстве.

Или Эргономика - наука об организации труда, условий эффективной трудовой деятельности, о «соответствии» работы и людей друг другу, характеристиках организма и психологии требованиям, предъявляемыми определенными видами работы.

 Эргономика возникла  в связи со значительным усложнением  технических средств и условий  их функционирования в современном  производстве, существенным изменением  трудовой деятельности человека, синтезированием в ней многих трудовых функций. Эргономика сформировалась на стыке наук - психологии, физиологии и гигиены труда, социальной психологии, анатомии и ряда технических наук. В условиях научно-технической революции резко возросли стоимость технических средств и "цена" ошибки человека при управлении сложными системами. Поэтому при проектировании новой и модернизации существующей техники особенно важно заранее и с максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться. При решении такого рода задач необходимо согласовать между собой отд. рекомендации психологии, физиологии, гигиены труда, социальной психологии и т.п., соотнести их и увязать в единую систему требований к тому или иному виду трудовой деятельности человека.

К основным целям эргономики следует отнести:

•повышение эффективности системы "человек-техника-среда" (СЧТС);

•повышение безопасности труда;

•обеспечения условий для развития личности в процессе труда: правильное распределение функции между человеком и техническими средствами; задействовать высшие функции организма (мышление‚ внимание‚ память‚ сознание).

Говоря о задачах эргономики, необходимо вести речь о комплексе задач, стоящих перед эргономикой и решаемых ею. Одной из важнейших задач эргономики является оптимизация условий труда, для чего изучаются возможности и особенности различных категорий индивидов с целью учета полученных результатов при проектировании оборудования рабочих мест. В том числе эргономика приобретает все большее значение и в решении комплексной проблемы реабилитации лиц, в той или иной мере утративших работоспособность.

Основные задачи эргономических разработок можно сформулировать следующим образом: разработка теоретических основ проектирования деятельности человека-оператора с учетом специфики эксплуатации технических систем в условиях влияния окружающей среды.

Информационные процессы: прием‚ оценка и переработка информации‚ принятие и реализация решения; формулирование принципа создания СЧТС.

Разработка и проверка гипотез о перспективах труда человека и связанных с ними технических систем‚ влияние факторов внешней среды.

Например, компьютеризация может изменить процесс обучения‚ что сделает человека рациональнее‚ агрессивнее и может привести к переоценке ценностей. Развитие компьютерной техники привело к развитию новых симптомокомплексов.

Создание методов исследования и проектирования и эксплуатации СЧТС‚ обеспечивающих ее безопасность‚ эффективность и удовлетворенность трудом работающего в ней человека.

Объектом исследования эргономики является СЧТС, а предметом - трудовая деятельность человека в процессе взаимодействия с техническими средствами в условиях существенного влияния факторов внешней и социальной среды.

Подобный анализ строится на данных науки о функциональных возможностях человека, выявляющей возможности оптимальных условий для труда, как физического так и интеллектуального, изучающей проблемы возникающие в системе "человек - орудие труда - предмет труда - производственная среда" и ставящей своими задачами оптимизацию трудовой деятельности человека - эргономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Раздел 2. Предпосылки возникновения и развития эргономики

Хотя эргономика возникла несколько десятилетий тому назад, ее истоки восходят к первобытному обществу, которое научилось сознательно изготовлять орудия, придавая им удобную для определенного вида работы форму и расширяя тем самым возможности человеческих органов. Уже со времени второй межледниковой эпохи, как показывают археологические находки, удобство применения и соразмерность орудий труда с органами человека явились основной целью их усовершенствования. В доисторические эпохи удобство и точное соответствие орудий труда потребностям человека были вопросом жизни и смерти: если он изготовил плохое орудие и не мог достаточно эффективно его применять, на свете очень скоро становилось одним плохим конструктором меньше (Б. Шеккел).

Дж. М. Кристенсен также относит предпосылки возникновения профессии эргономиста ко времени первобытного человека, чем, по его мнению, могут гордиться эргономисты. Вся наша сложная цивилизация, основанная на механизации и науке, развилась из материальной техники и социальных институтов далекого прошлого, другими словами, из ремесел и обычаев наших предков. Каждое новое техническое приспособление, созданное в первобытном обществе, в первую очередь расширяло область управляемого и используемого в окружающей среде.

В истории развития материальной культуры можно отметить бесконечное число орудий и вещей, при создании которых в той или иной мере решались задачи, стоящие перед эргономикой. В работе ремесленника, изготовлявшего такие орудия, сочетался труд и мастера, и эргономиста, и художника. Он старался сделать вещь рациональной, удобной, привлекательной на вид.

Описывая работу колесных мастерских, Дж. Стэрт рассказывает о подгонке формы телег к условиям их эксплуатации и отмечает, что мастера удивительно точно знали особые потребности соседей. Изготовляя телегу или ассенизационную повозку, пивную бочку на колесах, водовозку или какой-нибудь другой экипаж, мастера выбирали такие размеры, такие формы кривых (а почти каждая деревянная деталь была криволинейной), чтобы они соответствовали почве на той или иной ферме, крутизне того или иного холма, темпераменту того или иного клиента и даже его вкусам при выборе лошадей.

На первый взгляд может показаться, что работа ремесленника была относительно несложной по сравнению с творчеством современного конструктора, эргономиста, дизайнера. Но это обманчивое представление. Мы можем представить себе, как должен был бы воображать использование топора человек каменного века, напряженно трудясь над его изготовлением. А не воспроизводил ли каждый из нас этот наследственный опыт, когда ребенком мастерил примитивные игрушки из любого подручного материала? Но орудия труда и машины не просто символизируют воображение человека и его творческие возможности, и, конечно, они важны не только как инструменты воздействия на преобразуемую почву: они сами по себе суть содержательные символы. Они символизируют деятельность, возможность которой обеспечивают, т. е. собственное использование.

"Почему эргономика?" - под таким заглавием английский эргономист К. Ф. Х. Маррелл опубликовал статью в журнале "Профессиональная психология". Заглавие отражало общественное мнение того времени о новом направлении исследований: нужна ли вообще эргономика, если имеются традиционные науки о трудовой деятельности? Прошло тридцать лет, но, к сожалению, отвечать на этот вопрос приходится и в наши дни.

В конце 40-х - начале 50-х годов на основе накопленных знаний возникла потребность в целостной системе представлений о работающем человеке, о его взаимоотношениях с техникой и с окружающей средой. Но дело, конечно, не только в логике развития наук.

Современные производство и транспорт, оснащенные сложными техническими системами, предъявляют к человеку требования, вынуждающие его иногда работать на пределе психофизиологических возможностей и в экстремальных ситуациях. Деятельность летчиков при полетах на некоторых современных самолетах и прежде всего военных - это впечатляющий пример предельных возможностей человека. Проявляются они, например: при ориентации в пространстве во время смены вектора направления гравитации; при работе в условиях вестибулярных, зрительных иллюзий; при принятии решений за 2-3 секунды; в случае одновременного восприятия 3-5 параллельных потоков информации; при смене летчиком точки фиксации взгляда более 200 раз за 1 минуту, а также когда при воздействии больших пилотажных перегрузок он осознает ситуацию при обескровленном мозге.

Эта и подобные виды деятельности сопряжены с ответственностью человека за эффективное и надежное функционирование сложных систем. Резко увеличивается цена ошибки человека при проектировании систем, а также в процессе их использования в производстве, на транспорте, в вооруженных силах.

Наряду с деятельностью на пределе человеческих возможностей в современном производстве становится все более распространенным явлением недостаточная двигательная активность человека в процессе труда, снижающая работоспособность и ухудшающая здоровье работающих.

Орудия труда зачастую оказываются настолько сложными (структурно и функционально) и нерационально сконструированными, что ими трудно пользоваться. Казалось бы, очевидно, что все органы управления машиной должны быть расположены в зоне досягаемости, чтобы работающий человек мог легко манипулировать ими, не меняя удобного для работы положения. Однако при проектировании это часто упускают из виду. Так, органы управления одного токарного станка были трудно доступны для обычного мужчины и пригодны были лишь для "идеального" станочника ростом 1372 мм, с шириной плеч 610 мм и размахом рук 2348 мм.

Информация о работе История возникновения и развития эргономики