Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 11:31, реферат
С чего же берет начало «эргономика»? Когда она стала появляться в сознании людей? Почему данная дисциплина получила именно такое название? Кто занимался её изучением в России, и какие основные направления она предполагала в самом начале своего формирования? Что можно сказать про эргономику сейчас?
Введение……………………………………………………………………….3
1. Основные сведения о термине «эргономика»……………………….…...4
2. Предпосылки возникновения и развития эргономики………………..….7
3. История развития эргономики в СССР и России…………………….…10
3.1 Психотехника…………………………………………………………..11
3.2 ВНИИТЭ………………………………………………………………..12
3.3 МЭА…………………………………………………………...………..15
4. Эргономические исследования и разработки на современном этапе
развития экономики в России ……………………………………....……..16
Заключение……………………………………………………………..….…18
Список литературы…………………………………………………………..19
Показатели физической среды на производстве, в учреждениях, кабинах самолетов, тракторов и т. д. (освещенность, состав воздуха, атмосферное давление, шум и т. п.) также должны быть согласованы с психофизиологическими возможностями и особенностями человека. Только тогда можно рассчитывать на высокую эффективность и качество труда человека при одновременном сохранении его здоровья.
Раньше каждый вариант орудия труда мог буквально столетиями опробоваться в деятельности людей и постоянно совершенствоваться. Сейчас же общество не располагает временем для этого (за последние десятилетия, например, сменилось несколько поколений ЭВМ). Поэтому при проектировании новой и модернизации существующей техники необходимо заранее и с максимально доступной полнотой учитывать возможности и особенности людей, которые будут ею пользоваться. Теперь в работе с большими системами можно действовать только одним способом - заранее теоретически все рассчитать и проверить, а на практике действовать уже наверняка.
Возникновению эргономики предшествовало развитие таких наук, как физиология, гигиена, психология труда, а также антропология, и таких сфер научной и практической деятельности, как безопасность и организация труда. Однако механическое соединение знаний из разных наук о возможностях и особенностях человека с целью использования их при проектировании техники оказывается не только недостаточным, но и недостижимым на практике. Возникла необходимость в исследованиях, базирующихся на системной трактовке человеческих факторов в технике и открывающих возможность их целостного представления в проектировании и использовании машин, оборудования, технически сложных потребительских изделий. Такой подход позволяет не только приспособить технику и условия ее функционирования к человеку или группе людей, но и формировать их способности в соответствии с требованиями, которые предъявляет к ним современная техника.
Раздел 3. История развития эргономики в СССР и России
Развитие эргономики в России началось в 1920-е гг. Основные направления работ того времени — художественное конструирование, физиология, психотехника. Большой вклад в художественное конструирование в тот период был сделан русскими художниками-авангардистами, предложившими концепцию «промышленного искусства». Они были вдохновлены идеей строительства нового общества, где люди имеют дело с современными и комфортабельными условиями работы. Они настаивали на том, чтобы художники привлекались к проектированию промышленных станков, рабочих мест и интерьеров.
В 1921 г. прошла Первая Всероссийская конференция по научной организации труда. В 1918 г. под руководством известного русского физиолога В. Бехтерева был организован Институт изучения мозга и психической деятельности, внутри которого был создан отдел профессиональной психологии. В 1920 г. Бехтерев и Мясищев предложили создать новую научную дисциплину для изучения трудовой деятельности — «эргологию» или «эргонологию». В 1920-х гг. В. Ухтомский начал исследовательскую деятельность в области физиологии труда. Он создал лабораторию для изучения труда на промышленных предприятиях в Петрограде. В это же время был образован Центральный институт труда. Существенный вклад в развитие эргономики в России в этот период был сделан Н. Бернштейном, заложившим основы биомеханики.
3.1 Психотехника
В 1930-е гг. в СССР сформировалась новая дисциплина «психотехника», направленная на анализ и улучшение трудовой деятельности. Интенсивные исследования предпринимались в области авиационной эргономики, где изучались кабины пилотов, уделялось внимание рукояткам, приборным панелям, креслу пилота, рабочему месту штурмана. Многие крупные заводы в это время создавали у себя психофизиологические лаборатории, проводившие исследования с целью улучшения работы людей со станками и конвейерами. Было образовано Психотехническое общество и журнал «Советская психотехника». Однако в середине 1930-х вся деятельность в области психотехники была прекращена в результате политических решений и репрессий в СССР.
Попытка возродить исследования в области психологии труда в СССР была осуществлена в конце 1950-х. В этот период в использование вошли два понятия — инженерная психология и эргономика. Как и в других развитых странах, оборонная промышленность стала основным заказчиком работ в этой области. В качестве предметных областей выступали авиация, космонавтика, военная техника. Исследовательские лаборатории по инженерной психологии были образованы в Ленинградском государственном университете в 1959 г. (под руководством Б.Ф. Ломова) и в Институте автоматической аппаратуры в 1961 г. (под руководством В.П. Зинченко). Большой вклад в развитие дисциплины в этот период внесли известные российские психологи Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин и другие.
3.2 ВНИИТЭ
В начале 1960-х гг. активизировались работы в области дизайна оборудования и среды. В Москве был создан исследовательский институт технической эстетики (ВНИИТЭ) с отделом эргономики. В течение нескольких лет ВНИИТЭ основал 10 региональных филиалов в крупнейших городах СССР. Этот институт выполнял эргономические проекты в гражданском секторе, при этом продвигая и популяризируя эргономику и техническую эстетику. Исследователи из ВНИИТЭ внесли существенный вклад в эргономическое обеспечение процесса проектирования. В 60-х гг. профессор В.М. Мунипов и его коллеги издавали несколько учебников, руководств и журнал по эргономике.
В 1970-80-е гг. наблюдался ускоренный прогресс как в гражданской, так и в военной отраслях. Группа под руководством профессора П.Я. Шлаена разработала серию эргономических стандартов по проектированию военной техники. Они также создали центр эргономических исследований и разработок, который в то время был одной из лидирующих эргономических организаций в России. Обширные исследования и разработки, направленные на теорию человеко-машинных систем (в военно-морском флоте, космонавтике, авиации) были сделаны профессором А.И. Губинским и его коллегой профессором В.Г. Евграфовым. Губинский систематизировал основные понятия в эргономике (такие как оператор, ошибка, надежность, эффективность и др.) и предложил теорию для комплексного анализа человеко-машинных систем (ЧМС), включающую в себя анализ и оценку надежности и эффективности ЧМС и оператора. В начале 1970-х он создал обобщенный структурный метод, дающий основу для функционально-структурного анализа задач и расчета вероятности ошибки и времени отклика оператора. Этот метод до сих пор применяется для анализа надежности операторов.
В то время как позитивное влияние эргономики в военной и промышленной областях было очевидно, какой-либо существенный прогресс в области потребительских товаров отсутствовал. Несмотря на то, что институты, такие как ВНИИТЭ и др., создавали продвинутые и тщательно проработанные образцы (утюги, чайники, мебель), промышленность не внедряла эти идеи в серийное производство из-за отсутствия материалов, технологии, низкой культуры производства, отсутствия серьезной конкуренции между различными производителями в СССР.
Экономический спад 1980-90-х усугубил эту ситуацию. Значительная часть исследовательских и прикладных работ в области эргономики была свернута из-за отсутствия денег и спада производства продукции. Некоторые профессиональные эргономисты сменили область своей деятельности (за исключением разработчиков пользовательских интерфейсов). В начале этого века экономическая ситуация в России стала меняться. Как следствие, активизировалась деятельность в различных областях эргономики. Шаг за шагом промышленные предприятия заменили производственное оборудование и технологию, внедрили новые человеко-ориентированные подходы к проектированию и производству товаров. Активизировали свою деятельность эргономические институты и организации.
Лозунги «хорошая эргономика — хорошая экономика», «разнообразие в эргономике» и «эргономика — стиль жизни» подчеркивают, что человеко-ориентированный подход может проявляться везде - в комфортабельном рабочем месте, удобной панели управления и рукоятках в автомобиле, понятных и читабельных надписях в метро и на улице, в безопасных кухонных приборах, в входах, адаптированных для людей с ограниченными возможностями, в благоприятной для здоровья рабочей среде. Профессиональные эргономисты в современной России ощущают свою ответственность за все эти вещи.
3.3 МЭА
Межрегиональная эргономическая ассоциация (МЭА) является наследницей Советской эргономической ассоциации (СЭА). СЭА была создана в СССР по инициативе Анатолия Ильича Губинского в 1986 г, но с распадом страны потеряла свой юридический статус. СЭА проводила симпозиумы, конференции и семинары. Список мероприятий СЭА можно прочитать здесь.
9 февраля 1995 года собрание эргономистов Москвы, Санкт-Петербурга и Твери провозгласило создание Межрегиональной эргономической ассоциации (МЭА), а через 2 месяца учредительное собрание утвердило ее Устав.
7 августа 1995 года ассоциация
была зарегистрирована в
В июне 1997 года на 13-м Международном конгрессе по эргономике в Финляндии МЭА России была признана правопреемницей СЭА и включена в состав Международной эргономической ассоциации (IEA).
Раздел 4. Эргономические исследования и разработки на современном этапе развития экономики в России
Необходимость применения эргономических исследований и знаний при проектирование товаров среды окружения человека признаётся всеми специалистами, участниками процесса создания продукта до его продажи. Эти утверждения чаще всего носят декларированный или рекламный характер. Так, когда нужно продать товар или оправдать его завышенную стоимость аргументом в свою пользу продавец называет эргономичность продаваемого продукта. Но к сожалению сейчас на рынках сбыта нет товаров (за редким случайным исключением) ,которые были созданы в соответствии с антропометрией при обязательном учёте действий человека с проектируемым продуктом. Так например при определении параметров пылесоса учитываются длительность работы с ним, вес его для удобства работы с определённым возрастом людей и полом. Удобство с удержанием изделия и с его управлением : простата понимания значения кнопок или дисплея управления, безопасность и т.д.
Например при разработке эргономических требований к детским коляскам была поставлена задача определения оптимального положения ребенка в коляске в соответствии с его возрастными особенностями. Определяющими были морфофункциональные особенности опорно-двигательного аппарата детей трехлетнего возраста. Биомеханический анализ положения ребенка в коляске при разных углах наклона спинки сиденья (90, 110, 120 и 135°) показал различное распределение силы тяжести. Были определены эргономические требования к сиденью колясок, а также оптимальный угол наклона спинки сиденья коляски .
В России нет стандартных
антропометрических данных для
проектирования технических
В итоге совместную деятельность дизайнеров и эргономистов по использованию объёма имеющихся научных данных и рекомендаций, можно с определенной степенью точности рассмотреть в соответствии с известной притчей о том, как трое слепых пытались представить слона, объединяя получившиеся у них впечатления от ощупывания трех его частей – хобота, хвоста и ноги….
Так и в мировой практике, в современной России эргономистов готовят на базе высшего технического образования и в рамках высшего психологического образования. Так, в технических университетах, институтах введена специальность – «эргономика». На факультетах психологии классических университетов специализацию в области эргономики обеспечивают кафедры психологии труда, инженерной психологии, психофизиологии.
Заключение
На основе всей информации, представленной в реферате, я сделала для себя такой вывод, что - эргономика не только повышает производительность, надежность и экономичность техники, но и способствует достижению необходимых социальных результатов - сохранению здоровья людей и развитию личности в процессе труда, повышению содержательности, эффективности и качества человеческой деятельности всюду, где человеку приходится вступать в контакт с техникой. Иначе говоря, эргономика играет важную и все возрастающую роль в обеспечении безопасности труда путем создания удобной и надежной в эксплуатации техники.
Данная дисциплина играет огромную роль в становлении и развитии техники, её модернизации и совершенствовании. Я считаю, что эргономические исследования и внедрение их результатов в различные области промышленного производства, строительства, транспорта, энергетики, сельского хозяйства позволяют добиваться ощутимого социально-экономического эффекта, приводят к существенному повышению производительности труда и улучшению качества промышленной продукции при относительно небольших затратах. Эргономика должна продолжать своё развитие, я уверена, что есть ещё много нераскрытых возможностей и видов технического оборудования, особенно если к новым изобретениям стремится сам человек.
Список литературы
Информация о работе История возникновения и развития эргономики