Изучение видового состава и проведение фенологических наблюдений интродуцентов применяемых в озеленении города Благовещенска

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 10:19, дипломная работа

Описание работы

Цель исследований – изучение видового состава и проведение фенологических наблюдений интродуцентов применяемых в озеленении города Благовещенска, оценка жизнеспособности и перспективности их использования.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1 изучить литературные источники по истории озеленения г. Благовещенска;
2 подобрать методику наблюдений;
3 провести фенологические наблюдения за исследуемыми объектами

Файлы: 1 файл

Дипломчик (Автосохраненный).docx

— 3.80 Мб (Скачать файл)

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

В современных городах, особенно, крупных, с множеством различных промышленных предприятий, развитой сетью городского транспорта, плотной жилой и общественной застройкой, неизбежно создаются условия, неблагоприятно влияющие не здоровье человека. Воздух загрязняется газообразными отходами производства, выхлопными газами автомобилей и пылью. Каменные стены зданий ухудшают микроклиматические условия, особенно в жаркое время года. Городской шум, наиболее ощутимый на улицах с интенсивным движением транспорта, раздражает нервную систему человека и утомляет его.

Типы городских зеленых насаждений различаются между собой по структуре. Наиболее крупные зеленые массивы – лесопарки, парки характеризуются приближенными к естественным лесным экосистемам условиями произрастания  и, соответственно, большей долговечностью растений. Тогда как общее состояние и долговечность уличных посадок определяется интенсивностью и длительностью воздействия антропогенных факторов.

Особенно популярно при озеленении использовать интродуценты. В городских насаждениях нашей страны суммарный состав древесных экзотов превышает 500 видов. Почти всюду в озеленительных посадках интродуценты явно доминируют над древесными видами местной флоры (аборигенными видами). Так по данным Н.Е. Булыгина, в составе городских зеленых насаждений на территории России удельный вес интродуцированных видов в среднем составляет 71%.[8]

Большое внимание к интродуцентам в практике озеленения обусловлено тем, что в условиях урбанизированной среды они во многих случаях оказываются более устойчивыми и долговечными, чем местные виды.

Введение в культуру древесных растений, ранее не произрастающих в Амурской области началось XVIII веке в связи с переселением населения с европейской части страны, далее это направление развивалось садоводами-любителями.

Испытанием инорайонных растений в настоящее время занимаются экологические центры, юннатские школы районов области, ботанический сад, сотрудники кафедры лесоводства Дальневосточного аграрного университета, садоводы-любители.

В связи с чем, в населённых пунктах Амурской области имеется расселение растений за пределами своего ареала распространения. Важными задачами интродукции являются разведение быстрорастущих высокопродуктивных древесных экзотов для целей лесовосстановления и увеличения ассортимента декоративных деревьев, кустарников, лиан для озеленения населённых пунктов на основе современных достижений генетики селекции.

На практике интродукционный процесс длителен по времени и состоит из акклиматизации и натурализация. Акклиматизация – приспособление растений к новым для него условиям обитания. При интродукции растений так же различают натурализацию. Натурализация - высшая ступень акклиматизации, при которой растение может самостоятельно размножаться в новом районе. Также считается, что окультуривание дикоросов – это один из способов интродукции. Изучение вида за пределами его ареала, особенно в местах, имеющих существенные различия по климатическим и географическим показателям района его естественного распространения, даёт возможность раскрыть его биологические особенности и выявить потенциальные возможности.

 

 

Применительно к сложным эколого-географическим условиям, с большим видовым разнообразием, интродукцию подразделяют:

1) дальнюю (горизонтальную  и вертикальную)

2) ближнюю, также горизонтальную  и вертикальную. Примером ближней  вертикальной интродукции можно  считать перенос кедрового стланика, можжевельника даурского с высокогорий в южные, долинные и низкогорные условия Амурской области . Пример ближней горизонтальной интродукции – окультуривание типичных растений побережий рек, это- кедр корейский[23].

Особенно популярны интродуценты при озеленении. Большое внимание к интродуцентам в практике озеленения обусловлено, тем, что в условиях урбанизированной среды они во многих случаях оказываются более устойчивыми и долговечными, чем местные виды. Их использование обеспечивает существенное повышение эстетических санитарно-гигиенических свойств озеленительных посадок, фитооптимизацию техногенной среды, способствует сокращению затрат на выращивание посадочного материала, содержание городских зелёных насаждений.

Цель исследований – изучение видового состава и проведение фенологических наблюдений интродуцентов применяемых в озеленении города Благовещенска, оценка жизнеспособности и перспективности их использования.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:

1 изучить литературные  источники по истории озеленения 

г. Благовещенска;

2 подобрать методику наблюдений;

3 провести фенологические  наблюдения за исследуемыми объектами;

4 составить список инорайонных  древесно-кустарниковых растений, применяемых в озеленении города;

5 составить конспект видов  дендрофлоры;

6 провести анализ доли  участия интродуцентов с аборигенными  видами;

Зеленые насаждения поглощают пыль и токсичные газы. Они участвуют в образовании гумуса почвы, обеспечивающего ее плодородие. Формирование газового состава атмосферного воздуха находится в прямой зависимости от растительного мира: растения обогащают воздух кислородом, полезными для здоровья человека фитонцидами и легкими, поглощают углекислый газ. Без растительного мира жизнь человека и животного мира невозможна.

Растения не только выполняют свою биологическую и экологическую функцию, но их разнообразие и красочность всегда «радуют глаз» человека.

Таким образом, в результате изучения различных литературных источников, а также собственных наблюдений, дипломный проект даёт возможность дать оценку основным результатам интродукции[34].

 

 

 

 

 

 

 

1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ

 

В середине XX в. интродукция растений сложилась как направление биологической науки с определившимся предметом исследования и целями. Сложнее обстояло дело с методом и методикой. В нашей стране безраздельно господствовал диалектико-материалистический метод, в который вписывалась мичуринская методика получения путём гибридизации новых, наиболее эффективных форм растений с последующим направленным воспитанием сеянцев под влиянием новых условий жизни [26].

Мичуринская теория импонировала селекционерам, решавшим практические задачи повышения производительности сельского и лесного хозяйства и достигшим немалых успехов.

В 1948г. на всероссийской научной конференции по озеленению городов, проводимой Академией коммунального хозяйства, ведущие учёные республики обсуждали пути интродукции с целью улучшения городского зелёного строительства в связи с послевоенным восстановлением разрушенных городов. В докладе на этой конференции профессор, доктор биологических наук, сотрудник института леса АН СССР Н.А. Базилевская обосновала необходимость разработки теоретических основ интродукции и акклиматизации растений, применяя которые на практике можно было бы вести направленный отбор [4].

В то время интродукции было посвящено много научных трудов, но не определены основные понятия, что вносило некоторую путаницу в терминологию. Различные авторы по - разному понимали термины интродукция, акклиматизация, натурализация. Н.А. Базилевская предложила следующие определения: интродукция – введение в культуру растения за пределами его естественного ареала, акклиматизация – приспособление растений к новым для него условиям обитания и натурализация – высшая ступень акклиматизации, при которой растение может самостоятельно размножаться в новом районе (Базилевская, 1948). Не менее важное понятие «степень акклиматизации» растения в новом районе определялось по наличию или отсутствию плодоношения, успешности перезимовки и другим признакам.

Акклиматизация растений будет успешной, если ритм развития интродуцента и климатический ритм новых условий обитания будут идентичны. Степень акклиматизаций определяется множеством биологических и экологических причин, и дать общую схему успешного подбора материала невозможно. Но акклиматизация может быть более успешной, если произвести подбор растений по потребности в продолжительности светового периода (растения длинного или короткого дня). Степень акклиматизации у различных растений различна, не смотря на их географическую и фитоценотическую близость. В природе полностью адекватных экологических условий отыскать невозможно, поэтому надо ожидать, что каждый вид будет по-своему реагировать на звенья - отдельные виды: процветающие, прозябающие и погибающие. Виды с узким ареалом имеют специфические черты приспособления к данным условиям местообитания и менее пластичны, чем широко распространённые, малодифференцированные виды. Но если вид имеет географические или экологические расы, то ему присущи свойства вида с узким ареалом.

Основным вопросом исторической географии растений во все времена оставался вопрос о природе расселения растений по земному шару. Что является движущей силой и каковы законы освоения растениями новых территорий? Многие учёные склонны признать, что «стремление» растений к захвату новых территорий происходит с целью уменьшения внутренней конкуренции.

В середине XΙXв. уже имелось, несколько материалистических теорий, которые вместе с дарвиновской теорией изменчивости послужили основной научной селекцией, интродукции и акклиматизации растений [27].

К концу XΙX века существовало руководство по ботанической географии, в котором проводились сведения об ареалах, а так же флоре островов, горных вершин и субтропических пустынь. На основании этих исследований были разработаны некоторые теоретические положения, проливающие  свет на механизмы миграции растений [6].

Наиболее фундаментальные из них следующие.

По Ч.Дарвину различие в распространении видов зависит не столько от климатических и физических факторов среды обитания, сколько от наследственности и её изменчивости, а так же естественного или искусственного отбора. Существование идентичных видов в районах, разделённых большими пространствами,- результат совершенствования способов распространения семян в процессе эволюции на основе изменчивости.

Де Кондоль  в своей теории обсуждает эту мысль, утверждая, что только при особых обстоятельствах растения находятся в условиях, полностью адекватных их экологической нише; но, ни кто из ботаников не сомневался, что вид может жить и развиваться далеко за пределами своего естественного ареала.

Процесс распространения растений – результат взаимодействия многих геологических и физических факторов к увеличению своей численности и к максимальному расселению по земному шару и естественный процесс эволюции и вымирания, сопровождающийся распадом растительности на отдельные группы, сохраняющиеся в очень отдалённых друг от друга районах.

 

 

Фактические причины растительной миграции – географические факторы, приведши к изоляции с последующим генетическим смешением флор, и экологические изменения в различные периоды жизни Земли .

«Закон миграции» Морица Вагнера  дополнил дарвиновскую теорию о естественном отборе: конкуренция и борьба за существование служат растениям основным импульсом к расширению местообитания

В 1879 г. появился труд А. Энглера, посвящённый истории развития растительного мира, объясняющий распределение и взаимоотношения флор земного шара.

Е.В. Вульф писал, что историческая география растений, основываясь на учении об ареале, охватывает три проблемы:

  1.  Расселение растений и сочетание их во флору на поверхности земного шара;

  1. Взаимоотношение растений и условий их обитания;

  1. Изменение условий обитания и соответствующие изменения в распределении растений.

Следствием такой дифференциации стало выделение трех основных дисциплин ботанической географии:

Интродукция растений - ровесница человеческой цивилизации, получившая своё развитие в связи с освоением новых территорий. Новый образ жизни значительно обострил необходимость человека окружить себя растениями, удовлетворяющими потребность в пище и лекарствах, обустройстве жилища, создания комфортной среды обитания.

 

 

Первые работы по интродукции иноземных растений в России были проведены в начале XVIIΙ в. в Петербурге, в ботаническом саду и Лесном институте. В XX в. интродукция иноземных деревьев и кустарников получила наибольший размах. Главными организаторами работы были Общество для поощрения лесного хозяйства и Российское общество по садоводству [6].

XX в. – век бурного развития  биологической науки. Открыты законы  наследственности, предвещавшие научно – техническую революцию на основе преобразования культурной растительности. перед лесным хозяйством страны встали огромные задачи поднятия производительности лесных площадей в лесодефицитных районах, разведение лесов там, где их не существовало, обогащение состава естественных лесов, ускорение сроков выращивания леса. Потребовалась новая стратегия привлечения иноземных  растений с применением акклиматизации  на основе гибридизации и семеноводства. Работы по использованию экзотов по развёрнутой  программе объединились  в понятие интродукция.

Интересно сравнить задачи, ставившиеся русскими интродукторами Московского отдела общества садоводства в начале века с достижениями к окончанию XX в. В марте 1905 года состоялось учредительное собрание, где присутствовали: С.И.Ростовцев (председатель), Н.С. Нестеров, Э.А. Мейер, Л.В. Живаго, А.Н. Милюков и др. на третьем собрании Э.А. Мейер сделал сообщение о хвойных начав со слов: «мы соединимся в нашем отделе на поприще дорогих для нас занятий, в плотную, дружную семью, и совместным знанием, соединённым трудом, опытом, искусством постараемся вывести наше садоводство, плодоводство и огородничество из векового застоя, и направим их на путь направления и прогресса!» [6].

 

В 1955 г. Академия коммунального хозяйства  имени К.Д. Панфилова обобщила опыт 20-ти летних наблюдений над ростом и развитием декоративных  деревьев и кустарников в своей многочисленной коллекции. Из хвойных внимание интродукторов привлекали: ели колючая, голубая и обыкновенная; лиственницы сибирская и даурская; можжевельник обыкновенный; пихта сибирская; сосна веймутова; туя западная.

По данным Э.И.Якуниной, в парках, скверах, ботанических садах, старинных усадьбах и уличном озеленении сохранилось и введено вновь 30 видов хвойных пород, из 20, намеченных к внедрению в 1906 году, в ассортименте осталось только 10 видов [30].

Информация о работе Изучение видового состава и проведение фенологических наблюдений интродуцентов применяемых в озеленении города Благовещенска