Изучение видового состава и проведение фенологических наблюдений интродуцентов применяемых в озеленении города Благовещенска
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2014 в 10:19, дипломная работа
Описание работы
Цель исследований – изучение видового состава и проведение фенологических наблюдений интродуцентов применяемых в озеленении города Благовещенска, оценка жизнеспособности и перспективности их использования. Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1 изучить литературные источники по истории озеленения г. Благовещенска; 2 подобрать методику наблюдений; 3 провести фенологические наблюдения за исследуемыми объектами
В современных городах, особенно,
крупных, с множеством различных промышленных
предприятий, развитой сетью городского
транспорта, плотной жилой и общественной
застройкой, неизбежно создаются условия,
неблагоприятно влияющие не здоровье
человека. Воздух загрязняется газообразными
отходами производства, выхлопными газами
автомобилей и пылью. Каменные стены зданий
ухудшают микроклиматические условия,
особенно в жаркое время года. Городской
шум, наиболее ощутимый на улицах с интенсивным
движением транспорта, раздражает нервную
систему человека и утомляет его.
Типы городских зеленых насаждений
различаются между собой по структуре.
Наиболее крупные зеленые массивы – лесопарки,
парки характеризуются приближенными
к естественным лесным экосистемам условиями
произрастания и, соответственно, большей
долговечностью растений. Тогда как общее
состояние и долговечность уличных посадок
определяется интенсивностью и длительностью
воздействия антропогенных факторов.
Особенно популярно при озеленении
использовать интродуценты. В городских
насаждениях нашей страны суммарный состав
древесных экзотов превышает 500 видов.
Почти всюду в озеленительных посадках
интродуценты явно доминируют над древесными
видами местной флоры (аборигенными видами).
Так по данным Н.Е. Булыгина, в составе
городских зеленых насаждений на территории
России удельный вес интродуцированных
видов в среднем составляет 71%.[8]
Большое внимание к интродуцентам
в практике озеленения обусловлено тем,
что в условиях урбанизированной среды
они во многих случаях оказываются более
устойчивыми и долговечными, чем местные
виды.
Введение в культуру древесных
растений, ранее не произрастающих в Амурской
области началось XVIII веке в связи с переселением
населения с европейской части страны,
далее это направление развивалось садоводами-любителями.
Испытанием инорайонных растений
в настоящее время занимаются экологические
центры, юннатские школы районов области,
ботанический сад, сотрудники кафедры
лесоводства Дальневосточного аграрного
университета, садоводы-любители.
В связи с чем, в населённых
пунктах Амурской области имеется расселение
растений за пределами своего ареала распространения.
Важными задачами интродукции являются
разведение быстрорастущих высокопродуктивных
древесных экзотов для целей лесовосстановления
и увеличения ассортимента декоративных
деревьев, кустарников, лиан для озеленения
населённых пунктов на основе современных
достижений генетики селекции.
На практике интродукционный
процесс длителен по времени и состоит
из акклиматизации и натурализация. Акклиматизация
– приспособление растений к новым для
него условиям обитания. При интродукции
растений так же различают натурализацию.
Натурализация - высшая ступень акклиматизации,
при которой растение может самостоятельно
размножаться в новом районе. Также считается,
что окультуривание дикоросов – это один
из способов интродукции. Изучение вида
за пределами его ареала, особенно в местах,
имеющих существенные различия по климатическим
и географическим показателям района
его естественного распространения, даёт
возможность раскрыть его биологические
особенности и выявить потенциальные
возможности.
Применительно к сложным эколого-географическим
условиям, с большим видовым разнообразием,
интродукцию подразделяют:
1) дальнюю (горизонтальную
и вертикальную)
2) ближнюю, также горизонтальную
и вертикальную. Примером ближней
вертикальной интродукции можно
считать перенос кедрового стланика,
можжевельника даурского с высокогорий
в южные, долинные и низкогорные условия
Амурской области . Пример ближней горизонтальной
интродукции – окультуривание типичных
растений побережий рек, это- кедр корейский[23].
Особенно популярны интродуценты
при озеленении. Большое внимание к интродуцентам
в практике озеленения обусловлено, тем,
что в условиях урбанизированной среды
они во многих случаях оказываются более
устойчивыми и долговечными, чем местные
виды. Их использование обеспечивает существенное
повышение эстетических санитарно-гигиенических
свойств озеленительных посадок, фитооптимизацию
техногенной среды, способствует сокращению
затрат на выращивание посадочного материала,
содержание городских зелёных насаждений.
Цель исследований – изучение
видового состава и проведение фенологических
наблюдений интродуцентов применяемых
в озеленении города Благовещенска, оценка
жизнеспособности и перспективности их
использования.
Для достижения поставленной
цели необходимо выполнить следующие
задачи:
1 изучить литературные
источники по истории озеленения
г. Благовещенска;
2 подобрать методику наблюдений;
3 провести фенологические
наблюдения за исследуемыми объектами;
4 составить список инорайонных
древесно-кустарниковых растений, применяемых
в озеленении города;
5 составить конспект видов
дендрофлоры;
6 провести анализ доли
участия интродуцентов с аборигенными
видами;
Зеленые насаждения поглощают
пыль и токсичные газы. Они участвуют в
образовании гумуса почвы, обеспечивающего
ее плодородие. Формирование газового
состава атмосферного воздуха находится
в прямой зависимости от растительного
мира: растения обогащают воздух кислородом,
полезными для здоровья человека фитонцидами
и легкими, поглощают углекислый газ. Без
растительного мира жизнь человека и животного
мира невозможна.
Растения не только выполняют
свою биологическую и экологическую функцию,
но их разнообразие и красочность всегда
«радуют глаз» человека.
Таким образом, в результате
изучения различных литературных источников,
а также собственных наблюдений, дипломный
проект даёт возможность дать оценку основным
результатам интродукции[34].
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
В середине XX в. интродукция
растений сложилась как направление биологической
науки с определившимся предметом исследования
и целями. Сложнее обстояло дело с методом
и методикой. В нашей стране безраздельно
господствовал диалектико-материалистический
метод, в который вписывалась мичуринская
методика получения путём гибридизации
новых, наиболее эффективных форм растений
с последующим направленным воспитанием
сеянцев под влиянием новых условий жизни
[26].
Мичуринская теория импонировала
селекционерам, решавшим практические
задачи повышения производительности
сельского и лесного хозяйства и достигшим
немалых успехов.
В 1948г. на всероссийской научной
конференции по озеленению городов, проводимой
Академией коммунального хозяйства, ведущие
учёные республики обсуждали пути интродукции
с целью улучшения городского зелёного
строительства в связи с послевоенным
восстановлением разрушенных городов.
В докладе на этой конференции профессор,
доктор биологических наук, сотрудник
института леса АН СССР Н.А. Базилевская
обосновала необходимость разработки
теоретических основ интродукции и акклиматизации
растений, применяя которые на практике
можно было бы вести направленный отбор
[4].
В то время интродукции было
посвящено много научных трудов, но не
определены основные понятия, что вносило
некоторую путаницу в терминологию. Различные
авторы по - разному понимали термины интродукция,
акклиматизация, натурализация. Н.А. Базилевская
предложила следующие определения: интродукция
– введение в культуру растения за пределами
его естественного ареала, акклиматизация
– приспособление растений к новым для
него условиям обитания и натурализация
– высшая ступень акклиматизации, при
которой растение может самостоятельно
размножаться в новом районе (Базилевская,
1948). Не менее важное понятие «степень
акклиматизации» растения в новом районе
определялось по наличию или отсутствию
плодоношения, успешности перезимовки
и другим признакам.
Акклиматизация растений будет
успешной, если ритм развития интродуцента
и климатический ритм новых условий обитания
будут идентичны. Степень акклиматизаций
определяется множеством биологических
и экологических причин, и дать общую схему
успешного подбора материала невозможно.
Но акклиматизация может быть более успешной,
если произвести подбор растений по потребности
в продолжительности светового периода
(растения длинного или короткого дня).
Степень акклиматизации у различных растений
различна, не смотря на их географическую
и фитоценотическую близость. В природе
полностью адекватных экологических условий
отыскать невозможно, поэтому надо ожидать,
что каждый вид будет по-своему реагировать
на звенья - отдельные виды: процветающие,
прозябающие и погибающие. Виды с узким
ареалом имеют специфические черты приспособления
к данным условиям местообитания и менее
пластичны, чем широко распространённые,
малодифференцированные виды. Но если
вид имеет географические или экологические
расы, то ему присущи свойства вида с узким
ареалом.
Основным вопросом исторической
географии растений во все времена оставался
вопрос о природе расселения растений
по земному шару. Что является движущей
силой и каковы законы освоения растениями
новых территорий? Многие учёные склонны
признать, что «стремление» растений к
захвату новых территорий происходит
с целью уменьшения внутренней конкуренции.
В середине XΙXв. уже имелось, несколько материалистических
теорий, которые вместе с дарвиновской
теорией изменчивости послужили основной
научной селекцией, интродукции и акклиматизации
растений [27].
К концу XΙX века существовало руководство
по ботанической географии, в котором
проводились сведения об ареалах, а так
же флоре островов, горных вершин и субтропических
пустынь. На основании этих исследований
были разработаны некоторые теоретические
положения, проливающие свет на механизмы
миграции растений [6].
Наиболее фундаментальные из
них следующие.
По Ч.Дарвину различие в распространении
видов зависит не столько от климатических
и физических факторов среды обитания,
сколько от наследственности и её изменчивости,
а так же естественного или искусственного
отбора. Существование идентичных видов
в районах, разделённых большими пространствами,-
результат совершенствования способов
распространения семян в процессе эволюции
на основе изменчивости.
Де Кондоль в своей теории
обсуждает эту мысль, утверждая, что только
при особых обстоятельствах растения
находятся в условиях, полностью адекватных
их экологической нише; но, ни кто из ботаников
не сомневался, что вид может жить и развиваться
далеко за пределами своего естественного
ареала.
Процесс распространения растений
– результат взаимодействия многих геологических
и физических факторов к увеличению своей
численности и к максимальному расселению
по земному шару и естественный процесс
эволюции и вымирания, сопровождающийся
распадом растительности на отдельные
группы, сохраняющиеся в очень отдалённых
друг от друга районах.
Фактические причины растительной
миграции – географические факторы, приведши
к изоляции с последующим генетическим
смешением флор, и экологические изменения
в различные периоды жизни Земли .
«Закон миграции» Морица Вагнера
дополнил дарвиновскую теорию о естественном
отборе: конкуренция и борьба за существование
служат растениям основным импульсом
к расширению местообитания
В 1879 г. появился труд А. Энглера,
посвящённый истории развития растительного
мира, объясняющий распределение и взаимоотношения
флор земного шара.
Е.В. Вульф писал, что историческая
география растений, основываясь на учении
об ареале, охватывает три проблемы:
Расселение растений и сочетание их во флору на поверхности земного шара;
Взаимоотношение растений и
условий их обитания;
Изменение условий обитания
и соответствующие изменения в распределении растений.
Следствием такой дифференциации
стало выделение трех основных дисциплин
ботанической географии:
Интродукция растений - ровесница
человеческой цивилизации, получившая
своё развитие в связи с освоением новых
территорий. Новый образ жизни значительно
обострил необходимость человека окружить
себя растениями, удовлетворяющими потребность
в пище и лекарствах, обустройстве жилища,
создания комфортной среды обитания.
Первые работы по интродукции
иноземных растений в России были проведены
в начале XVIIΙ в. в Петербурге, в ботаническом
саду и Лесном институте. В XX в. интродукция
иноземных деревьев и кустарников получила
наибольший размах. Главными организаторами
работы были Общество для поощрения лесного
хозяйства и Российское общество по садоводству
[6].
XX в. – век бурного развития
биологической науки. Открыты законы
наследственности, предвещавшие научно
– техническую революцию на основе преобразования
культурной растительности. перед лесным
хозяйством страны встали огромные задачи
поднятия производительности лесных площадей
в лесодефицитных районах, разведение
лесов там, где их не существовало, обогащение
состава естественных лесов, ускорение
сроков выращивания леса. Потребовалась
новая стратегия привлечения иноземных
растений с применением акклиматизации
на основе гибридизации и семеноводства.
Работы по использованию экзотов по развёрнутой
программе объединились в понятие
интродукция.
Интересно сравнить задачи,
ставившиеся русскими интродукторами
Московского отдела общества садоводства
в начале века с достижениями к окончанию
XX в. В марте 1905 года состоялось учредительное
собрание, где присутствовали: С.И.Ростовцев
(председатель), Н.С. Нестеров, Э.А. Мейер,
Л.В. Живаго, А.Н. Милюков и др. на третьем
собрании Э.А. Мейер сделал сообщение о
хвойных начав со слов: «мы соединимся
в нашем отделе на поприще дорогих для
нас занятий, в плотную, дружную семью,
и совместным знанием, соединённым трудом,
опытом, искусством постараемся вывести
наше садоводство, плодоводство и огородничество
из векового застоя, и направим их на путь
направления и прогресса!» [6].
В 1955 г. Академия коммунального
хозяйства имени К.Д. Панфилова обобщила
опыт 20-ти летних наблюдений над ростом
и развитием декоративных деревьев
и кустарников в своей многочисленной
коллекции. Из хвойных внимание интродукторов
привлекали: ели колючая, голубая и обыкновенная;
лиственницы сибирская и даурская; можжевельник
обыкновенный; пихта сибирская; сосна
веймутова; туя западная.
По данным Э.И.Якуниной, в парках,
скверах, ботанических садах, старинных
усадьбах и уличном озеленении сохранилось
и введено вновь 30 видов хвойных пород,
из 20, намеченных к внедрению в 1906 году,
в ассортименте осталось только 10 видов
[30].