Экологическая беседа в средней группе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 20:41, реферат

Описание работы

Беседу о добром отношении ко всему живому, о сопереживании и стремлении сберечь и оказать помощь, я включила в цикл экологических бесед. Разрабатывая конспект беседы, я использовала фрагменты из художественных фильмов «Белый Бим Черное Ухо», «Где ты, Багира?», «Детство Бэмби», «Тропой бескорыстной любви». Проводила экскурсии в парк. Дети наблюдали за насекомыми. Любовались красотой бабочек и божьих коровок. Рассматривали слайды, иллюстрации в художественной литературе. Прививаю любовь ко всему живому в природе. Все насекомые, как и животные, нуждаются в защите человека, они тоже приносят пользу человеку.

Содержание работы

Пояснительная записка……………………………………………..3
К природе с добротой………………………………………………..4
Литература…………………………………………………………………16
Приложение………………………………………………………………17

Файлы: 1 файл

п.м.03беседа.docx

— 2.34 Мб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

экологическая беседа в средней группе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

    1. Пояснительная записка……………………………………………..3
    2. К природе с добротой………………………………………………..4
    3. Литература…………………………………………………………………16
    4. Приложение………………………………………………………………17  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

      Беседу о добром отношении ко всему живому, о сопереживании и стремлении сберечь и оказать помощь, я включила в цикл  экологических бесед.  Разрабатывая конспект беседы, я использовала  фрагменты из художественных фильмов «Белый Бим Черное Ухо», «Где ты, Багира?», «Детство Бэмби», «Тропой бескорыстной любви». Проводила экскурсии в парк. Дети наблюдали за насекомыми. Любовались красотой бабочек и божьих коровок. Рассматривали слайды, иллюстрации в художественной литературе. Прививаю любовь ко всему живому в природе. Все насекомые, как и животные, нуждаются в защите человека, они тоже приносят пользу человеку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель. Стимулировать умение восхищаться красотой природы, сопереживать, стремление оказать помощь; сформировать представление о том, что нельзя делить животных на полезных и вредных и тем более руководствоваться этим в своих поступках по отношению к ним.

      Материал и оборудование. Слайд – фильм «Насекомые», выставка книг, посвященных животным, стенд «Человек в дружбе с животными».

      Участники. Воспитатель, дети.

       Интеграция: «Коммуникация», «Познание», «Чтение», «Художественное творчество», «Здоровье», «Социализация», «Безопасность».

Непосредственно образовательная деятельность

  1. Беседа.

Воспитатель. Много разных животных есть на нашей планете. Некоторые издавна уничтожались человеком только потому, что он их  считал вредными.

      Мой юный друг

      Открой глаза и уши…

      Ты слышишь стон:

     « Спасите наши души!»?

     Так обращаются к нам животные. Есть ли в природе вредные  животные? Каких животных вы считаете  вредными? Почему? Каких считаете  полезными? Чтобы разобраться  в этом серьёзном вопросе, надо  много знать. (беседу веду, используя рассказ А. Клыкова «От кого польза, от кого вред».)

Звонко пищат  тощие длинноногие комары. Особенно их много около воды.  Точно лёгкое облачко носится в воздухе – то вверх, то вниз. А вот прилетел и сел на руку кусачий комарик.

- Ах ты, негодник! Зачем только ты живёшь на свете!

   Вы, наверное, знаете красного мотыля. Это личинка комара . Она живёт в воде, и ею главным образом питается молодь рыб. На мотыля удильщики ловят всякую рыбёшку – пескарей, карасей, плотву. А тот, кто держит рыбок в аквариуме, знает, что лучшая еда для них – мотыль. Оказывается, и комары не зря живут на свете.

    А вот по ветке сирени медленно ползёт жучок. Он маленький, с горошину, кругленький. Оба крыла у него красные, и на обеих семь черных  точек. Это божья коровка. Чуть тронешь её – жук испугается, тотчас спрячет под себя ножки и усики. Недвижим, ни с места. И если никто и ничто его не побеспокоит, жучок опомнится и снова поползёт. Он прилежно охотится за тлями и насекомыми очень маленькими, меньше булавочной головки, и слабенькими, но вредными. Эти бескрылые тли сидят на листьях яблонь, груш, абрикосов, винограда, портят их: делают дырочки в ? и листьях и сосут сок.

    Много попортили бы эти тли деревьев и овощей, если бы их не уничтожали жучки – божьи коровки

    Посмотрите на божью коровку. Красивая? Кто держал её в руках? А знаете ли вы, что она часто страдает из – за неумеренного любопытства детей? Послушайте, что я вам расскажу. (Пересказ содержания текста А. Плешаковой «Знать и беречь».)

    «Мы любим божьих коровок за то, что они добродушные на вид, круглые, яркие, блестящие. Но, оказывается, их ещё и за то можно любить, что они наши верные друзья.

    Мы часто сажаем жучка на руку, смотрим, как он ползает по ладони, и приговариваем: «Божья коровка, улети на небо, принеси нам хлеба!»

    Но понимаем, что хлеба коровки не могут принести. Оказывается, могут. Не в прямом, конечно, смысле – взять и принести батон или буханку. Нет, они помогают нам сохранить урожаи на полях, в садах и огородах.

    Но чтобы божьих коровок везде и всегда было много, мы должны относиться к ним бережно, тем более что они нам приносят не только хлеб, но и, как утверждают  старинные книги, счастье.

    Дети, как мы будем теперь относиться к божьим коровкам? Почему? Не только они уничтожают вредителей сада, их уничтожают стрекозы, жужелицы, наездники, муравьи. Но и тли, оказывается, по – своему полезны. Они выделяют сладкую жидкость, которой питаются другие насекомые.

    Насекомым здорово достаётся от птиц, поэтому некоторые из них имеют отпугивающую окраску. Насекомые, которые ярко окрашены, невкусные или даже ядовитые, и птицы их не едят. Яркая окраска насекомых как будто предупреждает: «Не тронь меня! Я не вкусная!». Эта окраска так и называется – предупреждающая. Вот почему спокойно ползают по веткам, листьям и травинкам божья коровка, луговая пестрянка, лесной клоп, бронзовка…

   О  ком сейчас пойдёт речь?

   Волосата, зелена,

   В  листьях прячется она.

   Хоть  и много ножек,

   Обижать  не может. (Гусеница.)

    Пройдёт некоторое время, и гусеница станет куколкой, из которой появится прекрасная бабочка – поликсена. Но, к сожалению, бывает и так…

   - Смотри, смотри, какая раскрасавица! –

   Мальчишка смотрит радостно на мать.-

    Царица – гусеница! Правда нравится?

   Давай её кормить и охранять!-

          И вправду, будто древняя царица,

           Таинственным сказаниям сродни.

           На краснобоком яблоке в тени

           Сияла золотая гусеница.

    Но женщина воскликнула: - Пустое! –

    И засмеялась: - Ах, ты мой сверчок!

    Готов везде оберегать живое.

    Да это же вредитель, дурачок!

           В четыре года надо быть мужчиной!

           Соображай. Ты видишь, вот сюда

           Она вползёт, попортит сердцевину,

          И яблоко – хоть выброси тогда!

   Нет,  нам с тобой такое не годится.

   Сейчас  мы глянем, что ты за герой.-

   Она  стряхнула с ветки гусеницу:

   - А  ну - ка, размозжи её ногой!-

              И мальчик, мину напуская злую

              И подавляя в тайне тошноту,

              Шагнул ногой на тёплую, живую,

              Жемчужно – золотую красоту.

  - Вот  это славно! Умница, хвалю!-

   И  тот, стремясь покончить с добротою,

   Вскричал  со зверски поднятой ногою:

  - Кидай  ещё!  Другую раздавлю!

             Мать с древних пор на свете  против зла.

             Но как же этой не понятно  было,

             Что сердцевину яблоку спасла,

             А вот в мальчишке что –  то загубила…

                            Э. Асадов Царица – гусеница

    Правильно ли поступила мама мальчика? Как бы поступили вы? Почему? О ком наша следующая загадка?

    На  большой цветной ковёр

    Села  эскадрилья –

   То  закроет, то откроет

   Расписные  крылья.

                                       (Бабочка.)

 

    Посмотрите, как красивы бабочки! Люди называют их летающими цветами! Когда видишь бабочку, на душе становится тепло и радостно. Вы согласны? Не стоит ловить бабочек, лучше наблюдать за ними и любоваться их красотой издали.

    Каких вы знаете жуков? Очень красивы жуки! Большие, маленьеие, усатые, рогатые, разноцветные, они всегда привлекали внимание людей. Жуки не только приносят немало пользы, но и украшают нашу землю, а жужелицы уничтожают вредителей на полях и огородах.

   Какого  жука я в лесу повстречал?

   Он топал, как бык, и рогами качал,

   И  очень серьёзным и грозным  он был –

   Я  даже дорогу ему уступил.

   Мне  имя его неизвестно пока,

   Но  я не забуду лесного жука.

   Я  в городе в библиотеку пойду.

   Жука  моего по рисункам найду.

   Узнаю,  где водится, как он живёт,

   Зачем  ему крылья и что он жуёт.

   И  будут страницы, как травы, шуметь,

   И  будут , как птицы, трамваи звенеть.

   Я  всем расскажу про жука своего.

   Как  славно, что я не обидел его!

                                                            С. Махотин

 

     Ребята, не трогайте и не обижайте жуков!

 

   Всем  известно, что жуки

   Жужжат  с досады и тоски.

   Но  в кругу друзей жуки

   Чудаки  и добряки.

   Я  дружу с одним жуком,

   Я  с ним целый год знаком.

   Это  счастье, если жук

   И  тебе не враг. А друг.

                                            К. Завайский

 

     - О каких насекомых сейчас пойдёт речь?

 

Погляди на молодцов:

Веселы и  бойки.

Волокут со всех сторон

Материал  для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжёлой  ношей.

И спешит на помощь друг –

Тут народ  хороший.

Без работы, хоть убей,

Жить не может…(муравей).

Что это за дом?

За пнём –  бугорок, а в нём – городок.

                                         (Муравейник.)

 

    Кто из вас наблюдал за жизнью муравейника? Муравьи трудятся, подобно  маленьким лесным человечкам.

 

По тропе  лесной, неровной

Листик тащит  муравей

В десять раз  себя огромней.

Помоги ему  скорей!

    Какую роль они играют в природе? Нужна ли им наша помощь и забота? Кто уже помогал муравьям? Как? (пересказать содержание статьи Б. Наумова «Внимание – природа» из журнала «Юный натуралист».)

    «Бродя по лесу в поисках грибов или ягод, некоторые «любители» природы не могут пройти мимо муравейника, не разворошив его купол и не полюбовавшись великим муравьиным переполохом. Многие и не подозревают,, что такие «развлечения» гибельны для муравьёв. Если насекомые не успевают до первого дождя отремонтировать повреждённый купол, а на ремонт требуется два – три дня, муравейник промокнет. А это смертельно для всей муравьиной семьи. А между тем муравьи сберегают здоровье наших лесов, уничтожают вредных для леса насекомых.

    Ежедневно поедая массу размножившихся хвое – и листогрызущих насекомых, они практически ликвидируют вспышки массового размножения вредителей леса в самом их начале.

    Муравьи очень часто спасают лес и от пожаров. Не знаю, многим ли приходилось наблюдать. Как при встрече с огнём муравьи становятся на задние ноги и выпрыскивают на него струю жидкости. Причём все без исключения находящиеся поблизости муравьи вступают в борьбу с огнём.

    Непотушенную спичку или окурок, брошенные вблизи муравейника, муравьи очень быстро гасят, разумеется, если ещё не успела загореться сухая трава или лесная подстилка. Большой огонь, конечно, муравьям не погасить.

    Но самый большой вред муравейникам наносят кабаны. Устраивая в них свои постели. Звери полностью разрушают купол муравейника.

    Чтобы спасти муравейники от кабанов, их необходимо огораживать. По четырём углам муравейника ставятся столбики диаметром 10 – 12 сантиметров, а между ними натягиваются в пять рядов колючая проволока или жердочки».

 

    А какую роль в природе играют пчёлы? Кто из вас любит мёд? Знаете, что мёд – природное лекарство? Чаще мы боимся быть укушенными пчёлами, но иногда помощь требуется и самим пчёлам.

 

   Залетела  к нам  пчела,

   У  оконного стекла

   Кружится, старается,

   Улететь  пытается,

   Да  не получается!

   Я  дружить хочу с пчелою,

   Я  ей форт очку открою:

   Улетай  – кА на свободу,

   Принеси  на лапках мёду!

                                       Ю. Магнаров

Информация о работе Экологическая беседа в средней группе