Экологическая экспертиза

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:11, реферат

Описание работы

В настоящее время под экологической экспертизой следует понимать установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В истории становления и развития отечественного института государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) исключительная роль принадлежит знаменитому постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 07.01.1988 г. № 32 «О коренной перестройке дела охраны природы в стране».

Содержание работы

Введение 3
Экологическая экспертиза 5
Недостатки экологической экспертизы и оценка последствий 11
Заключение 14
Список литературы 15

Файлы: 1 файл

экологическая экспертиза.doc

— 73.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время под экологической  экспертизой следует понимать установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

В истории становления и развития отечественного института государственной  экологической экспертизы (ГЭЭ) исключительная роль принадлежит знаменитому постановлению  ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 07.01.1988 г. № 32 «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Этот документ, провозгласившим (в частности) о создании «союзно-республиканского» Государственного комитета СССР по охране природы (Госкомприрода СССР), возлагал на данный комитет и «осуществление государственной экологической экспертизы генеральных схем развития и размещения производительных сил страны и отраслей народного хозяйства», а также «проектов на строительство (реконструкцию) предприятий и иных объектов, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных ресурсов».

Важной вехой на этом поприще  явилось и постановление Верховного Совета СССР от 27.11.1989 г. № 72 «О неотложных мерах экологического оздоровления страны», предписывающее начиная с 1990 г. «открывать финансирование работ  по всем проектам и программам только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы», а также «обеспечить независимость экологической экспертизы».

В структурах созданных Госкомприроды  СССР и Госкомприроды РСФСР были сформированы специализированные управления ГЭЭ, использовавшие формы и принципы работы государственных экспертиз, ранее проводившихся в Госстрое и Госплане СССР.

В принятом в конце 1991 г. Законе РСФСР  «Об охране окружающей природной  среды» ГЭЭ был посвящен целый  раздел. В частности, Закон закрепил принципы проведения ГЭЭ: обязательность, научная обоснованность, законность выводов, вневедомственность, гласность, участие общественности.

Наконец, в ноябре 1995 г. принимается  Федеральный закон «Об экологической  экспертизе» еще одно событие исторического масштаба в деле становления государственных институтов охраны окружающей среды и регулирования природопользования. Будучи законом прямого действия, он стал основополагающим актом в данной сфере. В преамбуле этого закона отмечается, что он регулирует отношения в области экологической экспертизы и направлен на реализацию конституционного права (статья 42) граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности. Следует подчеркнуть, что, несмотря на потенциальный конфликт экологической экспертизы и сферы бизнеса, данный Федеральный закон не претерпел сколь-нибудь существенных изменений на протяжении последующих 11 лет.

Требования обязательности и гласности ГЭЭ являлись мощнейшим стимулом для заказчиков и проектных организаций в подготовке материалов экологического обоснования намечаемой хозяйственной деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и ГЭЭ стали одним из немногих эффективных механизмов в сфере охраны природы, реально обеспечивающие реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и получение достоверной информации.

 

 

Экологическая экспертиза

 

Экологическая экспертиза предназначена  для осуществления превентивного контроля экологической безопасности и осуществляется в виде предварительной проверки соответствия хозяйственных решений, деятельности и ее результатов требованиям охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Согласно ст. 33 Закона РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) экологическая экспертиза проводится в целях установки соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области ООС.

В соответствии со ст. 3 закона РФ «Об  экологической экспертизе» (1995 г.) последняя основывается на следующих принципах:

- презумпции потенциальной экологической  опасности любой намечаемой хозяйственной  и иной деятельности;

- обязательности проведения государственной  экологической экспертизы до  принятия решения о реализации  объекта экологической экспертизы;

- комплексности оценки воздействия  на окружающую среду хозяйственной  и иной деятельности и его  последствий;

- обязательности учета требований  экологической безопасности;

- достоверности и полноты информации;

- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий;

- научной обоснованности, объективности  и законности заключения;

- гласности, участия общественных  организаций и учета общественного  мнения;

- ответственности участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию проведения, качество экологической экспертизы.

Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намеченной хозяйственной деятельности означает, что любая деятельность может быть опасна; даже при отсутствии выбросов, сбросов и твердых отходов, содержащих вредные вещества, имеет место потребление энергии, производство которой в данном районе может быть экологически вредным, загрязнение бытовыми отходами и т.д.

Принцип обязательности в государственной экологической экспертизе имеет два значения: во-первых, как обязательность ее проведения в отношении проектов, программ, сооружений, материалов, которые способны оказать  негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Закон предусматривает открытие финансирования и осуществления самых работ по всем проектам и программ только после положительного заключения экспертизы. Во-вторых, как обязательность выполнения тех выводов, которые содержатся в заключение экспертизы.

Принцип научной обоснованности означает, что все выводы экологической экспертизы должны быть научно аргументированы, базироваться на принципах охраны ОС, на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов.

Независимость и вневедомственность экологической экспертизы признана обеспечивать свободу волеизъявления эколого-экспертной комиссии. Она должна руководствоваться только фактами, научными принципами их обоснования и действующими законами.

Субъектами государственной экологической  экспертизы (ГЭЭ) выступают:

- Президент РФ и органы государственной  власти, принимающие законы и  другие нормативные документы  в области экологической экспертизы (ГЭЭ), уполномоченные государственные  органы, органы местного самоуправления (ст. 5, 6, 7, 8 и 9 Закона «Об экологической  экспертизе»);

- физические и юридические лица, представляющие в специально  уполномоченные государственные  органы документацию, подлежащую  экспертизе и оплачивающие ее  проведение (заказчики экспертизы);

- экспертная комиссия, образованная  специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы или общественные организации, проводящие общественную экологическую экспертизу.

Объектами экологической экспертизы согласно ст. 11, 12 Закона «Об экологической  экспертизе» являются:

- предпроектные материалы по развитию и размещению производительных сил и отраслей народного хозяйства;

- проектные материалы целевых  федеральных социально-экономических  и научно-технических программ, связанных  с воздействием на ОС;

- материалы экологического обследования территорий для придания статуса особо охраняемого природного объекта;

- технико-экономические обоснования  и проекты на строительство,  реконструкцию, развитие, ликвидацию  объектов и предприятий федерального  значения, осуществление которых  может нанести вред окружающей среде;

- проекты нормативно-технической  и инструктивно-методической документации  в части охраны окружающей  среды и рационального природопользования, регламентирующих хозяйственную  деятельность.

Экспертиза должна осуществляться на твердой законодательной основе, правовых документах:

  1. Законе «Об охране окружающей среды» (2002 г.);
  2. Законе «Об экологической экспертизе» (1995 г.);
  3. Положений «О порядке проведения государственной экологической экспертизы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 11.06.96. №698;
  4. Ведомственных инструкциях Министерства природных ресурсов.

Гласность экологической экспертизы предполагает информирование граждан  о предполагаемом строительстве  или функционировании объекта через  средства массовой информации, обеспечение необходимыми сведениями. Формы участия общественности в экологической экспертизе могут быть разнообразны от включения представителей общественности в состав экспертных комиссий до проведения экологических референдумов, слушаний и т.д.

Эколого-экспертный процесс включает пять стадий:

- назначение экспертизы;

- сбор, обобщение, оценку информации;

- формирование предварительного  заключения и ознакомления с  ними общественности;

- представление заключения экспертизы  и утверждение его руководителем компетентного органа;

- разрешение споров.

В состав экспертной комиссии должны входить  ведущие ученые, специалисты экологической  службы, научно-исследовательских, проектно-конструкторских  и техническую документацию, служб  стандартизации; главные специалисты  сторонних организаций и представители общественных природоохранных объединений и средств массовой информации, если экспертируемый проект имеет большой общественный резонанс.

Проектная, конструкторская, технологическая  документация, направленная  на экспертизу, должна быть представлена в экспертную комиссию или организацию экологической службы единым комплектом, включающим пояснительную записку и техническое задание на разработку.

Постоянно действующая служба экологической  экспертизы должна планировать работу и составить планы-графики работ  по экологической экспертизе проектов, технической документации с учетом предложений  организаций-заказчиков, организаций-разработчиков и организаций-соисполнителей, предложений и требований других ведомств или общественности.

План-график проведения экспертиз  составляется руководителем экспертной комиссии. Сроки проведения экспертизы не должны превышать 45 дней.

Проектная документация на возводимый объект, предоставляемая на экологическую экспертизу, должна содержать следующие вопросы: исходные данные для разработки решений по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха; краткую характеристику физико-географических условий района строительства с учетом природно-климатических особенностей; сведения о существующих фоновых концентрациях вредных веществ в атмосферном воздухе; перечень и характеристики источников выбросов; результаты расчета приземных концентраций, анализ и предложения по ПДВ и ВСВ; обоснование решений по предотвращению (или сокращению) выбросов загрязняющих веществ и выбору оборудования и аппаратуры для локализации и очистки выбросов; сведения о смертной стоимости объектов и работ, связанные с осуществлением воздухо-охранных мероприятий; решения по снижению производственных шумов, вибраций; карты-схемы и сводные таблицы с результатами расчетов загрязнения атмосферы при неблагоприятных погодных условиях и выбросов по веществам и комбинациям веществ с суммирующимися вредными воздействиями на объекты ОПС; решения по повторно-последовательному использованию воды; компенсационные мероприятия по восстановлению рыбных запасов и рыбозащитные мероприятия.

Заключение экологической экспертизы проектов должно быть достаточно полным и четко изложенным, не допускающим разных толкований рассмотренных материалов, должно содержать объективные и всесторонне обоснованные выводы экспертных органов в отношении полнты и законности проектных решений, отражать процесс экологической экспертизы, а также основные вопросы, которые рассматривались на каждом этапе.

Структурно эколого-экспертное заключение должно состоять  из трех частей: вводной (протокольной); констатирующий (описательной); заключительной (оценочно-обобщающей).

Во вводной части содержатся данные об органе, осуществляющем экспертизу, дата и время проведения экспертизы, наименование экспертируемых материалов, их состав; сведения об организации, разработавшей их, стоимость проектных и строительных работ. Сведения о заказчике и органе, утверждающем экспертируемую документацию.

В констатирующей части отражается общая характеристика экологического содержания экспортируемых материалов, функционально-пространственной и  архитектурно-планированной организации  территории, где размещается объект, технические, сани тарно-гигиенические и экономические проработки и основные решения по охране ОС, рациональному использованию и защите земель, водных источников, лесов, атмосферного воздуха, животного мира, иных природных ресурсов, в том числе социально-экологические вопросы, указывается место реализации проекта и соответствия его природному окружению и конкретной экосистеме.

Заключительная часть содержит оценку основных мероприятий по охране ОС и рациональному использованию  природных ресурсов с учетом возможных экономических реализации проекта. В ней определяют возможность рекомендации рассмотренных материалов и утверждению либо принимаю решения об их возвращении на доработку.

Заключение общественной экспертизы не имеет юридической силы, оно  приобретает ее только после утверждения его уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.

Общественная экономическая экспертиза должна быть официально зарегистрирована. Порядок регистрации общественной экспертизы определяет ст. 23 Закона. Регистрация  осуществляется в органах местного самоуправления (городской или районной администрации) на основании заявления от общественного объединения. Орган местно самоуправления в семидневный срок со дня подачи заявления должен его зарегистрировать или отказать в регистрации.

Принципы формирования экспертной комиссии для проведения общественной экспертизы, порядок формирования близки к аналогичным принципам и  порядку проведения ГЭЭ.

Результатом общественной экологической  экспертизы является заключение. Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций, добровольных пожертвований, грантов, благотворительных организаций.

Информация о работе Экологическая экспертиза