Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 20:11, реферат
В настоящее время под экологической экспертизой следует понимать установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В истории становления и развития отечественного института государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) исключительная роль принадлежит знаменитому постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 07.01.1988 г. № 32 «О коренной перестройке дела охраны природы в стране».
Введение 3
Экологическая экспертиза 5
Недостатки экологической экспертизы и оценка последствий 11
Заключение 14
Список литературы 15
Содержание
В настоящее время под
В истории становления и развития
отечественного института государственной
экологической экспертизы (ГЭЭ) исключительная
роль принадлежит знаменитому
Важной вехой на этом поприще
явилось и постановление
В структурах созданных Госкомприроды СССР и Госкомприроды РСФСР были сформированы специализированные управления ГЭЭ, использовавшие формы и принципы работы государственных экспертиз, ранее проводившихся в Госстрое и Госплане СССР.
В принятом в конце 1991 г. Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» ГЭЭ был посвящен целый раздел. В частности, Закон закрепил принципы проведения ГЭЭ: обязательность, научная обоснованность, законность выводов, вневедомственность, гласность, участие общественности.
Наконец, в ноябре 1995 г. принимается
Федеральный закон «Об
Требования обязательности и гласности ГЭЭ являлись мощнейшим стимулом для заказчиков и проектных организаций в подготовке материалов экологического обоснования намечаемой хозяйственной деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и ГЭЭ стали одним из немногих эффективных механизмов в сфере охраны природы, реально обеспечивающие реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и получение достоверной информации.
Экологическая экспертиза предназначена
для осуществления превентивног
Согласно ст. 33 Закона РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) экологическая экспертиза проводится в целях установки соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям в области ООС.
В соответствии со ст. 3 закона РФ «Об экологической экспертизе» (1995 г.) последняя основывается на следующих принципах:
- презумпции потенциальной
- обязательности проведения
- комплексности оценки
- обязательности учета
- достоверности и полноты
- независимости экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими своих полномочий;
- научной обоснованности, объективности и законности заключения;
- гласности, участия
- ответственности участников
Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намеченной хозяйственной деятельности означает, что любая деятельность может быть опасна; даже при отсутствии выбросов, сбросов и твердых отходов, содержащих вредные вещества, имеет место потребление энергии, производство которой в данном районе может быть экологически вредным, загрязнение бытовыми отходами и т.д.
Принцип обязательности в государственной экологической экспертизе имеет два значения: во-первых, как обязательность ее проведения в отношении проектов, программ, сооружений, материалов, которые способны оказать негативное влияние на окружающую среду и здоровье человека. Закон предусматривает открытие финансирования и осуществления самых работ по всем проектам и программ только после положительного заключения экспертизы. Во-вторых, как обязательность выполнения тех выводов, которые содержатся в заключение экспертизы.
Принцип научной обоснованности означает, что все выводы экологической экспертизы должны быть научно аргументированы, базироваться на принципах охраны ОС, на научно обоснованном сочетании экологических и экономических интересов.
Независимость и вневедомственность экологической экспертизы признана обеспечивать свободу волеизъявления эколого-экспертной комиссии. Она должна руководствоваться только фактами, научными принципами их обоснования и действующими законами.
Субъектами государственной
- Президент РФ и органы
- физические и юридические лица,
представляющие в специально
уполномоченные
- экспертная комиссия, образованная специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы или общественные организации, проводящие общественную экологическую экспертизу.
Объектами экологической экспертизы согласно ст. 11, 12 Закона «Об экологической экспертизе» являются:
- предпроектные материалы по развитию и размещению производительных сил и отраслей народного хозяйства;
- проектные материалы целевых
федеральных социально-
- материалы экологического обследования территорий для придания статуса особо охраняемого природного объекта;
- технико-экономические
- проекты нормативно-
Экспертиза должна осуществляться на твердой законодательной основе, правовых документах:
Гласность экологической экспертизы предполагает информирование граждан о предполагаемом строительстве или функционировании объекта через средства массовой информации, обеспечение необходимыми сведениями. Формы участия общественности в экологической экспертизе могут быть разнообразны от включения представителей общественности в состав экспертных комиссий до проведения экологических референдумов, слушаний и т.д.
Эколого-экспертный процесс включает пять стадий:
- назначение экспертизы;
- сбор, обобщение, оценку информации;
- формирование предварительного заключения и ознакомления с ними общественности;
-
представление заключения
- разрешение споров.
В состав экспертной комиссии должны входить ведущие ученые, специалисты экологической службы, научно-исследовательских, проектно-конструкторских и техническую документацию, служб стандартизации; главные специалисты сторонних организаций и представители общественных природоохранных объединений и средств массовой информации, если экспертируемый проект имеет большой общественный резонанс.
Проектная, конструкторская, технологическая документация, направленная на экспертизу, должна быть представлена в экспертную комиссию или организацию экологической службы единым комплектом, включающим пояснительную записку и техническое задание на разработку.
Постоянно действующая служба экологической
экспертизы должна планировать работу
и составить планы-графики
План-график проведения экспертиз составляется руководителем экспертной комиссии. Сроки проведения экспертизы не должны превышать 45 дней.
Проектная документация на возводимый объект, предоставляемая на экологическую экспертизу, должна содержать следующие вопросы: исходные данные для разработки решений по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха; краткую характеристику физико-географических условий района строительства с учетом природно-климатических особенностей; сведения о существующих фоновых концентрациях вредных веществ в атмосферном воздухе; перечень и характеристики источников выбросов; результаты расчета приземных концентраций, анализ и предложения по ПДВ и ВСВ; обоснование решений по предотвращению (или сокращению) выбросов загрязняющих веществ и выбору оборудования и аппаратуры для локализации и очистки выбросов; сведения о смертной стоимости объектов и работ, связанные с осуществлением воздухо-охранных мероприятий; решения по снижению производственных шумов, вибраций; карты-схемы и сводные таблицы с результатами расчетов загрязнения атмосферы при неблагоприятных погодных условиях и выбросов по веществам и комбинациям веществ с суммирующимися вредными воздействиями на объекты ОПС; решения по повторно-последовательному использованию воды; компенсационные мероприятия по восстановлению рыбных запасов и рыбозащитные мероприятия.
Заключение экологической
Структурно эколого-экспертное заключение должно состоять из трех частей: вводной (протокольной); констатирующий (описательной); заключительной (оценочно-обобщающей).
Во вводной части содержатся данные об органе, осуществляющем экспертизу, дата и время проведения экспертизы, наименование экспертируемых материалов, их состав; сведения об организации, разработавшей их, стоимость проектных и строительных работ. Сведения о заказчике и органе, утверждающем экспертируемую документацию.
В констатирующей части отражается
общая характеристика экологического
содержания экспортируемых материалов,
функционально-пространственной и
архитектурно-планированной
Заключительная часть содержит оценку основных мероприятий по охране ОС и рациональному использованию природных ресурсов с учетом возможных экономических реализации проекта. В ней определяют возможность рекомендации рассмотренных материалов и утверждению либо принимаю решения об их возвращении на доработку.
Заключение общественной экспертизы не имеет юридической силы, оно приобретает ее только после утверждения его уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы.
Общественная экономическая
Принципы формирования экспертной комиссии для проведения общественной экспертизы, порядок формирования близки к аналогичным принципам и порядку проведения ГЭЭ.
Результатом общественной экологической экспертизы является заключение. Финансирование общественной экологической экспертизы осуществляется за счет собственных средств общественных организаций, добровольных пожертвований, грантов, благотворительных организаций.