Экологическая культура нравственных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 19:14, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является изучение проблемы экологической культуры нравственных отношений.

Для решения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

определить сущность понятия «экологическая культура»;

определить экологическую культуру как меру цивилизованности общества;

выделить нравственные основы формирования экологической культуры личности через выделение основных принципов экологического воспитания личности, а также через выяснения важности воспитания экологической культуры у студентов.

Содержание работы

Введение

1 Сущность экологической культуры

2 Экологическая культура как мера цивилизованности общества

3 Нравственные основы формирования экологической культуры личности

3.1 Принципы экологического воспитания личности

3.2 Воспитание экологической культуры у студентов

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Экологическая культура нравственных отношений.rtf

— 290.33 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по науке и образованию Российской Федерации

Ярославский государственный университет им. П. Г. Демидова

Факультет социально-политических наук

Кафедра социальных технологий 
 
 
 
 
 

Реферат

«Экологическая культура нравственных отношений» 
 
 

                Выполнила

                студентка группы СР-22

                Катышева Е. А. 

                Проверил преподаватель

                Воробьев Е.Б. 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Ярославль, 2008 г.

 

Содержание 

Введение

1 Сущность экологической культуры

2 Экологическая культура как мера цивилизованности общества

3 Нравственные основы формирования экологической культуры личности

3.1 Принципы экологического воспитания личности

3.2 Воспитание экологической культуры у студентов

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

 

     Тема экологической культуры нравственных отношений, несомненно, носит очень актуальный характер.

     В условиях, когда человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису, остро встала проблема экологической культуры личности.

     Объектом данной исследовательской работы служит экологическая культура нравственных отношений.

     Предметом данной работы является проблема воспитания экологической культуры у современного общества.

     Целью данного реферата является изучение проблемы экологической культуры нравственных отношений.

     Для решения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

     определить сущность понятия «экологическая культура»;

     определить экологическую культуру как меру цивилизованности общества;

     выделить нравственные основы формирования экологической культуры личности через выделение основных принципов экологического воспитания личности, а также через выяснения важности воспитания экологической культуры у студентов.

     Так как проблема экологической культуры проблема сравнительно недавняя, то и литературы по данному вопросу не так много. Среди нее можно выделить книги по социальной экологии Горелова А.А.1, Ситаровой В.А. и Пустовойтова В.В.2, Банникова А.Г3. А так же статьи с Интернет-ресурсов Колосковой Н.4 и Асафовой Е.В.5 .

 

      1 Сущность экологической культуры

 

     Трем этапам развития общества в его отношении с природой соответствуют три этапа развития культуры6:

     мифологический этап целостной культуры;

     этап культуры, расщепленной на отдельны отрасли;

     этап по-новому целостной экологической культуры, в которой соединяются без потери специфики различные отрасли и типы культур.

     Современный социальный мир, технократическая культура пришли в острый конфликт с природой, оказались неадекватны места человека в природе.

     Экологическая культура - сравнительно новая проблема, которая остро встала в связи с тем, что человечество вплотную подошло к глобальному экологическому кризису. Все мы прекрасно видим, что многие территории, по причине хозяйственной деятельности человека, оказались загрязнёнными, что сказалось на здоровье и на качестве населения. Можно сказать прямо, что в результате антропогенной деятельности окружающая природа оказалась перед прямой угрозой уничтожения. Из-за неразумного отношения к ней и к её ресурсам, из-за неправильного понимания своего места и положения во вселенной человечеству грозит деградация и вымирание. Поэтому проблема «правильного» восприятия природы, равно как и «экологической культуры» выходит в настоящий момент на передний план. Чем раньше учёные начнут «бить тревогу», чем раньше люди начнут пересматривать результаты своей деятельности и корректировать цели, соразмеряя свои цели со средствами, которыми располагает природа, тем быстрее можно будет перейти к исправлению ошибок, как в мировоззренческой сфере, так и в сфере экономической.

     Но, к большому сожалению, проблема «экологической культуры» ещё мало изучена: практически нет литературы, посвящённой этой важнейшей теме, хотя по крупицам всё-таки можно выделить эту сферу в сочинениях известных учёных. Одним из первых, кто подошёл к проблеме экокультуры был знаменитый мыслитель и исследователь В.И. Вернадский; он впервые серьёзнейшим образом проработал термин «биосфера», занимался проблемами человеческого фактора в существовании мира. Также можно назвать Мальтуса, Ле Шателье-Брауна, Б. Коммонера и др. Но, тем не менее, рамки заданной темы заставляют посмотреть на проблему с другой стороны, ибо нас интересует проблема восприятия обществом экологической культуры.

     Но прежде чем непосредственно перейти к данной проблематике, необходимо прояснить, что такое культура и что такое экология, так как без этого сфера экокультуры останется неясной.

     Слово «культура» происходит от латинского глагола colo, colui, cultum, colere, что первоначально обозначало «возделывание почвы». Позднее оно стало пониматься как «почитание богов», что подтверждает доставшееся нам в наследство слово «культ». И, действительно, на протяжении всего средневековья, да и поздней античности, «культура» была неразрывно связана с религией, духовными ценностями и т.п. Но с началом эпохи модерна это понятие подверглось глубокому переосмыслению. В начале под «культурой» понималась совокупность материальных и духовных ценностей, накопленных человечеством за весь период его существования, то есть живопись, архитектура, язык, письменность, обряды, отношение к миру, но затем, с открытием иных цивилизаций, возникла потребность в расширении этого понятия. Как показала жизнь, «человечество, будучи единым биологическим видом, никогда не являлось единым социальным коллективом»7.

     Культурные нормы и правила не являются наследственными признаками, заложенными в наших генах, они усваиваются на протяжении всей жизни, посредством обучения, целенаправленной работы и культурной деятельности человека. То есть это говорит о том, что каждый народ является уникальной единицей, создающей свою неповторимую и своеобразную культуру. Безусловно, базисные архетипы и категории культуры, такие как Бог, мир, жизнь, человек, смерть и другие, у всех людей одинаковы, но что же касается непосредственно их восприятия, то каждый народ понимает их по-своему. Отсюда становится понятным тезис о том, что каждый народ обладает своей уникальной культурой: он веками накапливает культурные ценности, которые зависят от многих привходящих деталей: географического положения, климатических условий, размеров территории и т.д. Поэтому каждый народ отличается от другого своим культурным своеобразием. Но, если не существовали бы общие для всех культурные категории, то тогда была бы невозможна культурная коммуникация и межкультурное общение8.

     По своей природе культура изменчива и способна к самообновлению, но она является своего рода знаком, который позволяет идентифицировать каждого члена сообщества к данной цивилизации. Культура является продуктом коллективной деятельности членов одного народа, который в каждой конкретной сфере создает свой личный и уникальный социокультурный код. Недаром мы говорим о том, что существует культура языка, культура поведения, экономическая, правовая, экологическая культура и многие другие, что является единичной и неповторимой принадлежащего каждой нации. Таким образом, восприятие культуры зависит от человека, принадлежащего к конкретному сообществу. Но базисной основой культуры все-таки, как нам кажется, являются накопленные народом ценности в духовной области (вера, обычаи, язык, литература и др.) и в сфере материальной (архитектура, скульптура, живопись и т.д.). Но, не смотря на это, все же существует нечто или некий общий конкретный архетип, который способствует межкультурной коммуникации.

     Слово «экология» греческого происхождения: oikos означает дом, жилище, родина, logos - понятие, учение. Таким образом, экология в буквальном переводе означает «учение о доме» или «учение о родине». Сам термин «экология» возник примерно в середине ХХ века. Он попал в большую науку благодаря немецкому биологу Э. Геккелю, издавшему в 1866 году труд «Всеобщая морфология организмов». В этом труде экологией названа наука об отношениях организмов и окружающей среды9.

     Возникшая в XIX столетии наука экология означала учение о живых организмах, их взаимосвязи и влиянии на природу в целом. По-настоящему актуальное значение экология приобрела в середине ХХ столетия, когда ученые из Соединенных Штатов обнаружили пропорциональную зависимость загрязнения почв и мирового океана, уничтожение многих видов животных от антропогенной деятельности. Проще говоря, когда исследователи осознали, что в водоемах, расположенных в непосредственной близости от заводов и фабрик гибнет рыба и планктон, когда поняли, что в результате неразумной сельскохозяйственной деятельности истощаются почвы, тогда экология приобрела свое насущное значение10.

     Таким образом, с конца шестидесятых годов человечество столкнулось с проблемой «глобального экологического кризиса». Развитие промышленности, индустриализация, научно-техническая революция, массовое сведение лесов, строительство заводов гигантов, атомных, тепловых и гидроэлектростанций, уже упоминавшийся нами процесс истощения и опустынивания земель привел к тому, что перед мировым сообществом встал вопрос выживания и сохранения человека как вида.

     Дадим определение понятию экологическая культура. Экологическая культура - это способ жизнеобеспечения, при котором общество формирует потребности и способы их реализации, не создающие угрозы жизни на Земле, самой системы духовных ценностей, этических принципов, экономических механизмов, правовых норм и социальных институтов.

     Однако отношения природы и культуры очень сложны. И вся эта сложность глубоко пронизывает жизнь человека, выступающего соединительным звеном между природой и культурой. Человек - это одновременно и природное и социальное существо. Поэтому ему свойственны как природные, так и культурные формы проявления. В результате культура человека ведет, определяет его природу. Во всех самых естественных действиях человека как живого существа, - части биосферы: в еде, сне, в передвижении, в размножении, в поселении, - во всем отражается, проявляется степень овладения культурой, т.е. культурность человека. Причем, проявляясь, культурность меняет естественность, может выражать более ясно, полно, точно, а может искажать. Лишь гармоничное сочетание культуры, как явления, и ее проявлений в деятельности человека образует ту культурность, которая не противоречит естественности, включает, развивает, глубоко отражает последнюю.

     В процессе культурного изучения и отражения жизни происходит переход от целостного видения к «дробному». И в период наибольшей дробности, «мозаичности» в культуре возникает новая тенденция - постепенно совершается поворот от принципа раздельного видения жизни к принципу комплексного анализа, сосредоточенности на связях. Об этом повороте наиболее ярко свидетельствует возникновение в культуре экологии или экологического подхода к отражению действительности11.

     Суть обновления, вносимого экологическим проходом в культуру, заключается в переходе от анализа отдельно рассматриваемых явлений к анализу связей между явлениями, изучению явлений в их взаимосвязанности, взаимозависимости. На наших глазах происходит экологизация культуры, культура превращается в экологическую. Смысл этого перехода в выработке и использовании нового пути гармонизации жизни - социальной и биологической - через совершенствование связей между явлениями.

     Нельзя не видеть, что первые сто лет развития экологии (начиная с Э.Геккеля) приходится на период «разобщенного знания». Неудивительно, поэтому, что с начала с экологические знания накапливались отдельно друг от друга в биологии, геологии, социологии и многих других наук. Стремление разобраться в воспроизводстве как отдельных «фрагментов» жизни (биологической и социальной), так и всей жизни в целом - биосоциального бытия - приводит к становлению современной экологии. Фрагменты экологического знания постепенно преобразуются в систему знания о процессе воспроизводства жизни, о гео-био-социальных условиях и механизмах воспроизводства жизни. Главным принципом, образующим из экологических фрагментов систему экологического знания, становится принцип взаимосвязанности, взаимозависимости, взаимодополняемости всех форм и явлений жизни12.

     Таким образом, мы дали определение понятию экологическая культура - это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.

 

2 Экологическая культура как мера цивилизованности общества

 

     Очень правильной фразой в отношении экологической культуры является фраза: «Хочешь переделать мир - начни с себя». Именно она дает настрой на активную жизненную позицию.

     В настоящее время проводится много тестирований, анкетирований и исследований уровня экологической культуры у различных слоев населения - школьников, студентов, преподавателей и др. Приведем данные из одного такого исследования. Оно было проведено среди детских библиотекарей города Москвы. Им раздали 40 анкет, из которых заполненными вернулись 17. Что уже само по себе показательно. Что-то помешало отнестись к анкетированию серьезно. Неужели то самое отсутствие экологической культуры или активной жизненной позиции? А может быть, вопросы анкеты показались сложными? Итак, рассмотрим полученные результаты13.

Информация о работе Экологическая культура нравственных отношений