Экологическая культура нравственных отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 19:14, реферат

Описание работы

Целью данного реферата является изучение проблемы экологической культуры нравственных отношений.

Для решения этой цели необходимо выполнить следующие задачи:

определить сущность понятия «экологическая культура»;

определить экологическую культуру как меру цивилизованности общества;

выделить нравственные основы формирования экологической культуры личности через выделение основных принципов экологического воспитания личности, а также через выяснения важности воспитания экологической культуры у студентов.

Содержание работы

Введение

1 Сущность экологической культуры

2 Экологическая культура как мера цивилизованности общества

3 Нравственные основы формирования экологической культуры личности

3.1 Принципы экологического воспитания личности

3.2 Воспитание экологической культуры у студентов

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Экологическая культура нравственных отношений.rtf

— 290.33 Кб (Скачать файл)

     Другим условием формирования экологической культуры студентов является повышение экологической культуры преподавателей, предполагающее, в первую очередь, развитие способностей и умений экологизировать процесс преподавания. Высокая экологическая культура должна в недалеком будущем стать важным квалификационным критерием преподавателя вуза.

     Попробуем определить основные направления по экологическому воспитанию студентов:

     формирование у специалиста современного научного мировоззрения, включающего оценку возможных неблагоприятных последствий антропогенной деятельности для биосферы и человечества;

     подготовка научных и научно-педагогических кадров в области экологии и рационального природопользования, организаторов и будущих руководителей всех уровней экологического образования в образовательных учреждениях;

     формирование широкой инфраструктуры и информационного обеспечения экологического просвещения населения с участием вузов;

     понимание необходимости личного, конкретного участия в практической экологической деятельности и ее результативное осуществление;

     представление о технических, экономических, организационных, информационных возможностях и путях решения экологических проблем.

     Теперь выделим средства достижения должного уровня экологического воспитания у студентов:

     приобщение студентов к конкретной экологической деятельности через организацию производственной, полевой и общественно-политической практики, экологических студенческих отрядов;

     расширение практики создания творческих студенческих коллективов по решению проблем рационального природопользования и экологического образования;

     осуществление в рамках педагогической практики в детских оздоровительных лагерях и других внешкольных формах специальной экологической практики по изучению экологической обстановки местности, поиску и реализации решений по ее стабилизации и улучшению;

     оказание студентам по месту жительства помощи в организации экологических мероприятий;

     включение в кафедральные планы научно-исследовательских работ тематики, связанной с экологией и природоохранной деятельностью, и вовлечение студентов в выполнение этих работ;

     внедрение в учебно-воспитательный процесс комплексных планов непрерывной экологической подготовки студентов, в том числе и экологической практики;

     создание и укрепление материальной базы для профессиональной подготовки специалистов в высших учебных заведениях.

     Итак, для формирования экологически активной личности будущего специалиста необходимо более активно развивать ориентацию вузовского образования на междисциплинарную кооперацию знаний и на повышение качества экологической подготовки выпускников.

     Выделим критерии экологической культуры студентов19:

     наличие фундаментальных экологических знаний и представлений, а также навыков взаимодействия с природными объектами;

     сформированность системы убеждений и ценностей, характеризующих отношение личности к природе;

     выполнение научных исследований по экологической проблематике;

     понимание ответственности будущего специалиста за результаты своей профессиональной деятельности в связи с сохранением гармоничных отношений в системе природа - человек - общество;

     практикоориентированность имеющихся экологических знаний и убеждений;

     постоянная потребность в общении с природой.

     О высокой экологической культуре можно говорить, лишь при максимально возможном для каждой личности одновременном наличии всех или большинства предложенных показателей.

     Таким образом, мы видим, что воспитание экологической культуры у учащихся высших учебных заведений является на сегодняшний момент очень важным и значимым, так как экологически воспитывая студентов, мы экологически воспитываем все общество.

 

      Заключение

 

     Итак, мы изучили понятие «экологическая культура нравственных отношений».

     Экологическая культура - это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение общества, его социальных групп и личности к природе.

     В настоящее время проводится множество различных исследований о понимании обществом понятия «экологическая культура».

     На основе проведенного среди детских библиотекарей города Москвы исследования, можно сделать вывод о том, что понимание экологической культуры у каждого свое, и понимание это довольно неполное, одностороннее. Однако, если соединить определения, данные респондентами, получится хорошее, полное и понятное определение экологической культуры.

     Формирование экологической культуры должно основываться на нравственных началах.

     К основным принципам экологического воспитания личности относятся:

     комплексность и междисциплинарный подход;

     систематичность и непрерывность изучения экологического материала;

     сочетание обучения с выходом в сферу практики;

     взаимосвязь глобального, регионального и местного аспектов;

     учет возрастных особенностей, интеллектуального и эмоционально-волевого начала в психике людей.

     Особое место занимает экологическое воспитание студентов. К мероприятиям по данной деятельности следует отнести:

     приобщение студентов к научно-исследовательской работе, особенно на экологические темы;

     создание экологической воспитывающей среды в университетском городке;

     повышение экологической культуры преподавателей.

     Итак, как мы выяснили, на данном этапе развития человеческого общества формирование у людей экологической культуры является важнейшей задачей, стоящей перед основными институтами экологического воспитания (семья, школа, высшие учебные заведения). Ведь именно благодаря формированию и развитию экологической культуры человечество будет продолжать жить и процветать.

 

      Список использованной литературы

 

Асафова Е.В. Воспитание экологической культуры студентов // http://www.ksu.ru/infres/nikolaev/2001/gl2_3_2.htm (дата обращения: 08.01.08).

Багин Д.В. Формирование экологической культуры технической интеллигенции // Интеллигенция в процессе поиска Россией будущего: Материалы международной научной конференции, Улан-Удэ, 26-27 июня 2003 г.: В 3 ч.- Улан-Удэ: Издательство Бурятского госуниверситета, 2003.- Ч. I.

Банников А.Г. Основы экологии и охрана окружающей среды; М., 1999 г.

Бодиева Н.Ф., Бодиев А.Б. Экологическая культура личности как основа практической природосберегающей деятельности современного общества // Энергосберегающие и природоохранные технологии (встреча на Байкале): Материалы II международной научно-практической конференции, г. Улан-Удэ, 20 - 25 августа 2003 г. - Улан-Удэ: Изд-во Восточно-Сибирского государственного технологического университета, 2003.

Горелов А.А. Социальная экология. - М.; Московский лицей, 2005.

Колоскова Н. Мера нашей цивилизованности // Эколот // http://lib.1september.ru/2006/12/9.htm (дата обращения: 05.01.08).

Кравцов Н.И. Лазутин С.Г. Русское устное народное творчество. - М.: Высшая школа, 1983.

Культурология в вопросах и ответах // под ред. Драча Г.Ц.. - Р-на-Д.: Феникс 1997.

Культурология. История мировой культуры // под ред. Марковой А.Н.. - М.: Импульс, 2000.

Ситарова В.А., Пустовойтов В.В. Социальная экология. - М.: Высшая школа, 2000.


Информация о работе Экологическая культура нравственных отношений