Экологическая паспортизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:00, реферат

Описание работы

В последние десятилетия в нашей стране происходят сложные социальные процессы, затрагивающие различные сферы жизнедеятельности человека: политику, экономику, право, культуру и др. Время характеризуется возрастанием опасности преступных посягательств, как на личность, так и на государственные и общественные институты. В этих условиях в обществе обострилась потребность в обеспечении безопасности жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

Экологическая паспортизация.docx

— 44.90 Кб (Скачать файл)

Введение

В последние  десятилетия в нашей стране происходят сложные социальные процессы, затрагивающие  различные сферы жизнедеятельности человека: политику, экономику, право, культуру и др. Время характеризуется возрастанием опасности преступных посягательств, как на личность, так и на государственные и общественные институты. В этих условиях в обществе обострилась потребность в обеспечении безопасности жизнедеятельности.

Природоохранная деятельность занимает важное место в государственном управлении и регулировании экономики; во все возрастающей степени учитывается в экономических механизмах функционирования предприятий.

Поэтому для стабилизации и улучшения состояния окружающей природной среды необходимым является создание системы экологической паспортизации объектов природопользования, являющихся источниками загрязнения окружающей природной среды.

Цель паспортизации — прогноз экологической ситуации, как на самом предприятии, так и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Экологическая паспортизация предприятия

Для стабилизации и улучшения состояния окружающей природной среды важным является создание системы экологической паспортизации объектов природопользования, являющихся источниками загрязнения окружающей природной среды.

Экологическая паспортизация служит для документального описания эколого-экономических характеристик объектов природоохранной деятельности: территорий, территориально-производственных комплексов и хозяйственных объектов. Для этих целей разработаны формы экологического паспорта предприятия (производственного объединения), территории и методики проведения экологической паспортизации.

Экологический паспорт предприятия разрабатывается для учета всех видов техногенных воздействий на окружающую среду и сравнительного анализа различных производственных процессов в общую природоемкость. Он содержит нормативно-справочную, фактографическую и отчетную информацию о природоемкости производства.

В экологический паспорт вносится, периодически корректируется и обновляется информация об исходных данных для расчета материально-энергетических балансов, нормативы ресурсопотребления, производственных циклов.

Важными разделами паспорта являются результаты инвентаризации отходов производства,, где дается описание условий образования и характеристики всех источников газовых выбросов, сточных вод, твердых и жидких отходов, приводятся сведения о текущей экономике предприятия, о планируемых и фактических затратах на мероприятия по достижению нормативных ПДВ и ПДС, а также и о других природоохранных мерах.

Паспорт дает возможность осуществить экологическую аттестацию того или иного хозяйственного объекта по признакам его соответствия требованиям предельно допустимой техногенной нагрузки и экологической техноемкости территории.

Экологический паспорт территории составляется с целью информационного обеспечения широкого круга пользователей информацией для решения научных, организационных и практических задач, которые направлены на рациональное природопользование. Дается систематизированная сводка данных о современном состоянии природных комплексов территории и воздействующих на них антропогенных факторов. Данный паспорт рассчитан на территорию административного района, но может использоваться и для других территориальных образований. К паспорту прилагается атлас тематических карт и составляется общая экологическая карта территории. В конце документа дается заключение об экологической ситуации, что фактически является экологической аттестацией территории.

Составление экологического паспорта является достаточно сложной процедурой, поэтому обычно он составляется не самим предприятием, а по его поручению коммерческой организацией, имеющей соответствующую лицензию. Затем паспорт представляется в районное отделение охраны окружающей среды и природных ресурсов для проверки расчетов и согласования, после чего он направляется в региональное отделение Госкомэкологии для получения разрешения на выбросы (сбросы) указанных в экологическим паспорте объемов загрязняющих веществ.

 

Итак, цель паспортизации — прогноз экологической ситуации, как на самом предприятии, так и вокруг него, а также контроль за выполнением природоохранных мероприятий.

Экологическая паспортизация в Российской Федерации проводится с 1990 г. в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 16 марта 1990 г. № 93 «О неотложных мерах по оздоровлению экологической обстановки в РСФСР в 1990—1995 гг. и основных направлениях охраны природы в XIII пятилетке и на период до 2005 года» [16].

Все виды экологических паспортов разрабатываются предприятием и утверждаются руководителем по согласованию с территориальным органом Госкомэкологии России, где он регистрируется. При отсутствии экологического паспорта предприятие лишается права на природопользование и хозяйственную деятельность, либо подвергается крупному штрафу.

Современная экологическая ситуация в стране требует ужесточения действующих и разработки новых экологических норм и правил с закреплением их в государственных стандартах и экологических паспортах предприятий. Все более настоятельной является необходимость экологической паспортизации не только отдельных предприятий, но и всей территории города. Это позволит давать интегральную оценку экологического состояния всего города, или любой территории, выявить экологически опасные участки, оценить степень их влияния на жизнедеятельность населения.

Методической основой проведения экологической паспортизации являются ГОСТ 17.0.04-90 «Паспорт промышленного предприятия» (Госкомприроды СССР.-М.,1990). Этот нормативно-технический документ ориентирован разработчиками на решение четырех главных задач, с точки зрения:

оценки экологичности производства (рационального использования природных ресурсов - расход сырья, энергии), и выброса загрязняющих веществ на единицу продукции;

оценки негативного воздействия предприятия на окружающую среду в части определения валового количества выбросов, сбросов и твердых отходов за учетный период времени и объема производства;

наличия и эффективности работы очистных сооружений и контроля над выполнением мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду;

управления взаимоотношениями «предприятие — окружающая природная среда» путем взимания с предприятия платежей за загрязнение.

Макет «Паспорта промышленного предприятия» (ГОСТ 17.0.0.04-90) разрабатывается на основе информации, содержащейся в двух блоках нормативных документов.

1 - документы, лимитирующие загрязнение воздушной среды (ПДВ, разрешение на выброс загрязняющих веществ), водной среды (ПДС, разрешение на сброс в промканализацию), разрешение на вывоз и захоронение твердых отходов. Они служат основой для инспекций, контролирующих природоохранную деятельность предприятий.

2 - документы по вопросам рационального использования природных ресурсов. Это разрешение на водопользование (определяется объем используемой воды различного качества), разрешение на землепользование и землеустройство, лесопользование и др.[4].

 

Система экологической паспортизации России необходима для получения объективной информации о действительном экологическом состоянии различных производственных объектов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных регионов и страны в целом, для регулирования сложившихся и прогнозируемых социально-экономических отношений в области природопользования и принятия решений по стимулированию усилий в области совершенствования среды обитания человека. Система экологической паспортизации должна строиться по территориально-иерархическому принципу применительно к административному делению, принятому в Российской Федерации. Принцип имеет в своей структуре четыре уровня иерархии по вертикали: локальный, районный, региональный и федеральный. При этом основные задачи сосредоточиваются на региональном уровне:

экологический паспорт России (национальный доклад);

экологический паспорт региона (республика в составе РФ, край, область);

экологический паспорт территории (административный район, в отдельных случаях может составляться паспорт промышленного района);

муниципальный экологический паспорт (город, поселок городского типа);

экологический паспорт производственного объекта (промышленного, сельскохозяйственного, транспортного, добывающего и др.).

Экологические паспорта различного территориально-иерархического уровня должны быть согласованы так, чтобы паспорта низшего ранга служили основанием для составления паспорта следующего, более высокого ранга.

Основу системы составляют экологические паспорта, разработанные на единой методической и организационной базе, являющиеся нормативными и юридическими документами, характеризующие современное (фактическое) экологическое состояние народнохозяйственных объектов и территорий.

На каждом территориальном уровне могут быть свои собственные особенности функционирования производства, сочетания социальных и природных особенностей. Они должны быть соответствующим образом отражены в паспорте.[1].

 

 

 

 

 

 

 

 

Структура экологического паспорта

Структура экологического паспорта имеет следующий вид:

1. Наименование предприятия (хозяйства) и его реквизиты.

2.Природно-климатическая характеристика района расположения предприятия (хозяйства).

3.Сырье, потребляемое предприятием для реализации технологического процесса:

природное, в основном это энергоносители, рудные и нерудные материалы, вода, воздух;

вторичные — энергия и материалы, являющиеся продуктом других предприятий.

4. Выбросы: организованные и неорганизованные.

Здесь приводятся нормативы предельно допустимых выбросов для каждого ингредиента (загрязняющего вещества), подлежащего учету и контролю, а также фактические значения этих выбросов на момент заполнения паспорта.

5. Сбросы: в поверхностные водоемы, в системы канализации и в систему оборотного водоснабжения.

Нормативы предельно допустимых сбросов указываются по каждой позиции сброса, а также приводятся фактические значения сбросов на момент заполнения паспорта. Здесь же приводятся нормативы водопотребления и водоотведения.

6. Несанкционированные аварийные (залповые) выбросы и сбросы.

В этом разделе приводятся средние значения данных показателей по отрасли, предприятию и фактическое значение по годам, начиная с года составления данного экологического паспорта, штрафные санкции за сокрытие фактов несанкционированных залповых выбросов и сбросов.

7. Поля физических воздействий.

Приводятся нормативы предельно допустимых уровней шума, вибрации, ЭМИ, тепла, радиации и их фактические значения.

8. Пылегазоочистное оборудование, очистные сооружения и устройства, снижающие (устраняющие) воздействия загрязняющих веществ, физических полей и их эффективность.

 

                9.Санитарно-защитные зоны.

                 Приводятся нормативное значение СЗЗ для данного предприятия и ее фактическое значение.

                10. Отходы.

Даны характеристика образующихся в процессе производства отходов и требования к их размещению, а также нормативы объемов размещения.

 

11. Характеристика земельного отвода.

Приводятся нормы отвода земель под данное производство с учетом СЗЗ и под размещение отходов (хранилища, отстойники, полигоны, могильники и т. д.), фактическое использование земли.

12. Показатели экологической нагрузки на природную среду от данного предприятия:

при нормальной работе;

при аварийных и залповых выбросах и сбросах. Приводится критерий (коэффициент), характеризующий экологическую опасность предприятия.

Эколого-экономические нормативы, включающие:

лимиты на использование (потребление) природных ресурсов, включая воду и землю, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

нормативы платы и размеры платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду и размещение отходов;

нормативы платы и размеры платежей за сверхлимитное потребление природных ресурсов, залповые и аварийные выбросы и сбросы;

налоговые льготы за внедрение безотходных, малоотходных и ресурсосберегающих технологий и применение нетрадиционных видов энергии, за проведение работ (мероприятий) по охране окружающей природной среды, установку нового или модернизацию пылегазоочистного оборудования, эффективных очистных сооружений, включая систему оборотного водоснабжения;

вопросы экологического страхования.

                13. Система экологического контроля на предприятии:

  подсистема экологического контроля выбросов;

  подсистема экологического контроля сбросов (стоков);

  перспективы развития системы экологического контроля. [5].

 

Система экологической паспортизации, предназначена для получения объективной информации о действительном экологическом состоянии промышленных и сельскохозяйственных регионов страны. Так как современная экологическая ситуация в стране требует ужесточения действующих и разработки новых экологических норм и правил с закреплением их в государственных стандартах и экологических паспортах предприятий. Все более настоятельной является необходимость экологической паспортизации не только отдельных предприятий, но и всей территории города. Это позволит давать оценку экологического состояния всего города, любой территории, выявить экологически опасные участки, оценить степень их влияния на жизнедеятельность населения. [14].

Информация о работе Экологическая паспортизация