Экологическая паспортизация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 23:00, реферат

Описание работы

В последние десятилетия в нашей стране происходят сложные социальные процессы, затрагивающие различные сферы жизнедеятельности человека: политику, экономику, право, культуру и др. Время характеризуется возрастанием опасности преступных посягательств, как на личность, так и на государственные и общественные институты. В этих условиях в обществе обострилась потребность в обеспечении безопасности жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

Экологическая паспортизация.docx

— 44.90 Кб (Скачать файл)

 

Основная цель и принципы экологической паспортизации

В подсистемном блоке экопаспортизации в рамках ЕРИСП обобщаются данные предприятия по всем видам природопользования, в том числе:

сведения об оснащенности, техническом состоянии очистного

оборудования предприятия; данных по выбросам, сбросам и размещению отходов по региону, о наличии разрешений о природопользовании;

по автоматизированному составлению отчетов предприятий по охране природы;

по обмену информации по вопросам природопользования на машинных носителях;           внедрению компьютерных программ на предприятиях для обобщения данных, по автоматизации работ службы охраны природы.

   Основная цель и назначение экологического паспорта - создание информационной базы данных рационального природопользования, сети регулярной отчетной информации, формирование и упорядочение первичных экологических данных предприятий, получение информации для определения экономичности используемых технологий с целью дальнейшей сертификации, обязательного экологического страхования, регулирования налогообложения и т. д.

Схематически подсистемный блок экопаспортизации организован четырьмя иерархическими уровнями связанными потоками информации:

банк первичных экологических данных предприятий (экопаспорт природопользователей);

банк городов, административных районов, промышленных зон (экопаспорт производственных и административно-производственных конгломератов);

банк первичных экологических данных областей (экопаспорт области). Промежуточную и связующую роль выполняет банк первичных экологических данных паспортизации (сертификации) природопользования Облкомприроды.

Экологический паспорт как таковой построен на принципах, включая единый системный подход к проблеме охраны окружающей среды. Он является первичной базой данных по воздуху, воде, почве, отходам и т. д. и обязателен для всех природопользователей.

В форму экологического паспорта как нормативно-технического документа заложены технологические планировки природопользователя, операционные карты, технологические инструкции, ГОСТы, ТУ на основные и вспомогательные материалы.

При заполнении форм составляются балансовые схемы материальных потоков, рассчитываются расходы энерго- и материальных ресурсов на единицу выпускаемой продукции, эффективность производства.

Индивидуальный экологический паспорт природопользователя реализован по блочному принципу - обобщенные сведения, база данных по воде, воздуху, отходам, по состоянию окружающей среды. При этом стратегия экологического паспорта рассчитана на любого природопользователя, независимо от формы собственности, любую специфику производства -химическую, сельскохозяйственную, оборонную, лесоперерабатывающую и др. [15].

Использованные принципы объектно-ориентированного программирования позволили состыковать базы данных ресурсных природопользователей, периодически их обновлять, выявлять «узкие места», грязные производства, вводить экономические методы управления, связывать кадастры природных ресурсов с влиянием технологии переработки конкретного материала у природопользователя, создавать банк данных по природоохранным и ресурсосберегающим технологиям.

Заполненный экологический паспорт дает возможность разработать формы государственной отчетности для любого уровня управления, а также тома ПДВ, ПДС предприятия, города, территории, иметь информацию по полигонам, отходам производства и динамики их влияния на окружающую среду. Кроме того, предлагаемая схема построения экологического паспорта позволяет прогнозировать создание аварийных ситуаций, рассчитывать зоны поражения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Платежи за загрязнение окружающей среды

                Организуя хозяйственную деятельность, предприятие должно учитывать необходимость внесения платы за загрязнение окружающей среды, а также платежей за пользование природными ресурсами.

Основной целью установления платежей за загрязнение является не только стимулирование рационального природопользования, но и создание системы экологических фондов, средства которых используются для улучшения экологической обстановки.

Введение платежей за загрязнение подразумевает эколого-экономическую паспортизацию предприятий; экологическую инвентаризацию оборудования и технологических процессов; экологические экспертизы вновь строящихся, расширяющихся и проектируемых предприятий.

В настоящее время величину платы за загрязнение окружающей среды определяют издержки загрязнения, которые включают:

суммарные (текущие и капитальные) затраты предприятий на проведение природоохранных мероприятий (они отражаются в льготах при выплате платежей);

затраты региона по компенсациям отрицательных последствий загрязнения окружающей среды.

Расчет платежей за загрязнение осуществляется предприятиями на основе единых нормативов плат за выбросы (сбросы, размещение) вредных веществ.

Взимание платы по нормативам производится за:

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;

выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;

сброс загрязняющих веществ в реки, озера и другие места (балки, овраги, поля орошения, поля фильтрации), в том числе осуществляемый предприятиями через системы коммунальной канализации;

размещение отходов.

Устанавливаются три вида базовых нормативов платы:

за выбросы (сбросы) вредных веществ в окружающую среду в пределах ПДВ или ПДС;

за выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в пределах временно установленных лимитов временно согласованных выбросов (ВСВ), временно согласованных сбросов (ВСС);

за превышение лимитных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду (ПДВ, ПДС, ВСВ и ВСС).

В случае загрязнения окружающей среды без оформления в установленном порядке разрешения на выброс (сброс, размещение отходов), вся масса загрязняющих веществ рассматривается как сверхлимитная и плата определяется по нормативам за превышение лимитных выбросов загрязняющих веществ.

Кроме обязательных платежей за загрязнение окружающей среды предприятие может осуществлять добровольные взносы в городской резервный фонд охраны природы. В этот же фонд перечисляются средства предприятия при долевом финансировании крупных природоохранных работ, а также штрафные платежи за нарушение природоохранного законодательства.

Источником платежей за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ, т.е. загрязнение в пределах ПДВ (ПДС) является себестоимость продукции. За загрязнение в пределах ВСВ или ВСС, а также превышающее ПДВ (ПДС) и ВСВ (ВСС) платежи взыскиваются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.

Средства, взыскиваемые за загрязнение окружающей среды, перечисляются природопользователями в городской фонд охраны природы и хранятся на специальных счетах.

Расчеты размеров платежей производятся предприятием. Контроль за правильностью этих расчетов осуществляется подразделением Госкомэкологии, на подведомственной территории которого находится предприятие.

Платежи предприятия за загрязнение окружающей среды корректируются с учетом освоенных им средств на природоохранные мероприятия. Корректировку осуществляют территориальные органы Госкомэкологии России.

Для корректировки платежей предприятие составляет план природоохранных мероприятий и согласовывает его в территориальных органах Госкомэкологии РФ.

Госкомэкологии России утвержден Примерный перечень природоохранных мероприятий, в соответствии с которым производится корректировка платежей за загрязнение. При этом расчеты основываются на проектно-сметной документации природоохранных мероприятий и могут уточняться после окончания планового периода в сторону, как увеличения, так и снижения, в зависимости от фактических затрат на природоохранные мероприятия.

Следует отметить, что к природоохранным затратам не относятся затраты, являющиеся составными элементами технологических схем, промышленной санитарии, благоустройства и т.п.

Размер корректировки платежей за загрязнение окружающей среды конкретного предприятия определяется территориальными органами Госкомэкологии России. По представлению документов в счет платежей могут засчитываться только собственные средства предприятия, направленные на природоохранные мероприятия.

Платежи за загрязнение окружающей среды могут также уменьшаться на часть суммы собственных средств предприятия, направленных на реконструкцию и новые технологии, уменьшающие вредные выбросы в окружающую среду.

Участники долевого финансирования мероприятий по охране природы, проводимых в рамках региональных и межрегиональных программ за счет собственных средств, могут освобождаться от платежей за загрязнение на сумму долевого взноса.

Территориальные органы Госкомэкологии России могут частично понизить плату за загрязнение окружающей среды или освободить от нее те предприятия, которые принимают участие в социальной и культурной деятельности города (региона).

В период проведения предприятиями природоохранных мероприятий, согласованных с местными органами природоохраны, предприятия не платят за превышение установленных лимитов загрязнения, с них взимается плата за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ.

При недостатке собственных средств предприятия могут привлекать банковский кредит (на льготных основаниях) для осуществления предусмотренных мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Средства местных внебюджетных экологических фондов могут выделяться предприятиям на возвратной основе при отсутствии у них средств на природоохранное развитие и права на получение кредитов.

Учет поступления платы за загрязнение ведется по каждому природопользователю в государственных налоговых инспекциях на карточках лицевых счетов.

В случае занижения размеров платежей за загрязнение окружающей среды с предприятия взыскивается вся сумма заниженных платежей, а также штраф.

Контроль за правильностью расчетов и поступлением средств от платежей за загрязнение в региональные и местные экологические фонды осуществляют соответствующие территориальные комитеты Госкомэкологии России, а за поступлением 10% платы за загрязнение окружающей среды в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов государственного управления в области охраны природы – Государственная налоговая инспекция совместно с территориальными органами Госкомэкологии России.

                Внесение платы за выбросы (сбросы, размещение отходов) не освобождает природопользователей от выполнения планов и мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов и соблюдения природоохранного законодательства. [11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Виды ответственности и наказаний за нарушения природоохранного законодательства

Государство обеспечивает рационализацию природопользования, включая охрану окружающей природной среды, путем создания природоохранительного законодательства и контроля за его соблюдением.

Природоохранительное законодательство - это система законов и других юридических актов (постановлений, указов, инструкций), которая регулирует природоохранные отношения в целях сохранения и воспроизводства природных богатств, рационализации природопользования, сохранения здоровья населения.

Для обеспечения возможности практической реализации принятых законов очень важно, чтобы они были вовремя подкреплены принятыми на их основе подзаконными актами, точно определяющими и уточняющими в соответствии с конкретными условиями отрасли или района, кому, что и как делать, перед кем и в какой форме отчитываться, каких экологических норм, стандартов и правил придерживаться и т. д.

Так, в законе «Об охране окружающей природной среды» устанавливается общая схема достижения совпадения интересов общества и отдельных природопользователей через лимиты, платежи, налоговые льготы, а конкретные параметры в виде точных значений нормативов, размеров ставок, платежей конкретизируются в постановлениях Минприроды, отраслевых инструкциях и т. д.

Объектами природоохранительного законодательства являются как природная среда в целом, так и ее отдельные естественные системы (например, озеро Байкал) и элементы (вода, воздух и т. д.), а также международное право.

В нашей стране впервые в мировой практике требование охраны и рационального использования природных богатств включено в Конституцию. Существует около двух сотен юридических документов, касающихся природопользования. Одним из важнейших является комплексный закон «Об охране окружающей природной среды», принятый в 1991 г. [3].

Он гласит, что каждый гражданин имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия загрязненной окружающей природной среды, на участие в экологических объединениях и общественных движениях и получение своевременной информации о состоянии окружающей природной среды и мерах по ее защите.

Вместе с тем каждый гражданин обязан принимать участие в охране окружающей природной среды, повышать уровень своих знаний о природе, экологическую культуру, соблюдать требования природоохранительного законодательства и установленные нормативы качества окружающей природной среды. Если же они нарушаются, то виновный несет ответственность, которая подразделяется на уголовную, административную, дисциплинарную и материальную.

Кроме декларации прав и обязанностей граждан и установления ответственности за экологические правонарушения, вышеназванный закон формулирует экологические требования при строительстве и эксплуатации различных объектов, показывает экономический механизм охраны окружающей среды, провозглашает принципы международного сотрудничества в этой области и т. д.

Информация о работе Экологическая паспортизация