Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:15, курсовая работа
На протяжении многовековой истории человечества, эксплуатация окружающей среды, ее природных ресурсов не была столь активной. Проблемы взаимодействия человека и природы не возникало. Но во второй половине XX столетия был поставлен вопрос об охране окружающей среды, в том числе в политическом плане, поскольку ее загрязнение в результате жизнедеятельности человечества достигло критического уровня. Экологическая ситуация в России также является неблагоприятной. Около 15% территории России по экологическим показателям находятся в критическом или околокритическом состоянии, 60% населения России живет в неблагоприятных экологических условиях.
В период, характеризуемый экономической нестабильностью, сокращением централизованных инвестиций из бюджета, экологические фонды превращаются в важный источник финансирования природоохранной деятельности. Однако, нередки и случаи нецелевого использования средств экологических фондов. Кроме того, следует укрепить механизм управления экологическими фондами, придав им статус юридического лица с обязательным утверждением дирекции и правления фонда (сегодня на правах юридического лица действует лишь 24% территориальных фондов).
Наблюдается тенденция возрастания доли инвестиций за счет средств экологических фондов. Сокращение объема финансирования природоохранных мероприятий за счет средств бюджетов всех уровней повышает роль экологических фондов. Однако сложное экономическое положение предприятий, снижающее их платежеспособность, стремительный рост цен на работы и услуги, значительно опережающий темпы накопления средств в фондах, их девальвация вследствие длительного промежутка времени между начислением платежей, их поступлением и использованием, низкая финансовая дисциплина приводят к малой эффективности использования этих средств.
Глава3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РФ
3.1. Эффективность реализации государственной экологической политики
Проблема эффективности реализации государственной экологической политики в России в последние годы резко обострилась. Ещё в январе 2008 года, второй президент Российской федерации В.В. Путин обратил внимание членов совета безопасности РФ на крайне неудовлетворительное состояние экологической обстановки в стране.
К сожалению, в последние
годы отчетливо проявляется
В марте 2011 года, глава российского
правительства Владимир Путин в
очередной раз поднял проблему неэффективности
экологической политики России на современном
этапе её развития, и привёл мнение
авторитетных отечественных специалистов
в области экологической
Оценивая эффективность современной государственной экологической политики с точки зрения обеспечения общенациональной безопасности России, следует заметить, что инициируемые властями природоохранные и ресурсосберегающие мероприятия носят противоречивый характер. С одной стороны руководители страны совершенно справедливо заявляют о необходимости охраны окружающей среды, замечая, что эксплуатация природы ради получения сверхприбылей и конкурентных преимуществ оборачивается проигрышем для страны в целом. С другой стороны, ряд ведомств (прежде всего, Федеральное агентство по атомной энергетике), игнорируя протесты общественности и экологов, добиваются ввоза в Россию отработанного ядерного топлива, мотивируя это экономической выгодой проекта. Несмотря на принимаемый законодательной и исполнительной властью ряд конкретных мер по предупреждению экологических угроз и устранению последствий экологических катастроф, в России не сформировалась целостная экологическая политика. Создать действенную систему экологической безопасности в стране, которая эффективно справлялась бы с имеющимися техногенными и антропогенными факторами загрязнения и при этом результативно отвечала бы на возникающие новые проблемы и новые вызовы в этой сфере - такая задача была поставлена В.В. Путиным на заседании Совета Безопасности 30.01.2008 г.
Вместе с тем экологическая политика, проводимая федеральными и региональными властями, не всегда последовательна. В некотором смысле Россия превратилась в сырьевой придаток Запада. У нас не всегда соблюдаются общепризнанные в мире законы охраны природы. Отечественные экологические стандарты отстают от развитых стран. Российская промышленность расточительно потребляет ресурсы, что несовместимо с принципами устойчивого развития и подрывает основу жизни будущих поколений. Преобладает тенденция борьбы с последствиями экологических катастроф, а не предотвращение их, как это принято во всем мире. В Концепции национальной безопасности РФ, Экологической доктрине РФ, сложившейся в России социально-политической практике общество и личность не выступают в качестве акторов, сопоставимых с государством. Затраты на экологическую безопасность в России явно недостаточны. В условиях экономического кризиса природоохранная деятельность финансируется по остаточному принципу. Внедрение рыночных механизмов в сферу экологии себя не оправдывает.
Характеризуя нынешние меры государственной политики по обеспечению экологической безопасности России, следует признать их нужными, но явно недостаточными. Несмотря на предпринятые в последние годы конкретные шаги, экологическая ситуация в ряде регионов страны все еще остается сложной .
3.2. Международный и российский опыт( на примере Ульяновской области) экологической политики.
Вот уже 30 лет
Европейское Сообщество (ЕС) осуществляет
собственную политику в
За все время проведения Сообществом экологической политики было принято шесть таких программ. Современная Шестая программа действий Сообщества в области окружающей среды была утверждена Решением Европейского парламента и Совета № 1600/2002/ЕС от 22 июля 2002 г. Новая программа экологических действий, в целом, направлена на обеспечение трех условий проведения экологических мероприятий Сообщества:
1. Интеграция потребностей окружающей среды в различные направления деятельности ЕС и имплементация принципа экологической обусловленности деятельности Сообщества, изложенного в ст. 6 Договора об учреждении ЕС;
2. Продолжение мероприятий, направленных на обеспечение устойчивого развития;
3. Проведение экологических мероприятий с расчетом на текущее и будущее расширение Европейского Союза, т.е. вступления в него новых государств.
Программа концентрирует внимание на четырех приоритетных сферах действий Сообщества на ближайшие годы, к ним относятся:
Шестая программа действий Сообщества в области окружающей среды является центральным документом в области экологии на европейском континенте на ближайшее десятилетие. Учитывая масштабы предусматриваемых мероприятий и характер деятельности ЕС, в соответствии с Программой будут координироваться мероприятия в сфере охраны окружающей среды не только государств-членов ЕС, но и государств-кандидатов, а также других стран Европы и европейских международных экологических организаций. Данный документ имеет большое значение как для России, так и для участника европейских процессов в природоохранной сфере.
Российский опыт на примере Ульяновской области.
Губернатор Сергей Морозов утвердил план действий Ульяновской области по реализации основ государственной политики в области экологического развития РФ до 2030 года
На федеральном уровне план реализации государственной политики в области экологического развития до 2030 года утвержден Правительством России в декабре 2012 года. Документ включает в себя более 100 мероприятий, ответственными исполнителями по части из которых являются органы исполнительной власти субъекта.
При этом на сегодняшний день часть мероприятий, представленных в федеральном плане, на территории Ульяновской области уже выполнены или находятся в стадии исполнения.
Министерство лесного хозяйства, природопользования и экологии Ульяновской области включило в региональный план такие мероприятия, как развитие особо охраняемых природных территорий, обеспечение работы комиссии по ведению Красной книги, ликвидацию экологического ущерба, связанного с прошлой хозяйственной деятельностью региона, утилизацию пестицидов, развитие системы экологического мониторинга, реализацию программы по сохранению солнечного орла и другое.
«План действий Ульяновской области в сфере экологического развития до 2030 года будет ежегодно корректироваться. При этом мы готовы учитывать все замечания и предложения, которые поступят от представителей общественных экологических организаций и граждан, заинтересованные в улучшении экологической обстановки», - подчеркнул Министр лесного хозяйства, природопользования и экологии региона Дмитрий Федоров.
Экологические проблемы Ульяновска изложены в Генеральном плане города, принятом в 2007 году и рассчитанном на период до 2025 года. Более авторитетного и исчерпывающего документа, содержащего не только оценку окружающей среды Ульяновска (в цифрах, графиках, диаграммах), но и задачи ее сохранения, на сегодняшний день в городе нет. Перечень природоохранных задач в нем занимает порядка 20 страниц.
В том же 2007-м была одобрена Экологическая доктрина Ульяновской области – совместный труд ведущих экологов, объединившихся в профессиональный совет при губернаторе.
Согласно плану реализации
доктрины (которая в фундаментальных
задачах перекликается с
Сразу после принятия Генплана, в 2008 году, в Ульяновске действовали две экологические целевые программы – «Чистый город» (установка новых контейнерных площадок для мусора, борьба с несанкционированными свалками) и «Зеленый город» (приведение в порядок парков, особо охраняемых природных территорий, благоустройство водоохранных зон) с финансированием в 20 млн. рублей.
В городе принята муниципальная
целевая программа «Охрана
На эти средства
в Ульяновске планируется
Председатель Правительства РФ В.В.Путин провёл совещание «О комплексе мер по улучшению экологической обстановки в России».
На совещании рассматривались такие темы как: проблемы экологического характера, проблемы охраны окружающей среды, конкретные, практические меры, реализация которых позволит улучшить экологическую обстановку, подготовка базового документа, «Основы экологической политики России на период до 2030 года».
В целом, согласно оценкам экспертов, около 15% территории Российской Федерации по экологическим показателям находится в критическом состоянии. И бездействие может привести к необратимым последствиям для окружающей среды. Главными причинами таких проблем называют несовершенство системы природоохранного регулирования, неэффективность управленческих и контрольных функций государства, слабые стимулы для использования современных чистых и так называемых зелёных технологий.
Для изменения ситуации предлагается внести в законодательство ряд изменений. Прежде всего они касаются нормирования воздействия на окружающую среду за счёт внедрения так называемых наилучших существующих технологий, то есть технологий, основанных на последних достижениях науки и техники, которые направлены на снижение негативного воздействия на природу.
Важное условие, разумеется,
что такие технологии должны
быть финансово доступными для
предприятий и экономически
Ещё одной мерой,
направленной на уменьшение