Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 17:15, курсовая работа
На протяжении многовековой истории человечества, эксплуатация окружающей среды, ее природных ресурсов не была столь активной. Проблемы взаимодействия человека и природы не возникало. Но во второй половине XX столетия был поставлен вопрос об охране окружающей среды, в том числе в политическом плане, поскольку ее загрязнение в результате жизнедеятельности человечества достигло критического уровня. Экологическая ситуация в России также является неблагоприятной. Около 15% территории России по экологическим показателям находятся в критическом или околокритическом состоянии, 60% населения России живет в неблагоприятных экологических условиях.
Экологическая доктрина базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, международных договорах Российской Федерации в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, а также на:
Реализация положений настоящего документа предполагает разработку планов действий на федеральном, региональном и отраслевом уровнях, а также разработку и реализацию мер государственной поддержки и регулирования в сфере охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Реализация Экологической доктрины осуществляется в три этапа через законы, постановления и планы действия Правительства Российской Федерации.
Подготовительный. До 2003 года модернизировалась система государственного управления и нормативная правовая база, обеспечивающие эффективное сочетание административного регулирования и рыночных механизмов, корректировалась стратегия социально-экономического развития страны, разрабатывались планы действий по реализации Экологической доктрины на уровне Российской Федерации, ее субъектов и отраслей хозяйства, определялись приоритеты научных исследований, источники финансирования и т. д.
Основной. В этот период (с завершением к 2010 году) осуществлялись предусмотренные Экологической доктриной преобразования в экономике и социальной сфере, реализовывались федеральные, региональные и отраслевые планы действий. На этом этапе ожидалось получение первых результатов, а также улучшение состояния окружающей среды.
Итоговый. В 2010 году проводилась оценка результатов выполнения Экологической доктрины, влияния ее реализации на социально-экономическое развитие страны, обобщается накопленный опыт. В конце этого этапа Экологическая доктрина пересматривалась и обновлялась.
Задачи, определенные Экологической доктриной Российской Федерации, позволят поэтапно разрабатывать планы действий по охране окружающей среды и обеспечению рационального природопользования в Российской Федерации.
Глава 2. ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ В РФ
2.1. Проблемы экологии в России.
В широком смысле слова, под экологической проблемой следует понимать весь комплекс вопросов, связанных с противоречивой динамикой внутреннего саморазвития природы. В более узком смысле, под экологической проблемой понимают комплекс вопросов, возникающих во взаимодействии природы и общества, касающихся сохранения системы биосферы (как продукта активности миллионов поколений живого вещества планеты), рационализации ресурсопользования, расширения действия этических норм на биологический и неорганический уровни организации материи.
Основные экологические, природоресурсные проблемы России.
АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ
Наиболее многочисленная группа населения (15 млн. человек) подвергается воздействию взвешенных веществ, второе место по масштабу воздействия занимает бенз(а)пирен - 14 млн. человек. Более 5 млн. человек проживает на территориях с повышенным содержанием в воздухе диоксида азота, фтористого водорода, сероуглерода, более 4 млн. человек - формальдегида и окиси углерода, более 3 млн. человек - аммиака, стирола. Значительная часть населения (более 1 млн. человек) подвергается воздействию повышенных концентраций бензола, оксида азота, сероводорода, метилмеркаптана.
ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ
Практически все поверхностные источники водоснабжения в последние годы подвергаются загрязнению. Особенно неблагоприятная ситуация с обеспечением населения доброкачественной питьевой водой сложилась в Бурятии, Дагестане, Калмыкии, в Приморском крае. Архангельской, Калининградской, Кемеровской, Курганской, Томской, Ярославской областях.
В ряде регионов страны антропогенные нагрузки давно превысили установленные нормативы, и сложилась критическая ситуация. К числу таких регионов относятся крупнейшие городские агломерации - Московская и Санкт-Петербургская, промышленные зоны Центральной России, промышленные и горнодобывающие центры Крайнего Севера, Юга Сибири и Дальнего Востока, Среднее Поволжье, Северный Прикаспий, Средний и Южный Урал, Кузбасс. Они также оказывают заметное негативное влияние на экологическое состояние соседних регионов.
Среди основных рек России наибольшими экологическими проблемами характеризуются Волга, Дон, Кубань, Обь, Енисей. Они оцениваются как "загрязненные". Их крупные притоки: Ока, Кама, Томь, Иртыш, Тобол, Миасс, Исеть, Тура - оцениваются как "сильно загрязненные".
ПОЧВЫ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЕ
В составе сельскохозяйственных угодий России эрозионно-опасные и подверженные водной и ветровой эрозии почвы занимают более 125 млн. га, в том числе эродированные - 54,1 млн. га. Каждый третий гектар пашни и пастбищ является эродированным и нуждается в осуществлении мер защиты от деградации. Загрязнение и захламление земель отмечены на 54% территории страны. Площадь под полигонами по обезвреживанию и захоронению отходов составляет около 6,5 тыс. га, под санкционированными свалками - около 35 тыс. га.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ И ЖИВОТНЫЙ МИР
По отношению к уровню 1995 г. общий объем лесовосстановления в целом по России снизился на 344 тыс. га. В Прикаспийском регионе сохраняется реальная угроза распространения процесса опустынивания, особенно на территории Калмыкии, в Ставропольском крае и Ростовской области. Не решаются проблемы сохранения растительности тундры, занимающей около трети территории Российской Федерации. В городах уровень обеспеченности зелеными насаждениями на душу населения не соответствует принятым нормам.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДР
В горнодобывающем секторе природоохранные мероприятия практически не финансируются.
Существующие экономические механизмы охраны природы оказываются неэффективными в первую очередь потому, что не создают действенных стимулов применения ресурсо- и энергосберегающих технологий и не обеспечивают получения достаточных средств от платежей за выбросы и сбросы, размещение отходов и использование природных ресурсов для финансирования природоохранной деятельности в требуемых масштабах.
Реализуемые в России платежи за природопользование не базируются на реальной экономической оценке природных ресурсов, объектов и воздействий. Пока государство не обеспечивает важнейшей функции собственника природных ресурсов, не присваивая доход от использования принадлежащих ему природных ресурсов. Более того, занижение стоимости природных ресурсов выгодно армии фирм и контор, не производящих, а лишь перепродающих природные ресурсы и забирающих при этом непропорционально большую долю прибыли.
Основным стратегическим приоритетом, который позволит решить многие проблемы охраны природы России, оказывается повышение реальной стоимости природных ресурсов. В конечной продукции стоимость самого природного ресурса (древесины, газа, нефти, рыбы, металла и др.) должна составлять не несколько процентов (как сейчас), а несколько десятков процентов (как во всем мире) - в этом заключается стратегическое и долгосрочное решение если не всех, то большинства экологических проблем России.
2.2. Финансирование природоохранных мероприятий в РФ
Расцвет российских природоохранных инициатив пришелся на 1991-1996 гг., когда Министерство по охране окружающей среды имело значительные функции и влияние, существенно ограниченные при образовании в 1996 году Комитета по охране окружающей среды, и практически аннулированные в 2000 году, когда Государственный комитет по охране окружающей среды и Федеральная служба лесного хозяйства России были упразднены Указом Президента РФ от 17 мая 2000 года № 867 “О структуре федеральных органов власти”. Их функции были переданы Министерству природных ресурсов РФ, главной функцией которого является эксплуатация природы. Государственный санитарно-эпидемиологический надзор был превращен в один из департаментов Министерства здравоохранения; ограничены функции Федерального надзора России по ядерной и радиационной безопасности. В результате государственный экологический и санитарно-эпидемиологический контроль были существенно ослаблены.
По мнению специалистов-экологов, имеются пять основных источников финансирования природоохранной деятельности, а именно:
Основным источником средств на охрану природы был государственный бюджет, хотя можно говорить и о других источниках: бюджеты регионов, средства министерств и ведомств, собственные средства предприятий. Бюджеты регионов (республик, областей, городов) министерств и ведомств трудно рассматривать как независимые источники.
Вступление, в рынок и разрушение прежней системы финансирования изменило прежние источники финансирования природоохранных мероприятий. В бюджетах последних лет расходы на эти цели были практически сведены к нулю. Из-за тяжелой финансовой ситуации предприятия также были не в состоянии финансировать природоохранные программы из собственных средств. В законе "Об охране окружающей среды" (ст17) указывается, что на современном этапе перехода к рыночным отношениям финансирование экологических программ и природоохранных мероприятий производится из следующих источников;
Анализ действующих правовых документов, в той или иной мере отражающим проблему финансирования природоохранной деятельности, показал, что в формировании бюджетной системы РФ активную роль начинает играть сфера природопользования и охраны природы. В доходную часть бюджета всех уровней зачисляются соответствующие налоги, платежи и отчисления за пользование природными ресурсами и загрязнение окружающей среды. В условиях децентрализации управления природоохранной деятельностью, углубления процесса суверенизации субъектов Рocсийской Федерации, перехода к рыночным отношениям, дефицита бюджете процесс гарантированной финансовой поддержки природоохранной деятельности на территории страны осложняется.
Сегодня основными источниками финансирования мероприятий по охране окружающей природной среды является республиканский бюджет России, бюджеты республик в составе РФ, бюджеты автономной области, автономных округов, областей, краев и местный бюджет, а также Федеральный и территориальный экологические фонды, собственные средства предприятий.
Бюджетное финансирование.
Аккумулированные в доходной части средства согласно законодательным актам РФ предполагается целевым назначением использовать на финансирование природоохранной деятельности.
Средства в региональный и местный бюджет поступают за счет платежей в сфере природопользования и охраны природы. Законодательством РФ также установлено, что из бюджета вышестоящего уровня в бюджет нижестоящего могут поступать дотации, субсидии, субвенции, которые предусматривают и целевое инвестирование природоохранной деятельности. Например, в соответствии с Законом РФ "О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам, Москве и Санкт-Петербургу" на реализацию инвестиционных экологических программ может предоставляться финансовая помощь в виде субвенций из Федерального бюджета и внебюджетных фондов. Порядок и условия предоставления и использования этих субвенций регламентируются указанным законодательным актом.
Внебюджетные фонды.
Другим источником финансирования природоохранной деятельности стали внебюджетные целевые фонды, создаваемые для исключения остаточного принципа выделения средств на выполнение природоохранных мероприятий, перехода к экономическим методам управления природопользованием и охраной природы. В настоящее время формируются следующие государственные внебюджетные фонды:
Новым элементом современного
экономического механизма природопользования
являются и внебюджетные экологические
фонды. Последние созданы для финансирования
неотложных природоохранных задач, восстановления
потерь в окружающей природной среде,
компенсации причиненного вреда и др.
Федеральный, республиканские, краевые,
областные и местные экологические фонды
образуют единую систему внебюджетных
фондов, формирующихся за счет средств
предприятий-