Экологическая политика в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 18:50, реферат

Описание работы

Цель работы - анализ современной экономической политики в РФ.
Указанная цель предопределили постановку задач исследования:
1. выявить место государства в современной экономической системе;
2. проанализировать вступление Российской Федерации в ВТО как элемент современной экономической политики;
3. рассмотреть вопрос "Глобальный кризис и экономическая политика современной России".

Содержание работы

Введение
1. Место государства в современной экономической системе
2. Вступление Российской Федерации в ВТО как элемент современной экономической политики
3. Глобальный кризис и экономическая политика современной России
Заключение
Список использованных литератур

Файлы: 1 файл

prirodo_polzovanie.docx

— 38.38 Кб (Скачать файл)

                            Министерство образования и науки  РФ

                 ФГБОУ ВПО «Бурятский государственный университет»

                                 Факультет экономики и управления

 

 

 

 

                                             

 

                                              Реферат на тему:

                              « Экологическая политика в  России»

 

 

 

 

 

                                                                                             

                                                                 

                                                                           Проверила: 

                                                                           Выполнила: 

 

 

                                            

 

                                               Улан-Удэ 2012

                                                  Содержание

  • Введение
  • 1. Место государства в современной экономической системе
  • 2. Вступление Российской Федерации в ВТО как элемент современной экономической политики
  • 3. Глобальный кризис и экономическая политика современной России
  • Заключение
  • Список использованных литератур

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Сегодня, в начале XXI века, наша страна оказалась на очередной  исторической развилке. Как и сто  лет назад, в результате незавершенных  и во многом неудачно реализованных  реформ в обществе сложилась неустойчивая ситуация, в рамках которой многие серьезные противоречия не были надлежащим образом урегулированы и продолжают нарастать, в том числе в неявной  форме, неотвратимо приближая момент их сознательного или стихийного разрешения. В то же время процесс  осознания и научного осмысления этих противоречий с очевидностью отстает  от их появления и созревания, что  усиливает риск утраты контроля за ситуацией и развития ее по стихийному деструктивному сценарию.

Проблемы формирования экономической политики на современном этапе вызывают высокий. Необходимость углубления и расширения теоретико-методологической базы исследования этой сферы вызвана целым рядом причин.

Во-первых, нынешние экономические процессы и социальное развитие протекают в условиях глобализации и определяются переходом к постиндустриальной и информационной модели развития общества.

Во-вторых, развитие информационных и транспортно-логистических технологий, свойственных постиндустриальному этапу общественно-экономического развития, привело к радикальному изменению факторов размещения производственной и иной деятельности.

Цель работы - анализ современной  экономической политики в РФ.

Указанная цель предопределили постановку задач исследования:

1. выявить место государства  в современной экономической  системе;

2. проанализировать вступление  Российской Федерации в ВТО  как элемент современной экономической  политики;

3. рассмотреть вопрос "Глобальный  кризис и экономическая политика  современной России".

Объект исследования - современная  экономическая политика РФ.

Предмет исследования - отношения  современная экономическая политика РФ.

Сложность и многоплановость  темы определили комплексную методологию  работы, использование как общенаучных, так и частных методов; функционального, сравнительного, исторического, логического, системного, социологического, структурного, институционального и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Место государства  в современной экономической  системе

Вопрос о месте и  роли государства в современной  экономике является одним из центральных  как в теории, так и на практике. Принципиальные подходы к решению  данной проблемы, предлагаемые различными научными школами, существенно различаются. С одной стороны, широко известна позиция либеральных экономистов  относительно минимальной роли государства  в регулировании экономики. С  другой стороны, ряд научных школ обосновывает необходимость активного  вмешательства государства в  рыночные процессы. Дать однозначный  ответ на вопрос об оптимальных масштабах  государственного регулирования очень  сложно. В истории разных стран  были периоды превалирования как первой, так и второй точки зрения.

Особое место государства  в системе общественных институтов определяется тем, что государство - это субъект управления, который  обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической  системы. Выступая как представитель  общества в целом, оно устанавливает  правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и  осуществляет контроль за их соблюдением. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения действующего законодательства, и, как правило, облекается в законодательную форму. С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг (в том числе рыночных).

Место и роль государства  в экономической теории и на практике обычно рассматриваются исходя их его взаимодействия с рыночным механизмом. Необходимость государственного регулирования экономики связана с наличием ситуаций, в которых результат действия свободных рыночных сил не эффективен с точки зрения общества в целом. Иными словами, что государственное вмешательство в экономику признается оправданным только в тех случаях, когда рынок не работает или не обеспечивает оптимального использования ресурсов с позиции общественных интересов. Такие ситуации именуются "провалами" рынка. Обычно к их числу относятся:

1. принятие законодательства  и контроль за его исполнением, обеспечение соблюдения прав собственности и договорных обязательств;

2.. предоставление так  называемых "общественных благ", распределения ресурсов для их  производства. Для общественных  благ характерны два свойства:

· во-первых, неконкурентность: потребители не конкурируют за право воспользоваться такими благами, поскольку увеличение числа потребителей не снижает полезности, которая достается каждому из них;

· во-вторых, неисключаемость: ограничить доступ отдельного потребителя или группы потребителей к таким благам очень трудно или вообще невозможно.

Характерным примером общественного  блага является национальная оборона, выгоды от которой достаются каждому  члену общества независимо ни от размера  уплаченных им налогов в бюджет государства, ни от численности населения страны, ни от каких-либо других факторов. Свойства общественных благ таковы, что их производство является коммерчески неэффективным, и рынок не может самостоятельно его обеспечить. Следовательно, эту  функцию в экономике берет  на себя государство;

3. наличие внешних эффектов  частной предпринимательской деятельности. Примером внешних эффектов может  служить загрязнение окружающей  среды. Загрязнение влечет за собой дополнительные издержки для общества, выражающиеся в ухудшении условий жизни, росте заболеваемости и сокращении продолжительности жизни населения на прилегающей территории. Однако, с точки зрения предприятия строительство очистных сооружений означает непроизводительные затраты, и проведение специальных природоохранных мероприятий возможно только при применении регулирующих мер со стороны государства;

4. несовершенная конкуренция  и информационная асимметрия. Тенденция  к повышению уровня концентрации  производства объективно присуща  рыночной системе. Поскольку рынок сам по себе не может ограничить процесс возникновения монополий, задача его регулирования возлагается на государственных структуры;

5. перераспределения в  целях обеспечения социально-экономической  справедливости. Рыночное распределение  доходов может порождать большее  социальное неравенство, чем это  желательно для общества. Следовательно,  задачей государственного регулирования  является обеспечение достойного  уровня жизни для тех слоев  населения, которые имеют недостаточные  доходы в рамках рыночной системы  или не имеют их вообще (например, для пенсионеров и инвалидов);

6. регулирование общеэкономического  равновесия, предотвращение резких  циклических изменений в экономике  страны.

Масштабы государственного регулирования зависят не только от объективных факторов, они определяются политическим процессом, общественным выбором. Но даже в либеральных странах  влияние государства на экономику  широко и не ограничивается компенсацией традиционных провалов рынка.

Следует отметить, что неэффективность  присуща не только рыночным механизмам, но и государственному вмешательству  в экономику. Расширение регулирующих функций государства и объема подконтрольных ему ресурсов выше определенного предела негативно сказывается на экономической ситуации. К числу подобных "провалов" государственного сектора относятся: неполная информированность государства о реальных процессах, происходящих в экономике (прежде всего, на микроуровне); искажающее воздействие государственного воздействия на рыночные процессы; бюрократизация процесса принятия решений, ограниченный контроль над бюрократией и недостаточный уровень ответственности чиновников; ограничения, связанные с политическим процессом; неполный учет общественных приоритетов и др.

Расширение государственного регулирования экономики оправдано  до тех пор, пока его издержки не превышают потери, возникающие вследствие "провалов" рынка. Размеры государственного сектора должны соответствовать  спросу на общественные блага, масштабам  внешних эффектов, а также реальным возможностям государства по управлению находящимися в его распоряжении ресурсами. Необходимо четкое определение  границ между государственным и  рыночным секторами экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Вступление Российской  Федерации в ВТО как элемент  современной экономической политики

Вопрос о вступлении России во Всемирную торговую организацию  является одним из самых значимых в современной общественно-политической жизни, но одновременно - одним из наименее понятных и занимательных для публики.

Одно дело рассуждать о  злодеяниях фашистского режима Саакашвили или, наоборот, об агрессии российского империализма, спорить о статусе Севастополя и будущем Черноморского флота, совсем другое дело разбираться в вопросе о будущем отечественной промышленности, рабочих местах и заработной платы. Все это так скучно, прозаично!

Другое дело, что люди обычно убивают друг друга не просто так, для удовольствия, а в результате конфликтов, порожденных экономическими интересами. И в этом плане кризис, возникший в отношениях между  Россией и Западом, имеет, быть может, куда большее отношение к ВТО, чем к Грузии и Осетии.

Мы постоянно путаем причину  и следствие, происхождение события  и вызвавший его повод. Принято  говорить, что Россия не будет вступать в ВТО из-за Грузинской войны. А  может быть, на самом деле Грузинская война произошла из-за того, что  Россия не стала вступать в ВТО? Или, если уж говорить совершенно серьезно, и то, и другое является не более  чем следствием общих перемен, произошедших в мировой экономике и международных  отношениях.

Вступление в ВТО воспринималось российскими либералами как доказательство успеха рыночных реформ и как акт  окончательного закрепления этих реформ. Обязательства, которые страна принимает  при вступлении в эту международную  организацию, фактически необратимы, закрепленные таким образом правила экономической  жизни не могут быть в одностороннем  порядке пересмотрены. Тем самым, либеральный курс, проводившийся  в России начиная с 1991 года, становится не только нашим внутренним делом (курс-то можно менять), а международным  обязательством, принятым перед лицом  всего глобального сообщества.

Главный аргумент, который  приводили на протяжении последних  лет противники ВТО, состоит в  том, что правила этой организации  запрещают правительствам защищать свой внутренний рынок и поддерживать отечественное производство. В этих правилах, разумеется, есть исключения, иногда закрепленные в особых документах и протоколах, иногда нет. Но суть дела от этого радикально не меняется. После  вступления в ВТО рынок нашей  страны будет завален дешевыми импортными товарами, что приведет к банкротству  многих заводов, потере рабочих мест и снижению заработной платы (люди будут  готовы работать за меньшие деньги, чтобы конкурировать с китайцами  и африканцами).

Сторонники ВТО обещали, что все мы будем ездить на дешевых  иномарках, а для тех, кто не удовлетворялся столь примитивной демагогией, сообщали, что по существу Россия и так уже  добровольно и в одностороннем  порядке признает все требования ВТО, но не имеет соответствующих  выгод от членства. Иными словами, все плохое уже позади, больнее  не будет. А будет только лучше. Этот аргумент, кстати, приводился во всех странах  накануне присоединения к ВТО. Публика  наивно верила, а когда обнаруживала, что ее, мягко говоря, информировали  не полностью, было уже поздно. Так  люди в Марокко были уверены, будто  сохранят свою текстильную промышленность, даже получат для нее новые  рынки. А сейчас большая часть  предприятий закрыта, рабочие пополнили ряды гастарбайтеров в Испании и Италии, прилавки же завалены низкокачественной азиатской продукцией.

Информация о работе Экологическая политика в Российской Федерации