Экологическая ситуация в современном мире

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 22:18, реферат

Описание работы

Задачи работы:
- Изучить социально-экономические и психологические установки управления;
- Рассмотреть методологические подходы к управлению.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………3
1.Предмет, задачи, сущность и основные понятия управленческой психологии……………………………………….5
2.Социально-экономические и психологические установки управления……………………………………………………………10
3. Методологические подходы к управлению……………………13
4. Исследование деятельности руководителей с помощью метода анкетирования……………………………………………………….22
Заключение ………………………………………………………….23
Список литературы………………………………………………….25
Приложение №1……………………………………………………..26

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 127.50 Кб (Скачать файл)


                                 СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение………………………………………………………………

3

 1.Предмет, задачи, сущность и основные понятия управленческой психологии……………………………………….

5

 2.Социально-экономические и психологические установки управления……………………………………………………………

10

 3. Методологические подходы к управлению……………………

13

 4. Исследование деятельности руководителей с помощью метода   анкетирования……………………………………………………….

22

Заключение ………………………………………………………….

23

Список литературы………………………………………………….

25

Приложение №1……………………………………………………..

26


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                      ВВЕДЕНИЕ

 

Данная работа содержит описание эволюции управленческой мысли; показано, как развивалось управление, прежде чем оно сформировалось в  систематизированную научную дисциплину и профессию. Не существует никаких универсальных приемов или твердых принципов, которые бы делали управление эффективным. Существуют, однако, подходы, которые помогают руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации. Каждый из изложенных далее подходов внес заметный вклад в наше понимание управления и организации.

Развитие как научной  дисциплины не представляло собою серию  последовательных шагов вперед. Скорее, это было несколько подходов, которые часто совпадали.

Мир становится ареной быстрых  перемен. Все более частыми и  значительными становились научно - технические нововведения и правительства  начали все более решительно определяться в своем отношении к бизнесу. Эти и другие факторы заставили  представителей управленческой мысли глубже осознать существование внешних по отношению к организации сил. Для этой цели были разработаны новые подходы.

К настоящему времени  известны четыре важнейших подхода, которые внесли существенный вклад  в развитие теории и практики управления.

Подход с позиций  выделения различных школ в управлении заключает в себе фактически четыре разных подхода. Здесь управление рассматривается  с четырех различных точек  зрения.

Процессный подход - рассматривает  управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций.

В системном подходе  подчеркивается, что руководители должны рассматривать организацию как  совокупность взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы  на достижение различных целей в условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность  различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое  обилие факторов, как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого “лучшего” способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

В первой половине двадцатого века получили развитие четыре четко  различимые школы управленческой мысли. Хронологически они могут быть перечислены в следующем порядке: школа научного управления, административная школа, поведенческая школа, количественная школа.

Цель курсовой работы - раскрыть задачи, сущность и основные понятия управленческой психологии как самостоятельной научной дисциплины.

Задачи работы:

- Изучить социально-экономические  и психологические установки  управления;

- Рассмотреть методологические  подходы к управлению.

Объектом исследования является психология управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ПРЕДМЕТ, ЗДАЧИ, СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ 

                   УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

Прежде чем обратиться к эволюции управленческой мысли, определим  основные понятия, которыми оперирует  психология управления.

Основные понятия психологии управления:

Управления - совокупность системы скоординированных мероприятий, направленных на достижение значимых целей организации.

Психология управления - ее синонимами являются понятия "менеджмент", "организационная психология", "психология организаций".

Американцы дают такое  определение сущности управления: "Делать что-то руками других".

Менеджмент - это управление, руководство, дирекция, администрация. В основе понятия менеджмент лежит английский глагол "to manage", что в переводе на русский язык означает "управлять".

Менеджер - это субъект, осуществляющий управленческие функции. Слово "менеджер" уже давно прочно вошло в практику зарубежного управления. Важным практическим принципом в менеджменте является следующее утверждение: "Кто управляет - не производит, кто производит - не управляет" (по В. Зигерту и Л. Ланг).

Современные немецкие исследователи  проблем управления В. Зигерт и Л.Ланг дают такое определение управления: "Управление - это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем".

Известный американский ученый П. Друкер также дает определение  понятию "управление". С его точки зрения "управление - это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную целенаправленную и производительную группу".

Организация:

1. Структура, в рамках  которой проводятся определенные  мероприятия для достижения определенных  значимых целей.

2. Одна из функций  управления.

Для того чтобы группа могла называться организацией, необходимо выполнение нескольких обязательных требований. К ним относятся:

а) наличие, по меньшей  мере, двух людей, которые считают  себя членами этой группы;

б) наличие хотя бы одной  цели как конечного состояния  или результата, которую принимают как общую для всех члены этой группы;

в) существование членов группы, которые сознательно и  намеренно работают сообща для достижения значимой для них всех цели.

Приведенные требования были высказаны одним из классиков  зарубежного менеджмента Ч. Барнардом в 30-40 гг., который первым дал определение организации.

Отправным пунктом управления является постановка организационных  целей. Применительно к организации Цель - это конкретное состояние или искомые результаты, которые достигаются совместными усилиями работников, объединенных в группы.

Психология управления - это часть комплексной науки  управления.

Цель психологии управления - разработка путей повышения эффективности  и качества жизнедеятельности организационных  систем.

Предмет психологии управления - деятельность руководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческих функций.

Содержание психологии управления - разработка психологических  аспектов деятельности человека, группы и организации в целом.

Источники психологии управления:

а) практика управления;

б) развитие психологической  науки;

в) развитие социологии организаций.

В психологии управления часто употребляется понятие "человеческий фактор" (human factor). Понятие "человеческий фактор" стало употребляться еще во время второй мировой войны. Оно заимствовано из английского языка. Человеческий фактор - это все то, что зависит от человека, его возможностей, желаний, способностей и т.п.

Важность его определяется тем, что возрастает роль человека и  его возможностей в процессе управления различными объектами.

Чем сложнее управление, тем больше растут требования к интеллектуальным функциям человека и другим психическим  процессам, начиная от восприятия и  внимания и заканчивая ответственностью за человеческие жизни.

Человеческий фактор важен и там, где в практику внедряются методы с учетом психологических и психофизиологических свойств человека. В этом случае возможно уменьшение брака в процессе создания того или иного вида продукции.

Недоучет человеческого  фактора обычно приводит к тому, что на производстве увеличивается число производственных конфликтов, повышается текучесть кадров, увеличиваются сбои в работе, следствием чего являются потери в производительности труда.

Деятельность современного менеджера непосредственно зависит от умелого использования человеческого фактора. Менеджер должен обладать определенными управленческими способностями, чтобы нужным образом воздействовать на людей, которые ему подчинены, а также на тех, кто ему не подчиняется, но от которых зависит работа всей организации, которой он руководит.

Деятельность менеджера  очень разноплановая. Он ответственен за выполнение всех управленческих функций: стратегическое планирование, маркетинг, оперативное управление, управление персоналом.

Когда говорится о менеджменте, то имеется в виду группа управляющих. Если речь идет об экономике, то подразумевают:

- высших управляющих;

- менеджеров среднего  звена, подчиненных дирекции;

- низовых управляющих  (руководителей отделов и цехов).

Известные исследователи  проблем управления Г. Кунц и С. О. Доннел отмечали, что "управление - это не только функция президента корпорации и генерала, командующего армией, но также начальника цеха и командира роты".

В этой связи становится понятым, что нет существенных различий между руководителями и управляющими, администраторами и начальниками. Общим для них является то, что все они выполняют определенные функции, добиваясь результатов посредством создания необходимых условий для эффективной групповой деятельности. Среди психологических дисциплин психология управления является самостоятельным разделом психологии. Общеизвестны ее связи с общей психологией, социальной психологией, инженерной психологией, эргономикой, экономической психологией, а также с другими науками, например философией, социологией организаций.

Психологию управления называют "междисциплинарной" отраслью науки. Она пересекается с различными областями психологии. Так, например, общая психология, так же как и  психология управления, изучает мотивацию, личность, волю, эмоции и чувства, стрессы и т.п.

Но, в отличие от общей  психологии, в которой основной проблемой является проблема личности, в психологии управления она рассматривается в прикладном аспекте: как субъект и объект травления.

Важнейшей проблемой  общей психологии является также проблема мотивации. В психологии управления она занимает важное место, т.к. мотивация считается одной из самых сложных функций управления.

Известна взаимосвязь  психологии управления и социальной психологии. Объектом исследования психологии управления является не только отдельно взятая личность, но и малые группы, которые являются одним из сложнейших феноменов социальной психологи. Они изучаются не только социальной психологией, но и социологией, являются "рабочие группы", или "малые группы". Основным субъектом управления считается руководитель, отвечающий за работу малых групп.

 

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        2. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ                                                          УСТАНОВКИ УПРАВЛЕНИЯ

 

Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилии Гилбрет  и Генри Гантта. Эти создатели  школы научного управления полагали, что, используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать  многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Первой фазой методологии научного управления был анализ содержания работы и определение ее основных компонентов. Тейлор, например, скрупулезно замерил количество железной руды и угля, которое человек может поднять на лопатах различного размера. Гилбреты изобрели прибор и назвали его микро хронометром. Они использовали его в сочетании с кинокамерой для того, чтобы точно определить, какие движения выполняются при определенных операциях и сколько времени занимает каждое из них. Основываясь на полученной информации, они изменяли рабочие операции, чтобы установить лишние, непродуктивные движения и стремились повысить эффективность работы.

Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом  этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Предусматривалась также возможность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в производстве. Так что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, было справедливо установленным. Это давало руководству возможность установить нормы производства, которые были выполнены, и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум. Ключевым элементом в данном подходе было то, что люди, которые производили больше, вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе, они также подчеркивали большое значение обучения.

Информация о работе Экологическая ситуация в современном мире