Экологическая среда в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:51, контрольная работа

Описание работы

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля. Первостепенное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Файлы: 1 файл

контр эколог.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

  1.Экологическая среда в ДОУ как метод воспитания.

 

 В современном мире  проблемы экологической среды  приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала  задача более широкого экологического  воспитания и образования всего  населения планеты Земля. Первостепенное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.

Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в  их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Одним из важнейших методов воспитания является экологическая развивающая предметная среда. В детском саду экологически развивающая среда может быть организована как традиционный Уголок природы, Лаборатория природы или Комната природы.

Экологическая комната создает особую, неповторимую обстановку, вызывает положительные эмоции, помогает расслабиться, отдохнуть и то же время делает очень привлекательной для ребят любую деятельность в помещении. Ведь уже тот факт, что в экологическую комнату нужно идти, выходя за пределы своей группы. Он настраивается на восприятие чего-то необычного, тем более что внешний вид экологической комнаты резко отличается от всего того, что видит ребенок каждый день. В некоторых садах отмечали, что быстро проходит адаптация вновь поступающих детей, которым нравится необычная обстановка.

Экологическая комната предназначена  для проведения экологических занятий, самостоятельных наблюдений, знакомства коллекциями природного материала, ухода за живыми объектами. Комнату можно подразделять на ряд функциональных зон.

В зоне обучения размещаются стол и стулья для проведения занятий, для работы с дидактическими пособиями.

Зона коллекций предназначена  для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала, должны быть доступны для детей. При сборе образцов следует учитывать следующие аспекты:

  • Доступность объектов сбора (камни, семена растений, сухие листья, ветви, образцы песка и глины, различных почв, речные и морские раковины и т.д.)
  • Разнообразие
  • Краеведческий аспект (местный материал должен составлять основу, базовое ядро коллекций)
  • Страноведческий аспект (любой привезенный объект может послужить прекрасным поводом для разговора о странах, обычаях, природе, народах Земли и т.д.)
  • Природоохранный аспект (плоские, потерявшие свой цвет, запах, а зачастую и форму, вырванные из природного окружения растения или наколотые на булавки неподвижные пчелы, бабочки с поникшими крыльями не способны вызвать у ребенка положительные эмоции и желание беречь объекты природы; не рекомендуется покупать готовые коллекции насекомых, чучела животных.)
  • Безопасность

Зона релаксации – это уголок с разнообразными комнатными растениями, аквариумом, альпийской горкой, фонтаном. Предназначается, прежде всего, для отдыха детей, самостоятельных игр и выработке навыка ухода за растениями. Здесь можно сгруппировать растения по климатическим зонам. Растения одной климатической зоны обладают сходными приспособлениями к условиям среды. Так, например, у растений пустыни видоизмененные листья – колючки; у растений тропиков глянцевые плотные листья с прорезями и отверстиями. Дети знакомятся со специфическими потребностями растений в разных климатических зонах, учатся находить существенные признаки их приспособления к жизни, определяют способы ухода за ними.

Зона библиотеки представляет собой уголок, в котором собраны  разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей, периодические издания; сказочные персонажи, куклы - сказочные персонажи и технический комплекс.

Также в уголке природы  можно содержать морских свинок, хомячков, водных и сухопутных черепах, попугайчиков и канареек, аквариумных рыбок. Тогда дети получают возможность наблюдать за повадками, образом жизни животных, узнают об условиях их существования в естественной среде, знакомятся с потребностями. Вместе с взрослым устанавливают сходство потребностей животных и людей, органов и их функций. Так детей подводят к пониманию: человек – часть природы.

Организуя деятельность по уходу за растениями и животными, воспитатель делает акцент на необходимость  заботы о них, помощи им; что ухаживать  за растениями и животными надо не для себя, а для них: они живые и нуждаются в нашей заботе.

В экологической комнате  можно повесить карту мира, на которой  дети располагают животных и растения по разным климатическим зонам и  местам обитания.

Оформление экологического кабинета должно служить примером безопасного оформления помещений, способствовать выработке экологически грамотного поведения детей и взрослых в быту. С этих позиций лучше всего использовать только природные материалы, по возможности исключив искусственные цветы и экологически неблагоприятные строительные материалы. При таком оформлении экологический класс может служить отправной точкой для разговора с родителями об экологической безопасности жилища.

Оборудование и материалы

Примеры коллекций

1. Коллекции “Летающих семян”

Летом и осенью предложите детям поискать в лесу, на даче, в парке летающие семена. К летающим семенам относятся семена растений, переносимые ветром. На их примере можно показать детям один из способов распространения семян. Они отличаются легкостью и особыми приспособлениями для переноса ветром.

2. Коллекция других семян и плодов

Подберите как можно  больше разнообразных семян и  плодов, классифицируя их по разным признакам, например: коллекция семян  и плодов деревьев, коллекция “орехов”, коллекция “ягод”, бобовых, коллекция семян, плодов культурных и диких растений, лекарственных растений и другие. В коллекции обязательно должны быть шишки, каштаны, желуди, с которыми могут играть дети.

3. Коллекция соцветий

Весной можно собирать интересную коллекцию соцветий разных деревьев и кустарников, известных нам как “сережки”. На многих из них заметны тычинки и пестики, которые интересно рассмотреть под лупой или микроскопом.

Оформление растительных коллекций

Образцы семян, плодов и  соцветий можно разместить в прозрачных баночках. На крышке каждой банки прикрепите рисунок растения или его листка. Такое оформление коллекции позволяет использовать ее в качестве дидактического пособия: перемешав крышки от разных банок, предложите ребенку подобрать к каждому виду семян определенные листья.

4. Коллекция камней

В детском саду коллекция  камней направлена на игру, через которую  осуществляется и обучение и развитие ребенка. В детском саду коллекции  должны служить не просто образцами, а объектами, с которыми ребенок  имеет возможность играть постоянно: подбирать группы по цвету, размеру и т.п. Кроме того, детям очень интересен сам процесс собирания камней, формирования коллекции. Поэтому мы рекомендуем сделать собственную коллекцию, а не покупать школьную коллекцию камней.

Дошкольники на территории детского сада находят массу разнообразных камней. Вместе с родителями дети могут поискать камни по берегам рек и озер, в горах. Собранные образцы хорошо промойте и разместите в ячейки конфетных коробок. Найденные образцы можно подразделить на природные(гранит, кремень, мел, каменный уголь, известняк, песчаник), искусственные(керамзит, кусочек асфальта, кирпича).

5. Коллекции песка, глины, почвы

Песок различается по размерам зерен, по цвету, примесям. Хорошо различаются речной и морской  пески. Глина тоже бывает различных цветов. Почва также бывает разной: черный чернозем, желтовато-коричневатая подзолистая почва, темная торфяная и т. д. Названия почв детям давать необязательно, но наглядно показать ее разнообразие в коллекции можно.

В зоне коллекций можно составить модель строения почвы (в очень упрощенном варианте). Для этого нужно взять достаточно высокую прозрачную банку. На дно банки насыпьте мелкие и средние камешки, поверх них – слой песка (или смеси песка и глины, или просто глины). Сверху разместите верхний слой почвы с корешками растений, сухими листьями, мхом.

Лаборатория

Лаборатория это новый  элемент развивающей предметной среды. Под лабораторией природы  мы понимаем специально оборудованное  помещение детского сада для самостоятельной  деятельности детей, направленной на выявление свойств и качеств объектов природы, связей и зависимостей в природной среде через опытно-экспериментальную и поисковую деятельность. Лаборатория создается для развития у детей интереса к исследовательской деятельности и способствует формированию основ научного мировоззрения. В то же время лаборатория это база для специфической игровой деятельности ребенка. Отправной точкой для самостоятельной деятельности детей в лаборатории природы являются сведения, полученные ими на занятиях. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как в дидактической игре, есть два начала: учебное -познавательное и игровое -занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребенка данной деятельности. В результате закрепленные в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными. В дошкольных образовательных учреждениях, в которых организованы лаборатории, отмечают, что дети с нетерпением ждут новых занятий в лаборатории.

Под лаборатории нужно  отводить помещения с краном и  раковиной. Это позволяет детям  мыть руки сразу после занятий. Также, в зависимости от размера помещения  можно разместить столики и стульчики, стеллажи, полки для оборудования материалов. На подоконниках можно поместить ящики с растениями для наблюдений.

В качестве оборудования для проведения опытов используются бросовые, в частности упаковочные  материалы, материалы разного размера  и формы. Нужны лупы, пластмассовые  прозрачные банки, микроскопы, барометры, термометры, песочные часы, бинокль, комплекты для игр с водой. В лаборатории необходимо хранить массовый материал для организации занятий: песок, глину, семена, камни.

В лаборатории можно  разместить живые объекты для  наблюдений. Можно соорудить “Дом для червей” - аквариум или другая прозрачная емкость с почвой. В почве должны быть сухие, перегнившие листья – пища дождевых червей. В аквариум запустите несколько дождевых червей. Через стеклянные стенки дети смогут наблюдать за передвижением этих существ. И за тем, как они перерабатывают остатки растений, проделывают ходы в земле. Почву нужно поддерживать во влажном состоянии, а дождевых червей через некоторое время дети выпускают “на волю”.

“Прозрачный горшок” - стеклянная емкость (банка или небольшая емкость), позволяющая наблюдать за ростом корней растений. Особенно интересно наблюдать за развитием корней лука. Длинные корни также образуются у веточек тополя. Сначала ветки нужно поставить в воду, а когда появятся корни посадить в емкость. Чтобы наблюдать было удобнее, сажать растения нужно поближе к стенкам банки, чтобы часть корней была на виду.

Экологическая комната  и лаборатория природы можно  совместить в одной комнате, если площадь и условия комнаты  позволяют делать это.

Таким образом, создавая лаборатории, экологические комнаты необходимо исходить из базовой идеи: развивает та среда, в которой ребенок активно действует. Но Комната природы одна, а активная экологическая деятельность должна осуществляться регулярно всеми детьми ДОУ. Поэтому особое внимание нужно обратить на преемственность между экологической Комнатой и Уголком природы группы. Экологически развивающая среда – это место для осуществления детской деятельности экологической направленности. Организуя деятельность в развивающей среде, педагог поощряет инициативу детей. Не давая прямых ответов на их вопросы, а создавая проблемные ситуации, помогает детям организовать опыты в лаборатории или в экологической комнате, чтобы найти решение. Благодаря этому у них формируется стойкий интерес к природе, познавательная активность, самостоятельность, инициативность.

Постоянные наблюдения и уход за растениями и животными  воспитывают у детей гуманное отношение к природным объектам, основанное на знании особенностей их жизни и накоплении эмоционально-чувственного опыта общения с ними.

Экологическое воспитание в дошкольном возрасте только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребенку ориентироваться  в окружающей действительности, правильно  понимать её. Но главное, положат начало осознанному отношению к природе, определению своего места в ней в будущем. Важная сторона экологического воспитания – это развитие гуманного чувства, действенного отношения к окружающему миру, выработка готовности с радостью трудиться, помогая другим. Самостоятельные дела и поступки детей – это уже критерий экологической культуры.

Экологическая среда  в ДОУ помогает решать следующих задач:

  • развитие положительных нравственных качеств, побуждающих детей к соблюдению норм поведения в природе, в обществе;
  • воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций, чувства эмпатии;
  • формирование познавательных, практических и творческих умений экологического характера.

При построении системы  экологической работы обращают особое внимание на следующие основные направления:

  • Познавательное направление работы включает цикл познавательных мероприятий (используются следующие формы: дидактические игры, беседы, путешествия, спектакли, викторины), которые способствуют более глубокому расширению экологических знаний воспитанников.
  • Познавательно-развлекательное направление работы ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме: это - театрализованные представления на экологическую тему, праздники, утренники, экологические игры, игры-путешествия.
  • Изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами(практическое направление работы) - совместные с родителями акции по озеленению групповых комнат, территории ДОУ, работой на огороде и аптекарской клумбе, посадкой деревьев и кустарников, оформлению цветников, акции по охране редких цветов, подкормке птиц, изготовлению и развешиванию кормушек и скворечников, способствовали привитию бережного отношения воспитанников к родной природе.
  • Исследовательское направление работы осуществляется в рамках следующих мероприятий: проектной деятельности, экскурсий в природу и в музеи, фенологических наблюдений, опытов которые способствуют развитию мышления, анализу полученных результатов.

Информация о работе Экологическая среда в ДОУ