Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:51, контрольная работа
В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля. Первостепенное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Эколого-развивающая среда состоит из разнообразных элементов, каждый из которых выполняет свою функциональную роль:
Территория детского сада, используется для создания фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок:
Любовь к родной природе останется в сердцах воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром
2.Конспект
занятия по теме: Экологическая
среда в ДОУ как метод
2. Развивать положительные нравственные качества, побуждать детей к соблюдению норм поведения в природе.
3. Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций.
Материалы, инструменты, оборудование
Разноцветные бусы (браслеты), лупы.
Место проведения
Первая часть занятия
проводится в групповом помещении,
затем воспитатель ведёт
Предварительная работа
Наблюдение за растениями и животными в уголке природы. Дети наблюдают и ухаживают за растениями и животными в уголке природы, за обитателями аквариума, пересаживают комнатные растения, исследуя почву. Можно взять некоторые цветущие растения с клумбы (бархатцы, декоративную капусту) и посадить их в группе, наблюдать за ними.
Содержание занятия
Воспитатель напоминает детям о наблюдениях, проведенных на участке детского сада; вместе с детьми уточняет, что на участке есть растения, животные, земля, вода, воздух, свет. Для актуализации и закрепления полученных знаний воспитатель составляет с детьми небольшие браслетики или бусы из бумажных или пластмассовых бусинок разного цвета (шесть белых, и по одной бусине зелёного, серого, коричневого, синего, голубого и оранжевого цвета). Чтобы цветные бусинки были лучше видны, между ними помещают белые. Воспитатель предлагает детям нанизать на нитку первую белую бусинку и вспомнить исследование, которое проводилось на клумбе. Что дети наблюдали? Растения, - нанизываем бусинки зелёного цвета, а за ней снова белую. Были ли животные на клумбе? (Дети вспоминают, кого они обнаружили в земле, кто прилетел к цветкам, кто ползал на клумбе). Нанизываем серую бусинку, потом - белую. Что держит корни растений, кормит и поит их? Земля, - на бусах появляется коричневая бусинка, за ней – белая. Что даёт растениям свет и тепло без которых они не могут жить? Солнце, - добавляем к предыдущим оранжевую бусинку, за ней снова белую. Дождик поливает растения, им нужна вода, - бусы пополняются синей бусинкой (и белой). Ещё растениям нужен воздух, - нанизываем голубую бусинку и за ней – последнюю белую. Получившееся ожерелье можно использовать в процессе работы с детьми в течение всего года, вспоминая, что символизирует та или иная бусинка.
Воспитатель предлагает детям посмотреть, есть ли природа у них в группе и в других помещениях детского сада, пройти по детскому саду и найти разные объекты природы. Начать можно с помещения группы. Дети надевают бусы (или браслеты на руку).
Зелёная бусинка напоминает о растениях. Есть ли растения в группе? Дети проводят наблюдения за комнатными растениями и за растениями мини-огорода. Они низкие или высокие? Какой у них стебель (прямой или вьющийся, толстый или тонкий)? Какого цвета листья (светло- или тёмно-зелёные, пёстрые); большие или маленькие, шершавые или гладкие? Дети рассматривают, осторожно трогают листья, используют лупы. На каких растениях есть цветки, бутоны? Для чего выращивают комнатные растения в группе?
Серая бусинка напоминает о животных. Какие животные есть в группе: птицы, рыбы, звери? (Попугаи, канарейки; рыбки в аквариуме; хомячки, морские свинки, белые декоративные мышки и крысы.) Дети рассматривают аквариум, наблюдают за его обитателями. Кто живёт в аквариуме? (Рыбы, улитки.) Что в нём растёт? (Разные растения.)
Коричневая бусинка напоминает о земле (почве). Воспитатель спрашивает детей, есть ли в группе земля. Для чего она используется? (Найти почву в горшках с растениями, на мини-огородах.) Дети рыхлят землю деревянной палочкой, чтобы в ней было больше воздуха и растение лучше росло.
Синяя бусинка напоминает о воде. Воспитатель обсуждает с детьми, где в группе можно обнаружить воду; вода есть в кране, есть вода для полива растений, в клетках животных, в аквариуме. Как дети используют воду,- пьют, моют руки, поливают растения, дают пить животным и т.д. Дети определяют, нужно ли полить комнатные растения (трогают землю в горшках, и в случае необходимости поливают), добавляют воду в аквариум (если часть её испарилась), подливают воду в поилки животным.
Голубая бусинка напоминает о воздухе. Воспитатель спрашивает у детей, есть ли в группе воздух, почему мы его не видим? (Воздух прозрачный.) Воспитатель раздаёт детям прозрачные полиэтиленовые пакеты и спрашивает, есть ли что-нибудь внутри них. (Ответ ребят не комментируется, правильность предположений они проверяют сами.) Затем дошкольники «ловят» воздух с помощью пакетов. (Открывают пакет и машут им из стороны в сторону, чтобы он наполнился воздухом.) Почему пакет раздулся? Чем он наполнился? Воздухом. Значит, в комнате есть воздух, только он невидим. Воздух нужен и людям, и животным, и растениям.
Оранжевая бусинка – напоминает о солнце. Воспитатель спрашивает у детей, есть ли в комнате солнечный свет. Откуда он берётся в помещении? (Его лучи проходят через окна.) Воспитатель закрывает окна шторами: что изменилось? Света стало меньше. В солнечный день дети протягивают к окну ладошки. Что они чувствуют при этом? (Тепло.)
Экскурсию по детскому саду продолжить и в другое время, вне занятия.
Воспитатель вместе с детьми делает вывод о том, что солнечный свет, тепло, воздух, вода, земля нужны всем – людям, животным, растениям.
Организация и проведение занятия
Вопросы для изучения |
Да |
нет |
Частично |
Другое | |
1. |
Характеристика программного
содержания: |
||||
2. |
Характеристика деятельности
воспитателя: |
||||
3. |
Характеристика деятельности
детей: |
||||
4. |
Характеристика условий
проведения занятия: |
Психологический анализ занятия
Вопросы для изучения |
Да |
Нет |
Частично |
Другое | |
1. |
Психологический анализ
учебной деятельности детей: |
||||
2. |
Психологическая оценка
занятия: |
||||
3. |
Психологический анализ
деятельности воспитателя: |
Поведение ребёнка на занятии
Вопросы для изучения |
Да |
Нет |
Частично |
Другое | |
1. |
Слушает воспитателя внимательно или отвлекается |
||||
2. |
Выполняет задание рассеяно или сосредоточено |
||||
3. |
Самостоятелен от начала до конца |
||||
4. |
Подражает соседу |
||||
5. |
Работает быстро или медленно |
||||
6. |
Успевает закончить или оставляет работу незавершённой |
||||
7. |
Как реагирует на затруднения или неудачи: пытается преодолеть, возобновляет попытки, обращается к воспитателю за помощью |
||||
8. |
Как оценивает полученный результат: любуется, огорчается, смущается ошибкам, проявляет равнодушие |
Карточка анализа занятия
Вопросы для изучения |
Да |
Нет |
Частично |
Другое | |
1. |
Соответствие программного содержания возрасту ребёнка |
||||
2. |
Наличие нового материалов, обеспечивающих некоторые усилия и напряжение мысли. |
||||
3. |
Выполнение гигиенических требований |
||||
4. |
Эстетика занятия (внешний вид детей, группы, оборудования) |
||||
5. |
Разнообразие методов и приёмов, их взаимосвязь и обоснованность |
||||
6. |
Приёмы привлечения и сосредоточения внимания детей (имеются или нет). |
||||
7. |
Приёмы активизации самостоятельного мышления детей. |
||||
8. |
Доступность, логичность, эмоциональность и красочность речи воспитателя. |
||||
9. |
Индивидуальная работа с детьми. |
||||
10. |
Поведение детей в процессе работы. |
||||
11. |
Оценка работы воспитателями, детьми. |
Формирование первоначальных учебных навыков и умений у детей
Вопросы для изучения |
Да |
Нет |
Частично |
Другое | |
1. |
Умение слышать и принимать учебное задание |
||||
2. |
Умение слушать и слышать объяснение воспитателя |
||||
3. |
Умение выполнять задания по плану воспитателя или по собственному плану |
||||
4. |
Реакция на оценку воспитателя по ходу выполнения задания или в конце его |
||||
5. |
Умение слушать и слышать ответы товарищей |
||||
6. |
Умение излагать свои мысли понятно для окружающих |
||||
7. |
Степень осознания ребёнком учебной задачи: что должен был сделать? Чему научился? |
Анализ занятия проводится по итогам его проведения по данной схеме или другой аналогичной, в зависимости от целей проведения анализа занятия.