Экологическая среда в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 19:51, контрольная работа

Описание работы

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земля. Первостепенное значение при этом должно придаваться экологическому воспитанию и образованию детей дошкольного возраста.
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Файлы: 1 файл

контр эколог.doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

Эколого-развивающая  среда состоит из разнообразных  элементов, каждый из которых выполняет  свою функциональную роль:

  • Групповые комнаты, в которых размещены уголки природы, экологические лаборатории, «огороды на подоконнике», дидактические игры, библиотечки, фито-бары, уголки релаксации и т.д.

Территория детского сада, используется для создания фрагментов природных и культурных ландшафтов, элементарных архитектурных сооружений, игровых и спортивных площадок:

  • экологическая тропа, включающая альпийскую горку, огород, аптекарскую клумбу, различные деревья и кустарники, цветники и др.
  • малые архитектурные формы – «сельский дворик», сенсорная дорожка, искусственный водоем и др.
  • мини-стадион и игровые площадки.

Любовь к родной природе останется в сердцах воспитанников на долгие годы и поможет им жить в гармонии с окружающим миром

 

 

2.Конспект  занятия по теме: Экологическая  среда в ДОУ как метод воспитания.(старшая группа)

Занятие «Природа в детском саду»

Задачи

1. Формировать  представления о разнообразии  природы, знакомить с природными  объектами ближайшего окружения  и их взаимодействия.

 2. Развивать положительные нравственные качества, побуждать детей к соблюдению норм поведения в природе.

3. Воспитание этических и эстетических чувств, развитие эмоций.

 Материалы, инструменты, оборудование

Разноцветные бусы (браслеты), лупы.

Место проведения

Первая часть занятия  проводится в групповом помещении, затем воспитатель ведёт дошкольников по зданию детского сада. Занятие можно также проводить в зимнем саду, в экологической комнате, в живом уголке. Если в здании детского сада есть экологическая тропинка, то маршрут дошкольников проходит по ней. (Такая тропинка включает объекты живой и неживой природы: композиции комнатных растений, уголок природы, фонтаны, песочницы и центры песка и воды, аквариумы, мини-огороды и т.п.).

Предварительная работа

Наблюдение за растениями и животными в уголке природы. Дети наблюдают и ухаживают за растениями и животными в уголке природы, за обитателями аквариума, пересаживают комнатные растения, исследуя почву. Можно взять некоторые цветущие растения с клумбы (бархатцы, декоративную капусту) и посадить их в группе, наблюдать за ними.

Содержание  занятия

Воспитатель напоминает детям о наблюдениях, проведенных на участке детского сада; вместе с детьми уточняет, что на участке есть растения, животные, земля, вода, воздух, свет. Для актуализации и закрепления полученных знаний воспитатель составляет с детьми небольшие браслетики или бусы из бумажных или пластмассовых бусинок разного цвета (шесть белых, и по одной бусине зелёного, серого, коричневого, синего, голубого и оранжевого цвета). Чтобы цветные бусинки были лучше видны, между ними помещают белые. Воспитатель предлагает детям нанизать на нитку первую белую бусинку и вспомнить исследование, которое проводилось на клумбе. Что дети наблюдали? Растения, -  нанизываем бусинки зелёного цвета, а за ней снова белую. Были ли животные на клумбе? (Дети вспоминают, кого они обнаружили в земле, кто прилетел к цветкам, кто ползал на клумбе). Нанизываем серую бусинку, потом - белую. Что держит корни растений, кормит и поит их? Земля, - на бусах появляется коричневая бусинка, за ней – белая. Что даёт растениям свет и тепло без которых они не могут жить? Солнце, - добавляем к предыдущим оранжевую бусинку, за ней снова белую. Дождик  поливает растения, им нужна вода, - бусы пополняются синей бусинкой (и белой).  Ещё растениям нужен воздух, - нанизываем голубую бусинку и за ней – последнюю белую. Получившееся ожерелье можно использовать в процессе работы с детьми в течение всего года, вспоминая, что символизирует та или иная бусинка.

 

Воспитатель предлагает детям посмотреть, есть ли природа  у них в группе и в других помещениях детского сада, пройти по детскому саду и найти разные объекты природы. Начать можно с помещения группы. Дети надевают бусы (или браслеты на руку).

Зелёная бусинка напоминает о растениях. Есть ли растения в группе? Дети проводят наблюдения за комнатными растениями и за растениями мини-огорода. Они низкие или высокие? Какой у них стебель (прямой или вьющийся, толстый или тонкий)? Какого цвета листья (светло- или тёмно-зелёные, пёстрые); большие или маленькие, шершавые или гладкие? Дети рассматривают, осторожно трогают листья, используют лупы. На каких растениях есть цветки, бутоны? Для чего выращивают комнатные растения в группе?

Серая бусинка напоминает о животных. Какие животные есть в группе: птицы, рыбы, звери? (Попугаи, канарейки; рыбки в аквариуме; хомячки, морские свинки, белые декоративные мышки и крысы.) Дети рассматривают аквариум, наблюдают за его обитателями. Кто живёт в аквариуме? (Рыбы, улитки.) Что в нём растёт? (Разные растения.)

Коричневая  бусинка напоминает о земле (почве). Воспитатель спрашивает детей, есть ли в группе земля. Для чего она используется? (Найти почву в горшках с растениями, на мини-огородах.) Дети рыхлят землю деревянной палочкой, чтобы в ней было больше воздуха и растение лучше росло.

Синяя бусинка напоминает о воде. Воспитатель обсуждает с детьми, где в группе можно обнаружить воду; вода есть в кране, есть вода для полива растений, в клетках животных, в аквариуме. Как дети используют воду,- пьют, моют руки, поливают растения, дают пить животным и т.д. Дети определяют, нужно ли полить комнатные растения (трогают землю в горшках, и в случае необходимости поливают), добавляют воду в аквариум (если часть её испарилась), подливают воду в поилки животным.

Голубая бусинка напоминает о воздухе. Воспитатель спрашивает у детей, есть ли в группе воздух, почему мы его не видим? (Воздух прозрачный.)  Воспитатель раздаёт детям прозрачные полиэтиленовые пакеты и спрашивает, есть ли что-нибудь внутри них. (Ответ ребят не комментируется, правильность предположений они проверяют сами.) Затем дошкольники «ловят» воздух с помощью пакетов. (Открывают пакет и машут им из стороны в сторону, чтобы он наполнился воздухом.) Почему пакет раздулся? Чем он наполнился? Воздухом. Значит, в комнате есть воздух, только он невидим. Воздух нужен и людям, и животным, и растениям.

Оранжевая бусинка – напоминает о солнце. Воспитатель спрашивает у детей, есть ли в комнате солнечный свет. Откуда он берётся в помещении? (Его лучи проходят через окна.) Воспитатель закрывает окна шторами: что изменилось? Света стало меньше. В солнечный день дети протягивают к окну ладошки. Что они чувствуют при этом? (Тепло.)

Экскурсию по детскому саду продолжить и в другое время, вне  занятия.

Воспитатель вместе с  детьми делает вывод о том, что  солнечный свет, тепло, воздух, вода, земля нужны всем – людям, животным, растениям.

Анализ

Организация и проведение занятия

 

Вопросы для  изучения

Да

нет

Частично

Другое

1.

Характеристика программного содержания: 
• Соответствие задач программе группы 
• Соответствие уровню развития детей данной группы 
• Объём программного содержания 
• Конкретность формулировок программного содержания 
 

       

2.

Характеристика деятельности воспитателя: 
• Выделение приёмов, используемых для решения поставленных задач 
• Соответствие приёмов возрасту детей, требованиям методики данной программы 
• Правильность, точность применения этих приёмов 
 

       

3.

Характеристика деятельности детей: 
• Освоение детьми программного содержания по задачам 
• Особенности поведения детей на занятии (активность, внимание, интерес, отношение к занятию) 
• Учебные навыки детей

       

4.

Характеристика условий  проведения занятия: 
• Соответствие требованиям санитарно-гигиенических условий 
• Соответствие требованиям материально-технических условий 
• Соответствие требованиям функционально-педагогических условий

       

Психологический анализ занятия

 

Вопросы для  изучения

Да

Нет

Частично

Другое

1.

Психологический анализ учебной деятельности детей: 
• Активная позиция детей на занятии 
• Позитивное отношение детей к воспитателю 
• Преобладающее на занятии самочувствие детей

       

2.

Психологическая оценка занятия: 
• Уровень организации занятия (психологический настрой на занятие, использование игровых организационных моментов) 
• Соотношение монологического и диалогического общения между детьми и воспитателем на занятиях (преобладание речи воспитателя; 
преобладание речи детей; 
равное соотношение) 
• Соответствие форм и методов занятия возрастным психофизиологическим особенностям детей (учитывает ли воспитатель индивидуальные и психологические особенности детей при проведении занятия)

       

3.

Психологический анализ деятельности воспитателя: 
• Наличие психологической дистанции между воспитателем и детьми («над», «под», «рядом», «вместе») 
• Коммуникабельность (умение устанавливать контакт с группой и каждым ребёнком) 
• Внешний облик воспитателя (поза, мимика, пантомимика, вкус и стиль в одежде и причёске)

       

Поведение ребёнка  на занятии

 

Вопросы для  изучения

Да

Нет

Частично

Другое

1.

Слушает воспитателя  внимательно или отвлекается

       

2.

Выполняет задание рассеяно или сосредоточено

       

3.

Самостоятелен от начала до конца

       

4.

Подражает соседу

       

5.

Работает быстро или  медленно

       

6.

Успевает закончить  или оставляет работу незавершённой

       

7.

Как реагирует на затруднения или неудачи: пытается преодолеть, возобновляет попытки, обращается к воспитателю за помощью

       

8.

Как оценивает полученный результат: любуется, огорчается, смущается  ошибкам, проявляет равнодушие

       

Карточка анализа  занятия

 

Вопросы для  изучения

Да

Нет

Частично

Другое

1.

Соответствие программного содержания возрасту ребёнка

       

2.

Наличие нового материалов, обеспечивающих некоторые усилия и напряжение мысли.

       

3.

Выполнение гигиенических  требований

       

4.

Эстетика занятия (внешний  вид детей, группы, оборудования)

       

5.

Разнообразие методов  и приёмов, их взаимосвязь и обоснованность

       

6.

Приёмы привлечения  и сосредоточения внимания детей (имеются  или нет).

       

7.

Приёмы активизации  самостоятельного мышления детей.

       

8.

Доступность, логичность, эмоциональность и красочность  речи воспитателя.

       

9.

Индивидуальная работа с детьми.

       

10.

Поведение детей в  процессе работы.

       

11.

Оценка работы воспитателями, детьми.

       

Формирование  первоначальных учебных навыков  и умений у детей

 

Вопросы для  изучения

Да

Нет

Частично

Другое

1.

Умение слышать и  принимать учебное задание

       

2.

Умение слушать и  слышать объяснение воспитателя

       

3.

Умение выполнять задания по плану воспитателя или по собственному плану

       

4.

Реакция на оценку воспитателя  по ходу выполнения задания или в  конце его

       

5.

Умение слушать и  слышать ответы товарищей

       

6.

Умение излагать свои мысли понятно для окружающих

       

7.

Степень осознания ребёнком учебной задачи: что должен был  сделать? Чему научился?

       

 

Анализ занятия проводится по итогам его проведения по данной схеме или другой аналогичной, в  зависимости от целей проведения анализа занятия.

Информация о работе Экологическая среда в ДОУ