Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:40, реферат
Необходимость в сохранении отдельных природных объектов и территорий закономерно возникает в процессе освоения человеком природных ресурсов и преобразования среды своего обитания. Такая потребность вызвана повышением интенсивности антропогенных воздействий (распашка, застройка, добыча полезных ископаемых и т.д.), что привело к уменьшению биологического разнообразия, снижению саморегулирующей и стабилизирующей способности ландшафта.
ВВЕДЕНИЕ
Необходимость в сохранении отдельных природных объектов и территорий закономерно возникает в процессе освоения человеком природных ресурсов и преобразования среды своего обитания. Такая потребность вызвана повышением интенсивности антропогенных воздействий (распашка, застройка, добыча полезных ископаемых и т.д.), что привело к уменьшению биологического разнообразия, снижению саморегулирующей и стабилизирующей способности ландшафта.
Традиционным способом охраны природы является выделение особых территорий (ООПТ), предназначенных для сохранения биологического разнообразия, уникальных флоры и фауны, ландшафтов, воспроизводства природных ресурсов, защиты технических сооружений или других объектов, имеющих научное, историческое, эстетическое значение. Но в большинстве реальных ситуаций охраняемые территории – это всего лишь разрозненные либо слабо увязанные объекты, которые необходимо достраивать до уровня системы. ООПТ являются наиболее ценными в природном отношении участками и не охватывают всего разнообразия природной среды. Кроме того, для поддержания биологического равновесия разрозненные участки должны соединяться коридорами, обеспечивающими беспрепятственную миграцию животных, их свободное расселение. Следовательно, все элементы охраны природы нужно объединить в одну спланированную, эффективно функционирующую структуру, представляющую пространственно связанную сеть природных и полуприродных территорий.
Экологический каркас территории — это совокупность экосистем территории с индивидуальным режимом природопользования для каждого участка, образующих пространственно организованную инфраструктуру, которая поддерживает экологическую стабильность территории, предотвращая потерю биоразнообразия и деградацию ландшафта.
ОБЩИЕ ЧЕРТЫ КОНЦЕПЦИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАРКАСА
Экологический каркас выполняет
свои функции при наличии
Иначе говоря, предлагается введение определенной
системы земель, имеющих особый статус.
Эти земли должны находиться в регламентированных
и щадящих видах использования (пастбище,
сенокос, виды лесного хозяйства и т.д.),
причем для каждого участка должен быть
определен свой отдельный режим использования,
исходя из его роли в поддержании экологической
стабильности как окружающей местности,
так и всей территории региона.
На карте или снимке из космоса такая система земель выглядит как пространственно сообщающаяся сеть природных и полуприродных территорий. Земли каркаса должны представлять собой как природные экосистемы, так и созданные при участии человека, полуприродные. Природопользование на них не прекращается.
Смысл экологического каркаса состоит в обеспечении экологической стабильности всей территории и ее частей с максимальной эффективностью, путем поддержания гибкой системы дифференцированного природопользования. Экологический каркас — это не форма охраны природы, а способ управления природопользованием, обеспечивающий длительное неистощительное сосуществование человека и используемых природных ресурсов. В долговременном плане экологический каркас не снижает, а многократно увеличивает экономическую выгоду хозяйственного использования земель.
Нормативно-правовая база экологической оптимизации раздроблена и ее действенность затруднена. Существующее законодательство, регламентирующее природопользование, построено по ресурсному признаку: законы различаются для различных типов землепользования (сельскохозяйственные земли, лесные земли и др.).
Не существует единой системы управления экологическим каркасом, мониторинга и контроля. Землями можно сейчас управлять только по ведомственному признаку. Управление же экологической ситуацией на территории в целом не регламентируется никакими нормативами, что делает невозможной разработку долговременной, масштабной стратегии устойчивого развития территории.
Экологический каркас не
означает отказа от других существующих
форм территориальной охраны природы
и регулирования природопользования, а представляет
собой их развитие и интеграцию. Усиливая
эффективность управления и сокращая
затраты, он предполагает минимальную
перестройку существующих структур. Только
такая мера, как экологический каркас,
соответствует современному уровню нагрузки
на природную среду и способна предотвратить
ее разрушение.
Создание каркаса должно осуществляться
параллельно с интенсификацией сельскохозяйственного
производства (и природопользования в
целом): ограничения, накладываемые на
использование одних территорий, сочетаются
с более интенсивным использованием других
территорий.
Экологический каркас должен функционировать в условиях частного землепользования, он должен быть выгоден крупным и богатым хозяйствам.
Для создания экологического каркаса необходимо, с одной стороны, выделить и спроектировать систему его земель с режимом каждой территории, с другой стороны — создать правовую базу, экономические механизмы функционирования каркаса, создать систему управления каркасом. Сбалансированное выполнение этих задач и означает достижение самой главной поставленной цели.
Институт экологического каркаса, будучи простой и эффективной структурой, позволит в несколько раз снизить затраты на управление экологическим балансом территории, повысив его эффективность, не говоря уже об огромных долгосрочных экономических выгодах.
ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАРКАСА КАК СИСТЕМЫ ЗЕМЕЛЬ
Участки экологического каркаса можно сгруппировать сразу по нескольким направлениям:
По функциям — узлы (или ядра) и коммуникативные элементы.
По иерархическому уровню
— элементы каркаса местного, районного,
регионального и
По правовому статусу
— различные формы
По экосистемному признаку — каким типом экосистемы элемент представлен.
Каждый экологический каркас должен
включать три типа элементов.
Первый — природные территории (степи,
леса, луга и т.п., все, что сохранило природный
облик).
Второй — реставрационный фонд. Это
антропогенные территории (обычно пашня),
но такие, на которых, с целью воссоздания
единой инфраструктуры экологического
каркаса, необходимо восстановить природную
среду. Сюда отнесем, например, мероприятия
по реставрации степных пастбищ.
Третий — искусственные элементы, чуждые
исторически ландшафту, но нужные для
поддержания экологического равновесия
в условиях интенсивной хозяйственной
деятельности. Таковы, например, полезащитные
лесополосы.
Как любая система, экологический каркас должен состоять из функциональных элементов — узлов (или ядер), и коммуникаций (каналов миграции) между ними, обычно имеющих вид линейных объектов. Поскольку экологический каркас должен образовываться на разных уровнях — местном, районном, региональном и межрегиональном, — то каждый элемент имеет то или иное значение, или ранг. При проектировании экологического каркаса следует определить ранг каждой природной территории как его элемента.
Узлы — достаточно обширные экосистемы,
внутри которых, благодаря их размерам
и высокому уровню биоразнообразия, протекают
природные процессы, стабилизирующие
экологическую обстановку на значительных
территориях. Коммуникации соединяют
узлы, перемещая потоки вещества и энергии.
Проектирование функциональной структуры
экологического каркаса включает определение
роли каждого участка в каркасе, соответствующего
ей режима его использования и его правовой
формы. Оно должно производиться на основе
всех необходимых знаний и достижений
в областях экономики сельского, водного,
лесного хозяйства и других отраслей природопользования,
управления территориями, системного
анализа, различных сфер экологии и других
наук о природе. Весь "секрет" удачного
проектирования каркаса в целом и его
элементов именно в этом, сами же принципы
в целом достаточно известны.
Можно выделить такие некоторые общие принципы построения экологического каркаса:
Принцип "природа знает лучше" (например, устойчивость степных ландшафтов следует в первую очередь обеспечивать степными экосистемами, а не посадками леса).
Принцип экологических коридоров (коммутационый).
Принцип поляризации ландшафта (принцип Родомана).
Принцип буферных зон. (охраняемые природные территории, защищающие ядра экологического каркаса и транзитные территории от неблагоприятных внешних воздействий. Им обычно придают статус охранных зон)
Принцип иерархических ячеек (принцип Пономаренко).
Принцип общей иерархичности
Принцип взаимопроникновения природной
и экономической
Принцип мозаичности территорий разных масштабов и функций.
Принцип относительной экологической автономности и дискретности отдельных участков.
Принцип репрезентативности экосистем.
Принцип учета исторических тенденций в развитии территории.
Принцип индивидуальности природных условий каждого участка территории.
Узлы экологического каркаса выделяются на следующих уровнях:
Узлы межрегионального ранга — территории настолько обширные и с высоким уровнем биоразнообразия, что могут оказывать влияние на очень большие площади (100 — 1000 тыс.км2), быть резервом биоразнообразия для нескольких природных, административных регионов, речных бассейнов. Такие узлы, связанные с тем или иным типом экосистем, есть не в каждой области.
Узлы регионального ранга — территории с гораздо меньшей площадью и (в каждом по отдельности) с гораздо менее значительным уровнем биоразнообразия. Но таких узлов много больше, в сумме они обладают почти полным спектром биоразнообразия и имеют достаточный потенциал для устойчивости к различным, в т.ч. случайным воздействиям. Поэтому их главная функция — служить "хранилищами" биоразнообразия для распространения его в масштабе реального времени по окружающей территории — как правило, 10-100 тыс.км2, т.е. по всему региону или его части.
Узлы районного ранга — небольшие территории, сами по себе недостаточно устойчивые ко многим воздействиям, но имеющиеся в большом количестве и с высокой плотностью, потому их главная функция — непосредственное регулирование базовых параметров экологической стабильности ландшафта, и именно эти узлы являются первым источником пополнения биоразнообразия при его нарушениях на локальном уровне. Узлы районного ранга влияют на территории порядка 1-10 тыс.км2. К ним относятся, например, все водораздельные леса, не попавшие в узлы высших рангов.
Узлы местного ранга — самая последняя, низшая ступень, именно они, наряду с экологическими коридорами, играют основную роль в экологической стабилизации всей территории, тонком регулировании всех ее экологических параметров, хотя каждый из них оказывает влияние лишь на окружающую местность — группу полей или овражно-балочную систему (до 1 тыс.км2). Характерные примеры — приводораздельные степные участки в верховьях балок или байрачные леса. Узлы этого ранга неустойчивы — их легко можно уничтожить.
Коммуникации (каналы миграции в экологическом каркасе — это территории, по которым может распространяться вещество — как живое, так и неживое. Распространяются, с одной стороны, виды растений, животных и микроорганизмов, с другой — вода, химические элементы, органические вещества. Коммуникации, обычно, имеют вид более или менее широких полос, но для миграций, например, птиц, нужна цепочка соответствующих местообитаний. Коммуникации играют для функционирования каркаса не менее важную роль, чем узлы.
Как и узлы, коммуникации ранжируются на элементы межрегионального, регионального, районного и местного уровня, связывающие узлы соответствующего ранга.
В некоторых местах природный каркас необходимо уже не только сохранять, но и восстанавливать. В этом случае в состав экологического каркаса входят участки экологической реставрации, выполняющие после восстановления функции транзитных, буферных или даже ключевых территорий.
НОРМАТИВНО – ПРАВОВАЯ ОСНОВА ПРИ СОЗДАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАРКАСА ТЕРРИТОРИИ
Наиболее значительные правовые основания для создания экологических каркасов в рамках экологически ориентированных систем территориального зонирования земель дают три законодательных акта. Это - Федеральный закон» О государственном земельном кадастре», Градостроительный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Закон «О государственном земельном кадастре» вводит понятие территориальной зоны и порядок установления ее границ. В указанном законе территориальной зоной называется часть территории, характеризующейся особым правовым режимом использования земельных участков. При этом границы территориальных зон предлагается определять в процессе зонировании земель в соответствии с земельным, градостроительным, лесным, водным законодательством, законодательством об охране окружающей природной среды, а также иными законодательными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Как следует из данного определения, при зонировании земель речь также идет об особом правовом режиме использования территории на основе ограничений, вытекающих, из природоохранного законодательства. В соответствии с настоящим законом сведения о территориальных зонах подлежат внесению в документы государственного земельного кадастра на основании данных, полученных от органов, осуществляющих регистрацию или учет территориальных зон.