Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Мая 2013 в 17:20, реферат
Всегда аварии на ГТС сопровождались масштабными последствиями: гибелью людей, разрушением жилищ, разрушением объектов экономики, ухудшением и деградацией окружающей среды и пр. С учетом данных мировой статистики, в среднем за последние 100 лет, начиная с 1900 года, ежегодный риск разрушений и повреждений бетонных плотин, составляет соответственно 0,34·104 и 0,45·103 , при этом ежегодный глобальный риск человеческих жертв аварий всех типов плотин составляет 5,1·108. Человеческие жертвы и материальные убытки при авариях современных плотин сопоставимы с последствиями природных катастроф.
Введение 3
Состояние водных ресурсов России 5
Гидротехнические сооружения, возможные аварии на них 7
Защита населения от последствий гидродинамических аварий 8
Классификация ГТС и причины их разрушения 9
Современные методы прогноза аварийности 16
Авария на Саяно-Шушенской ГЭС 17
Отчет о восстановительных работах 19
Причины аварии 19
Экологические последствия 21
Ущерб сооружениям и оборудованию электростанции 21
Заключение 23
Список литературы 25
Все ГТС являются потенциально опасными источниками поражения (воздействия) на население, объекты экономики и окружающую среду в результате аварийного сброса огромных водных масс.
ГТС в зависимости от степени опасности разрушений и масштабов их последствий подразделяются на 4 класса.
Класс ГТС может определяться:
по показателю технического назначения
сооружения, по показателю динамических
возможностей сооружения и по показателю
масштабов народно-
Таблица 1.1 Класс основных гидродинамических сооружений напорного типа в зависимости от технического назначения сооружения
Объект защиты |
Высота сооружения, (м) при их классе | ||||
1 |
2 |
3 |
4 | ||
Подпорные стены |
А |
Более 40 |
от 25 до 40 |
от 15 до25 |
менее 15 |
Б |
Более 30 |
от 20 до 30 |
от 12 до 20 |
менее 12 | |
В |
Более 25 |
от 18 до 25 |
от 10 до 18 |
менее 10 | |
Оградительные сооружения (молы, волноломы и дамбы) |
А, Б, В |
Более 25 |
от 25 |
менее 5 |
- |
Плотины на грунтовых основаниях |
А |
Более 100 |
от 75 до 100 |
от 25 до 75 |
менее 25 |
Б |
Более 75 |
от 35 до 100 |
от 15 до 35 |
менее 15 | |
В |
Более 50 |
от 25 до 50 |
от 15 до 35 |
менее 15 | |
Плотины бетонные и железобетонные, подводные конструкции здании гидроэлектростанций. Шлюзы |
А |
Более 100 |
от 60 до 100 |
от 25 до 65 |
менее 25 |
Б |
Более 50 |
от 25 до 50 |
от 10до25 |
менее 10 | |
В |
Более 25 |
от 20 до 25 |
от 10до20 |
менее 10 |
В экстремальных условиях
гидрологического режима (скоротечный
паводок, аварийный сброс вод
свыше расположенного по течению
реки ГТС и др.) возможны ситуации,
когда гидродинамическое
Установлено, что основными причинами разрушения ГТС являются: горизонтальные подвижки и вертикальные смещения под основанием ГТС. Вовремя не замеченные, они начинают проявляться в снижении устойчивости конструкции, что может привести к аварии или полному разрушению. Из статистического анализа отказов ГТС, произошедших в двадцатом веке на примере 240 аварий, приведенных в таблице 1.2, видно, что большинство отказов плотин произошло в результате паводковых воздействий и чрезмерной проницаемости грунтовых оснований, а также недостаточной прочности сооружения.
Таблица 1.2
Таблица статистического анализа отказов на гидротехнических сооружениях напорного типа на территории бывшего СССР за период 1990 - 2000 гг. | |||||
Причинные свойства грунтовых оснований |
Причины аварий | ||||
Штатные условия эксплуатации |
Паводки |
Сейсм |
Другие |
Всего | |
Чрезмерная проницаемость |
110 |
6 |
2 |
2 |
120 |
Деформационная неоднородность |
42 |
2 |
3 |
2 |
49 |
Недостаточная прочность на сдвиг |
24 |
3 |
4 |
5 |
36 |
Размываемость |
7 |
23 |
- |
1 |
31 |
Другие |
3 |
- |
1 |
- |
4 |
Всего |
186 |
34 |
10 |
10 |
240 |
По данным статистического учёта установлено, что чрезмерные фильтрационные расходы, связанные с трещинами плотин в зоне основания, являются причинами 50% всех отказов, в том числе 28% из них сопровождались разрушением плотин
По статистике отказов влияние сейсмических явлений на ГТС занимает 17-е место в зависимости от устройства плотины. Наиболее надёжными являются контрфорсные плотины. В таблице 1.3 показаны весовые критерии отказов ГТС от факторов влияния.
Таблица 1.3
Факторы влияния на отказы работы ГТС
Факторы влияния |
Вес ф-ра |
Время и количество отказов | ||
0 |
4 |
10 | ||
Неустойчивость основания |
20 |
30 |
30 |
---- |
Температура и усадки |
12 |
30 |
---- |
---- |
Фильтрация в теле плотины |
15 |
30 |
---- |
---- |
Фильтрация в основании |
14 |
30 |
---- |
---- |
Агрессивность воды |
12 |
---- |
---- |
6 |
Повременное замораживание |
15 |
---- |
---- |
---- |
Неправильная эксплуатация |
1 |
4 |
---- |
---- |
Землетрясения |
3 |
9 |
---- |
---- |
Разные не выявленные факторы |
8 |
4 |
---- |
---- |
Материалы статистики эксплуатации
гидротехнических сооружений показывают,
что с годами начинают появляться
естественные динамические процессы в
опорных грунтах, приводящие к изменениям
деформационной прочности оснований
и разрушению плотины. Для повышения
эффективности своевременных
Последствия прорыва
гидродинамического объекта связаны
с распространением с большой
скоростью воды, создающей угрозу
возникновения чрезвычайной техногенной
ситуации. Поражающий фактор - волна
прорыва, возникающая при разрушении
гидротехнического сооружения. Параметры
поражающего воздействия волны
прорыва: скорость волны прорыва, глубина
волны прорыва, температура воды,
время существования волны
Рис.2 Схема волны прорыва
h - уровень реки в момент образования прорана; hНб - глубина реки в нижнем бьефе; hcp - высота затопления участка местности при его полном формировании; hзат -максимальная высота затопления участка местности по створу; hM - высота участка местности к уровню воды в реке в межень; Ф -фронт волны прорыва; L - расстояние от плотины до створа; hвб - глубина водоема перед плотиной в момент ее разрушения; i - уклон водной поверхности.
На основе обобщения большого фактического (статистического) материала о техническом состоянии и аварийности гидросооружений напорного типа установлено, что основными причинами отказа (аварийности) являются: чрезмерная проницаемость грунтов оснований, деформационная неоднородность оснований и недостаточная прочность оснований на сдвиг. Поэтому основным объектом исследования аварийности среди всех типов гидросооружений должны быть гидросооружения напорного типа на грунтовых основаниях.
Геоэкологические последствия аварий на гидросооружениях напорного типа определяются величиной гидродинамического давления потока воды, особенно во фронте действия волны прорыва, уровнем и временем затопления, деформацией речного русла, загрязнением гидросферы, почв, размыванием и переносом грунтов.
Современные методы дистанционного
зондирования позволяют на стадии раннего
развития рисковых ситуаций устойчивости
ГТС в условиях экстремально изменяющейся
внешней среды определять: границы
береговой линии водоема и
динамику ее изменения, наличие и
характер увлажнения почв, и подтопление
территорий, динамику движения водных
масс и наполнение водоема, характер
и зоны затопления, техническое состояние
плотины и динамику аварийного сброса
вод, наличие и состояние
Возможности методов дистанционного зондирования по идентификации рисковых ситуаций в зоне функционирования гидротехнического сооружения
Методы зондиро вания |
Фактор состояния объекта |
Причины возникновения фактора |
Признак рисковой ситуации |
Спектор съемки, мкм |
Факторы ограничения съемки |
Применимость метода |
Фотосъемка в видимом диапазоне
|
Увеличение площади водоема, изменение очертания береговой линии. Увеличение сброса вод через водо- сбросную систему сооружения. Разрушение плотины. |
Обильные осадки, паводки
Обильные осадки, паводки
Деформация опорных |
Увеличение напора вод на стенки сооружения, переувлажнение грунтов в осно вании плотины. Увеличение напора вод на стенки сооруже ния, затопление территории ниже бьефа. Возникновение волны прорыва, затопление территории |
0,4– 0,78
0,4– 0,78
0,4-0,78 |
Темное (ночное) время суток, облачность.
Темное (ночное) время суток, облачность
Темное (ночное) время суток, облачность |
Ограничено
Ограничено
Ограничено |
Многозональная фотосъемка
|
Мутность вод
Глубина водоема
Влажность почв |
Увеличение лив невых стоков с прилегающей территории Обильные осадки, паводки
Обильные осадки, паводки |
Переувлажнение грунтов, увели чение объема водоема Повышение на пора вод на стен ки сооружения Снижение устой чивости осно ваний плотины |
0,4-0,48
0,48-0,64
0,7-0,92 |
Темное (ночное) время суток
Темное (ночное) время суток Темное (ночное) время суток |
Ограничено
Ограничено
Ограничено |
Мультиспектральная съемка |
Мутность и заг рязненность вод
Аномалии в береговой линии
Влажность почв
Зоны затопления |
Паводки, пром. сбросы,
Обильные осадки, паводки
Обильные осадки, паводки
Обильные осад ки, аварийные сбросы |
Увеличение напора вод на стенки плотины Снижение уст ойчивости основ аний плотины Снижение уст ойчивости основ аний плотины Затопление территорий |
0,4-0,8
0,4-0,8
0,4-0,8
0,4-0,8 |
Темное (ночное) время суток Темное (ночное) время суток Темное (ночное) время суток Темное (ночное) время суток |
Ограничено
Ограничено
Ограничено
Ограничено |
Инфракрасная (тепловая) съемка |
Переувлажнение очв
Техногенные и ливневые сбросы, эрозия почв Деформация грунтов, развитие карста, суффозии, соли флюкции |
Обильные осадки, паводки
Обильные осадки, павод ки, аварии на пром. объектах Длительные и обильные осад ки, сейсмичес кие аномалии |
Снижение устой чивости основа ний плотины Снижение устойчивости оснований плотины Снижение устойчивости оснований плотины |
3,0-5,0 8,0-12,0
3,0-5,0 8,0-12,0
3,0-5,0 8,0-12,0 |
Без ограничения Без ограничения
Без ограничения | |
Радиосъемка |
Загрязнение вод
Влажность почв
Очертания береговой линии |
Паводки, лив невые и техно генные сбросы Обильные осад ки, паводки
Обильные осадки, паводки |
Увеличение напора вод на стенки плотины Снижение усто йчивости осно ваний плотины Переполнение водоема |
1мм-10м
1мм-10м
1мм-10м |
Без ограничения Без ограничения Без ограничения | |
Телевизионная съемка |
Загрязнение вод
Влажность почв
Очертания береговой линии водоема |
Ливневые и аварийные пром. сбросы Обильные осадки, паводки
Обильные осадки, паводки |
Увеличение напора вод на стенки плотины Снижение устой чивости основа ний плотины Переполнение водоема |
0,5-0,75
0,5-0,75
0,5-0,75 |
Темное время суток, облачность Темное время суток, облачность Темное время суток, облачность |
Ограничено
Ограничено
Ограничено |
Лазерная съемка |
Загрязнение вод
Влажность почв |
Ливневые и ава рийные сбросы
Обильные осадки, паводки |
Увеличение объема вод водоема Снижение уст ойчивости осно ваний плотины |
10-720 нм
10-720 нм |
Без ограничений
Без ограничений |
Наибольшей информативностью по идентификации рисковой ситуации в зоне функционирования ГТС обладают такие методы дистанционного зондирования как: инфракрасная (тепловая) съемка и съемка в видимом диапазоне спектра. Вследствие возможного проявления различных негативных факторов природного и техногенного происхождения, изменяющих прочностные характеристики сооружения, отдельные элементы сооружения могут испытывать различного рода деформации. Для установления причин и прогноза развития этих деформаций применяются геодезические методы наблюдения за деформациями. Наиболее распространены геодезические наблюдения за вертикальными смещениями (осадками). Состояние сооружения оценивают по величинам деформаций, наблюдаемых во времени по положению контрольных точек, фиксированных в характерных местах гидросооружения. Мониторинг технического состояния несущих конструкций плотин осуществляется с целью обеспечения их безопасного функционирования и является основой эксплуатационных работ на этих объектах.
Для достижения наибольшей эффективности в раннем обнаружении деформационных процессов в основании плотины разработана методика наклономерных наблюдений за смещениями в основании сооружения. Согласно этой методики в основание ГТС и вокруг него закладывается сеть наклономерных станций и реперов, с помощью которых определяются вектора смещения основания сооружения по границам скольжения, а также количественные величины и направления смещений.
В целях практической реализации методики наклономерных наблюдений предлагается метод оценки точности и достоверности измерений и рекомендации по его применению.
Комплексное применение методов дистанционного зондирования и геодезических измерений позволяет достичь максимальных результатов раннего обнаружении рисковых ситуаций в зоне функционирования ГТС и своевременно принимать управленческие решения на снятие напряженности в развитии риска.
Авария на Саяно-Шушенской
ГЭС — индустриальная техногенная
катастрофа, произошедшая 17 августа 2009
года. В результате аварии погибло 75
человек, оборудованию и помещениям
станции нанесён серьёзный
Информация о работе Экологические последствия аварий на гидротехнических сооружениях