Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 19:31, реферат
Для Российской Федерации лес имеет огромное значение так как лесной фонд занимает более половины территории страны.Россия занимает особое, уникальное положение. При площади около 1690 млн. га. на её территории находятся пятая часть всех лесов мира и половина мировых хвойных лесов. Общая площадь лесного фонда и лесов, не входящих в него, составляет в России около 1178,6 млн га. Это приблизительно 70% от всей территории страны. В лесах РФ сосредоточены самые большие запасы древесины в мире – почти 80 млрд. м3, из которых 85% приходится на наиболее ценную хвойную древесину, на каждого жителя нашей страны приходится около 2 га покрытой лесом площади. Лесными пожарами на территории страны ежегодно охватывается до 2…5 млн. га лесной площади.
Введение 3
1. Причины, ликвидация и экологические последствия лесных пожаров 6
1.1 Общие статистические сведения о лесных пожарах в РФ и в мире 6
1.2 Лесной пожар и его виды 8
1.3 Причины возникновения лесных пожаров 12
1.4 Ликвидация лесных пожаров 15
1.5 Экологические последствия лесных пожаров 18
2. Правовые основы и методы обеспечения природоохранного законодательства 20
3. Вывод 32
4.Список литературы 33
Окарауливание пожара состоит
в непрерывном или
Для локализации пожаров могут быть использованы следующие тактические способы:
При тушении лесных пожаров применяются следующие способы и технические средства:
Экологические последствия лесных пожаров
Все экологические последствия лесных пожаров можно разделить на краткосрочные и отдаленные. К краткосрочным последствиям относится изменение среды обитания человека в зоне пожара. Характерное время этих последствий ненамного большехарактерного времени действия пожара. Все краткосрочные последствия лесных пожаров носят негативный характер.
К краткосрочным последствиям лесных пожаров относятся:
1) повышение температуры среды во фронте пожара (до 300К), что приводит к гибели людей и животных, настигнутых фронтом лесного пожара;
2) выбросы вредных химических веществ (CO, окислы азота) в приземный слой атмосферы;
3) высокие плотности тепловых потоков во фронте лесного пожара (до 200 кВт/м2 ), что приводит к возгоранию складов древесины, деревянных домов и других хозяйственных объектов, расположенных в тайге, в том числе и нефтепромыслов;
4) задымленность приземного
слоя атмосферы в зоне пожара,
в результате которой
5) действие инфразвуковых волн, генерируемых пожаром, на людей.
Действие этих негативных факторов обычно ограничивается зоной лесного пожара [21].
К отдаленным экологическим последствиям относятся те из них, для которых характерное время последствий значительно больше характерного времени действия пожара. Отдаленные последствия могут быть позитивными и негативными.
К позитивным последствиям лесных пожаров относятся:
1) уменьшение запаса лесных горючих материалов;
2) повышение плодородия почв за счет ее удобрения золой;
3) повышение видового
разнообразия в природных
К негативным последствиям лесных пожаров относятся:
1) уничтожение фитомассы лесных биогеоценозов в том числе и деловой древесины;
2) разрушение сложившихся экосистем, эрозия почв, уменьшение стока рек и опустынивание земель;
3) уменьшение дозы солнечной
радиации на подстилающую
4) нарушение природного
углеродного цикла, повышение
концентрации диоксида
5) повторное радиоактивное заражение местности при лесных пожарах в радиоактивных лесных фитоценозах
Правовые основы
и методы обеспечения
Защита лесов от пожаров является важным направлением деятельности федеральной и региональной власти, других структур, имеющих отношение к лесному хозяйству.
Федеральный закон "О пожарной безопасности", который является базовым в сфере пожарной безопасности, довольно в малой степени регламентирует вопросы защиты лесов от пожаров.
Все сводится к тому, что в ст. 6 отмечено, что "государственный пожарный надзор в лесном фонде Российской Федерации и в лесах, не входящих в лесной фонд Российской Федерации, осуществляется должностными лицами федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства".
Указ Президента Российской
Федерации от 9 марта 2004 г. "О системе
и структуре федеральных
Как отмечалось выше, базовый
закон в области пожарной безопасности
содержит упоминание только о Федеральной
службе по надзору в сфере
О роли, месте и значении
Министерства природных ресурсов РФ,
Федерального агентства лесного
хозяйства закон умалчивает. Нет
в нем и упоминания о других
структурах, имеющих отношение к
лесному фонду, в том числе
в отношении лесов, расположенных
на землях обороны и безопасности,
находящихся в федеральной
Сегодня сложно сказать, как недостаточное законодательное регулирование сказывается на ситуации с лесными пожарами, но можно предположить, что оно не способствовало качественному решению проблем, имеющихся в этой сфере.
Лесной кодекс РФ также содержит положения, касающиеся защиты лесов от пожаров. Часть первая ст. 51 указанного кодекса предусматривает, что "леса подлежат охране от пожаров", а далее в ст. 52 делается уточнение о том, что охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с уже упоминавшимся выше Федеральным законом "О пожарной безопасности" и Лесным кодексом РФ. При этом в ст. 51 Лесного кодекса РФ отмечается, что охрана лесов осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий. В число полномочий органов государственной власти РФ в области лесных отношений в соответствии со ст. 81 Лесного кодекса РФ применительно к вопросам пожарной безопасности относится:
У органов государственной власти субъектов РФ каких-либо полномочий в области лесных отношений (ст. 82) применительно к вопросам пожарной безопасности вообще нет.
Аналогичная ситуация в области
лесных отношений сложилась и
по отношению к полномочиям
Лесной кодекс РФ предусмотрел возможность передачи отдельных полномочий РФ в области лесных отношений органам государственной власти субъектов РФ. Если субъект принял делегированные ему полномочия, то тогда на него возлагается "организация использования лесов, их охраны (в том числе тушение лесных пожаров)". Для этих целей ему из федерального бюджетавыделяются субвенции.
Статья 53 Лесного кодекса РФ устанавливает требования пожарной безопасности в лесах. Она предусматривает, что в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:
1) противопожарное обустройство
лесов, в том числестроительств
2) создание систем, средств
предупреждения и тушения
3) мониторинг пожарной опасности в лесах;
4) разработка планов тушения лесных пожаров;
5) тушение лесных пожаров;
6) иные меры пожарной безопасности в лесах.
Пункт 2 ст. 53 нового Лесного кодекса РФ предусматривает, что "привлечение граждан, юридических лиц для тушения пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1993 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера". Данная норма закона позволяет говорить о привлечении граждан и юридических лиц для ликвидации лесного пожара только после того, как он стал чрезвычайной ситуацией (ЧС). В то же время четкие критерии отнесения лесного пожара к ЧС и в Лесном кодексе РФ, и в Федеральном законе "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера", и в постановлении Правительства РФ от 21 мая 2007 г. № 307, изданном после вступления в силу Лесного кодекса РФ, отсутствуют. Нет ясности по порядку привлечения для тушения лесных пожаров авиации, и в первую очередь самолетов и вертолетов, подведомственных МЧС России.
В Лесном кодексе РФ отсутствует какое-либо упоминание о пожарных подразделениях, специально предназначенных для ликвидации лесных пожаров в виде пожарно-химических станций и добровольных пожарных дружинах.
Статья 97 Лесного кодекса РФ, имеющая название "Государственный пожарный надзор в лесу", является отсылочной и предусматривает, что он осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О пожарной безопасности" и Лесным кодексом РФ. Следует отметить, что ни тот, ни другой законодательный акт не устанавливают сам порядок осуществления государственного пожарного надзора в лесу.
Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2004 г. № 370 утверждено Положение о Министерстве природных ресурсов РФ. Позже, в том числе и после принятия Лесного кодекса РФ, в него были внесены изменения и дополнения. Оно предусматривает, что МПР России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-техническому регулированию в области лесных отношений. МПР России также осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и Федерального агентства лесного хозяйства, которые имеют непосредственное отношение к решению вопросов пожарной безопасности в лесах. При этом в самом Положении о МПР России отсутствует какое-либо упоминание, связанное со словом "пожар". Прямо обозначеннаяфункция по выработке государственной политики и нормативно-техническому регулированию пожарной безопасности в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, у МПР России отсутствует.
Все, что связано с лесными пожарами, их профилактикой и тушением практически, отдано на откуп субъектам РФ, которые сами определяют и политику, и нормативное регулирование в этой сфере деятельности.
Субъекты РФ, которым поручено осуществлять тушение лесных пожаров, не справляются с этой задачей и зачастую скрывают истинные масштабы лесных пожаров.
Такое положение в определенной
степени является результатом недостатков
правового регулирования и
Постановление №972 от 29 декабря 2007 г. Федеральная целевая программа "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" предусматривает следующие мероприятия:
1) разработка современных
организационно-
Результаты ФЦП предполагаются соответственно следующие:
Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы утверждает, что организация рационального использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов является стратегически важной задачей.
Информация о работе Экологические последствия лесных пожаров