Экологические последствия лесных пожаров

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2012 в 19:31, реферат

Описание работы

Для Российской Федерации лес имеет огромное значение так как лесной фонд занимает более половины территории страны.Россия занимает особое, уникальное положение. При площади около 1690 млн. га. на её территории находятся пятая часть всех лесов мира и половина мировых хвойных лесов. Общая площадь лесного фонда и лесов, не входящих в него, составляет в России около 1178,6 млн га. Это приблизительно 70% от всей территории страны. В лесах РФ сосредоточены самые большие запасы древесины в мире – почти 80 млрд. м3, из которых 85% приходится на наиболее ценную хвойную древесину, на каждого жителя нашей страны приходится около 2 га покрытой лесом площади. Лесными пожарами на территории страны ежегодно охватывается до 2…5 млн. га лесной площади.

Содержание работы

Введение 3
1. Причины, ликвидация и экологические последствия лесных пожаров 6
1.1 Общие статистические сведения о лесных пожарах в РФ и в мире 6
1.2 Лесной пожар и его виды 8
1.3 Причины возникновения лесных пожаров 12
1.4 Ликвидация лесных пожаров 15
1.5 Экологические последствия лесных пожаров 18
2. Правовые основы и методы обеспечения природоохранного законодательства 20
3. Вывод 32
4.Список литературы 33

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ ПО ЭКОЛОГИИ.docx

— 76.62 Кб (Скачать файл)

Целями развития лесного  хозяйства и совершенствования  управления лесами являются создание условий, обеспечивающих устойчивое управление лесами, то есть соблюдение требований непрерывного, рационального и неистощительного использования лесов, повышение доходов от использования лесных ресурсов, своевременное и качественное воспроизводство лесов, сохранение их ресурсного, рекреационного, экологического потенциала и биологического разнообразия.

Повышение эффективности  охраны лесов должно осуществляться по следующим направлениям:

  • организация эффективной системы государственного лесного контроля и надзора;
  • развитие системы государственной инвентаризации лесов.

Охрана лесов от пожаров  должна стать важным направлением государственной  политики, обеспечивающей экологическуюбезопасность страны и сохранение ресурсного потенциала лесов. Система охраны лесов должна функционировать в существенно меняющихся природных условиях.

Основными причинами возникновения  лесных пожаров являются антропогенные факторы, вследствие которых возникает более 80 процентов лесных пожаров. В связи с этим необходимо формировать в сознании людей, начиная с детского возраста, бережное отношение к лесу. Необходимо усилить агитационную деятельность по профилактике лесных пожаров с помощью средств массовой информации.

Развитие наземных служб  обнаружения лесных пожаров должно осуществляться путем эффективного использования стационарных пунктов  наблюдения (пожарно-наблюдательных вышек  и мачт) и установки на них современных  телевизионных камер цветного изображения  с высокой разрешающейспособностью. Для повышения оперативности тушения лесных пожаров необходимо укомплектовать существующие пожарно-химические станции до нормативного уровня технического оснащения и заменить изношенную пожарную технику и оборудование.

Главными целями авиационных  работ по охране и защите лесов  являются обнаружение и ликвидация очагов огня в начальной стадии развития, а также очагов вредных организмов. Для достижения этих целей следует  обеспечить необходимуюпериодичность авиапатрулирования.

Одним из путей снижения затрат на авиапатрулирование является внедрение малой авиации. Необходимо завершить создание, сертификацию и  приобретение легких самолетов, обустройство аэродромов и аэропортов, обеспечение наземных служб средствами технического обслуживания и контроля.

Необходимо обеспечить дальнейшее развитие технологии тушения лесных пожаров с воздуха с применением  авиатанкеров, а также химических средств и полимеров, повышающих эффективность использования воды для тушения лесных пожаров. Необходимо продолжать внедрение современных технологий радиосвязи для оперативного управления охраной лесов, осуществлять радиоэлектронного контроля работы воздушных судов, переоснащать радиосети, применяемые в лесном хозяйстве. Следует продолжить работы по развитию центров дистанционного мониторинга лесных пожаров на территории России, материалы которого должны дополнять сведения авиационного и наземного обнаружения лесных пожаров.

Система охраны лесов от пожаров предусматривает:

  • осуществление районирования территории Российской Федерации по уровню требуемой противопожарной охраны с учетом экономической и экологической ценности лесов, а также степени хозяйственного освоения территорий;
  • совершенствование системы управления тушением крупных лесных пожаров;
  • осуществление мониторинга лесных пожаров в лесах на базе геоинформационных систем, обеспечивающих обработку наземных, авиационных и космических наблюдений;
  • расширение научно-исследовательских и проектных работ в области охраны лесов от пожаров.

Постановление правительства  Российской федерации от 30 июня 2007 г. N 417 "Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах".

Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в  лесах.

В целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются:

1) противопожарное обустройство  лесов, в том числе строительство,  реконструкция и содержание дорог  противопожарного назначения, посадочных  площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения  авиационных работ по охране  и защите лесов, прокладка просек, противопожарных разрывов;

2) создание систем, средств  предупреждения и тушения лесных  пожаров, содержание этих систем  и средств, а также формирование  запасов горюче-смазочных материалов  на период высокой пожарной  опасности;

3) мониторинг пожарной опасности в лесах;

4) разработка планов тушения  лесных пожаров;

5) тушение лесных пожаров;

6) иные меры пожарной  безопасности в лесах.

Меры пожарной безопасности в лесах, указанные в пункте 3 настоящих  Правил, осуществляются в зависимости  от целевого назначения лесов, показателей  природной пожарной опасности лесов  и показателей пожарной опасности  в лесах по условиям погоды.

Согласно постановлению, меры пожарной безопасности в лесах  осуществляются:

1) органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации или органами местного  самоуправления - в отношении лесов,  расположенных на землях, находящихся  соответственно в собственности  субъектов Российской Федерации  или муниципальных образований;

2) органами государственной  власти субъектов Российской  Федерации - в отношении лесов,  расположенных на землях лесного  фонда, осуществление полномочий  по охране которых передано  органам государственной власти  субъектов Российской Федерации  в соответствии с частью 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской  Федерации;

3) Федеральным агентством  лесного хозяйства - в отношении  лесов, расположенных на землях  лесного фонда, осуществление  полномочий по охране которых  не передано органам государственной  власти субъектов Российской  Федерации в соответствии с  частью 2 статьи 83 Лесного кодекса  Российской Федерации;

4) Федеральной службой  по надзору в сфере природопользования - в отношении лесов, расположенных  на землях особо охраняемых  природных территорий федерального  значения;

5) Федеральными органами  исполнительной власти, уполномоченными  в области обороны и безопасности, - в отношении лесов, расположенных  на землях обороны и безопасности, находящихся в федеральной собственности.

Привлечение юридических  лиц и граждан для тушения  лесных пожаров осуществляется в  соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".

В Постановлении изложены следующие требования:

  1. общие требования пожарной безопасности в лесах;
  2. требования пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений;
  3. требования пожарной безопасности в лесах при проведении переработки лесных ресурсов, заготовке живицы;
  4. требования пожарной безопасности в лесах при осуществлении рекреационной деятельности;
  5. требования пожарной безопасности в лесах при размещении и эксплуатации железных и автомобильных дорог;
  6. требования пожарной безопасности в лесах при добыче торфа;
  7. требования пожарной безопасности в лесах при выполнении работ по геологическому изучению недр и разработке месторождений полезных ископаемых;
  8. требования пожарной безопасности в лесах при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов;
  9. требования к пребыванию граждан в лесах;

Также указана ответственность за нарушение настоящих Правил и государственный пожарный надзор в лесах.

Приказ Министерства природных ресурсов от 25 мая 2005 г. N 112 "О космическом мониторинге  лесных пожаров" ссылается на статью 92 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой леса подлежат охране от пожаров. Для обеспечения охраны осуществляется мониторинг лесных пожаров, который по способам подразделяется на космический, авиационный и наземный.

Приказ освещает следующие  пункты:

  1. перечень формируемых документов;
  2. порядок формирования отчетных форм;
  3. порядок обработки материалов космического мониторинга.

В приложении 2 к приказу сообщается, что общая площадь лесного фонда Российской федерации составляет 1108124,9 тыс. га. В том числе разделение по зонам охраны следующее:

  1. Зона наземной охраны - 48261,4 тыс. га;
  2. Зона авиационной охраны - 501176,0 тыс. га;
  3. Зона космического мониторинга - 558687,5 тыс. га;

Кодекс РФ об административных правонарушениях в статье 8.32 за нарушение правил пожарной безопасности в лесах предусматривает наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 до 15 МРОТ; на должностных лиц- от 20 до 30 МРОТ; на юридических лиц- от 200 до 300 МРОТ.

Монреальский  Протокол - это международное соглашение, ограничивающее производство и потребление химикатов, включая ХФУ, Галоны, ГФХУ, ГБФУ, бромид метил и других, разрушающих стратосферный озоновый слой. Подписанный в 1987, протокол предписывает сторонам принятие мер для защиты озонового слоя, замораживая, сокращая или прекращая производство и потребление контролируемых веществ. Это соглашение является протоколом к Венской конвенции.

Стороны Монреальского Протокола  согласились следовать двух-аспектной  стратегии достижения постепенного сокращения галона. Во-первых, они будут  использовать галоны только в "особых" случаях, когда альтернативные технологии не доступны. Это требует эффективного управления и передислокации "банков" существующих галлонов. Во-вторых, они  применяют альтернативные системы  и технологии для замены галонов.

Протокол предлагает типы галоновых альтернатив для портативных  огнетушителей:

  • Водные гасители – эффективны для использования при горении обычного горючего материала (класс А). Не все они эффективны для использования при горении электрическогооборудования (класс С). Водные гасители не должны использоваться при горении огнеопасных жидкостей (класс В).
  • Жидкий слой формирующий пену (ЖСФП) – ЖСФП, как и другие типы пенных огнетушителей, приемлем для использования при горении обычного горючего материала (класс А). Этот тип гасителя может быть небезопасен для использования при горении электрического оборудования (класс С).
  • Сухие химикаты– обычные сухие химические гасители приемлемы для использования при горении огнеопасных жидкостей и газов (класс В). Многоцелевые сухие химические гасители приемлемы для использования при горении обычного горючего материала (класс А), a также при горении огнеопасных жидкостей и газов. Оба типа сухих химических гасителей подходят для использования при горении электрического оборудования (класс С).
  • Двуокись углерода – COогнетушители подходят для использования при горении огнеопасных жидкостей (класс В), а также при горении электрического оборудования (класс С). Этот тип гасителя неэффективен при горении обычного горючего материала (класс А).

Пожары класса А – горение  обычных горючих материалов(древесина, ткань, бумага, каучук и др. пластмассы)

Пожары класса В – горение  огнеопасных или горючих жидкостей, огнеопасных газов, жиров и похожих  материалов.

Пожары класса С – горение  электрического оборудования. Этот тип  пожара можно тушить как пожар  класса А или В если электрическое  оборудование отключено.

В целом, в соответствии с  положениями Венской конвенции  и Монреальского протокола и  Лондонской поправки к нему Российской Федерации было необходимо прекратить производство применяемых в качестве средств огнегашения галонов  с 1 января 1994 г. Для справки: производство этих ОРВ в России прекращено 20 декабря 2000 г.

После прекращения производства ОРВ в стране российскаяэкономика функционирует в принципиально новых условиях остаточного потребления галонов из их ограниченных резервных запасов, а также необходимости ускоренной конверсии на озонобезопасные вещества и технологии жизненно важных для обеспечения здоровья населения и национальной безопасности секторов экономики.

Проанализированы следующие  правовые основы: Федеральный закон "О пожарной безопасности", Лесной кодекс РФ, Постановление Правительства РФ от 22 июля 2004 г. № 370, Федеральная целевая программа "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года", Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы, Постановление правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 г. N 417 "Об утверждении правил пожарной безопасности в лесах", Приказ Министерства природных ресурсов от 25 мая 2005 г. N 112 "О космическом мониторинге лесных пожаров", Кодексе РФ об административных правонарушениях

Вывод

Приведены общие статистические сведения о лесных пожарах. Указаны  территории Российской Федерации с  наиболее высокой горимостью лесов. Приведено ранжирование районов  Республики Башкортостан (на основании  данных 2000-2009 года) по количеству природных  пожаров, по их площади, по горимости  лесов, по опасности перехода на населенные пункты. Перечислены страны, в которых  традиционно фиксируется значительное число пожаров.

Рассмотрена классификация  лесных пожаров. Они подразделяются на низовые, верховые и подземные. В  свою очередь низовые и верховые пожары могут быть устойчивыми и  беглыми. Указана классификация  лесных пожаров по скорости распространения (для низового и верхового пожара) и по глубине выгорания (для подземного пожара). Приведена также классификация  в зависимости от площади возгорания.

Выявлены причины возникновения  лесных пожаров: большая часть лесных пожаров возникает по вине населения (72%), значительный вклад в возникновение  пожаров вносят грозовые разряды (14%) и 7% лесных пожаров происходит из-за сельхозпалов. Возникновению лесных пожаров во многом способствуют засухи, также причиной возникновения пожаров  могут стать и метеорологические  условия.

Информация о работе Экологические последствия лесных пожаров