Экологические права и обязанности граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 09:34, контрольная работа

Описание работы

Экологические права граждан – это закрепленные в законе и гарантированные системой права возможности в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, использования естественной среды. Обеспечение экологических прав является основой экологической политики государства и целью ее осуществления. Экологические права обусловлены жизненными потребностями человека, необходимостью гарантировать экологически безопасные условия жизни человека как наивысшей социальной ценности.
Экологические права граждан установлены в Законе «Об охране окружающей среды».

Содержание работы

Введение
1 Понятие и общая характеристика экологических прав граждан
1.1 Права граждан в области охраны окружающей среды
2 Экологические обязанности граждан и их объединений
3 Экологические правомочия общественных и иных некоммерческих объединений
Заключение
Библиографический список

Файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 139.00 Кб (Скачать файл)

Экологические права  и обязанности человека

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

1 Понятие и общая  характеристика экологических прав  граждан

1.1 Права граждан в  области охраны окружающей среды

2 Экологические обязанности  граждан и их объединений

3 Экологические правомочия общественных и иных некоммерческих объединений

Заключение

Библиографический список

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Экологические права  граждан – это закрепленные в  законе и гарантированные системой права возможности в сфере  охраны окружающей среды, обеспечения  экологической безопасности, использования естественной среды. Обеспечение экологических прав является основой экологической политики государства и целью ее осуществления. Экологические права обусловлены жизненными потребностями человека, необходимостью гарантировать экологически безопасные условия жизни человека как наивысшей социальной ценности.

Экологические права  граждан установлены в Законе «Об охране окружающей среды».

Они связаны с правом на благоприятную экологически безопасную окружающую среду, поскольку в опасной, неблагоприятной окружающей среде нарушается право на жизнь, взрываются его естественные условия.

Вопрос об экологических  правах человека и гражданина является центральным в национальном и  международном экологическом праве. Оно тесно связано с правом на жизнь и здравоохранение населения.

 

  1. ПОНЯТИЕ И ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРАВ ГРАЖДАН

 

Основным правом каждого  человека является право на жизнь. Это  положение закреплено в Конституции  Российской Федерации в ч.1 ст. 20.3 Право это основано на положениях Хартии о правах человека Всемирной декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948г., Декларацией прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991г. Это право закреплено в Стокгольмской декларации, принятой на конференции ООН по охране окружающей среды (1972) и в последующих документах.

Статья 42 Конституции  РФ закрепляет три, по существу, самостоятельных, но тесно связанных между собой  экологических права человека:

1) право на благоприятную окружающую среду;

2) право на достоверную  информацию о ее состоянии;

3) право на возмещение  ущерба, причиненного здоровью или  имуществу экологическим правонарушением.

Содержание экологических  прав граждан состоит из трех частей:

1) возможность действовать определенным образом в своих интересах;

2) право требовать  от субъектов исполнения их  юридических обязанностей (совершать  те или иные действия или  воздерживаться от их совершения;

3) обращаться за защитой  нарушенного права к государственным  органам.

Конституция впервые  наделила понятие права на благоприятную  окружающую среду высшей конституционной  легитимностью. Право на благоприятную  окружающую среду конкретизировано в ст.11 Закона РФ от 10 января 2002г. " Об охране окружающей среды".

Окружающая среда является благоприятной, если ее состояние соответствует нормативам, касающимся ее чистоты, ресурсоемкости, неистощимости, экологической устойчивости, видового разнообразия и эстетического богатства.

Конституцией РФ также  предусмотрено право граждан  на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Достоверной является заведомо неискаженная информация об окружающей среде, которой располагают специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды. Уровень достоверности информации зависит от уровня развития экологической науки и техники в сфере мониторинга и контроля.

Третье экологическое  право, закрепленное в ст.42 Конституции  РФ,- право на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу экологическим  правонарушением.

В Законе "Об охране окружающей среды", который занимает центральное  место в системе экологического законодательства РФ, приняты основные положения следующего содержания:

Статья 11 Закона провозглашает  права и обязанности граждан  в области охраны окружающей среды:

1. Каждый гражданин  имеет право на благоприятную  окружающую среду, на ее защиту  от негативного воздействия, вызванного  хозяйственной и иной деятельностью,  чрезвычайными ситуациями природного  и техногенного характера, на  достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

2. Граждане имеют право:

- создавать общественные  объединения, фонды и иные некоммерческие  организации, осуществляющие деятельность  в области охраны окружающей  среды;

- направлять обращения в органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах проживания, мерах по ее охране;

- принимать участие  в собраниях, митингах, демонстрациях,  шествиях и пикетированиях, сборе  подписей под петициями, референдумах  по вопросам охраны окружающей  среды и в иные непротиворечащие  законодательству РФ акциях;

- выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;

- оказывать содействие  органам государственной власти  РФ, органам государственной власти  субъектов РФ, органам местного  самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

- обращаться в органы  государственной власти РФ, органы  государственной власти субъектов  РФ, органы местного самоуправления  и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями  по вопросам, касающимся охраны  окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;

- предъявлять в суд  иски о возмещении вреда окружающей  среде;

- осуществлять другие  предусмотренные законодательством  права.

3. Граждане обязаны:

-сохранять природу и окружающую среду;

-бережно относиться  к природе и природным богатствам;

-соблюдать иные требования  законодательства.

Статья 12 Права и обязанности  общественных и иных некоммерческих объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды,

Общественные и иные некоммерческие объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, имеют право:

- разрабатывать, пропагандировать  и реализовать в установленном  порядке программы в области  охраны окружающей среды, защищать права и законные интересы граждан в области охраны окружающей среды, привлекать на добровольной основе граждан к осуществлению деятельности в области охраны окружающей среды;

- за счет общественных  и привлеченных средств осуществлять  и пропагандировать деятельность в области охраны окружающей среды, воспроизводства природных ресурсов, обеспечения экологической безопасности;

- оказывать содействие  органам государственной власти  РФ, органам государственной власти  субъектов РФ, органам местного  самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;

- организовывать собрания, митинги, демонстрации, шествия и  пикетирование, сбор подписей  под петициями и принимать  участие в указанных мероприятиях, в соответствии с законодательством  РФ, вносить предложения о проведении референдумов по вопросам охраны окружающей среды и об обслуживании проектов, касающихся охраны окружающей среды;

- обращаться в органы  государственной власти РФ и  местного самоуправления по вопросам  о получении своевременной полной  информации о состоянии окружающей среды, а также с жалобами и заявлении по вопросам негативного воздействия на окружающую среду;

- организовывать и  проводить в установленном порядке  слушания и экологическую экспертизу  по вопросам проектирования, размещения  объектов, хозяйственная деятельность которых может нанести вред окружающей среде;

Подавать в органы государственной власти РФ, суд и  иные органы обращения об отмене решений  о проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, об эксплуатации объектов, хозяйственная деятельность которых может оказать негативное воздействие на окружающую среду;

предъявлять в суд  иски о возмещении вреда окружающей среде.

Статья 13 п.3 указывает  на то, что должностные лица, препятствующие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

Статьи 11 и 12 Закона затрагивают  важный элемент правового статуса  гражданина России - его экологические  права и обязанности. Часть из них закреплена именно в этих статьях Закона. Но некоторые экологические права и обязанности составляют содержание других законов РФ: Земельного кодекса РФ, Лесного кодекса РФ, Закона "О недрах" и других, посвященных отдельным природным ресурсам.

 

1.1 Права граждан  в области охраны окружающей  среды

 

Право на благоприятную  окружающую среду является разновидностью субъективных прав граждан, которому корреспондируют  обязанности органов публичной  власти по поддержанию окружающей среды  в благоприятном состоянии, а также про ведению различных мероприятий по устранению отрицательных воздействий неблагоприятной среды на жизнь и здоровье людей.

Субъективное право - это гарантированная государством мера возможного (дозволенного) поведения  личности, важнейший элемент ее конституционного статуса. Носитель субъективного права всегда имеет выбор: действовать определенным образом или воздержаться от действий (например, требовать или не требовать от компетентных органов предоставления экологически значимой информации)1.

В юридической науке  достаточно четко сформулированы основные различия между категориями «права человека» и «права гражданина». Суть их сводится к следующему.

Права человека могут  существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи их носителя с тем или иным государством. Это, таким образом, естественные неотчуждаемые права, принадлежащие каждому от рождения. Права гражданина находятся под защитой того государства, к которому принадлежит данное лицо.

Таким образом, права  гражданина - форма опосредования  прав человека, которые признаны государством и поставлены под его защиту. При  этом нельзя забывать, что множество  людей в мире вообще не имеют статуса  гражданина (апатриды) и, следовательно, они формально являются обладателями прав человека, но не имеют прав гражданина.

Поэтому право человека и право гражданина на благоприятную  окружающую среду различаются по своему объекту и субъекту. Если объектом права человека является состояние  биосферы Земли в целом, благоприятное качество которой определяет здоровье всего населения планеты, то объектом права гражданина является определенное качественное состояние биосферы только Российской Федерации, как одной из частей международного сообщества. Следовательно, различными будут и субъекты данного права2.

Субъектами права человека являются все люди планеты, независимо от национальности, расы, гражданства, места нахождения и Т.д., а субъектами права гражданина будут являться только граждане Российской Федерации и лица, находящиеся на ее территории (иностранные граждане, апатриды).

Права человека и гражданина на благоприятную окружающую среду  принципиально различаются и  по средствам защиты. Если право  граждан на благоприятную окружающую среду защищается в судебном или административном порядке при помощи системы правоохранительных органов РФ, то для защиты права человека существует не только эта система, но и довольно сложная система международных органов по защите прав человека, включающая как региональные, так и универсальные органы.

Наконец, в отличие  от права человека, закрепленного  главным образом в Декларациях  и иных международных документах, право гражданина на благоприятную  окружающую среду закреплено в Конституции  и конкретизировано в отраслевом экологическом законодательстве РФ и субъектов РФ.

Следует отметить, что  параллельно с развитием международного сотрудничества в области экологических  прав человека, на внутригосударственном  уровне осуществлялась научная разработка понятия и содержания данного  права.

Еще до принятия действующей  Конституции во многих научных работах  отмечалось формирование «права на благоприятную  окружающую среду». Другие ученые говорили о «праве человека и гражданина на здоровую (безопасную) окружающую среду». Однако в последнем случае, мы полагаем, что авторы обращали внимание лишь на один, хотя и важнейший элемент благоприятного качества окружающей среды - ее соответствие санитарно-гигиеническим нормативам.

Существенным для определения  содержания права на благоприятную  окружающую среду является вопрос о содержании понятия «благоприятной окружающей среды».

Информация о работе Экологические права и обязанности граждан