Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 01:27, курсовая работа
Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении правового регулирования экологических преступлений.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
определить понятие экологического преступления;
рассмотреть виды экологических преступлений;
рассмотреть меры по борьбе с экологическими преступлениями;
Введение
1 Экологические преступления: общая характеристика
1.1 Понятие и состав экологических преступлений
1.2 Виды экологических преступлений
1.3 Понятие и нормы экологического права
2 Правовое регулирование экологических преступлений
2.1 Роль экологического права в жизни общества. Эволюция экологического права
2.2 Уголовная ответственность за экологические преступления. Проблема совершенствования законодательства в области экологического контроля
2.3 Основные направления уголовно-правовой борьбы с экологическими преступлениями в России
Заключение
Список использованной литературы
1.3 Понятие и нормы экологического права
Экологическое право - это отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, которые регулируют экологические общественные отношения с целью достижения гармонии в отношениях между обществом и природой.
Как наука, экологическое право - это система научных знаний об экологическом праве как отрасли права, а также как учебной дисциплине.
Экологическими общественными отношениями называются это исторически обусловленные производственные отношения, которые направлены на сохранение, улучшение, восстановление и эффективное использование природных объектов (экосистем) [Борзенков, 2008, 621 с.].
В качестве предмета экологического права выступают общественно-экономические отношения в области взаимодействия общества и природы, которые бывают двух видов:
Экологическое право проявляется в трех формах:
Нормы экологического права включают правила поведения, регулирующие отношения людей по охране и использованию окружающей среды. Нормы экологического права бывают трех видов:
По своему содержанию экологические нормы бывают следующих видов:
Нормами-принципами закрепляются основные положения по охране природы. Нормы-приоритеты - это нормы, устанавливающие правовые преимущества в сфере охраны и использовании природы, одних объектов над другими. Нормы-приоритеты бывают следующих видов:
Нормы-правила - это нормы, содержащие экологические требования по отношению к определенной сфере экологического правоотношения. Делятся на:
2 Правовое регулирование экологических преступлений
2.1 Роль экологического права в жизни общества. Эволюция экологического права
В России экологическое право появилось в связи с необходимостью регулировать поведение людей в целом и в отношениях с окружающей средой.
Как известно, природа представлена единой системой, каждое явление которой взаимосвязано и взаимозависимо. Таким образом, действия человека также находятся в тесном взаимодействии с природой, которое осуществляется посредством форм использования и охраны окружающей среды. Так, экономическая форма подразумевает потребление, использование и преобразование природы человеком. Через другую форму находят свое выражение экологические интересы человека, и всего общества в целом, потребность в здоровой, чистой и многообразной окружающей среде, т.е. потребность в благоприятной среде обитания [Эриашвили, 2000, 415 с.].
Человек в этом взаимодействии занимает центральную позицию, одновременно воздействуя на природу своей производственно-хозяйственной (экономической) деятельностью и испытывая влияние со стороны природной среды (экологическое воздействие). Экономические и экологические интересы общества идентичны по социальной направленности, так как преследуют цель обеспечить качество жизни человека, его жизненный статус, гарантирующий ему биологическую и материальную самостоятельность.
Однако, это единство является противоречивым. В объективном плане, оно возникает вследствие постоянного экономического воздействия на природную среду по причине ее потребления и использования. С субъективной точки зрения, причина его появления заключается в игнорировании вреда, наносимого природе. Отсюда следует, что человек обязан соблюдать законы природы и в соответствии с ними удовлетворять свои потребности. В случае нарушения этого требования природе наносится непоправимый вред, ухудшается, а порой становится непригодной для существования человека, окружающая его природная среда [Румянцева, 2007, 378 с.].
Негативную деятельность человека в отношении к окружающей среде можно выделить в трех взаимосвязанных формах:
В истории России регулирование взаимодействия общества и природы выделяется в четыре этапа:
В качестве движущих сил эволюции этих этапов выступают разные факторы: развитие производительных сил общества, увеличение масштабов использования природных ресурсов, накопление правового материала.
Изначально земельное право, через свои нормы выражающее интересы в потреблении природных ресурсов, выполняло главную функцию в процессе регулирования отношений общества и природы. Однако, важно отметить, что в дореволюционном законодательстве оно являлось частью гражданского права, так как земля рассматривалась как недвижимость и представляла собой объект всех видов гражданско-правовых сделок (купли, продажи, аренды и т.п.).
Согласно Декрету о земле, принятому в 1917 году, а также всем последующим Декретам советского периода, земля рассматривалась как собственность государства и изымалась из гражданского оборота. Таким образом, земельные отношения приобрели самостоятельное значение.
Постепенно, в связи с вовлечением в хозяйственную эксплуатацию других природных ресурсов (лесных, минеральных, водных), из земельного права соответственно выделились и другие отрасли права: лесное, водное, горное (недренное). Было предложено выделить даже фаунистическое и воздушное право, но предложения эти не нашли поддержки, поскольку животный мир нельзя отделить от среды обитания, а значит, собственность на него неотделима от собственности на леса, воды, землю. Что касается воздушного права, воздух как объект природы не обладает материальной формой [Ерофеев, 2005, 320 с.].
Таким образом, рассматривая землю, недра, леса и воды в качестве собственности только государства, было создано природно-ресурсное право, представляющее собой интегрированную область права . Его первоначальная цель заключалась только в организации рационального использования природных ресурсов для удовлетворения экономических интересов общества. Но с возрастающим отрицательным воздействием хозяйственной деятельности на окружающую среду представилось необходимым включить в требование рационального использования экологический элемент. Так было образовано природоохранительное право.
Таким образом, уже в Советском Союзе возникла необходимость создания экологического права на основе природоохранительного и природно-ресурсного права, общей чертой которых являлась государственная собственность на воды, землю, леса, недра.
В 90-е гг. двадцатого столетия, в связи с распадом системы административного социализма и переходом к рыночной экономике, возникла денационализация природных ресурсов. Помимо государственной, возникли такие формы собственности на природные ресурсы, как частная и муниципальная. В хозяйственный оборот были включены земля и другие ресурсы. Как недвижимость, земля становится предметом гражданско-правовых сделок.
Процессы денационализации природных ресурсов и приватизации земель стали причиной существенных изменений в содержании экологических отношений. Часть земельных и других природно-ресурсовых отношений с приобретением имущественного характера были исключены из экологического права.
Таким образом, в составе экологического права остались такие виды экологических отношений, к объектам которых земля, недра, воды, леса, животный мир относятся в качестве составных частей окружающей среды, направленных на обеспечение экологической функции природы.
Метод правового регулирования также претерпел некоторые изменения. Главенствующая роль вместо императивного метода (метода субординации или административного), основой которого выступает принцип исключительной собственности государства на природные ресурсы, отводится экономическому и гражданско-правовому методу регулирования, который основывается на равенстве сторон [Боголюбов, 1998, 448 с.].
2.2 Ответственность за экологические преступления. Проблема совершенствования законодательства в области проведения экологического контроля
В соответствии с законодательством, юридическое или физическое лицо, в случае причинения вреда окружающей среде вследствие ее загрязнения, порчи, истощения, уничтожения, деградации и разрушения естественных экосистем, нерационального использования природных ресурсов и природных компонентов, ландшафтов и других нарушений в области охраны окружающей среды, обязано в полном объеме его возместить. Причиненный вред в отношении природной среды можно выразить через реальные или предполагаемые потери. Эти потери, в свою очередь, могут выражаться в виде нанесенного ущерба (реальные потери в природной среде: уничтожение животного мира, лесов, истощение вод) и в виде убытков (расходы, направленные на восстановление нарушенного состояния природной среды). Таким образом, вред, нанесенный окружающей среде, нарушает право человека на жизнь в благоприятной, здоровой окружающей среде и посягает на его интересы.
Предусмотренная действующим законодательством ответственность за экологические преступления служит для защиты интересов граждан. Являясь формой государственного принуждения, преследуется она только государственными, специально уполномоченными органами (должностными лицами). Применение этой ответственности регламентирует система процессуальных правил, которые предусматривают различные отрасли права (административные, гражданские, уголовные).
Окружающая среда, в которой стихийные бедствия и антропогенные явления служат причиной неблагоприятных воздействий, выступает в качестве источника неблагоприятных последствий, которые представляют основную причину вреда здоровью человека.
Действующим законодательством предусматриваются различные формы по возмещению вреда, причиненного неблагоприятным воздействием окружающей среды: исковая, административная и страховая [Жевлаков, 2002, С. 15-19].
Как уже было отмечено выше, экологические преступления бывают умышленными, а могут быть совершены по неосторожности в результате халатности, бездействия или небрежного отношения. Тем не менее, юридическая формула эколого-правовых отношений звучит: «разрешается все, что не запрещает закон». Таким образом, физические и юридические лица, в соответствии с законодательством РФ в области охраны природы, могут быть привлечены к различным формам ответственности: дисциплинарной, материальной, административной и уголовной.
Контроль в области охраны окружающей среды осуществляется через систему мер, которые направлены на то, чтобы предотвратить, выявить и пресечь нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; обеспечить соблюдение субъектами хозяйственной и иной деятельности требований, нормативов и нормативных документов в том числе, в области охраны окружающей среды [Боголюбов, 1998, С. 188-189].