Экологические преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2015 в 01:27, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы заключается в рассмотрении правового регулирования экологических преступлений.
Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
определить понятие экологического преступления;
рассмотреть виды экологических преступлений;
рассмотреть меры по борьбе с экологическими преступлениями;

Содержание работы

Введение
1 Экологические преступления: общая характеристика
1.1 Понятие и состав экологических преступлений
1.2 Виды экологических преступлений
1.3 Понятие и нормы экологического права
2 Правовое регулирование экологических преступлений
2.1 Роль экологического права в жизни общества. Эволюция экологического права
2.2 Уголовная ответственность за экологические преступления. Проблема совершенствования законодательства в области экологического контроля
2.3 Основные направления уголовно-правовой борьбы с экологическими преступлениями в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

эко преступления.rtf

— 401.24 Кб (Скачать файл)

Осуществление экологического контроля играет огромную роль в сфере охраны окружающей среды. Кроме того, экологический контроль имеет большое значение и оказывает влияние в области природопользования. Его проведение способствует успешной реализации государственной политики, направленной на рациональной использование и воспроизводство природных ресурсов. 

Действующим законодательством подчеркивается необходимость принятия специального комплексного нормативно-правового акта в области экологического контроля.

Важно отметить, что экологический контроль в процессе своей организации и осуществления, имеет ряд особенностей. Деятельность федеральных органов исполнительной власти, которые осуществляют экологических контроль, должен четко определять нормативный акт. В целях обеспечения четкого правового регулирования предмета, объектов, границ и видов экологического контроля представляется целесообразным принятие Федерального закона «Об экологическом контроле», который позволил бы решить целый ряд задач:

  • сохранить благоприятную окружающую среду, предотвращая и сокращая негативное воздействие на нее хозяйственной и иной деятельностью;
  • создать правовые механизмы, осуществляющие последовательную экологическую контрольную деятельность федеральных органов исполнительной власти;
  • закрепить все виды экологического контроля (государственный, производственный и общественный;
  • определить порядок организации и осуществления каждого из видов экологического контроля, установить принципы и формы их взаимодействия;
  • упорядочить отношения в области экологического контроля, в том числе ликвидировать дублирование полномочий, как между федеральными органами исполнительной власти, так и между ними и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами местного самоуправления;
  • разграничить функции экологического контроля и надзора [Ганюхина, 2008, С. 167].

Таким образом, представляется возможным устранить и другие правовые пробелы в этой области, благодаря чему повысится эффективность экологического контроля с одновременным упрощением взаимодействия между субъектами экологического контроля.

Отметим, что экологическая политика, что в условиях рыночной экономики должна быть реализована посредством реальных рыночных рычагов: штрафы за негативное воздействие на окружающую среду, система экологического страхования рисков и ответственности по возмещению вреда окружающей среде, а также ряд других способов [Экологическая безопасность России, 2002, С. 23].

С методами экономического регулирования должны быть использованы следующие способы: экологическая сертификация, лимитирование и квотирование воздействия на окружающую среду, экологический аудит, торговля сертифицированными единицами сэкономленной или восстановленной окружающей среды и предотвращенного экологического ущерба.

 

 

 

 

2.3 Основные направления уголовно-правовой борьбы с экологическими преступлениями в России

 

Количество экологических преступлений, как и других нарушений, с каждым годом становится все больше. А ведь экологические преступления не только наносят вред экономике страны: они подрывают биологические основы существования человека [Экологическая безопасность России, 2002, С. 23].

Таким образом, задача органов внутренних дел в соответствии с экологическим законодательством и другими нормативно-правовыми актами заключается в обеспечении взаимодействия с территориальными органами здравоохранения, охраны природы и т.д. В сфере охраны окружающей среды в объеме своей компетенции ими осуществляется целый ряд задач:

  • предупреждение и пресечение экологических преступлений;
  • контроль за соблюдением санитарных правил содержания улиц, дворов и других территорий населенных пунктов и загородных мест отдыха и пляжей;
  • содействие другим органам по осуществлению мер, направленных на охрану и защиту природы от загрязнения, борьбу с браконьерством и нарушением правил при охоте и рыболовстве;
  • контроль и направление работы пожарных подразделений других министерств и ведомств, определение порядка совместной работы пожарных организаций страны;
  • регистрация, учет, и контроль за техническим состоянием автотранспортных средств, принадлежащих предприятиям, учреждениям и гражданам;
  • осуществление охраны природных объектов или комплексов;
  • обеспечение проведения мероприятий, направленных на рациональное использование природных ресурсов (лесов, земель, вод и других природных объектов).

Со стороны внутренних дел наибольшее распространение получили следующие формы содействия с природоохранными органами (рыбоохрана, воднадзор, охотнадзор и др.):

  • совместная разработка комплексных планов, участие в задержании правонарушителей, установлении их личности;
  • проверка орудий и способов охоты и рыболовства;
  • осмотр добытых животных и рыб: организация и проведение патрулирования, рейдов и засад;
  • изъятие у браконьеров орудий незаконной охоты и рыболовства;
  • получение от должностных лиц и граждан объяснения по поводу нарушений ими природоохранительного законодательства;
  • составление протоколов и т.п.

Профилактика экологических преступлений - важное направление деятельности органов внутренних дел в сфере охраны природы. Исходя из того факта, что проявлением достижения наивысшей эффективности в эколого-правовой деятельности органов внутренних дел является определенное снижение экологических правонарушений, их важнейшую задачу можно определить как выявление причин и условий, которые способствуют совершению экологических правонарушений, а также разработка мер по их предупреждению.

Таким образом, проявляется необходимость объединения усилий всех государственных, и правоохранительных органов в том числе, с целью охраны и восстановления естественной среды обитания человека. Как свидетельствует повседневная практика, только силами природоохранных и контролирующих органов невозможно остановить разрушительный процесс в экологии.

Сегодня, как никогда раньше, необходимо укрепить авторитет природоохранных прокуратур, создать стабильные правовые основы деятельности и их взаимодействие с территориальными прокуратурами и другими право- и природоохранными и контролирующими органами в сфере экологии [Боголюбов, 1998, 448 с.].

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что объединение усилий всех государственных органов и общественных организаций, способно поспособствовать комплексному подходу в организации борьбы с правонарушениями в области природопользования.

Принятие межведомственных нормативных актов, которые охватывают смежные вопросы охраны окружающей среды - один из способов комплексного подхода в организации природоохранной деятельности.

 

 

Заключение

 

Выживание человечества и сохранение окружающей среды - наиболее важная проблема современного мира. Обострение экологического кризиса, влияние международного экологического права и других факторов привели к осознанию необходимости уточнить объекты экологического преступления и включить новые составы преступлений в российское уголовное законодательство. Уголовная ответственность наступает не только за оконченное преступление, но и за попытку его совершения. Конечно, существенно изменились и санкции.

В частности, наиболее принципиальные изменения в сфере экологических преступлений охватывают:

  • выделение отдельной главы 26 в структуре Особенной части УК РФ «Экологические преступления», объединяющей большинство известных отечественному законодательству составов преступных посягательств на окружающую среду;
  • уточнение цели принятых норм, которые устанавливают ответственность за совершение экологических преступлений;
  • расширение круга непосредственных объектов преступных посягательств;
  • конкретизация перечня предметов экологических преступлений;
  • существенное изменение многих традиционных составов преступлений;
  • приобретение уголовным законодательством более широкой сферы действий: охват разнообразной хозяйственной деятельности различных субъектов (размещение, проектирование, строительство, медицина, фармацевтика, сельскохозяйственное производство, транспорт, обыденная деятельность граждан и узкоспециализированные, опасные виды работ);
  • последовательное решение вопросов вины (в большинстве случаев вина в составе преступлений представлена в виде косвенного умысла, когда лицом осознается общественная опасность при нарушении им правил охраны окружающей среды или правил, определяющих порядок деятельности, и можно предвидеть возможность наступления общественно опасных последствий, но лицо сознательно допускает их наступление или его отношение к ним характеризуется пренебрежительностью);
  • äîñòèæåíèå ñîãëàñîâàííîñòè óãîëîâíîãî è ñïåöèàëüíîãî ýêîëîãè÷åñêîãî çàêîíîäàòåëüñòâà áëàãîäàðÿ ãðàìîòíîìó èñïîëüçîâàíèþ ñïåöèàëüíîé òåðìèíîëîãèè, ðàñøèðåíèþ êðóãà çàùèùàåìûõ óãîëîâíî-ïðàâîâûìè ñðåäñòâàìè îáúåêòîâ, âêëþ÷åíèþ íîâûõ ñîñòàâîâ, ïðèìåíÿþùèìñÿ ñïîñîáàì îïèñàíèÿ îáúåêòèâíîé ñòîðîíû è äðóãèì ñðåäñòâàì è äð.

Охрана природных ресурсов - одна из многочисленных задач, которые решаются органами внутренних дел совместно с другими государственными и общественными организациями. Для того, чтобы это взаимодействие имело более целенаправленный и перспективный характер, в настоящее время представляется необходимым принять ряд действий:

1) создать специальный аппарат, координирующий деятельность органов внутренних дел по борьбе с браконьерством и другими видами нарушений природоохранительного законодательства;

2) сформировать специализированные группы и подразделения (экологическую полицию), задачами которых были бы непосредственная организация и проведение комплекса мероприятий, связанных с охраной природных ресурсов, особенно в областях, краях и республиках с наиболее обильной и редкостной фауной и флорой;

3) выделить конкретных сотрудников, которые бы организовывали и проводили работу по охране природы;

4) упорядочить нормативные акты, регламентирующие обеспечение надзора по охране природных объектов и рационального природопользования.

 

Список использованной литературы:

 

  1. Боголюбов, С.А. Экологическое право: конспект лекций / С.А. Боголюбов - М.: Велби, 1998. - 448 с.
  2. Борзенков, Г.Н. Российское уголовное право / Г.Н. Борзенков. В 2-х томах. Том 2. Особенная часть. - М.: Проспект, 2008. - 621 с.
  3. Бринчук, М.М. Экологическое право: Учеб./ М.М. Бринчук. - 2-е перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - 352 с.
  4. Водный Кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 №74-ФЗ (в ред. от 14.07.2008) - СПС Гарант.
  5. Ганюхина, О. Ю. Правовое регулирование экологического контроля в Российской Федерации / О.Ю. Ганюхина - Санкт Петербург: Изд-во «Лань», 2008. - 196с.
  6. Дубовик, О.Л. Экологическое право: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2007. - 688 с.
  7. Ерофеев, Б.В.Экологическое право: Учебник / Б.В. Ерофеев. - 2-е изд., доп. ФОРУМ: ИНФРА-М.: 2005. - 320 с.
  8. Жевлаков, Э. К вопросу об ответственности юридических лиц за совершение экологических преступлений // Уголовное право, № 1. 2002. - С. 15-19.
  9. Земельный Кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 №136-ФЗ (в ред. от 22.07.2008) - СПС Гарант.
  10. Конституция Российской Федерации. - М.: Проспект, 2001. - 48 с.
  11. Отчет о Всероссийском совещании по борьбе с экологическими правонарушениями // «Государство и право». - 2007 - № 1 - С.110-114.
  12. Постановление Правительства РФ от 25 сентября 2008 г. № 716 «О должностных лицах Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и ее территориальных органов, осуществляющих федеральный государственный экологический контроль (федеральных государственных инспекторах в области охраны окружающей среды)»
  13. Постановление Правительства РФ от 27 января 2009 г. № 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)» (в редакции Постановления Правительства РФ от 31 марта 2009 г. № 285)
  14. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 05.11.1998 № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения», ред. от 06.02.2007
  15. Уголовный кодекс Российской Федерации. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 192 с.
  16. Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (в редакции Федерального закона от 14 марта 2009 г. № 32-ФЗ)
  17. Экологическая безопасность России // Журнал российского права, 2002. № 5. - С. 23-29.
  18. Экологическое право России: учебное пособие для студентов вузов / Под ред. Н.В. Румянцева. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2007. - 368 с.
  19. Экологическое право: Учебник для вузов / Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В. Гучков и др.; Под ред. В.В. Гучкова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. - 415 с.
  20. .ru

Информация о работе Экологические преступления