Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2013 в 18:02, реферат
Вопрос о том, насколько серьезны последствия сейсморазведки для рыб, до сих пор остается открытым. Однако нет сомнений, что под подобное воздействие попадает рыба в радиусе 2-3 км от судна. В результате возможно изменение путей миграции и нереста. По данным Норвежского Министерства Нефти и Энергетики процесс сейсморазведки постоянно изучается и лимитируется в периоды нереста ценных пород рыб.
Введение……………………………………………………..3
1.Экологические риски
1.1 Экологические риски при проведении геофизических изысканий…………………………………………………...5
1.2 Экологические риски при бурении скважин……..5
1.3 Выбросы в море……………………………………….7
1.4 Аварийные разливы нефти………………………….9
1.5 Выбросы в атмосферу……………………………….11
1.6 Уровень сейсмоопасности………………………….13
2. Экологические риски при транспортировке нефти и газа
2.1 Танкерная транспортировка……………………….15
2.2 Транспортировка по трубопроводной системе...19
3. Влияние гигантских волн на безопасность морской добычи и транспортировки углеводородов
3.1 «Волны-убийцы»……………………………………..23
3.2 Волны-убийцы — попытка дать определение…..27
3.3 Исследовательская функция морских платформ. «Новогодняя волна»………………………………………..31
3.4 Физические механизмы появления волн-убийц………….……………………………………………………...35
4. Заключение………………………………………………..41
5.Список литературы……………………………………....43
Волны-убийцы
В 1-й части статьи специалисты
Института океанологии
В 1840 г. во время своей экспедиции в Южный океан французский мореплаватель Дюмон Дюрвиль наблюдал необычную гигантскую волну высотой около 35 м. Его сообщение на заседании французской академии вызвало дружный смех. Никто из академиков не мог поверить в то, что такие волны могут существовать.
Бурное развитие мореплавания
и морского строительства в последующие
полтора века предоставило многочисленные
свидетельства существования
Только за 25 лет (1969-1994 гг.)
в Тихом и Атлантическом
Морские нефтяные платформы также подвержены рискам воздействий аномальных волн. Эксперты полагают, что именно волна-убийца разрушила буровую вышку компании MobilOil в районе Большой Ньюфаундлендской банки в 170 милях от порта Сент-Джонс (Канада) 15 февраля 1982 г. Гигантская волна разбила иллюминаторы и затопила пульт управления, после чего вышка перевернулась и затонула, унеся жизни всех 84 буровиков. В 1995 г. плавучая буровая «Веслефрик В» компании Statoil была серьезно повреждена волной-убийцей. Прочный корпус морской платформы «Шихальон» (компания BP Amoco), конструкция которой по расчетам должна была выдерживать удары стихии при скорости ветра 130 км/ч, был сильно поврежден волной 9 ноября 1998 г. при скорости ветра 110 км/ч.
Недавно Европейское космическое агентство (ESA) подготовило доклад, в котором утверждается, что волны-убийцы встречаются в океане значительно чаще, чем это предполагалось ранее. Этот вывод, подтвержденный независимыми измерениями волн в Южной Атлантике, может в корне изменить подход к стандартам безопасности строительства и эксплуатации морских нефтяных платформ и танкеров. По мнению известного норвежского эксперта С. Хавера, высота волны-убийцы может на 10-20% превышать порог, заданный статистическими данными о волнении, который учитывается при строительстве нефтяных платформ. Еще более категорично высказался авторитетный британский эксперт в области судостроения Д. Фолкнер, утверждая, что часто используемые при постройке судов критерии экстремальной высоты линейной волны в 10,75 м и максимальной нагрузки в 26-60 кН/мм2 совершенно неадекватны и не обеспечивают безопасность на море в условиях воздействия катастрофических волн.
Волны-убийцы стали предметом
внимания для многих международных
организаций, занимающихся проблемами
безопасности судов и морских
сооружений, таких как
Волны-убийцы – попытка дать определение
Сам термин «волна-убийца» и его аналоги в других языках (англ. «roguewave» — волна-разбойник, «freak-wave» — волна-придурок, отморозок; фр. — «ondescеlеrate» — волна-злодейка, «galеjade» — дурная шутка, розыгрыш) дают хорошее представление о существенных чертах этого природного явления, передают чувство ужаса и обреченности при встрече с такой волной. По крайней мере эмоциональное определение выглядит более точным и более содержательным с практической точки зрения, чем формальное определение, которое принято приводить в научной литературе.
Волны-убийцы часто определяются как волны, высота которых более чем в два раза превышает значимую высоту Hs (Hs — средняя высота одной трети самых высоких волн). Предполагая, что вероятность случайных возвышений морской поверхности P(H) подчиняется Рэлеевскому распределению:
P(H) = exp(-2H/Hs) , нетрудно показать, что такие волны могут появляться довольно часто. Волной-убийцей, для которой:
Hf> 2Hs ,
будет примерно каждая из 3000 волн. При характерном периоде ветровых волн это соответствует примерно 8-9 часам. Вероятность аномальных волн сильно зависит от их амплитуды и уже для:
Hf> 3Hs (а наблюдаются и гораздо более высокие волны) время ожидания составляет более 20 лет.
Приведенное определение относится скорее к волнам аномально большой амплитуды (по сравнению со средней). «Настоящие» волны-убийцы, представляющие опасность для судов и морских сооружений, имеют большие абсолютные амплитуды. Но и это уточнение не является окончательным. Некоторые эксперты предлагают выделять «классические аномальные» волны, т.е. волны больших амплитуд, которые могут быть предсказаны в рамках теории однородных квазистационарных квазигауссовых случайных процессов и, собственно, волны-убийцы, вероятность появления которых может быть существенно выше и не описывается существующими теориями случайных процессов.
Большинство исследователей и экспертов по вопросам безопасности в море следуют подобному разделению волн большой амплитуды на «классическое волновое население» и особую «популяцию морских волн-убийц». «Классические» экстремальные волны не представляют особой проблемы, поскольку их вероятность может быть предсказана. При общепринятых стандартах безопасности допустимым считается превышение расчетных нагрузок 1 раз в 25 лет для морских судов и 1 раз в 100 лет для стационарных морских сооружений. Соответственно, допустимая вероятность встречи с «классическими» волнами аномально больших амплитуд принимается при проектировании равной 10-4-10-5 (один инцидент за 10-100 тыс. лет). Недавние исследования показывают, что вероятность появления «неклассических», «настоящих» волн-убийц при этом может быть на порядок выше (1 инцидент в 1000 лет). В связи с этим предлагается пересмотреть существующие критерии безопасности судов и сооружений. Такие критерии не могут быть получены «в лоб» по данным наблюдений (очевидно, никто не располагает экспериментальными волновыми записями длиной «хотя бы» 1000 лет). Основой могут служить либо теоретические модели, либо альтернативные методы наблюдений волн-убийц, прежде всего спутниковые, позволяющие получать данные высокого качества на больших акваториях.
Исследовательская функция морских платформ. «Новогодняя волна»
Серьезные трудности исследований
волн-убийц связаны с
Именно благодаря наблюдениям с нефтяной платформы удалось получить первые точные измерения волны-убийцы — знаменитой волны «Дропнер», или «Новогодней волны». Измерения волнения производились на нефтедобывающей платформе «Дропнер» компании Statoil в Северном море с помощью стандартного лазерного волномера, измерявшего колебания уровня моря с частотой 2,33 Гц; 20-минутный фрагмент записи показан на рис. 3. Волномер был установлен на необитаемой вспомогательной вышке, соединенной мостом с обитаемой частью платформы (рис. 3).
В условиях сильного шторма в течении нескольких часов после полудня 1 января 1995 г. наблюдались волны со значимой высотой 11-12 м. В соответствии с известными статистическим теориями, при таком волнении можно было бы ожидать, что максимальный перепад между гребнем и впадиной волны составит примерно 20 м (около двух значимых высот волны). Однако внезапно на платформу обрушилась значительно более мощная волна, возвышение которой над средним уровнем моря составило 18,6 м, а размах (перепад впадина-гребень) превысил 25 м.
Весьма показательно, что
персонал платформы во время шторма
строго следовал всем правилам безопасности.
На платформе была временно прекращена
добыча нефти, прекращены палубные работы.
Около полудня на необитаемую
вышку, где было установлено измерительное
оборудование, была организована вылазка
для того, чтобы решить вопрос о
необходимости дополнительной защиты
или демонтажа этого
Пример «Новогодней
волны» иллюстрирует ненадежность действующих
методик оценки безопасности в отношении
волн-убийц. Полученная запись (рис. 3) показывает
некоторые характерные черты
этого природного явления. Наблюдавшаяся
волна была вертикально ассиметричной:
высота гребня 18,6 м существенно превышала
глубину впадины (чуть более 7 м). Эта
волна была несколько короче (длина
волны около 220 м) и существенно
круче, чем среднее волнение. К
сожалению, волномер не позволял определить
направление волны, но по сообщениям
очевидцев, это направление существенно
отличалось от направления ветра. Те
же визуальные наблюдения и математическое
моделирование события
Физические механизмы появления волн-убийц
Как отмечалось выше, значительные
усилия прилагаются для того, чтобы
усовершенствовать
Важное обстоятельство,
которое позволяет выделить феномен
волн-убийц в отдельную
Простейший физический механизм формирования волн-убийц может быть исследован довольно просто в рамках линейной теории поверхностных волн. Линейность задачи, в частности, означает, что результатом совпадения двух независимых возмущений будет сумма этих возмущений (принцип линейной суперпозиции). Поверхностные волны (волны на воде) являются диспергирующими волнами, т.е. скорости их распространения зависят от их периода (длины волны). В глубоком океане (длина волны много меньше его глубины) фазовая скорость С волны длиной l дается выражением:
С = (gλ/(2p))1/2 .
Поэтому гребни волн с
различными периодами (длинами), распространяясь
с разными скоростями, могут совпасть
в определенный момент в некоторой
точке пространства и дать, в принципе,
сколь угодно большой всплеск (рис.
4). Вероятность такого события ничтожно
мала и очень сильно зависит от
некоторого начального распределения
амплитуд (энергий) отдельных волновых
компонент. Именно с помощью задания
граничных условий
Информация о работе Экологические риски при добыче морских углеводородов