Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2014 в 15:32, реферат
Понятие «экологические стандарты» имеет в экологическом праве широкое значение. Прежде всего, оно включает собственно стандарты как формы нормативных документов, в которых определяются отдельные экологические требования. Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей среде (воде, атмосферном воздухе, почве) и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на нее также иногда рассматриваются в качестве разновидности экологических стандартов.
Министерство Образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Курский государственный университет»
РЕФЕРАТ
по специальности "Природопользование"
на тему:
"Экологические стандарты в сфере энергопользования"
Выполнил: студент 5 курса
гр. 55
Барышев Юрий
Руководитель: Сысоев Анатолий
Павлович
Курск, 2014
ВВЕДЕНИЕ
Понятие «экологические стандарты» имеет в экологическом праве широкое значение. Прежде всего, оно включает собственно стандарты как формы нормативных документов, в которых определяются отдельные экологические требования. Нормативы предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в окружающей среде (воде, атмосферном воздухе, почве) и нормативы предельно допустимых уровней вредных физических воздействий на нее также иногда рассматриваются в качестве разновидности экологических стандартов. Аналогами таких нормативов в ряде зарубежных государств (США, Японии и др.) являются именно стандарты – стандарты качества воздуха (air quality standards), стандарты качества воды (water quality standards), стандарты шума (noise standards) и др.
В Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» о стандартах говорится в ст. 32 в связи с экологическими требованиями к продукции. В стандартах на новую технику, технологии, материалы, вещества и другую продукцию, способную оказать вредное воздействие на состояние окружающей среды, устанавливаются экологические требования для предупреждения вреда окружающей среде, здоровью и генетическому фонду человека. Экологические требования к продукции производства и потребления должны обеспечивать соблюдение нормативов предельно допустимых воздействий на окружающую природную среду в процесс производства, хранения, транспортировки и использования продукции.
Экологическая стандартизация – одно из активно развиваемых направлений нормативного правового регулирования охраны окружающей среды и природопользования в России. В системе Госстандарта РФ принято около 50 стандартов. В качестве примеров экологических стандартов можно назвать следующие: ГОСТ 17.2.4.02-81. Охрана природы. Атмосфера. Общие требования к методам определения загрязняющих веществ; ГОСТ 17.1.3.12-86. Охрана природы. Гидросфера. Общие правила охраны вод от загрязнения при бурении и добыче нефти и газа на суше; ГОСТ 17.4.2.03-86. Охрана природы. Почвы. Паспорт почвы; ГОСТ 20286-76. Радиоактивное загрязнение и дезактивация. Термины и определения; и др.
Если нормативы предельно допустимых выбросов из стационарных источников загрязнения окружающей среды устанавливаются в форме «нормативов», то нормативы содержания определенных загрязняющих веществ в отработавших газах автомобилей устанавливаются в форме государственного стандарта. Они предусмотрены ГОСТом 17.2.203-87. Охрана природы. Атмосфера. Нормы и методы измерений содержания окиси углерода и углеводородов в отработавших газах автомобилей с бензиновыми двигателями. Требования безопасности. Ряд ГОСТов определяет допустимые уровни шумовых воздействий: ГОСТ 17229-78. Самолеты пассажирские и транспортные. Методы определения уровней шума, создаваемого на местности; ГОСТ 20444-85. Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики; и др.
Одним из действенных способов уменьшить влияние человека на природу является повышение эффективности использования энергии. В самом деле, современная энергетика, основанная в первую очередь на использовании ископаемых видов топлива (нефть, газ, уголь), оказывает существенное воздействие на окружающую среду. Начиная от добычи, переработки и транспортировки энергоресурсов и заканчивая их сжиганием для получения тепла и электроэнергии - все это весьма пагубно отражается на экологическом балансе планеты. Наконец, именно "ископаемая" энергетика ответственна за проблему изменения климата, связанную с увеличением концентрации парниковых газов. То есть вопрос повышения энергоэффективности экономики сейчас является одним из самых животрепещущих для всех стран без исключения.
Энергосбережение сейчас становится одним из приоритетов политики любой компании, работающей в сфере производства или сервиса. И дело здесь даже не столько в экологических требованиях, сколько во вполне прагматичном экономическом факторе.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ В СФЕРЕ ЭНЕРГОПОЛЬЗОВАНИЯ.
В государственных документах прогнозируется дальнейший рост стоимости энергоресурсов. Выход из ситуации один: управление рациональным использованием энергоресурсов и повышение энергоэффективности.
В последние десятилетия
предприятия обратили своё
Признание важности
энергии как одного из видов
ресурсов, который требует такого
же менеджмента, как любой другой
дорогостоящий ресурс, а не как
накладных расходов
Так был разработан
целый ряд стандартов
В 2008 году Международная организация по стандартизации (ISO) начала разработку нового международного стандарта ISO 50001 (Система энергоменеджмента. Требования с руководством по применению). С этой целью создан новый технический комитет ИСО/ТК 242 «Энергоменеджмент».
Внедрение стандарта ISO 50001 возможно для всех организаций независимо от их масштаба и рода деятельности, он может быть внедрён в организации как отдельно, так и с другими системами менеджмента, такими как ISO 9001, ISO 14001. OHSAS 18001 и другими. Стандарт основан на общих элементах, используемых во всех стандартах систем менеджмента ISO, что обеспечивает высокий уровень совместимости с другими системами менеджмента.
В Казахстане
13 января 2012 года № 541-IV ЗРК принят новый Закон РК «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности». Закон принят взамен ранее действовавшего Закона «Об энергосбережении». В новом законе определено понятие Государственного энергетического реестра – систематизированного свода информации о хозяйствующих субъектах, потребляющих более 1500 тонн условного топлива в год, или 2 МВт установленной мощности.
В качестве одной
из целей государственного
Статья 17. Энергоменеджмент
Субъекты государственного
энергетического реестра обязаны создать,
внедрить и организовать систему энергоменеджмента
в соответствии с требованиями международного
стандарта по энергоменеджменту ISO 50001.
В свою очередь, предусмотрена и поддержка
со стороны государства.
Статья 18. Государственная поддержка в области энергосбережения и повышения энергоэффективности
1. Государственная
поддержка в области
1) стимулирование использования
энергосберегающего
2) содействие в осуществлении
образовательной деятельности
3) выделение бюджетных
средств на реализацию
Также предусмотрена ответственность: в Казахстане за нарушение законодательства об энергосбережении будут привлекать к административной ответственности.
«Энергосбережение – это задача общегосударственного масштаба, и принятие адекватных мер по энергосбережению должно быть обеспечено во всех отраслях промышленности, ЖКХ».
Рассмотрим основные положения стандарта ISO50001
Цель стандарта заключается в предоставлении компаниям структурированного и всеобъемлющего руководства по оптимизации процесса потребления энергетических ресурсов и системному управлению данным процессом.
Стандарт ИСО 50001 разработан,
чтобы установить для
В основе стандарта – управление людьми, которые управляют другими ресурсами, потребляющими энергию. Поэтому базовые принципы стандарта и частично его структура построены на основе широкоприменяемого стандарта «Системы менеджмента качества. Требования» ISO 9001:2008.
Главный принцип стандарта: планируй, исполняй, контролируй, совершенствуй.
Базовые принципы стандарта
Применительно к специфике энергоменеджмента предприятия, основные этапы, которые должны обеспечиваться для эффективного управления энергопользованием на предприятии:
· принятие энергетической политики предприятия;
· планирование производства и потребления энергии;
· внедрение и эксплуатация энергетических установок;
· контроль и измерения в энергопользовании, включая результат деятельности персонала;
· корректирующие и предупреждающие действия по выявленным и прогнозируемым несоответствиям;
· внутренний аудит;
· анализ менеджмента в энергопользовании;
· совершенствование менеджмента.
Стандарт предназначен
как для самостоятельного
Задачи руководства предприятия
Основная роль в
реализации эффективного
Энергетическая политика предприятия должна:
· определять основные задачи в сфере энергопользования и доступные предприятию границы применения системы энергоменеджмента;
· включать в себя требования по энергоэффективности и энергосбережению;
· предусматривать обяза-тельства по правовому и информационному обеспечению эффективного энергопользования;
· обеспечивать возможность внесения корректив и пересмотра задач.
Обязанности руководства при обеспечении работоспособности Системы:
· деятельность по разработке и внедрению документов Системы;
· обеспечение соблюдения стандартов предприятия и регламентов, входящих в состав Системы;
· назначение ответственного и полномочного представителя руководства в Системе. Периодическое представление этим лицом докладов об эффективности менеджмента энергопользования и энергоэффективности на предприятии;
· планирование мероприятий и оперативное управление Системой;
· распределение обязанностей и передача полномочий менеджмента.
Информация о работе Экологические стандарты в сфере энергопользования